Автор: Петрова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Великие Луки, Псковская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих художественных способностей детей. Задачи и перспективы"
Раздел: дополнительное образование
Статья
Педагога дополнительного образования
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «ДШИ» г.Великие Луки
Петровой И.В.
«Развитие творческих художественных способностей детей. Задачи и перспективы»
Каждый взрослый участвует в образовании, воспитании, развитии и формировании
своего ребёнка. Но, зачастую, мы даже не задумываемся, как личные поступки, действия,
слова, привычки отзовутся в его будущей жизни.
Воспитанием, образованием, обучением, развитием творческих способностей детей в
нашей стране занимаются разные дошкольные образовательные учреждения, школы
искусств, творческие коллективы, социальные институты. Наша Школа имеет целью
развить и усовершенствовать творческие способности учащихся и, тем самым,
способствовать выбору их будущей профессии.
Творчество, в самом широком смысле этого понятия, следует рассматривать как
способ удовлетворения потребности личности в поисковой активности и деятельности,
направленной на познание мира (объектов, явлений и человека), преобразование
действительности, самореализацию личности.*
Развитие творческих способностей – это, в тоже время, активный процесс
самосовершенствования ребёнка в любом творческом направлении с помощью
педагогического
опыта,
мастерства
и
высокого
профессионализма
педагогов-
преподавателей школ, детских садов которые, учитывая индивидуальные начальные
способности ребёнка, не подавляют, а направляют его действия, бережно сохраняют его
индивидуальность, что способствует гармоничному развитию его личности.
Стремление к постижению мира, в котором мы живём, было всегда присуще людям,
творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности
заложены природой в каждом разумном человеческом существе. **
Всяческое развитие человека осуществляется во времени, требует определённых
условий и благотворной среды. Следовательно, требуется создание специальных
условий развития творческих способностей любого ребёнка, независимо от изначально
имеющихся способностей и уровня общего развития. То есть необходимо современное
оборудование, материально-техническая база, что требует постоянного динамичного
обновления
и
совершенствования.
Кроме
этого,
важен
человеческий
фактор,
педагогический состав и уровень квалификации специалистов.
Для развития творческих художественных способностей детей занятия в нашей
Школе искусств проходят разнообразно: в форме игры, викторины, мастерской,
открытых уроков, мастер-классов, просмотров. Задания строятся вокруг слова или
мысли, звуков или мелодии, красок или рисунка, предмета или образа, и др. Возникшее у
ребёнка представление помогает ему явственнее отразить и передать образ на бумаге
ярко, целостно, объемно.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия
и развития личности в целом. Так, с 2024 года уже с первого года обучения в Детских
школах искусств вводится предмет «Беседы об искусстве». Что, безусловно, является
перспективным
нововведением
и
позволяет
первоклассникам
художественной
направленности
расширить
своё
понимание
индивидуальной
цели
занятий
и
способствует лучшему освоению прикладных дисциплин.
Логика
построения
программы
учебного
предмета
«Беседы
об
искусстве»
подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на
выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с
окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими
представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на
основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое
чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства
выразительности,
а
также
соотносить
содержание
произведения
искусства
с
собственным жизненным опытом.
Учебный материал, предложенный в Программе, предполагает творческий подход
педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Многие темы предполагают введение практической
деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а
также выработать необходимые навыки.
Важно
то,
что
Программа
расширяет,
систематизирует
и
детализирует
изобразительную деятельность учащихся; активизирует выбор сюжетов, учит передавать
своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения
характерных деталей: костюмов, предметов быта, орудия и т.п., учит изображать
объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению.
Программа предмета «Прикладное творчество» является программой художественной
направленности, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических
навыков. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет. Занятия
проводятся в группах не менее 15 человек, 1 раз в неделю продолжительность занятия
30-45 минут.
Помимо вышеназванных Программа включает предмет «Лепка» и «Основы
изобразительной грамоты и рисование», которые также проходят один раз в неделю и
дают возможность детям разносторонне проявлять и развивать свои навыки и
способности.
