Авторы: Журавлева Галина Николаевна, Лапшина Татьяна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 18
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие памяти у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Журавлева Галина Николаевна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 18 г. Сочи
22
Сентябрь
Память является важным навыком когнитивного развития ребенка, ключом к обучению и
приобретению новых знаний.
🎯
В этой статье мы рассмотрим, как стимулировать и
укреплять память у детей с помощью эффективных, основанных на фактических данных
стратегий. Мы рассмотрим практические упражнения, рекомендуемые техники и конкретные
действия, способствующие запоминанию, чтобы улучшить детскую память в увлекательной и
познавательной форме. Обучение строится, когда его понимают и запоминают, и его можно
использовать в различных контекстах.
«Память означает использование и участие прошлого опыта в настоящем поведении, с этой
точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент ее воспроизведения
представляет собой деятельность в точном смысле этого слова»
Л.С. Выготский
Ключевые слова: память, активная память, типы памяти, умственная способность, информация.
Что такое память у детей
В большом толковом психологическом словаре память - это форма отражения действительности,
заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего
опыта [1]. Память человеку помогает накапливать свой опыт и усваивать общественный,
индивидуальный (Б. С. Волкова, О. В. Груздева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. К. Маркова, Е.
Л. Яковлева, А. А. Реан [2, 3, 4, 8, 9, 10, 11]). Память - это функция мозга, это умственная
способность, которая позволяет людям классифицировать, интерпретировать, хранить и извлекать
информацию. Память тесно связана с обучением, каким бы оно ни было, поэтому методы
улучшения памяти у обучающихся являются обязательными. Помощь в развитии, улучшении
или активации памяти у детей важна для правильного влияния на их учебный процесс, поскольку
ребенок с улучшенной памятью сможет учиться более быстро, и это будет полезно для всех сфер
его жизни. Существуют разные типы памяти: сенсорная память, кратковременная память
(или рабочая память) и долговременная память. Память - это одна из исполнительных
функций, которая помогает ребенку запоминать информацию, которую он видел или слышал
давным-давно, поэтому ее развитие или стимулирование может значительно облегчить его
обучение.
Типы памяти у детей
Развивающая работа по развитию памяти позволяет сформировать у ребенка достаточно
реалистичные образы восприятия окружающей действительности (В. И. Долгова, Н. В. Цветкова, Р.
В. Овчарова [5, 6, 7]).
Развитие детской памяти является ключом к обучению и приобретению
новых навыков. В зависимости от его функции и продолжительности мы можем разделить его на
разные типы:
Сенсорная память
Он самый быстрый и краткий, поскольку сохраняет информацию, которую мы воспринимаем с
помощью органов чувств (зрение, слух, осязание и т. Д.), В течение нескольких секунд. Это
помогает детям обрабатывать стимулы из окружающей среды до того, как они перейдут в
кратковременную память [2].
Кратковременная память
Он
позволяет
временно
сохранять
информацию
и
манипулировать
ею,
например
запоминать простые инструкции или повторять номер телефона. Это очень важно в таких
занятиях, как понимание прочитанного и решение математических задач.
Долговременная память
Здесь знания и опыт хранятся более стабильно. Существует два основных типа:
-Декларативная память : связана с фактами и понятиями, такими как запоминание имен, дат или
алфавита.
- Процедурная память: связана с навыками и привычками, такими как обучение езде на
велосипеде или письму.
Понимание этих типов памяти позволяет нам применять эффективные образовательные стратегии,
помогая детям укрепить свое обучение и развить основные когнитивные навыки [3].
Как развить память у детей?
Проблеме развития памяти в начальной школе освещались учеными таких наук, как педагогика,
психология, физиология, методика и т.д. Особое внимание развитие памяти младших школьников
получило в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В ряд ученых,
освещавших данную тему, входят К. Бюлер, Л.С. Выготский, П. Жане, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,
П. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Г. Эббинсгаузен. Но в современной науке пока не
существует единой теории памяти [4].
Развитие детской памяти является фундаментальной опорой
в процессе обучения, поскольку позволяет приобретать и закреплять знания с раннего
возраста. Хотя в раннем возрасте дети не сохраняют воспоминания сознательно, их мозг хранит
информацию структурированным образом, способствуя развитию основных навыков, таких как
речь, чтение и письмо. Стимулирование памяти с помощью соответствующих стратегий не только
укрепляет их способность к обучению, но также улучшает их самостоятельность и успеваемость в
различных сферах их жизни [7].
Как укрепить память у детей?
