Напоминание

Современные методы и приемы обучения при работе в средне профессиональном образование


Авторы: Дунцева Варвара Андреевна, Руководитель Зинкина Анастасия Дмитриевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГБПОУ Лукояновский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Лукоянов
Наименование материала: Статья
Тема: Современные методы и приемы обучения при работе в средне профессиональном образование
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ

РАБОТЕ В СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ

Дунцева Варвара Андреевна

Руководитель

Зинкина Анастасия Дмитриевна,

преподаватель

ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»,

г. Лукоянов

Система среднего профессионального образования (СПО) занимает

важное место в подготовке квалифицированных специалистов для различных

отраслей

экономики.

Современные

вызовы,

стремительное

развитие

технологий, изменения в потребностях рынка труда требуют пересмотра

традиционных

подходов

к

обучению.

Для

того

чтобы

подготовить

выпускников, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям, в

образовательный процесс внедряются современные методы и приёмы

обучения, ориентированные на развитие профессиональных компетенций,

критического мышления и самостоятельности обучающихся.

Основные направления модернизации методов обучения в СПО

Современные методы обучения отличаются своей направленностью на

активное участие студентов в образовательном процессе. Уход от пассивного

восприятия информации к активной познавательной деятельности —

ключевая тенденция. Рассмотрим наиболее эффективные подходы.

1. Компетентностный подход

Цель данного подхода — формирование у студентов не только знаний,

но и умений, навыков и личностных качеств, необходимых для выполнения

профессиональных задач. В центре внимания — реальные производственные

ситуации, с которыми студент может столкнуться в профессиональной

деятельности.

Приёмы:

Проектная деятельность

Выполнение практико-ориентированных заданий

Моделирование профессиональных ситуаций

2. Интерактивные методы обучения

Интерактивность

предполагает

постоянное

взаимодействие

преподавателя и обучающегося, обмен мнениями, обсуждение. Эти методы

развивают

коммуникативные

навыки,

умение

работать

в

команде,

аргументировать свою точку зрения.

Примеры методов:

Дискуссии и дебаты

Мозговой штурм

Ролевая и деловая игра

Метод кейсов (case-study)

3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Цифровизация образования открывает широкие возможности для

повышения качества обучения. Использование ИКТ позволяет сделать

процесс обучения более наглядным, доступным и интересным.

Технологии и приёмы:

Применение онлайн-платформ (Moodle, Zoom, Teams и др.)

Использование интерактивных досок и презентаций

Видеоуроки, симуляторы, виртуальные лаборатории

Тестирование и опросы с помощью цифровых инструментов (Kahoot,

Google Forms)

4. Проектное и проблемное обучение

Проектный метод помогает обучающимся применять знания на

практике,

развивает

исследовательские

навыки

и

инициативность.

Проблемное обучение учит находить пути решения нестандартных задач,

развивает логическое и критическое мышление.

Особенности:

Работа над реальными проектами (в том числе в сотрудничестве с

работодателями)

Индивидуальные и групповые проекты

Обсуждение и защита результатов

5. Тьюторство и наставничество

Индивидуальный подход в обучении особенно важен в СПО, где

уровень

подготовки

студентов

может

существенно

различаться.

Наставничество помогает студентам осваиваться в профессии, перенимать

опыт у более опытных специалистов.

Формы реализации:

Индивидуальные консультации

Стажировки под руководством наставника

Ведение портфолио достижений

6. Практико-ориентированное обучение

Главная цель СПО — подготовить специалиста, готового к работе

сразу

после

выпуска.

Поэтому

значительное

внимание

уделяется

практической подготовке.

Формы реализации:

Учебные и производственные практики

Лабораторные и практические занятия

Мастер-классы от представителей отрасли

Современные методы и приёмы обучения в системе СПО позволяют

сделать образовательный процесс более гибким, интересным и эффективным.

Они

способствуют

формированию

не

только

профессиональных

компетенций,

но

и

таких

универсальных

навыков,

как

критическое

мышление,

креативность,

коммуникативность

и

способность

к

самообучению. Успешное внедрение этих подходов возможно только при

активном участии педагогов, постоянном повышении их квалификации и

тесном взаимодействии с работодателями.

Библиографический список:

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер.

— М.: Академия, 2014. — 224 с.

2. Сериков, В. В. Образование как личностный смысл / В. В. Сериков.

— Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. — 176 с.

3. Лозовая, А. В., Славгородская, Г. А. Методика профессионального

обучения / А. В. Лозовая, Г. А. Славгородская. — М.: Форум, 2020. — 288 с.

4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории /

М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 295 с.

5. Петрова, Е. В. Современные образовательные технологии в СПО //

Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 5. — С. 45–49



В раздел образования