Напоминание

"Краеведческий текст как основа формирования и развития навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы"


Автор: Панфилова Яна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Невер
Населённый пункт: село Невер Сковородинский округ Амурская область
Наименование материала: сборник упражнений
Тема: "Краеведческий текст как основа формирования и развития навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Уважаемые коллеги, родители и юные читатели!

Перед Вами сборник дидактических заданий, созданный с целью развития навыков

смыслового чтения у обучающихся начальной школы. Этот сборник – не просто

набор упражнений, а увлекательное путешествие в мир родного края, знакомство с

уникальной природой, историей и культурой Амурской области.

Задания данного сборника расскажут Вам о том, как прекрасен наш Дальний

восток, наша Амурская область, познакомит с частью животного и растительного

мира нашего края, природа и история которого уникальна и очень хрупка. Познавать

мир родного края всегда увлекательно и благородно! Прикосновение к нему

пробуждает в душе самые лучшие человеческие чувства: любовь к Родине, бережное

отношение к своей Земле, стремление быть совершенным в своих делах, поступках.

Смысловое чтение – это важный навык, который помогает детям не только

понимать текст, но и анализировать его, находить главное, делать выводы и

применять полученные знания в жизни. В современном мире, где информация

окружает нас повсюду, умение работать с текстом становится ключевым для

успешного обучения и развития.

Краеведческие тексты, представленные в этом сборнике, помогут школьникам не

только улучшить свои читательские навыки, но и узнать больше о своей малой

родине – Амурской области. Каждое задание направлено на развитие внимания,

логического мышления, расширение словарного запаса и формирование интереса к

чтению.

Познавать мир родного края всегда увлекательно и благодарно! Прикосновение к

нему пробуждает в душе самые лучшие человеческие чувства: любовь к родине,

бережное отношение к своей земле, стремление быть совершенным в своих делах ,

поступках.

Мы надеемся, что этот сборник станет полезным инструментом для учителей,

увлекательным пособием для детей и помощником для родителей в совместном

изучении родного края. Пусть каждый урок с этой книгой будет шагом к новым

знаниям, открытиям и любви к чтению!

Желаем вам интересной работы и вдохновения!

Список заданий

для обучающихся начальной школы,

направленные на развитие навыков смыслового чтения

через краеведческие тексты об Амурской области

1.

Задания на понимание текста

«Найди ответ в тексте»:

после чтения текста о природе Амурской области (например, о реке Амур или

Зейском заповеднике) предложить ребятам ответить на вопросы:

- Какие рыбы водятся в реке Амур?

- Почему Зейский заповедник называют «лёгкими региона»?

«Верно/ Неверно»:

Составьте утверждения на основе текста (например: «Амурский тигр обитает в

лесах Амурской области»).

Дети должны подтвердить или опровергнуть их, ссылаясь на текст.

2.

Задания на анализ и интерпретацию

«Главная мысль»:

Прочитайте короткий текст о традициях эвенков (коренных жителей Амурской

области). Предложить ребятам выделить ключевую идею:

- Чему учит эта история?

- Какие ценности важны для эвенков?

«Сравнение»:

Дайте два текста: о современном Благовещенске и городе XIX века.

Обучающиеся должны найти различия и сходства, используя таблицу или

рисунки.

3.

Творческие задания

«Нарисуй историю»:

После чтения текста о памятнике «Амурский челн» предложить ребятам

изобразить сюжет или создать комикс по мотивам прочитанного.

«Продолжи сказку»:

Прочитайте легенду о реке Амур (например, как она появилась). Ребята

придумывают своё окончание истории и предоставляют его классу.

4.

Проектная работа

«Мой край в картинках»:

Обучающиеся создают альбом с иллюстрациями и короткими подписями на

основе текстов о достопримечательностях Амурской области (например,

Албазинский острог, горячие источники Тынды).

«Интервью с героем»:

После чтения текста о знаменитом жителе региона (например, исследователе

Г.И.Невельском) ученики составляют вопросы, которые хотели бы ему задать, и

разыгрывают диалог.

5.

Игровые задания

«Краеведческий квест»:

На основе текста о природе или истории региона составьте карту со

«станциями» (вопросы, загадки). Ребята ищут ответы в тексте и «путешествуют»

по Амурской области.

«Собери пазл»:

Разрезать текст о животном мире Амурской области на абзацы. Дети

восстанавливают последовательность и объясняют, почему выбрали такой

порядок.

6.

Связь с жизнью

«Экскурсия в музей»:

Если возможно, посетите краеведческий музей или организуйте виртуальную

экскурсию. После этого ученики пишут мини – отзыв: «Что меня удивило?».

«Семейные истории»:

Предложить ребятам расспросить родителей о том, как изменился их город/ село

за последние годы. На уроке они делятся услышанным и сравнивают с

информацией из текста.

7.

Рефлексия

«Дневник читателя»:

Обучающиеся ведут дневник, где записывают:

- Новые слова (например, «меньчжурский орех», «стерх»).

- Интересные факты («В Амурской области растут уникальные виды растений»).

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Пример текста для работы:

«Река Амур – одна из самых длинных рек России. В её водах живут редкие

рыбы: калуга и амурский осётр. На берегах Амура можно встретить аистов

и дальневосточных аистов. Люди берегут эту реку, потому что она даёт

жизнь всему краю».

Задание к тексту:

- Подчеркните в тексте названия животных.

- Объясните, почему рек Амур важна для региона.

2.

Продавщица мороженого.

