Автор: Ибрагимова Гульчачак Наилевна
Должность: учитель родного (татарского) языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Петропавловская ООШ Новошешминского МР Республики Татарстан"
Населённый пункт: с.Новошешминск
Наименование материала: Литературный обзор "Фронтовая лирика татарского поэта Мусы Джалиля. "
Тема: Творчество татарских поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Раздел: полное образование
Республика Татарстан
Новошешминский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петропавловская основная общеобразовательная школа Новошешминского
муниципального района Республики Татарстан"
Тема: Фронтовая лирика татарского поэта Мусы Джалиля.
Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов.
ФИО учителя: Ибрагимова Гульчачак Наилевна
2023г.
…Цель жизни:
жить так, чтобы после смерти не умирать…
Муса Джалиль
Свыше 75 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной
войны 1941-1945 годов. С каждым годом в далеком прошлом остаются
исторические моменты военных лет, которые коснулись каждого человека
проживавшего
на нашей Родине.
Ни перед кем и не перед чем не
остановилась война. Она отобрала всё ценное и дорогое из каждой семьи,
оставив ужасные воспоминания на страницах истории и литературы, в
художественных картинах и кинолентах, отражая весь трагизм войны. С
гордостью мы вспоминаем каждого солдата, героя, труженика тыла - любого,
кто проявил мужество и отвагу во имя победы. Наша Родина выдержала
тяжелую битву и много поколений ещё будет трепетно хранить память
павших солдат, гордо отстоявших страну от фашистского рабства. Мир –
это главная ценность в нашей жизни. Она сегодня тоже важна и очень дорога
для нас. Мы не можем разрушать его! Каждый человек должен стремиться
сохранить и менять мир только к лучшему!
Одним из наиболее известных поэтов-фронтовиков оставивший значимый
след в татарской поэзии является Герой – поэт, лауреат Ленинской
премии- Муса Джалиль. Муса Мустафович Залилов– это поэт мужества,
стойкости и беззаветной верности Родине. Вся его жизнь была посвящена
служению Отчизне. Будучи ребенком, он начал сочинять небольшие стихи на
родном языке. С годами его творческая сила стремительно росла и крепла.
Уже до войны Муса Джалиль был
широко известным поэтом среди
татарского народа. Однако вершиной творчества настала лишь спустя много
лет после его гибели, когда вернулись «Моабитские тетради» на Родину.
Все творчество поэта - это жизнь его страны, тесно связанная с его жизнью.
Отечественная война вызвала новый поворот и невероятный подъем в его
творчестве.
Главной
темой
его
фронтовой
поэзии
стала
Великая
Отечественная война - время «величайшей борьбы народа». Фронтовую
лирику поэта условно можно разделить на два этапа: солдат-военкор и
солдат-пленник. Поэт считал фронтовую лирику важным и нужным жанром.
Она отличалась тем, что передавала реальную картину о войне во всех её
проявлениях. Джалиль встретил войну в июне 1941года. Далее воевал на
Ленинском и Волховском фронтах являясь корреспондентом армейской
газеты «Отвага» второй ударной армии. Джалиль- военкор освещал не только
ситуацию в районе боевых действий, его главной целью стала призыв
советского народа на отчаянную защиту Родины. Поэт сражался с врагом
силой слова. Он знал, что стихи тоже умеют воевать и верил, что своим
метким, красноречивым пером сможет поднять боевой дух тысячи советских
солдат:
Грабители рвутся в наш отчий дом,
Чтоб счастье отнять у страны родной.
2
Вставай, наш край, на борьбу с врагом,
Мы в бурю вступаем, в последний бой!... («В последний бой»)
Муса Джалиль
часто был свидетелем и участником
жестоких боев с
противником. В дальнейшем эти моменты яростно отражаются в его стихах,
где главным образом становится солдат, сражавшийся не на жизнь, а на
смерть:
….На своих солдат глядит Отчизна,
Как огонь крушат они огнём...
Поклялись мы воинскою клятвой,
Что назад с победою придём…..( «На память другу»)
В ранних фронтовых стихотворениях М. Джалиль обрисовывал военную
жизнь
солдата.
В
стихотворении
«Язык»,
он
рассказывает
о
трех
разведчиках, выполнявших
секретное задание
капитана, в результате
которого смогли взять в живого фашиста-языка, владеющего тайной
информацией:
…Три джигита взялись за дело
И пошли за рубеж втроем.
Лишь бы ночь скорей потемнела,
Остальное - там разберем!
Ночь пришла. И, собрав, как надо,
Для лихой охоты припас,
Осмотрясь и взведя гранаты,
Мы на холм взошли торопясь.
…(«Язык» )
Стихотворение «Сон» об отдыхе воина, который доставался им редко
между боями. Солдат спит и во сне встречается с любимой, которая безумно
тревожится за него и ждет окончание войны. В ответ ей солдат клянётся, что
он будет бесстрашно сражаться за любовь и их счастье:
Всё о тебе я думаю, родная,
В далекой незнакомой стороне.
И где-нибудь в пути, глаза смыкая,
С тобой встречаюсь лишь в недолгом сне …. («Сон» ).
