Автор: Коваленко Екатерина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №8 с.Тугулук
Населённый пункт: Грачевский муниципальный округ с. Тугулук
Наименование материала: Научная статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: здоровье,
сохранение здоровья, здоровый образ
жизни, культура здорового поведения.
Здоровье нации в наше время рассматривается как показатель
цивилизованности государства, что является отражением ее политического,
социально-экономического и морального состояния; является мощным
фактором формирования демографического, экономического, трудового
потенциалов государства и общества. Поэтому сохранение здоровья является
задачей государственного уровня. Особого внимания требуют дети и
подростки, поскольку во многом осознание ими ценности здоровья,
понимание определяющей роли здорового образа жизни обуславливает их
состояние индивидуального здоровья [4, 5].
Современное общество предъявляет свои требования в вопросе
воспитания здорового ребенка.
Как отмечает Л.И. Маленкова, здоровье являет собой важнейшую
предпосылку правильного становления характера ребенка, развития у него
инициативности, силы воли, задатков и способностей [5].
В связи с этим, Л.И. Маленкова подчеркивает, что необходимо
осуществлять
поставленные
оздоровительные
задачи
посредством
целенаправленной работы по формированию у детей представлений о
здоровом образе жизни [5].
В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет
целенаправленно организованная работа по формированию представлений
здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Формирование
представлений
здорового
образа
жизни
имеют
многовековую историю и олицетворяют процесс человеческой эволюции, а
еще даже через века не теряют своей значимости в жизни людей. История
развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшими традициями
всего человечества – заботой о поддержании своего здоровья. Представления
о здоровом образе жизни еще в глубокой Древности активно формировали у
детей 6-11 лет. Уже в Древней Индии, за шесть веков до н. э. [8].
В античном мире формируются первые концепции здорового образа
жизни. Одна из них является концепция «познай самого себя», вторая
концепция – «заботься о самом себе».
В средние века на передний план выходит духовный компонент
структуры здорового образа жизни [8]. Во взглядах современных ученых,
можно выделить два основных подхода к содержанию здорового образа
жизни.
Представители первого подхода рассматривают этот термин глобально,
то
есть
как
формы
человеческой
жизнедеятельности
(социальные,
физические,
психические),
которые
приведены
в
соответствие
с
гигиеническими требованиями [3, 6, 8, 9].
Согласно
второму
подходу,
здоровый
образ
жизни
авторы
рассматривают как относительно отдельную часть жизни человека, на
которую отводится определенное время [6].
Сторонники этого подхода высказывают противоположное мнение
относительно включения в структуру здорового образа жизни его условий,
считая, что он является конкретной деятельностью.
Общей чертой в определении здорового образа жизни является его
направленность на формирование здорового человека. Он выступает как
действенное и надежное средство сохранения и укрепления здоровья,
является основой первичной профилактики заболеваний, одной из наиболее
эффективных форм их предотвращения [6].
Развитие идей здорового образа жизни требует определения основных
его компонентов. Большинство ученых и практиков считают, что здоровый
образ жизни включает:
1) представления о собственном организме;
2) факторы, формирующие здоровье;
3) факторы, разрушающие здоровье;
4) правила поведения в экстремальных ситуациях;
5) представления об инфекционных болезнях и их профилактике [6, 8,
9].
В современном мире, цепочке важнейших для каждого человека
представлений, особое место занимают представления об организме и своем
здоровье, об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни,
о влиянии различных факторов на здоровье, которые активно формируются у
детей благодаря целенаправленной деятельности педагогов в процессе
получения основного общего образования [2].
Начало школьного обучения означает в жизни ребенка важнейший
переломный период, так как меняется его социальное окружение и
наблюдаются
значительные
изменения
в
психологическом
и
физиологическом плане.
М.А. Галагузова считает, что новые контакты, появляющиеся у
младшего школьника, влияют на его взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми [1].
Перед младшими школьники ставится ряд условий, которые требуют
от него проявления максимальной ответственности и сосредоточенности
внимания, интеллектуальных и физических усилий [1].
Знания переходят в убеждения, на основе убеждений в дальнейшем
формируются привычки, привычки
же формируют определенную форму
поведения – культуру поведения [4].
Культура здорового поведения личности – это часть общей культуры
человека [1]. Поэтому процесс приобщение младших школьников к проблеме
сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации.
Именно
поэтому
феномен
формирования
культуры
здорового
поведения
подрастающего
поколения
на
протяжении
всей
истории
человечества привлекал внимание исследователей.
О значимости формирования здорового образа жизни, в период
детства, говорили многие выдающиеся деятели педагогики, психологии и
медицины Аристотель, И.П. Павлов, И.В. Вернадский, В. Казначеева, В.
Климовой, В. Скумина, Е. Спирина, Т. Фролова и др.; психологи: В. Леви, А.
