Напоминание

Формирование экспериментальных навыков обучающихся при проведении научно-исследовательской работы по химии


Автор: Уточкин Даниил Михайлович
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА "НЕВСКАЯ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАРИУПОЛЬ" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: г. Мариуполь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экспериментальных навыков обучающихся при проведении научно-исследовательской работы по химии
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ

Введение

Научно-исследовательская работа (НИР) по химии играет важную

роль

в

образовательном

процессе,

способствуя

развитию

у

обучающихся

не

только

теоретических

знаний,

но

и

практических

умений.

Одним

из

ключевых

аспектов

такой

работы

является

формирование

экспериментальных

навыков,

которые

позволяют

учащимся

самостоятельно

проводить

химические

опыты,

анализировать результаты и делать научно обоснованные выводы.

Значение экспериментальных навыков в химии

Химия - наука экспериментальная, поэтому умение работать с

реактивами, приборами и методиками является неотъемлемой частью

подготовки

будущих

специалистов.

Экспериментальные

навыки

включают:

владение техникой лабораторных работ;

умение планировать эксперимент;

соблюдение правил безопасности;

обработку и интерпретацию данных.

Развитие этих навыков способствует формированию критического

мышления, повышает мотивацию к изучению химии и готовит учащихся

к реальной научной деятельности.

Методы формирования экспериментальных навыков

1. Лабораторные работы и практикумы

Систематическое

выполнение

лабораторных

работ

позволяет

учащимся

освоить

основные

приемы

работы

с

химическим

оборудованием,

научиться

точно

дозировать

вещества,

проводить

качественные и количественные анализы.

2. Учебные исследовательские проекты

Выполнение

небольших

научных

проектов

под

руководством

преподавателя

помогает

развить

навыки

самостоятельного

планирования эксперимента, выдвижения гипотез и их проверки.

3. Использование современных технологий

Цифровые

лаборатории,

компьютерное

моделирование

химических

процессов

и

специализированное

ПО

(например,

программы

для

обработки

спектроскопических

данных)

расширяют

возможности экспериментальной работы.

4. Участие в конкурсах и конференциях

Представление

результатов

исследований

на

школьных,

студенческих

или

всероссийских

конференциях

стимулирует

углубленное изучение темы и совершенствование экспериментальных

методик.

Проблемы и пути их решения

Несмотря

на

важность

экспериментальной

подготовки,

в

образовательном процессе встречаются трудности:

Нехватка оборудования → решение: использование виртуальных

лабораторий и микроэкспериментов.

Недостаток времени → интеграция исследовательских задач в

учебный процесс.

Низкая мотивация → применение проблемно-поисковых методов

обучения.

Заключение

Формирование

экспериментальных

навыков

у

обучающихся

-

сложный, но необходимый процесс, требующий системного подхода.

Грамотно организованная научно-исследовательская работа по химии

не только развивает практические умения, но и воспитывает будущих

ученых,

способных

к

самостоятельной

исследовательской

деятельности.

Литература

Архангельская О. В. Методика организации исследовательской

деятельности по химии. - М.: Просвещение, 2020.

Леенсон И. А. Химический эксперимент в школе. - М.: Дрофа,

2019.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС) по химии.



В раздел образования