Автор: Панфилова Яна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Невер
Населённый пункт: село Невер Сковородинский округ Амурская область
Наименование материала: сборник упражнений
Тема: "Краеведческий текст как основа формирования и развития навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы"
Раздел: начальное образование
Уважаемые коллеги, родители и юные читатели!
Перед Вами сборник дидактических заданий, созданный с целью развития навыков
смыслового чтения у обучающихся начальной школы. Этот сборник – не просто
набор упражнений, а увлекательное путешествие в мир родного края, знакомство с
уникальной природой, историей и культурой Амурской области.
Задания данного сборника расскажут Вам о том, как прекрасен наш Дальний
восток, наша Амурская область, познакомит с частью животного и растительного
мира нашего края, природа и история которого уникальна и очень хрупка. Познавать
мир родного края всегда увлекательно и благородно! Прикосновение к нему
пробуждает в душе самые лучшие человеческие чувства: любовь к Родине, бережное
отношение к своей Земле, стремление быть совершенным в своих делах, поступках.
Смысловое чтение – это важный навык, который помогает детям не только
понимать текст, но и анализировать его, находить главное, делать выводы и
применять полученные знания в жизни. В современном мире, где информация
окружает нас повсюду, умение работать с текстом становится ключевым для
успешного обучения и развития.
Краеведческие тексты, представленные в этом сборнике, помогут школьникам не
только улучшить свои читательские навыки, но и узнать больше о своей малой
родине – Амурской области. Каждое задание направлено на развитие внимания,
логического мышления, расширение словарного запаса и формирование интереса к
чтению.
Познавать мир родного края всегда увлекательно и благодарно! Прикосновение к
нему пробуждает в душе самые лучшие человеческие чувства: любовь к родине,
бережное отношение к своей земле, стремление быть совершенным в своих делах ,
поступках.
Мы надеемся, что этот сборник станет полезным инструментом для учителей,
увлекательным пособием для детей и помощником для родителей в совместном
изучении родного края. Пусть каждый урок с этой книгой будет шагом к новым
знаниям, открытиям и любви к чтению!
Желаем вам интересной работы и вдохновения!
Список заданий
для обучающихся начальной школы,
направленные на развитие навыков смыслового чтения
через краеведческие тексты об Амурской области
1.
Задания на понимание текста
«Найди ответ в тексте»:
после чтения текста о природе Амурской области (например, о реке Амур или
Зейском заповеднике) предложить ребятам ответить на вопросы:
- Какие рыбы водятся в реке Амур?
- Почему Зейский заповедник называют «лёгкими региона»?
«Верно/ Неверно»:
Составьте утверждения на основе текста (например: «Амурский тигр обитает в
лесах Амурской области»).
Дети должны подтвердить или опровергнуть их, ссылаясь на текст.
2.
Задания на анализ и интерпретацию
«Главная мысль»:
Прочитайте короткий текст о традициях эвенков (коренных жителей Амурской
области). Предложить ребятам выделить ключевую идею:
- Чему учит эта история?
- Какие ценности важны для эвенков?
«Сравнение»:
Дайте два текста: о современном Благовещенске и городе XIX века.
Обучающиеся должны найти различия и сходства, используя таблицу или
рисунки.
3.
Творческие задания
«Нарисуй историю»:
После чтения текста о памятнике «Амурский челн» предложить ребятам
изобразить сюжет или создать комикс по мотивам прочитанного.
«Продолжи сказку»:
Прочитайте легенду о реке Амур (например, как она появилась). Ребята
придумывают своё окончание истории и предоставляют его классу.
4.
Проектная работа
«Мой край в картинках»:
Обучающиеся создают альбом с иллюстрациями и короткими подписями на
основе текстов о достопримечательностях Амурской области (например,
Албазинский острог, горячие источники Тынды).
«Интервью с героем»:
После чтения текста о знаменитом жителе региона (например, исследователе
Г.И.Невельском) ученики составляют вопросы, которые хотели бы ему задать, и
разыгрывают диалог.
5.
Игровые задания
«Краеведческий квест»:
На основе текста о природе или истории региона составьте карту со
«станциями» (вопросы, загадки). Ребята ищут ответы в тексте и «путешествуют»
по Амурской области.
«Собери пазл»:
Разрезать текст о животном мире Амурской области на абзацы. Дети
восстанавливают последовательность и объясняют, почему выбрали такой
порядок.
6.
Связь с жизнью
«Экскурсия в музей»:
Если возможно, посетите краеведческий музей или организуйте виртуальную
экскурсию. После этого ученики пишут мини – отзыв: «Что меня удивило?».
«Семейные истории»:
Предложить ребятам расспросить родителей о том, как изменился их город/ село
за последние годы. На уроке они делятся услышанным и сравнивают с
информацией из текста.
7.
Рефлексия
«Дневник читателя»:
Обучающиеся ведут дневник, где записывают:
- Новые слова (например, «меньчжурский орех», «стерх»).
- Интересные факты («В Амурской области растут уникальные виды растений»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Пример текста для работы:
«Река Амур – одна из самых длинных рек России. В её водах живут редкие
рыбы: калуга и амурский осётр. На берегах Амура можно встретить аистов
и дальневосточных аистов. Люди берегут эту реку, потому что она даёт
жизнь всему краю».
Задание к тексту:
- Подчеркните в тексте названия животных.
- Объясните, почему рек Амур важна для региона.
2.
Продавщица мороженого.