Любой способности необходимо придать социальную значимость, форму, то есть
уметь применить свой талант и мастерство в реальной жизни. В основе таланта лежит
огромный труд не только самого ребёнка, но также его родителей, воспитателей,
педагогов, и всех институтов общества в целом. Совершенствуя себя, приобретая
общественно полезные качества в социуме, человек преобразует и постепенно развивает
все общество, двигает его вперед.
Развитие детской художественной одарённости в дошкольном и младшем школьном
возрасте есть, в первую очередь, «вертикальное» развитие личности в его ценностном
смысле, как постепенное раскрытие ребёнком его высшего творческого «Я» посредством
обретения эстетической культуры, творения собственного художественно-эстетического
мира и себя как художника.***
Любой ребёнок испытывает потребность в самовыражении. Творческое развитие
человека будет успешным, самоактуализированным, особенно если на всех этапах своего
роста ребёнок осознаёт, что уникален и может делать что-то важное, полезное,
значительное для окружающих, родных, самого себя.
Сегодня мы вынуждены работать в период сложных кризисных явлений в культурной,
социальной и политической сферах жизни общества, в тяжёлых экономических
условиях.
Хочется
сохранить
свою
самобытность,
мировоззрение,
право
быть,
развиваться, творить. Так, в период эпидемии коронавируса, когда все школы были
переведены в режим дистанционного обучения, потребовалось немало усилий на
переориентацию в он-лайн формат, сохранение актуальности полноценной работы Школ
искусств в нестабильных экономических условиях. Удалось найти дополнительное
финансирование и пойти по пути дальнейшего развития и отказа государства от
сокращения
детских
учреждений
дополнительного
образования,
подтверждения
необходимости развития общества через сохранение культуры, искусства и общих
человеческих ценностей.
Сохранение детских школ искусств это одна из наиболее приоритетных задач,
поставленных Президентом РФ перед Правительством страны. Кроме этого, Владимир
Путин
неоднократно
заявлял
о
недопустимости
закрытия
Школ,
превращения
деятельности соответствующих учреждений в кружки по направлениям искусства. Это
дало позитивную динамику развития Школам, повысило статус Школ искусств,
привлекло дополнительное общественное внимание и необходимое финансирование для
развития и деятельности Школ в современных непростых условиях.
Таким образом, для развития детской художественной одарённости в условиях
дополнительного
образования
наиболее
перспективным
является
путь,
ориентированный на развитие общей художественной одарённости ребёнка, дающий ему
возможность постичь и освоить различные виды искусства, обрести новое качество
общего художественно-эстетического и профессионально-художественного развития.
Кроме этого, раскрытие творческих художественных способностей – это, в том числе,
и наблюдательный процесс. Ребёнок может проявить себя в любом возрасте и в любом
виде деятельности. Главное – заметить, отметить и вовремя поощрить важные, полезные
качества, творческие способности и проявления личности. Бережное отношение к
внутреннему миру ребёнка, к его стремлениям к познанию и развитию – единственный
способ сохранить его самобытность, содействовать гармоничному развитию его
личности и творческих способностей в частности.
Именно через детское творчество и дополнительное обучение сначала в дошкольных
образовательных учреждения, затем в школах искусств, ребёнок постепенно учиться
преобразовывать себя и окружающий мир и может творить, ориентируясь на ясные,
чёткие гуманные, позитивные образы и цели.
Как и раньше, так и теперь, перед обществом и государством стоят непростые
педагогические и социальные задачи, решение которых требует от настоящих педагогов
и будущих взрослых членов нашего общества самого «совершенного образования»,
целеустремленности, уверенности в успехе и сотрудничестве. Работа с детьми строится
на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка.
Ссылки из текста на литературу:
* Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное
пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018.- с.25-26;
**К.Маркс и Ф.Энгельс о воспитании и образовании. Т2. М., Педагогика, 1978.-с.350-
351;
*** Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное
пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018.- с. 268-269.