Маслоу и др.; медики: М. Амосова, г. Апанасенко, В. Войтенко, Р. Герберда,
Ю. Лисицына, И. Мильман, И. Муравова, В. Петленко, Л. Поповой и др.;
педагогов классиков: Я. Коменского, Дж.Локка, А.Макаренко, Ж. - Ж.Руссо,
Г. Сковороды,
В. Сухомлинского, К. Ушинского и др.; современные
педагоги: С. Васильева, С. Волковой, и другие [7].
Необходимость привития здоровых привычек в начальной школе
продиктована медицинскими, педагогическими и социальными догматами.
Формирование представлений младших школьников о здоровом образе
жизни происходит в условиях семейного воспитания и воспитательно-
образовательной среды образовательной организации.
В рамках начальной школы в процесс формирования у учащихся
правильных представлений о здоровом образе жизни, по мнению И.И.
Чукаевой, целесообразно включать такие мероприятия, как:
1)
охрана и укрепление здоровья;
2)
воспитание привычки к здоровому образу жизни;
3)
организация разносторонней деятельности, которая направлена
на сохранение здоровья детей;
4)
реализация
комплекса
воспитательно-образовательных,
оздоровительных и лечебно-профилактических методик.
Результатом реализации данных мероприятий, как считает И.И.
Чукаева, являются:
1)
сформированные знания обучающихся начальных классов о
строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни;
2)
положительное отношение учеников к своему здоровью, желание
помогать себе и другим людям в соблюдении здорового образа жизни;
3)
стремление
младших
школьников
к
расширению
своего
кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни;
4)
осознание детьми необходимости строгого соблюдения здорового
образа жизни [8].
Работа по формированию представлений здорового образа жизни будет
эффективной, если она будет удовлетворять естественные запросы и
потребности учащихся, побуждать детей к самопознанию, расширять
пределы их практической и умственной деятельности [5]. При этом надо
учитывать две бесспорные условия: деятельность педагога по развитию
ребенка и психологическую готовность ученика к этому. Кроме того, важно
опираться на те предпосылки, которые захватывают чувства учащихся,
вызывают проявление положительных эмоций.
Научными исследованиями установлено, что состояние здоровья, в
большой степени, зависит от образа жизни человека [8]. В связи с этим, в
психолого-педагогической и медицинской литературе ведется достаточно
активная дискуссия, посвященная определению и обоснованию образа
жизни, который бы дал возможность максимально повысить уровень
здоровья детей, молодежи и взрослых [3, 8, 9]. Это привело к возникновению
термина «здоровый образ жизни».
Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у
детей имеет длительную историю своего изучения: она многогранна, ею
интересовались, ее исследовали многие ученые и мыслители, начиная с
Древних времен. В наше время эта проблематика не утратила своей
актуальности, а наоборот – очень остро стоит в современном обществе, ее
изучение продолжается. Содержание работы педагога по формированию
здорового образа жизни заключается в сохранении, укреплении, развитии
духовного, физического, социального здоровья, как оптимальной условия для
осуществления вхождения детей в активный социальный и культурный мир.
Следует отметить, что для проведения такой работы работающим и будущим
педагогам необходима специальная медико-биологическая подготовка (в
рамках получения основного профессионального образования или освоения
курсов
повышения
квалификации),
которая
позволит
не
только
сформировать представления о здоровом образе жизни у самих педагогов, но
и обеспечит адекватную деятельность по приобщению младших школьников
к культуре ЗОЖ [7].
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других
сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и
полноценного выполнения социальных функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. - М.:
Владос, 2003.
2.
Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб.,
2000.
3.
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и
педагогической мысли): учебное пособие / Д. И. Латышина. Москва:
Гардарики, 2005.
4.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008.
5.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие
---- М.: Педагогическое общество России, 2002.
6.
Тищенко П.Д. О философском смысле феноменов здоровье и
болезнь // Здоровье человека как предмет социально-философского познания
- М., 2006. - 132с.
7.
Цвирко
Н.И.
Особенности
изучения
дисциплин
медико-
биологической
направленности
студентами
гуманитарных
профилей
педагогических вузов // Сборник научных статей 2-ой Международной
научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера» - Курск:
Изд-во ЗАО «Университетская книга», в 2-х томах. Том 1, 2019 – 319 с. – С.
309 – 313.
8.
Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни /
И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.
9.
Чумаков,
Б.Н.
Основы
здорового
образа
жизни:
Учебное
пособие / Б.Н. Чумаков. - М.: ПО России, 2004. – 416
Сведения об авторах:
Сологубова Ирина Сергеевна
студентка 5 курса группы ПН-5ДО
направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) «Начальное образование» «Дошкольное образование
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г.
Ставрополь.
Цвирко
Наталья
Ивановна,
кандидат
педагогических
наук,
кандидат
биологических
наук,
доцент
кафедры
психофизиологии
и
безопасности
жизнедеятельности
ГБОУ
ВО
«Ставропольский
государственный педагогический институт», г. Ставрополь.