Напоминание

"Развитие творческих художественных способностей детей. Задачи и перспективы"


Автор: Петрова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Великие Луки, Псковская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих художественных способностей детей. Задачи и перспективы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

Педагога дополнительного образования

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «ДШИ» г.Великие Луки

Петровой И.В.

«Развитие творческих художественных способностей детей. Задачи и перспективы»

Каждый взрослый участвует в образовании, воспитании, развитии и формировании

своего ребёнка. Но, зачастую, мы даже не задумываемся, как личные поступки, действия,

слова, привычки отзовутся в его будущей жизни.

Воспитанием, образованием, обучением, развитием творческих способностей детей в

нашей стране занимаются разные дошкольные образовательные учреждения, школы

искусств, творческие коллективы, социальные институты. Наша Школа имеет целью

развить и усовершенствовать творческие способности учащихся и, тем самым,

способствовать выбору их будущей профессии.

Творчество, в самом широком смысле этого понятия, следует рассматривать как

способ удовлетворения потребности личности в поисковой активности и деятельности,

направленной на познание мира (объектов, явлений и человека), преобразование

действительности, самореализацию личности.*

Развитие творческих способностей – это, в тоже время, активный процесс

самосовершенствования ребёнка в любом творческом направлении с помощью

педагогического

опыта,

мастерства

и

высокого

профессионализма

педагогов-

преподавателей школ, детских садов которые, учитывая индивидуальные начальные

способности ребёнка, не подавляют, а направляют его действия, бережно сохраняют его

индивидуальность, что способствует гармоничному развитию его личности.

Стремление к постижению мира, в котором мы живём, было всегда присуще людям,

творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности

заложены природой в каждом разумном человеческом существе. **

Всяческое развитие человека осуществляется во времени, требует определённых

условий и благотворной среды. Следовательно, требуется создание специальных

условий развития творческих способностей любого ребёнка, независимо от изначально

имеющихся способностей и уровня общего развития. То есть необходимо современное

оборудование, материально-техническая база, что требует постоянного динамичного

обновления

и

совершенствования.

Кроме

этого,

важен

человеческий

фактор,

педагогический состав и уровень квалификации специалистов.

Для развития творческих художественных способностей детей занятия в нашей

Школе искусств проходят разнообразно: в форме игры, викторины, мастерской,

открытых уроков, мастер-классов, просмотров. Задания строятся вокруг слова или

мысли, звуков или мелодии, красок или рисунка, предмета или образа, и др. Возникшее у

ребёнка представление помогает ему явственнее отразить и передать образ на бумаге

ярко, целостно, объемно.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию

эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия

и развития личности в целом. Так, с 2024 года уже с первого года обучения в Детских

школах искусств вводится предмет «Беседы об искусстве». Что, безусловно, является

перспективным

нововведением

и

позволяет

первоклассникам

художественной

направленности

расширить

своё

понимание

индивидуальной

цели

занятий

и

способствует лучшему освоению прикладных дисциплин.

Логика

построения

программы

учебного

предмета

«Беседы

об

искусстве»

подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на

выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с

окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими

представлениями людей о гармонии.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на

основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое

чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства

выразительности,

а

также

соотносить

содержание

произведения

искусства

с

собственным жизненным опытом.

Учебный материал, предложенный в Программе, предполагает творческий подход

педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания

сложности поставленных задач. Многие темы предполагают введение практической

деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а

также выработать необходимые навыки.

Важно

то,

что

Программа

расширяет,

систематизирует

и

детализирует

изобразительную деятельность учащихся; активизирует выбор сюжетов, учит передавать

своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения

характерных деталей: костюмов, предметов быта, орудия и т.п., учит изображать

объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению.

Программа предмета «Прикладное творчество» является программой художественной

направленности, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических

навыков. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет. Занятия

проводятся в группах не менее 15 человек, 1 раз в неделю продолжительность занятия

30-45 минут.

Помимо вышеназванных Программа включает предмет «Лепка» и «Основы

изобразительной грамоты и рисование», которые также проходят один раз в неделю и

дают возможность детям разносторонне проявлять и развивать свои навыки и

способности.