Тренировка
памяти
с
детства
является
ключом
к
повышению
концентрации
внимания,
запоминанию информации и решению проблем. И родители, и учителя играют важную роль в
выполнении упражнений и техник, способствующих этому развитию.
Если ребенку трудно запоминать информацию или следовать инструкциям, важно применять
стратегии, которые укрепляют его память в игровой и эффективной форме [6]. Поддержание
активной памяти не только способствует успеваемости, но и способствует их когнитивному и
эмоциональному развитию.
Теоретическую основу исследования составили:
психологические исследования памяти младших школьников (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А.
Пильцекер, З. Фрейд, А. Бине, К.Бюлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.П. Мальцева, Э.А.
Фарапонова, З.М. Истомина, С.Г. Бархатова, В.И. Самохвалова, А.А.Смирнов);
теория деятельностной памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода, конкретизированные в психолого-
педагогичекой теории деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов и др.)
Упражнения для развития памяти у детей
Если вы заметили, что память вашего ребенка ухудшается, первое, что вам следует сделать, - это
начать менять его привычки. Вы можете начать с поиска увлекательных занятий, которые помогут
им
улучшить
память
[8].. На
самом
деле,
есть
специалисты,
которые
предлагают
использовать онлайн-игры, стимулирующие память детей. Например, хорошая идея - вести
дневник или собрать пазл. Мы предлагаем вам несколько советов о различных занятиях, которые
помогут развить у детей кратковременную память, а также развлечь их.
Запоминание текстов песен: несомненно, вашему ребенку нравится музыка, и хорошая идея для
улучшения его памяти - выучить тексты его любимых песен. Хотя это может показаться очень
простым упражнением, детям, у которых проблемы с развитием памяти, обычно требуется
немного
больше
времени,
чтобы
выучить
больше,
чем
припев
песни.
Одно из предложений по выполнению этого упражнения для развития памяти у детей состоит в
том, чтобы записывать тексты песен в блокнот и читать их снова и снова в такт музыке.
📌
Рассказывание историй: рассказывание историй - хороший способ помочь детям развить
память. Мы можем развить это упражнение, прочитав им сказку, а затем предложить детям
рассказать нам то, что они поняли. Кроме того, если вы хотите развивайте их воображение с
помощью этого занятия, мы можем мотивировать их придумывать разные забавные концовки
сказки.
Поощряйте настольные игры: еще одно предложение по развитию памяти у детей дома -
посвятить хотя бы один день в неделю настольным играм. На самом деле настольные игры -
отличное
упражнение
для
памяти
всех
членов
семьи.
Важно отметить, что в Интернете мы находим множество возможностей для развития памяти у
детей.
Упражнения для улучшения памяти у детей
Есть много способов укрепить память. Мы даем вам несколько советов по ее развитию: включите
игру
в
качестве
инструмента
обучения
Игры и игровые занятия являются ключевыми стратегиями стимулирования детской памяти,
поскольку
они
позволяют
закрепить
знания
естественным
и
увлекательным
способом. Ассоциативные
игры,
головоломки
и
упражнения
на
повторение
способствуют
запоминанию информации. Используйте учебные материалы, адаптированные к их возрасту.
Учебные карточки и другие визуальные ресурсы, разработанные специально для их уровня
развития, помогают укрепить память посредством структурированной и прогрессивной практики.
Используйте музыку и ритм для улучшения удержания.
Песни и рифмы способствуют
обучению,
сочетая
звуковые
и
ритмические
паттерны,
облегчая
запоминание
ключевой
информации, такой как алфавит, числа или грамматические правила. Поощряйте написание и
создание контента. Процесс записи, копирования или обобщения информации укрепляет память,
поскольку заставляет ребенка обрабатывать и систематизировать содержимое, облегчая его
понимание
и
сохранение
в
долгосрочной
перспективе. Обучите
эффективным
методам
запоминания.
Такие методы, как создание мысленных образов, объединение понятий, построение мнемонических
фраз
или
использование
визуальных
схем,
помогают
улучшить
способность
запоминать
информацию осмысленным образом.
Поощряйте запоминание естественным образом и без
давления.
Очень важно избегать навязывания механического запоминания, так как это может вызвать
разочарование и демотивацию. Предпочтительно использовать стратегии, которые пробуждают
любопытство и интерес ребенка, способствуя активному и динамичному обучению.
Ниже мы расскажем вам о некоторых играх на запоминание, с которыми можно поработать с
детьми в классе:
“На каком языке я пишу?”
