Автор: Сыромятникова Лукерья Егоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО ВШМ РС(Я)(институт) им.В.А. Босикова
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Танцы для развития ребенка
Тема: Искусство танца
Раздел: начальное образование
Сыромятникова Лукерья Егоровна,
воспитатель
ГБОУ ВО Высшая школа музыки
Республики Саха (Якутия)
им В.А. Босикова
город Якутск
Республика Саха (Якутия)
Танцы для развития ребенка
Одной из лучших сторон моих ежедневных забот, дел является
подготовка художественных выступлений детей к праздничным утренникам,
мероприятиям. Привитие детям умения красиво танцевать, но и содействие
их разностороннего развития
Цель
моей
работы:
Ознакомить
детей
с
искусством
танца,
сформировать художественный вкус, развивать общий кругозор, сохранение
и
укрепления
здоровья
ребенка
как
важного
фактора
успешной
жизнедеятельности ребенка
Искусство танца близко нашим детям и любимо ими, и обычно дети с
большим удовольствием танцуют. Это стремление надо использовать для
общего развития и художественного восприятия детьми музыки и танца.
Танец – это в всегда радость, хорошее настроение, положительные эмоции,
которые так необходимы детям.
Танцы содействуют физическому развитию детей. В танцах они
удовлетворяют
свою
естественную
потребность
в
движении,
смене
впечатлений и деятельности. Танцы - идеальный способ интересно и пользой
развивать ребенка. Искусство танца увлекательно, как загадка, которая манит
каждого ребенка. Диапазон возможностей танцами очень велик: от игры до
целого искусства.
В процессе обучения детей к танцам, предъявляются определенные
требования
в
отношении
их
общей
организованности,
дисциплинированности, вежливой и дружественной формы обращения друг с
другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это
способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
Работая вместе, дети учатся общению в коллективе, социализируются.
В содержание хореографических занятий с маленькими детьми входит
изучение народных, простых танцевальных ритмичных упражнений, игр.
Начинать
обучение
лучше
с
народных
танцев,
так
как
они
отличаются богатством движений
и образов, в них отражены лучшие
черты
национального
характера.
Изучение
народных
танцев
содействуют
эстетическому
воспитанию детей, способствуют
росту их общей культуры. В своей
многолетней
практике
в
постановке
танца
я
всегда
отталкиваюсь из истории своего
народа.
Каждый
народ
богат
своей
историей,
самобытностью,
неповторимым колоритом. Национальный народный танец всегда вызывает
огромный интерес, любознательность воспитанников к культуре своего
народа.
К каждому утреннику, мероприятию готовятся соответствующие
тематике танцы. Я поставила близкий детям по тематике танец для
мальчиков.
«Танец со стульчиками из тальника» и северный «Танец
охотников и оленей». Танец со стульчиками сувенирный танец, очень
красивый и содержательный. Набор движений подходит для мальчиков их
возраста.
Учитывая
их
неуемную
подвижность,
подобрала
для
них
энергичные, живые движения. Использовала простые прыжки с разными
элементами,
которыми
подчеркнула
самобытность
моего
народа.
На
протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают
национальные узоры. Мальчики с удовольствием танцевали и с большой
заинтересованностью включились в эту работу. Для них появилось общее
дело, что укрепило дружеские отношения между детьми.
Перед
тем
как
начать
постановочную
работу
я
веду
беседу,
рассказываю о содержании танца. Были моменты, когда дети сами
придумывали движения. Например, в танце «Охотники и олени» мальчики
придумали движения отражающие моменты охоты: выслеживание зверя, бег
дичи по снегу, стрельбу в него, радость удачной охоты. Наша огромная
Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резко
континентального климата. Танец получился очень информативным. Дети в
танце передали характер танца, его мужественность, очень хорошо показали
радость от удачной охоты. К новогоднему утреннику работаю над созданием
танца «Танец Нанайцев с бубнами». Дети сходу выучили движения с
атрибутом.
Когда
ребенок
воспринимает
танец,
он
раскрывается,
представляет и видит образ танца. Ему нужен только толчок и « разжечь»
идеей. В настоящее время дети очень развиты, кругозор у детей обширный.
И мне совсем не сложно было ставить танец, к примеру «Ковбои» они
сразу выдали все те черты присущие ковбоев Техаса. В своей работе мы все
учитываем возрастные особенности детей. Для детей 6-7 лет, прежде всего,
характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене
движений, сохранение статичного положения для них крайне утомительна. В
то же время движения детей еще не организованны, плохо координированы,
запас целенаправленных двигательных навыков у них не велик, они
нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Двигательный аппарат
еще
не
окреп,
что
вызывает
необходимость
дозировки
физических
упражнений. Поэтому для занятий с детьми необходим отбор движений,
доступных и подходящих для детского исполнения по своему содержанию и
характеру. Лучше всего подойдет сюжет из жизни детей, создание образов,
близких нашей современности и любимых детьми.
Наличие развернутого сюжета не является обязательным в детском
танце. Однако сюжетная линия, завязка, действие, развязка очень обогащают
и
оживляют
танец.
Практика
показывает,
что
танцы
с
действием,
получающим разрешение к концу, необыкновенно ярко воспринимаются
детьми, производят на них несравненно более сильное впечатление, чем те
танцы, в которых отсутствует сюжет. Это особенность детского восприятия
заставляет придавать большое значение наличию сюжета в детском танце,
тем более, что развернутая сюжетная линия позволяет создавать в танце не
только положительные, но и отрицательные образы, тем самым, расширяя
возможности воспитательной работы с детьми.
Большое внимание должно быть уделено музыкальному оформлению
занятий и танцевальных постановок. Музыка – душа танца, является как бы
его основой. Ритмическое строение музыки, равномерное чередование
метрических ударений, логическое разделение на части и фразы составляют
как бы каркас, основу танца, помогая танцующим этот танец распределить во
времени свои движения. Когда большое число танцующих объединяется в
общем
танце,
нередко
зрителей
поражает
одновременность
и
согласованность исполнения, стройность рисунка и композиция танца.
При
наблюдении
за
массовым
исполнением
танца
особенно
ясным
становится, что именно музыкальный ритм является здесь объединяющим и
организующим моментом, что музыка не только воодушевляет танцоров, но
и позволяет им точно согласовывать с музыкой свои движения. Опыт
показывает, что дети не сразу привыкают внимательно слушать музыку и
согласовывать с ней свои движения для того чтобы привлечь внимание детей
к музыке, чтобы достигнуть музыкальности детского танца необходимо
тщательно и осмотрительно подбирать музыку для танцев.
Невозможно перечислить все достоинства танца. Это искусство
является не только увлекательным способом развития ребенка, но и
средством решения многих педагогических задач. Танец также является
мощным
здоровьесберегающим
фактором,
так
как
воздействует
на
эмоциональную сферу человека, успокаивает, раскрепощает ребенка, так как
занятия танцами всегда приносит детям много радости и восторга.