Любой способности необходимо придать социальную значимость, форму, то есть

уметь применить свой талант и мастерство в реальной жизни. В основе таланта лежит

огромный труд не только самого ребёнка, но также его родителей, воспитателей,

педагогов, и всех институтов общества в целом. Совершенствуя себя, приобретая

общественно полезные качества в социуме, человек преобразует и постепенно развивает

все общество, двигает его вперед.

Развитие детской художественной одарённости в дошкольном и младшем школьном

возрасте есть, в первую очередь, «вертикальное» развитие личности в его ценностном

смысле, как постепенное раскрытие ребёнком его высшего творческого «Я» посредством

обретения эстетической культуры, творения собственного художественно-эстетического

мира и себя как художника.***

Любой ребёнок испытывает потребность в самовыражении. Творческое развитие

человека будет успешным, самоактуализированным, особенно если на всех этапах своего

роста ребёнок осознаёт, что уникален и может делать что-то важное, полезное,

значительное для окружающих, родных, самого себя.

Сегодня мы вынуждены работать в период сложных кризисных явлений в культурной,

социальной и политической сферах жизни общества, в тяжёлых экономических

условиях.

Хочется

сохранить

свою

самобытность,

мировоззрение,

право

быть,

развиваться, творить. Так, в период эпидемии коронавируса, когда все школы были

переведены в режим дистанционного обучения, потребовалось немало усилий на

переориентацию в он-лайн формат, сохранение актуальности полноценной работы Школ

искусств в нестабильных экономических условиях. Удалось найти дополнительное

финансирование и пойти по пути дальнейшего развития и отказа государства от

сокращения

детских

учреждений

дополнительного

образования,

подтверждения

необходимости развития общества через сохранение культуры, искусства и общих

человеческих ценностей.

Сохранение детских школ искусств это одна из наиболее приоритетных задач,

поставленных Президентом РФ перед Правительством страны. Кроме этого, Владимир

Путин

неоднократно

заявлял

о

недопустимости

закрытия

Школ,

превращения

деятельности соответствующих учреждений в кружки по направлениям искусства. Это

дало позитивную динамику развития Школам, повысило статус Школ искусств,

привлекло дополнительное общественное внимание и необходимое финансирование для

развития и деятельности Школ в современных непростых условиях.

Таким образом, для развития детской художественной одарённости в условиях

дополнительного

образования

наиболее

перспективным

является

путь,

ориентированный на развитие общей художественной одарённости ребёнка, дающий ему

возможность постичь и освоить различные виды искусства, обрести новое качество

общего художественно-эстетического и профессионально-художественного развития.

Кроме этого, раскрытие творческих художественных способностей – это, в том числе,

и наблюдательный процесс. Ребёнок может проявить себя в любом возрасте и в любом

виде деятельности. Главное – заметить, отметить и вовремя поощрить важные, полезные

качества, творческие способности и проявления личности. Бережное отношение к

внутреннему миру ребёнка, к его стремлениям к познанию и развитию – единственный

способ сохранить его самобытность, содействовать гармоничному развитию его

личности и творческих способностей в частности.

Именно через детское творчество и дополнительное обучение сначала в дошкольных

образовательных учреждения, затем в школах искусств, ребёнок постепенно учиться

преобразовывать себя и окружающий мир и может творить, ориентируясь на ясные,

чёткие гуманные, позитивные образы и цели.

Как и раньше, так и теперь, перед обществом и государством стоят непростые

педагогические и социальные задачи, решение которых требует от настоящих педагогов

и будущих взрослых членов нашего общества самого «совершенного образования»,

целеустремленности, уверенности в успехе и сотрудничестве. Работа с детьми строится

на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и

тактичного отношения к личности ребенка.

Ссылки из текста на литературу:

* Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное

пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018.- с.25-26;

**К.Маркс и Ф.Энгельс о воспитании и образовании. Т2. М., Педагогика, 1978.-с.350-

351;

*** Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное

пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018.- с. 268-269.



В раздел образования