Напоминание

Николай Савельевич Берестов и хомусная музыка


Автор: Татаканова Татьяна Юрьевна
Должность: Преподаватель якутского фольклора
Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская ДШИ" с\п Эльгяй
Населённый пункт: с.Эльгяй, Сунтарский улус, Республика Саха (Я)
Наименование материала: Доклад - презентация
Тема: Николай Савельевич Берестов и хомусная музыка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Николай Савельевич

Берестов и хомусная музыка

Цель

Перспективы развития хомусной

музыки

Задачи

Исследовать творчество Берестова Н.С.

Анализировать "Хрестоматию игры на

хомусе" Берестова Н.С.

Текст слайда

Хомус – инструмент широко

распространенный по всему миру.

В одних странах его можно найти в музеях.

В

других

его

музыкальная

судьба

продолжается,

получая

современное звучание, новую жизнь. Хомус в этих странах является

любимым всеми инструментом, например, в нашей Республике.

Участницы ансабля С.А Зверева

Ансамбль «Алгыс»

Молодые хомусисты

Причем

оно

развивается

в

двух

направлениях

традиционном и современном эстрадном.

Трио «Дохсун»

Варвара Степанова, Артур Семенов,Иван

Алексеев

–Хомус

Уйбаан,

Иванида

Бугулова, Ян Попов,Эркин Алексеев

На вид хомус неприметный, но таит в

себе необыкновенные возможности.

Композиторы Якутии в своём творчестве не

единожды обращались к музыке певучего хомуса

Захар Степанов

Владимир

Ксенофонтов

Гран Григорян

Валерий Кац

Берестов

Николай

Савельевич

(09.07.1

932-13.07.2010) —

академик Академии

духовности РС (Я),

композитор, член Союза

композиторов СССР,

РФ, Заслуженный

деятель РС (Якутия)

(1984), Заслуженный

деятель РФ (2003),

лауреат

Государственной премии

им. П. А. Ойунского

(1980), лауреат МК им.

С. Прокофьева (1999).

Хомус по своей конструкции является очень

простым музыкальным инструментом.

Ободок

Щека

Язычок

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и

железа.

железные и медные хомусы.

Якутские мастера возрождают

двуязычковый хомус.

железный хомус с одним язычком.

Впервые

звучание

якутского

хомуса

в

профессиональной музыке было воссоздано в 60-е гг.

Германом Никандровичем Комраковым

С

1964

года

Берестов

жил

и

работал

в

Якутске. Он имел существенное влияние на

развитие музыкальной культуры республики

как

композитор,

фольклорист,

педагог,

музыкально-общественный деятель.

С

целью

изучить

уклад

жизни,

традиционную культуру, «впитать» в себя

национальное

музыкальное

мышления

народа

Саха,

композитор

побывал

во

многих

улусах

республики,

записал

десятки мелодий, в реальных условиях

бытования

изучил

песенные

и

танцевальные жанры и стили.

Он создал музей якутских инструментов.

В Концертной импровизации для хомуса и симфонического

оркестра

Берестов

впервые

вывел

хомус

в

качестве

солирующего инструмента, вступающего в соревнование с

симфоническим оркестром.

Берестов

создал

«Школу

игры

на

хомусе

по

нотам»

и

«Хрестоматию для хомуса», вел класс хомуса в музыкальном

колледже.

Используя

известные

музыкальные

обозначения

и

ранее

созданные

хомусистами

методические

системы,

автор

составил

условные

обозначения

приемов

извлечения

звука

на

хомусе.

Берестовские

обозначения

и

знаки

приемов

более

приемлемы

и

доступны

для

учебного

процесса

в

музыкальных

школах

и

колледжах.

В “Хрестоматии” представлены 40 пьес и 10 вокализов, а

также все образцы хомусной котировки, расположенные в

ней с учетом степени трудности изучения и исполнения.

Благодаря

хомусной

акустике

любое

фортепианное

произведение приобретает новые интонационные штрихи,

обогащающие его тематико-семантическое выражение.

Заключение.

За последние годы якутский хомус претерпел серьезные

изменения как в отношении внешних конструктивных

элементов, так и в части музыкальных звуковых качеств.

Виртуозы – исполнители расширили диапазон

исполнительского мастерства, открыли широкий простор для

творческой фантазии и сочинительской деятельности.

Мастера – умельцы начали приоткрывать технологические

секреты старых ремесленников.

Хочется

обратить

внимание

на

то,

что

при

умелом

использовании

и

заинтересованном

подходе

к

жанрам

традиционной музыкальной культуры раскрываются новые

грани

профессиональной

музыки,

обогащающие

современное искусство в целом. Примером этому служат

работы

Николая

Савельевича

Берестова,

композитора,

педагога, исследователя

.

Якутская

хомусная

музыка

имеет

огромные

перспективы

развития

как

в

фольклорном

бытовании,

так

и

в

развитии

якутской

профессиональной

музыкальной культуры.



В раздел образования