Напоминание

«В театр играем и речь развиваем!»


Автор: Гужова Анастасия Никоаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 28
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: Проект
Тема: «В театр играем и речь развиваем!»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «В театр играем и речь развиваем!»

Срок реализации: с января по апрель 2025г.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад №28» г. Армавир

Цель:

Создание условий для развития речи детей через театрализованную

деятельность.

Задачи работы:

- пополнить предметно-развивающую среду, обеспечивающей развитие речи

старших дошкольников через театральную деятельность;

-совершенствовать связную и диалогическую речь;

Тип проекта: краткосрочный, творческий

Актуальность

Наблюдая за свободной сюжетно-ролевой игрой детей, я заметила, что дети

берут на себя роль, но затрудняются в построении сюжета и развитию ролевого

диалога в игре. Большинство детей не используют в роли интонацию, мимику.

Результаты мониторинга речевого развития в начале учебного года показали, что

у некоторых воспитанников наблюдается низкий уровень связной речи.

Проанализировав итоги диагностики, я пришла к выводу: для того чтобы

совершенствовать речь детей, необходимо вовлекать детей в театрализованную

деятельность, которая тесно связана с игрой, поэтому близка и понятна детям.

Театральные игры стимулируют активную речь, расширяют словарный запас,

совершенствуют дикцию.

Методы проекта

При реализации проекта использованы следующие методы и приемы:

-наглядные - наблюдения за трудом артистов (спектакли, цирк), рассматривание

фотографий.

-словесные – беседы, объяснения, пересказ, заучивание наизусть.

-практические – дидактические игры и упражнения, игры-драматизации,

инсценировки, этюды, театрализованные представления;

Ожидаемый результат:

-улучшится связная речь детей;

-будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;

-у родителей сформируются представления о создании игровой среды для

полноценного речевого развития ребенка.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

- выделение целей и задач;

- анкетирование родителей;

- беседы с детьми

- подбор наглядности в сети Интернет

Реализация 1 этапа проекта началась с организации развивающей предметно-

пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС ДО. Подобрала

упражнения для развития мимики, жестов, координации речи с движениями.

Пополнила центр речевого развития, различные атрибуты для артикуляционной

и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук. С самого

начала стала привлекать родителей к работе по проекту. Начала с

анкетирования родителей, чтобы выяснить, насколько они готовы помогать

педагогам в обогащении игрового опыта и речевой активности детей.

Выяснилось, что родители заинтересованы, но не знают, каким образом через

домашние театрализованные игры можно развивать речь детей. Тогда было

решено провести своеобразный «ликбез» и в онлайн-режиме организовать

мастер-класс, в ходе которого передать родителям практические знания. В итоге

родители стали главными союзниками в реализации проекта. С их помощью

пополнили театральный уголок игрушками, атрибутами (шапочки, маски,

разнообразные виды театров: на прищепках, пальчиковый, настольный театр).

Особый интерес дети проявили к настольному театру игрушек по сказкам.

Второй этап в основном включал работу с детьми.

В самом начале с целью пополнения знаний о театре и театральных профессиях

с детьми была проведена беседа «Что такое театр?». Воспитанники составляли т

рассказы из личного опыта на тему: «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый

спектакль», в ходе которых делились своими впечатлениями о посещении

театра, рассказывали о просмотренных театральных спектаклях. Дети уже умеют

внимательно слушать читаемый взрослым текст сказки или рассказа, способны

коротко пересказать, отвечать на вопросы по тексту. Но предстояло научить их

вживаться в образ, импровизировать, передавать чувства с помощью интонации,

мимики. Для этого в течение всей деятельности по проекту активно

использовали в совместной деятельности с детьми разные виды театра. Начали с

обыгрывания самых простых этюдов на выражение эмоций, инсценировки

небольших сказок и стихотворений. Игры на развитие мимики вызвали большой

отклик у детей: «Передай позу», «Изобрази», «Расскажи без слов»,

«Угадайка», «Удивлялка», «Что мы делали - не скажем», этюды «Соленый чай»,

«Старенькая бабушка», «Гневная гиена», «Жадный пес» и другие помогали

формировать умение с помощью мимики и жестов показывать черты характера и

поведение персонажей. Такие упражнения, как «Нахмурься, как осенняя туча»,

«Испугайся, как зайчик», «Потанцуй, как уставший Буратино», «Маска, я тебя

знаю» знакомили с основными эмоциями и способами их выражения.

Следующей задачей стало повысить интонационную выразительность речи

при произнесении фраз - грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д.

Устраивались командные соревнования, одни дети становились актерами и

выполняли задания, а другие были зрителями, выбирали, у кого лучше

получилось перевоплощение. Потом дети менялись местами. Это задание не

вызывало особых трудностей.

В процессе реализации проекта много времени уделялось отработке четкой

дикции. Для этого с детьми проводилась артикуляционная гимнастика,

разучивались скороговорки, чистоговорки. Поскольку развитие речи тесно

связано с уровнем развития мелкой моторики, большое внимание уделялось

пальчиковым играм и упражнениям на координацию речи с движением.

