Автор: Соколова Эмма Серафимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детской музыкальной школы им. А.Н.Александрова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая работа
Тема: Работа над гаммами по педагогике В. В. Листовой
Раздел: дополнительное образование
Р
АБОТА
НАД
ГАММАМИ
По материалам педагога В. В. Листовой
Пальцы пианиста требуют ежедневной тренировки. Маленькому ученику начинать гаммы
лучше с середины клавиатуры, что обеспечит удобное положение руки и корпуса. Гаммы даются
для организации руки. Нет необходимости спрашивать гаммы на каждом уроке, но ученик должен
быть готов исполнить их на любом уроке. При регулярной игре гамм развивается исполнительская
воля. Прохождение гамм как звукоряда мажора и минора надо начинать с первых лет обучения.
Сначала можно играть гамму одним пальцем, внимательно слушая звучание каждой ноты,
попутно можно знакомиться с аккордами. Количество гамм на первом году обучения очень
ограниченно – только те, которые встречаются в пьесах, исполняемых учеником.
Хорошо с ребенком дать название гаммам. Например, до мажор – солнечный, фа мажор –
зеленый, то есть придавать гаммам выразительную окраску.
Знакомимся и с минором – это тень мажора, его печальная отражение.
Мы живем в мире гамм – в мире тональностей. Переживания, настроения, их смена, как
передать без помощи тональностей?
Ко времени прохождения гамм ученик должен знать, что значит тон и полутон, на примере
первой гаммы знакомимся с мажорным ладом. Рисуем звукоряд и делим его на две части: слева –
тон, тон, полутон, справа – то же самое. При переходе к соль мажору опять рисуем звукоряд и
отслеживаем. Слышим, что звук фа звучит неподходяще – нам надо его повысить, добрав еще
полутон, то есть добиваемся, что бы было понятно образование гаммы как звукоряда. После таких
уроков дети сами по квинтовому кругу строят звукоряд мажора.
Во втором и третьем классах ученика знакомятся с принципами аппликатуры. Обращаем
внимание, что все мажорные гаммы играются правой рукой аппликатуры до мажора.
В бемольных гаммах аппликатура используется с точки зрения первого пальца, как в до
мажоре (на ноты фа и до).
Метод этот прост и обычно дети легко его усваивают.
При изучении арпеджио, конечно, сначала играем их отдельно каждой рукой. В мажорных
арпеджио надо сначала четко усвоить, что во всех арпеджио правой руки используется одна и та
же аппликатура во всех тональностях – это правило.
В левой руке мажорных арпеджио возникают два варианта аппликатуры.
Правило: 3-4-3, исключение 4-4-3 касается трех тональностей: До, Соль, Фа.
В коротких минорных арпеджио возникает обратная картина. Здесь изменения касаются
правой руки.
Правило: 3-4-3, исключение 3-4-4 (ля, ми, ре минор)
Левая рука 4-4-3.
Внимание детей надо обращать на употребление 3 и 4 пальцев, остальные пальцы не вызывают
затруднений.
Аппликатура коротки арпеджио трудно запоминается, изучать ее надо с малых лет. Тщательное
отношения к аппликатуре должно быть воспитанно с детских лет. Если ребенок постоянно будет
менять пальцы, то привыкнет к небрежности.
Помимо гамм и арпеджио необходимо заниматься аккордовыми комплексами. Но
сначала надо работать над каждым аккордом в отдельности. Надо начинать это упражнение
отделив один звук от других. Затем по два звука, добиваясь контроля над каждым звуком, следит
за самостоятельным движением каждого пальца.
Когда рука ведет линию меняющихся аккордов,