Авторы: Дунцева Варвара Андреевна, Руководитель Зинкина Анастасия Дмитриевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГБПОУ Лукояновский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Лукоянов
Наименование материала: Статья
Тема: Современные методы и приемы обучения при работе в средне профессиональном образование
Раздел: среднее профессиональное
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
РАБОТЕ В СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ
Дунцева Варвара Андреевна
Руководитель
Зинкина Анастасия Дмитриевна,
преподаватель
ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»,
г. Лукоянов
Система среднего профессионального образования (СПО) занимает
важное место в подготовке квалифицированных специалистов для различных
отраслей
экономики.
Современные
вызовы,
стремительное
развитие
технологий, изменения в потребностях рынка труда требуют пересмотра
традиционных
подходов
к
обучению.
Для
того
чтобы
подготовить
выпускников, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям, в
образовательный процесс внедряются современные методы и приёмы
обучения, ориентированные на развитие профессиональных компетенций,
критического мышления и самостоятельности обучающихся.
Основные направления модернизации методов обучения в СПО
Современные методы обучения отличаются своей направленностью на
активное участие студентов в образовательном процессе. Уход от пассивного
восприятия информации к активной познавательной деятельности —
ключевая тенденция. Рассмотрим наиболее эффективные подходы.
1. Компетентностный подход
Цель данного подхода — формирование у студентов не только знаний,
но и умений, навыков и личностных качеств, необходимых для выполнения
профессиональных задач. В центре внимания — реальные производственные
ситуации, с которыми студент может столкнуться в профессиональной
деятельности.
Приёмы:
Проектная деятельность
Выполнение практико-ориентированных заданий
Моделирование профессиональных ситуаций
2. Интерактивные методы обучения
Интерактивность
предполагает
постоянное
взаимодействие
преподавателя и обучающегося, обмен мнениями, обсуждение. Эти методы
развивают
коммуникативные
навыки,
умение
работать
в
команде,
аргументировать свою точку зрения.
Примеры методов:
Дискуссии и дебаты
Мозговой штурм
Ролевая и деловая игра
Метод кейсов (case-study)
3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Цифровизация образования открывает широкие возможности для
повышения качества обучения. Использование ИКТ позволяет сделать
процесс обучения более наглядным, доступным и интересным.
Технологии и приёмы:
Применение онлайн-платформ (Moodle, Zoom, Teams и др.)
Использование интерактивных досок и презентаций
Видеоуроки, симуляторы, виртуальные лаборатории
Тестирование и опросы с помощью цифровых инструментов (Kahoot,
Google Forms)
4. Проектное и проблемное обучение
Проектный метод помогает обучающимся применять знания на
практике,
развивает
исследовательские
навыки
и
инициативность.
Проблемное обучение учит находить пути решения нестандартных задач,
развивает логическое и критическое мышление.
Особенности:
Работа над реальными проектами (в том числе в сотрудничестве с
работодателями)
Индивидуальные и групповые проекты
Обсуждение и защита результатов
5. Тьюторство и наставничество
Индивидуальный подход в обучении особенно важен в СПО, где
уровень
подготовки
студентов
может
существенно
различаться.
Наставничество помогает студентам осваиваться в профессии, перенимать
опыт у более опытных специалистов.
Формы реализации:
Индивидуальные консультации
Стажировки под руководством наставника
Ведение портфолио достижений
6. Практико-ориентированное обучение
Главная цель СПО — подготовить специалиста, готового к работе
сразу
после
выпуска.
Поэтому
значительное
внимание
уделяется
практической подготовке.
Формы реализации:
Учебные и производственные практики
Лабораторные и практические занятия
Мастер-классы от представителей отрасли
Современные методы и приёмы обучения в системе СПО позволяют
сделать образовательный процесс более гибким, интересным и эффективным.
Они
способствуют
формированию
не
только
профессиональных
компетенций,
но
и
таких
универсальных
навыков,
как
критическое
мышление,
креативность,
коммуникативность
и
способность
к
самообучению. Успешное внедрение этих подходов возможно только при
активном участии педагогов, постоянном повышении их квалификации и
тесном взаимодействии с работодателями.
Библиографический список:
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер.
— М.: Академия, 2014. — 224 с.
2. Сериков, В. В. Образование как личностный смысл / В. В. Сериков.
— Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. — 176 с.
3. Лозовая, А. В., Славгородская, Г. А. Методика профессионального
обучения / А. В. Лозовая, Г. А. Славгородская. — М.: Форум, 2020. — 288 с.
4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории /
М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 295 с.
5. Петрова, Е. В. Современные образовательные технологии в СПО //
Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 5. — С. 45–49