В центре Благовещенска есть памятник, который установили в честь обычной
продавщицы мороженого Зинаиды Синицыной. Памятник установили благодарные
жители города, которые знали Зинаиду Дмитриевну под прозвищем Снегурочка. С 50-
х годов и до самой смерти в 1988 году эта женщина продавала мороженое, причем
встретить ее можно было даже в холодные зимние дни, непогоду и праздники.
Женщина всегда добросовестно относилась к своей работе, встречая каждого
покупателя улыбкой и добрым словом.
Создай свой эскиз памятника этой труженице города.
3.
Археологические исследования
Археология – это наука, исследующая прошлое человечества по вещественным
источникам. Территория Приамурья богата памятниками человеческих культур, среди
которых можно назвать неолитическую культуру, громатухинскую культуру, культуру
мохэских племен. Ученые-археологи такие как Окладников, Деревянко, Сапунов,
Болотин вместе со студентами выезжают на раскопки по всей территории Амурской
области, находя каменные топоры, наконечники стрел, мечи, костяные пластины,
палки-копалки, фрагменты керамики, украшения и многое другое. Кроме этого
Благовещенске найдено кладбище динозавров, расположенное на юго-восточной
окраине города. Из останков, извлеченных с правого берега Амура в 1911 году, был
смонтирован скелет динозавра Ванюши.
Перед вами несколько археологических находок:
- железный меч Чжурчженей;
- каменный тесак;
- пушечное ядро;
- бронзовое украшение;
- фрагмент керамики;
- костяные нуклеусы, применяемые для скребков кожи, наконечников стрел.
* Составить небольшой рассказ (из 5 предложений) об образе жизни и занятиях наших
предков.
4.
«Улицы Благовещенска в прошлом и настоящем».
Перед вами приведены старые и новые названия улиц Благовещенска, но при
распределении улиц учёный - историк перепутал их названия. Вы можете расспросить
родителей или воспользоваться другим источником, вспомнить и правильно
соотнести старые и новые названия улиц города.
Новые - Ленина, Чайковского, Политехническая, Пушкина, Партизанская,
Первомайская, Пионерская, Фрунзе, Шевченко, Амурская
Старые - Амурская, Мастерская, Муравьёвская, Благовещенская, Невельская,
Казачья, Бурхановская, Семинарская, Ремесленная, Большая
Ленина – Большая
Чайковского – Ремесленная
Политехническая – Семинарская
Пушкина – Бурхановская
Партизанская – Казачья
Первомайская – Невельская
Пионерская – Благовещенская
Фрунзе – Муравьёвская
Шевченко – Мастерская
Амурская – Амурская
5.
История рыбака.
- Выбери рыбы, обитающую в водах реки Амур и нарисуй комикс на эту тему. Какие
из этих рыб не водятся в Амуре? Почему?
СОМ
ЩУКА
СИГ
НАЛИМ
СЕЛЬДЬ
КЕТА
КАМБАЛА
Горбуша, кета, сельдь, скумбрия, камбала, лосось, семга - это морские рыбы.
6.
Первопроходцы
При помощи иллюстративного материала определи, какими средствами передвижения
могли пользоваться первопроходцы.
Собери разрезанные части картинки и получишь одно из средств передвижения наших
предков.
7.
Прочитайте текст и определите, какое значение для России имели походы
русских первопроходцев в 1643 - 1649 годах?
Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше,
чем в Зее. А на земле «…родится 6 хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и
конопля… родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие,
орехи русские», – писал Василий Поярков. Далее он сообщал: «…те землицы людны и
хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным
людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».
Сделанные отрядом Пояркова открытия велики. Он первым побывал на берегах
Амура, открыл неведомые реки и земли, привез описание виденного им края. Впервые
совершив плавание по Амуру, он разработал и подал якутскому воеводе проект
освоения Приамурья.
Поярков выяснил также, что из устья Амура можно попасть в южные моря.
Хабаров был поражен открывшимися перед ним несметными богатствами. В одном из
донесений якутскому воеводе он писал: « и по тем рекам живет многое множество
тунгусов, а вниз по славной великой реке Амур живут Даурские люди, пахотные и
скотные луга, и в той великой реке Амуре рыба – калужка, осетра, и всякой рыбы
много против Волги а в горах и улусах луга великие и пашни есть, а леса по той
великой реке Амур темные, большие, соболя и всякого зверя много... А в земле золото
и серебро виднеется»
Работа со словарем
Их еще называли «землепроходцами». Дайте определение этому слову.
.
8.
Строители.
Впервые о крупнейшей реке на Дальнем Востоке – Амуре узнали в начале 17 века. В
это время на территории области проживали малочисленные племена эвенков, в
северных таёжных районах. Они занимались оленеводством и охотой, жили в чумах.
Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.
Племена дауров и дючуров вели оседлый образ жизни, основным занятием было
земледелие. Также выращивали скот, ловили рыбу, жили в бревенчатых домах, на
случай опасности окруженных земляным валом.
Теперь представьте, что вы жили в то время, вам необходимо построить жилище –
чум. Как он мог выглядеть?
Изготовьте из подручного материала жилище эвенков (чум).
Жилищем эвенков - оленеводов и охотников являлся конический чум из 20 -25 шестов,
покрытых ров дугой (замша из оленьей кожи) или из шкур.
Вывод:
Такие задания помогут не только развить навыки смыслового чтения, но и
углубить знания детей о родном крае, воспитать интерес к его истории и
природе.