Театрализованная деятельность требует развитого воображения, поэтому

актуальной оказалась игра «В моей Вообразилии», которая учила детей

действовать в вымышленной ситуации, например: «Передай книгу друг другу

так, как будто это: кирпич; кусок торта, горячая картошка».

Такие речевые игры и упражнения, как «Доскажи словечко», «Придумай

окончание истории», «Сказка на новый лад», «Слово за слово» способствовали

не только развитию связной речи, но и повышали творческую активность детей,

их способность импровизировать, приучали не бояться , если вдруг забыли слова

своей роли в театрализованной постановке.

В процессе реализации проекта дети постоянно слушали сказки как в

аудиозаписи, так и рассказанные или прочитанные родителями. Все виды театра

имелись в свободном доступе. Поэтому часто инсценнировки возникали

спонтанно, по инициативе детей. Воспитанники самостоятельно распределяли

роли и действовали в соответствии с ними.

На заключительном этапе проекта был подготовлен отчет в виде презентации

Результаты реализации проекта:

Создана развивающая предметно-пространственная среда для развития речи

через театрализованные игры;

-положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков детей;

-повышение интереса к художественной литературе и театрализованной

деятельности;

-обогащение игрового опыта детей;

-повышение

активности

родителей

воспитанников,

и,

как

следствие,

оптимизация качества воспитательно-образовательного процесса. Родители

проявили заинтересованность, понимание значимости развития речи через

театрализованные

игры,

произошло

улучшение

детско-родительских

отношений через совместную подготовку к спектаклям.

Вывод и перспектива

На основании результатов реализации проекта можно сделать вывод, что

театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи,

коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей дошкольного

возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально

привлекательна для детей.

Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов

использования театрализованной деятельности не только как средства развития

связной речи детей, но и как способа формирования межличностных отношений

дошкольников. В дальнейшем планирую продолжать развитие воспитанников в

театрализованной деятельности, расширить тематику игр-театрализаций,

разработать планирование и конспекты

Список литературы:

1.

Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии.– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека

журнала «Воспитатель ДОУ»)

2.

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для

воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.

3.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.:

Москва «ВАКО»2007

4.

Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре— М.:

Просвещение, 1994. – 128с.

5.

Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для

работников дет. садов – М.:ТЦ «Сфера», 2001– 128с

6.

Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,

2009.

7.

Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические

рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

8.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-

творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.

9.

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры,

упражнения, конспекты занятий - М.2009

Приложение1.

Анкетирование родителей

«Развитие речи в семье».

1. Знаете ли вы, что входит в понятие связной речи?

2. Знаете ли вы, как развивать связную речь?

3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы?

4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи?

5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности?

6. Необходима ли вам консультация педагогов в данном вопросе?

Приложение 2

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность как средство

развития речи детей дошкольного возраста»

Оборудование: ноутбук, разные виды театров, диски, ножницы, клей, картинки с

героями разных сказок, прищепки, музыка.

Основные этапы мастер-класса:

1. Вводная часть. Выступление педагога по теме «Театрализованная

деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Основная часть. Изготовление театра на дисках по сказке «Теремок».

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня на мастер-классе мы с вами вместе

постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять

важность театрализованной деятельности Прежде чем начать мастер-класс, я

хочу познакомить вас с видами театра и театрализованными играми. А после

этого, в ходе мастер-класса, научу изготавливать на дисках театр по сказкам

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено

в системе образования, где происходит формирование речи подрастающего

поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная

проблема, потому что на смену живому общению часто приходят компьютерные

игры, телевидение и интернет. В последние годы, к сожалению, отмечается

увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ведь

ясная и

правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского

творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и

находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,

касающиеся формирования связной речи ребенка.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим

персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко,

понятно изъясняться.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры-

драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в

качестве «артиста», самостоятельно создает образы животных, людей,

литературных персонажей. Инсценировки произведений, игры-импровизации с

разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки, постановки спектаклей

по одному или нескольким произведениям тоже относятся к драматизациям.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а

ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные

средства речевой выразительности. Виды режиссерских игр определяются в

соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, кукольный, пальчиковый, и т. д.)

Приступим к практической части.

Изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление

театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках: сделать героев в

виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала

или найти картинку с нужным героем в интернете. Нашу встречу мы начали с

того, что каждый выбрал цветок.

Я предлагаю изготовить театр на диске по разным сказкам.

В вашем распоряжении 15 минут времени, диски, клей, ножницы, картинки с

героями сказки, прищепки и приятная музыка. Все очень просто: вырезаем,

наклеиваем и ставим на прищепках.

Вот герои и готовы. А теперь можно с помощью созданного театра показать

мини-спектакль по сказке.

3. Рефлексия. Подведение итогов. Игра «Настроение» При помощи рук и

определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх

одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие

заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не

изменилось в моём настроении.

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и способные актёры. До

новых встреч!

Памятка для родителей к мастер-классу

Уважаемые родители:

Читайте дома больше сказок, стихов и т. д.,

беседуйте по содержанию произведения,

исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.

Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример,

разыгрывайте мини-спектакли на любую тему,

фантазируйте.

Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии

различных образов.

Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.

Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям,

Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д.

Закрепите в беседе правила поведения в театре.



В раздел образования