Напоминание

Конспект ОД "Великий воздух-невидимка"


Автор: Хомутова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Республика Хакасия
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект ОД "Великий воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Коллективный труд как средство формирования навыков

сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

Хомутова Светлана Алексеевна
Воспитатель МБДОУ №52, г.Абакан Вопросы нравственного воспитания всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики. На каждом этапе исторического развития приобретали ведущее значение разные проблемы. В настоящее время, когда ребенок стал признаваться субъектом воспитания, педагогика нуждается в средствах, направленных на формирование у детей самостоятельности во мнениях, интересах, умении согласовывать их с окружающими. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Для подготовки ребенка к жизни в обществе необходимо научить его согласовывать свое поведение с другими людьми и обществом, в котором он живет. В теории и практике детского сада давно решался вопрос о формировании навыков сотрудничества у детей, но все исследования сводились в основном к воспитанию у детей чувства коллективизма и развитию навыков жизнедеятельности в коллективе. Данному вопросу были посвящены исследования Е.И. Тихеевой, Д.К. Шлегер, М.Х. Свентинской еще в двадцатые годы прошлого столетия. В последующие годы данный вопрос разрабатывался Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой. Как показали исследования Р.С. Буре, Я.Л. Коломинского, В.Г.Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Т.А.Репиной и др., определяющее влияние на становление личности дошкольника, развитие его инициативности, организаторских способностей и социальной активности наряду с семьей оказывает группа детского сада. Где дети имеют близкие интересы и которую, по существу, можно рассматривать
как первую детскую организованную малую группу, выполняющую ряд социализирующих функций. Социализация ребенка, его успешное вхождение, само предъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. По утверждению Б.Г. Ананьева, на процесс социализации ребенка решающее влияние оказывает овладение трудовой деятельностью [2]. В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике трудолюбие рассматривается как исключительно важное для развития личности качество (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Е.Л. Коненко, М.В. Крулехт, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.). Однако, как показало исследование М.В. Крулехт, уровень трудолюбия современных дошкольников недостаточно вы с о к [17]. Отсутствие или неправильное осуществление трудового воспитания в раннем детстве, формирует у ребенка отрицательное отношение к труду, которое, как правило, приводит к закреплению пассивности, негативных форм поведения, в то время как современные условия развития общества, предполагают высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности. Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в теоретических исследованиях. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (P.C. Буре, М.В. Крулехт), в игре (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая и др.), в изобразительной деятельности (Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская). Вместе с тем, ана лиз педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков сотрудничества показал, что методических рекомендаций по развитию сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в коллективной трудовой деятельности недостаточно. Многие известные исследователи (М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.) изучая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества,
рассматривая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного детства и, более интенсивно, на ступени старшего дошкольного возраста. В первую очередь в процессе сотрудничестве выделяется общая цель. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель, совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее, удобнее, эффективнее можно выполнять именно совместными усилиями общий мотив участников к сотрудничеству. Итак, сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности. В исследованиях и передовом педагогическом опыте отмечалось, что важным средством воспитания коллективизма и навыков сотрудничества у дошкольников, является занятие. Причем, оптимизировать процесс воспитания
на занятиях позволили следующие условия: содержание знаний о взаимопомощи и взаимовыручке. В дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединении детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Машу, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Марку - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Таким образом, формируются умения не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща.
Работу по формированию у детей сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния. На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками. На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы. Дети для освоения навыков сотрудничества должны научится решать такие вопросы как: «Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения зада- ния», «Давай решим, что сделаем сначала, что потом», «Давай распределим работу между собой», «Кто начнет выполнять задание, кто продолжит?». Таким образом, эффективным методом воспитания коллективных взаимоотношений является совместная деятельность, направленная на поэтапное формирование навыков сотрудничества.

Список литературы:
1. Алмакин, А.П. Сотрудничество в детском возрасте /А.П. Алмакин. - М.: Просвещение, 2001. – 289 с. 2. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007. - 260с. 3. Венгер, Л.А. Психология учеб. пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 336 с. 4. Воспитание в труде Под ред. Буре Р.С. - М.: Просвещение, 1997. - 158 с. 5. Воспитание дошкольника в труде Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика, 2009. – 208 с. 6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - С. 33-37. 7. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С. 26-36. 8. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина, //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. - С. 3-10. 9. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы кн. для учителя. / В.К. Дьяченко - М.: Просвещение, 2011. – 288 с. 10. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений, С.А.Козлова - М.: Академия, 2008. – 160 c. 23. 11. Смирнова,Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – С. 68-76.


В раздел образования