В стихотворении «Слава» фронтовик радуется победе в бою. Лирический
герой переполняется чувством гордости за своих товарищей-фронтовиков,
для которых важна не столько слава и признание жителей деревни, сколько
свобода и победа.
Разбив проклятых гитлеровцев,
Мы
Деревню на горе освободили.
Огнем победы,
Посреди зимы
Мы жителей ее воспламенили… . («Слава»)
3
Душа поэта тонкая струна, она сострадает душой, когда видит разрухи и
жертвы войны. В стихотворении «Смерть девушки» пред нами встает
мужественный советский народ в лице хрупкой девушки-медсестры, которая
спасла сто раненных в бою. Однако спасая сто первого солдата, её жизнь
обрывает осколок мины. И жизнь медсестры стала подобно весне, которая
погасла, не успев расцвести, пишет Джалиль.
Сто жизней молодая жизнь зажгла,
И вдруг сама погасла в час кровавый.
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой. («Смерть девушки»)
Безусловно, бойцам нелегко было. Единственной ниточкой, связывающих
солдат с родными и близкими во время войны были письма. В письмах –
стихотворениях поэт отражал тоску, душевную теплоту, нежность, ласку и
тревогу за близких. Авторское мнение точное: свирепость войны в том, что
она забирает у людей близких и родных, заставляет страдать от ран души и
тела. С этим трудно не согласиться:
…Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рожденная мной.
Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей. … « Моей дочери Чулпан».
…И глядя на звёзды, по милым глазам
Смертельно томиться я стану,
И ветра ладони, как руки твои,
Прохладою лягут на рану. … («Прощай, моя умница»)
После захвата в плен фронтовая поэзия несколько меняет свой характер.
Теперь поэт в неволе и вести борьбу на фронте он не сможет. Но, несмотря
на безнадежность ситуации М.Джалиль не теряет смысл жизни, не ломается
его воля. Лирический герой начинает стремительно вести борьбу против
фашизма
в
плену
врага.
В
сражение
выходят
самые
пламенные
стихотворения - «Песни мои», «Варварство» «Пташка», «Волки», «Цветы»,
«О героизме», «Не верь»,
где на первый план выступают
образы,
снаряженные
орудием яростного гнева и жгучей ненависти к фашистским
захватчикам. Поэт уверен, что в победе будет вложена “доля ” каждого
погибшего воина, независимо от того, узнают или не узнают потомки о его
подвиге:
…
И перед смертью – никому в угоду
Не нарушу клятву я свою.
Песнь свою я посвятил народу
Жизнь свою народу отдаю. … («Песни мои»)
…Огнями той правды
Громи палачей.
За детскую кровь
4
И за кровь матерей. («Варварство»)
…Но через слезы, пепел, кровь
Страна к победе шла великой,
И вот земля оделась вновь
В цветы и просветлела ликом… («Цветы»)
Много суровых испытаний пришлось пройти пленному поэту. Оставаясь в
заточении
с глазу на глаз с фашистами, пребывая в нечеловеческих
условиях, он продолжал вдохновлять солдат-узников, рассказывая про
красочные картины родного края, призывая оставаться верным Родине,
отвергать трусость и предательство:
… И в час победы пусть с друзьями
Соединит нас Новый год!
Пусть будут жаркие объятья
И слеза счастья на очах! … («Новогодние пожелания»)
… О лес, могучий лес, к ним отведи меня,
Дай мне оружье боевое!
Умру - но долг святой исполню до конца
В разгаре яростного боя. («Лес»)
… И четыре алые гвоздики
Славные могилы осенят
Но репейник вырастет на пятой,
Где схоронен трус, а не солдат. … («Четыре цветка»)
Стихи из «Моабитских тетрадей» стали артефактами времени, открывая
новые границы жизни человека. Автор будто оживляет солдат концлагерей,
которые были казнены или издевательски убиты. Они вновь вместе с нами
начинают разговор, тоскуют, мыслями возвращаются на родимые широкие
поля и речные просторы, обнимают жён и детей, мечтают о победе. Не
сломила их муки ада. Непреклонные образы лирика ни разу не проявили
чувство страха перед фашистами. Стихотворения поэта доносят нам, высокое
чувство патриотизма солдат.
Муса Джалиль не только патриот своей страны, он также любимый сын и
хранитель древних традиций татарского народа. Мощь его духа состоит в
любви к людям и родной земле. Сердобольная душа поэта всегда жила
интересами и проблемами простых людей нашей Родины, отзывалась
каждому, стараясь быть полезным обществу. Вероятно, поэтому татарский
народ бесконечно гордится своим поэтом, бережно хранит его память,
передавая стихи от отца к сыну, от матери к дочери. Его доблестное имя
останется символом свободы над фашизмом. Благодаря его подвигу и
подвигу многих солдат, мы живем в вольной стране. Имя Героя-поэта будет
всегда сиять яркой звездой в истории человечества, так как он стал примером
патриотизма во всем мире. Муса Джалиль будет всегда среди нас. Каждый
год, в день рождения поэта, его голос будет говорить устами детей и
взрослых, призывая нас любить, ценить и сохранить мир на нашей Земле.
5
6