В центре Благовещенска есть памятник, который установили в честь обычной

продавщицы мороженого Зинаиды Синицыной. Памятник установили благодарные

жители города, которые знали Зинаиду Дмитриевну под прозвищем Снегурочка. С 50-

х годов и до самой смерти в 1988 году эта женщина продавала мороженое, причем

встретить ее можно было даже в холодные зимние дни, непогоду и праздники.

Женщина всегда добросовестно относилась к своей работе, встречая каждого

покупателя улыбкой и добрым словом.

Создай свой эскиз памятника этой труженице города.

3.

Археологические исследования

Археология – это наука, исследующая прошлое человечества по вещественным

источникам. Территория Приамурья богата памятниками человеческих культур, среди

которых можно назвать неолитическую культуру, громатухинскую культуру, культуру

мохэских племен. Ученые-археологи такие как Окладников, Деревянко, Сапунов,

Болотин вместе со студентами выезжают на раскопки по всей территории Амурской

области, находя каменные топоры, наконечники стрел, мечи, костяные пластины,

палки-копалки, фрагменты керамики, украшения и многое другое. Кроме этого

Благовещенске найдено кладбище динозавров, расположенное на юго-восточной

окраине города. Из останков, извлеченных с правого берега Амура в 1911 году, был

смонтирован скелет динозавра Ванюши.

Перед вами несколько археологических находок:

- железный меч Чжурчженей;

- каменный тесак;

- пушечное ядро;

- бронзовое украшение;

- фрагмент керамики;

- костяные нуклеусы, применяемые для скребков кожи, наконечников стрел.

* Составить небольшой рассказ (из 5 предложений) об образе жизни и занятиях наших

предков.

4.

«Улицы Благовещенска в прошлом и настоящем».

Перед вами приведены старые и новые названия улиц Благовещенска, но при

распределении улиц учёный - историк перепутал их названия. Вы можете расспросить

родителей или воспользоваться другим источником, вспомнить и правильно

соотнести старые и новые названия улиц города.

Новые - Ленина, Чайковского, Политехническая, Пушкина, Партизанская,

Первомайская, Пионерская, Фрунзе, Шевченко, Амурская

Старые - Амурская, Мастерская, Муравьёвская, Благовещенская, Невельская,

Казачья, Бурхановская, Семинарская, Ремесленная, Большая

Ленина – Большая

Чайковского – Ремесленная

Политехническая – Семинарская

Пушкина – Бурхановская

Партизанская – Казачья

Первомайская – Невельская

Пионерская – Благовещенская

Фрунзе – Муравьёвская

Шевченко – Мастерская

Амурская – Амурская

5.

История рыбака.

- Выбери рыбы, обитающую в водах реки Амур и нарисуй комикс на эту тему. Какие

из этих рыб не водятся в Амуре? Почему?

СОМ

ЩУКА

СИГ

НАЛИМ

СЕЛЬДЬ

КЕТА

КАМБАЛА

Горбуша, кета, сельдь, скумбрия, камбала, лосось, семга - это морские рыбы.

6.

Первопроходцы

При помощи иллюстративного материала определи, какими средствами передвижения

могли пользоваться первопроходцы.

Собери разрезанные части картинки и получишь одно из средств передвижения наших

предков.

7.

Прочитайте текст и определите, какое значение для России имели походы

русских первопроходцев в 1643 - 1649 годах?

Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше,

чем в Зее. А на земле «…родится 6 хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и

конопля… родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие,

орехи русские», – писал Василий Поярков. Далее он сообщал: «…те землицы людны и

хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным

людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».

Сделанные отрядом Пояркова открытия велики. Он первым побывал на берегах

Амура, открыл неведомые реки и земли, привез описание виденного им края. Впервые

совершив плавание по Амуру, он разработал и подал якутскому воеводе проект

освоения Приамурья.

Поярков выяснил также, что из устья Амура можно попасть в южные моря.

Хабаров был поражен открывшимися перед ним несметными богатствами. В одном из

донесений якутскому воеводе он писал: « и по тем рекам живет многое множество

тунгусов, а вниз по славной великой реке Амур живут Даурские люди, пахотные и

скотные луга, и в той великой реке Амуре рыба – калужка, осетра, и всякой рыбы

много против Волги а в горах и улусах луга великие и пашни есть, а леса по той

великой реке Амур темные, большие, соболя и всякого зверя много... А в земле золото

и серебро виднеется»

Работа со словарем

Их еще называли «землепроходцами». Дайте определение этому слову.

.

8.

Строители.

Впервые о крупнейшей реке на Дальнем Востоке – Амуре узнали в начале 17 века. В

это время на территории области проживали малочисленные племена эвенков, в

северных таёжных районах. Они занимались оленеводством и охотой, жили в чумах.

Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

Племена дауров и дючуров вели оседлый образ жизни, основным занятием было

земледелие. Также выращивали скот, ловили рыбу, жили в бревенчатых домах, на

случай опасности окруженных земляным валом.

Теперь представьте, что вы жили в то время, вам необходимо построить жилище –

чум. Как он мог выглядеть?

Изготовьте из подручного материала жилище эвенков (чум).

Жилищем эвенков - оленеводов и охотников являлся конический чум из 20 -25 шестов,

покрытых ров дугой (замша из оленьей кожи) или из шкур.

Вывод:

Такие задания помогут не только развить навыки смыслового чтения, но и

углубить знания детей о родном крае, воспитать интерес к его истории и

природе.



В раздел образования