Игра для тренировки ума
Игра “На каком языке я пишу?” заключается в написании сообщения с помощью клавиши,
которая состоит из отделения слогов от слов и написания их в обратном порядке. Таким
образом, ученик должен сосредоточиться, чтобы расшифровать сообщение.
Очень важно, чтобы закодированное сообщение имело определенную сложность, хотя и не
слишком большую, чтобы обучающийся мог его расшифровать и интерпретировать. В идеале для
этого вам потребуется совсем немного усилий.
Желательно использовать короткие абзацы и простые слова, которые ребенок уже знает, чтобы
он мог связать слоги и сформировать слово. Чтобы применить его, вы можете взять лист бумаги и
написать на нем различные сообщения, используя этот ключ.
Рекомендуется, чтобы сложность сообщений постепенно увеличивалась, но не была слишком
большой, чтобы ученик не расстраивался и не скучал. Важно оставлять пробел под каждым
абзацем, чтобы обучающийся мог расшифровать сообщение после расшифровки ключа. Таким
образом, вы будете стимулировать их рабочую память и концентрацию, поскольку им нужно
сохранять значение каждого слова после понимания ключа.
В то же время, чтобы закончить упражнение, вы можете выделить место на бумаге, чтобы ученик
мог написать свой собственный текст, используя клавишу (для этого ему нужно будет запомнить,
из чего он состоит).
Объединение чисел, чтобы увидеть скрытый рисунок
Существует множество рисунков, которые необходимо расшифровать, соединив числа в
правильном порядке. Если ребенок сделает это правильно, можно будет увидеть спрятанный
рисунок.
Другие занятия для улучшения памяти у детей
Детские стишки
Стишки из детских стишков - это простые, но эффективные способы стимулировать память у
детей.
Повторяющаяся последовательность чисел
Развивайте память у детей с помощью числовых последовательностей. Вы можете использовать
перевернутые последовательности. Например, скажите им: 4 – 8 – 3 – 9 . Затем попросите их
повторить это. Затем попросите их повторить последовательность чисел, но в обратном порядке: 9 –
3 – 8 – 4 . Вы можете использовать 3 или 2 числа вместо 4. Это упражнение можно выполнять с
помощью карандаша и бумаги или устно. Кроме того, его можно выполнять индивидуально, чтобы
выявить трудности, если таковые имеются. Другие примеры числовых последовательностей или
рядов. Числовые ряды – стимулируют внимание и концентрацию ребенка.
Повторяйте слова
Еще одно широко используемое упражнение на запоминание - повторение слов. Детям показывают
серию слов. Затем слова убираются с лицевой стороны детей и их просят записать их, записав те,
которые они запомнили больше всего. Длина слов не должна превышать 20 и не должна быть
меньше 10. Всегда необходимо учитывать возраст детей, и упражнения можно продолжать до тех
пор, пока дети не запомнят большее количество слов с повторением этого упражнения.
Что мы делали вчера?
Это упражнение состоит из игры, в которой детей просят рассказать или записать все, что они
делали накануне. Чтобы немного усложнить упражнение, детей можно попросить записать факты в
хронологическом порядке.
Что изменилось?
Для развития зрительной памяти определенные предметы размещаются в классе или в комнате
дома. Детей просят попытаться запомнить, где находится каждый из предметов. Примерно через 5
минут детей просят выйти из комнаты или класса, и вносятся незначительные изменения. Затем их
просят войти в класс и записать, какие предметы поменялись местами.
Какие предметы
отсутствуют. Запомните показанные предметы и угадайте, какой предмет отсутствует.
Очень важно сформировать у младшего школьника умение эффективного запоминания
материала. Подобранный комплекс игр и упражнений поможет детям младшего школьного возраста
не только в лучшем усвоении содержания учебного материала на уроках, но и последующем его
запоминании. Дети младшего школьного возраста в большинстве случаев ещё не умеют
самостоятельно использовать различные приёмы обработки материала и его запоминание, поэтому
процесс
развития
памяти
детей
младшего
школьного
возраста
должен
специально
организовываться.
Литература
1. Большой толковый психологический словарь. Сост. А.А. Роббер. - М., 2000г.
2. Волкова Б.С. Психология младшего школьника. - М., 2002.
3. Груздева О.В. Детская практическая психология. - Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П.
Астафьева, 2004.
4. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва « Academ A»,
1999.
5. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельно-
сти//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.
6. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-
ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
7. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование
межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного
педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.
8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М., 1998.
9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 2001.
10. Маркова А.К., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и
дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.
11. Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.