Напоминание

Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний у одарённых детей младшего школьного возраста в условиях проживания в интернате


Автор: Кардашевская Мария Спартаковна
Должность: педагог - воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: научная статья
Тема: Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний у одарённых детей младшего школьного возраста в условиях проживания в интернате
Раздел: начальное образование





Назад




Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний у

одарённых детей младшего школьного возраста в условиях проживания

в интернате

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эмоционального состояния

одарённых детей младшего школьного возраста, проживающих в интернате,

и обозначаются подходы к профилактике эмоционального выгорания и

стрессовых

состояний.

Представлены

результаты

практического

исследования, проведённого в условиях интерната, и предложена программа

психологической поддержки воспитанников. Подчёркивается необходимость

комплексного

подхода

к

обеспечению

эмоционального

благополучия

одарённых детей.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, одарённые дети,

младший школьный возраст, интернат, профилактика.

Введение

Одарённые дети представляют собой особую категорию учащихся,

нуждающихся в специфических подходах не только к обучению, но и к

воспитанию и поддержке их психоэмоционального состояния. Особенно

актуальна

эта

тема

для

детей,

проживающих

в

интернатах,

где

психоэмоциональная нагрузка дополняется оторванностью от семьи, сменой

привычной среды и интенсивным учебным процессом. Возникающие в этих

условиях

стрессовые

состояния

могут

привести

к

эмоциональному

выгоранию, снижению мотивации, проблемам в общении и усвоении

материала.

Цель исследования:

Разработка

и

апробация

комплекса

профилактических

мер

по

снижению эмоционального выгорания и стрессовых состояний у одарённых

младших школьников, проживающих в условиях интерната.

Задачи исследования

Изучить

теоретические

подходы

к

проблеме

эмоционального

выгорания у детей.

Провести диагностику эмоционального состояния одарённых детей,

проживающих в интернате.

Разработать и внедрить комплекс профилактических мероприятий.

Оценить эффективность предложенной программы.

Теоретические основы

Проблема эмоционального выгорания традиционно рассматривалась в

контексте профессиональной деятельности, однако в последние годы

возрастает интерес к проявлению выгорания у детей. По данным Маслач и

Джексона (2020), выгорание у учащихся может проявляться в снижении

интереса к учёбе, ощущении усталости и безразличии. У одарённых детей,

склонных

к

перфекционизму,

выгорание

часто

сопровождается

тревожностью, страхом неудачи, заниженной самооценкой.

Факторы, усиливающие стресс у одарённых детей в интернате:

высокий уровень когнитивной активности;

завышенные ожидания взрослых;

недостаток эмоциональной поддержки;

ограниченность общения с семьёй;

социальная изоляция или сложности в коллективе.

Методы и методология исследования

Исследование проводилось на базе Высшей школы музыки Республики

Саха (Якутия). Участники: 10 воспитанников младшего школьного возраста.

Методы:

шкала Спилбергера-Ханина (оценка тревожности),

адаптированный опросник Маслач (MBI-ES),

методика «Незаконченные предложения»,

проективный рисунок «Мой день в ВШМ»,

анкетирование воспитателей,

длительное наблюдение (в течение 3 месяцев).

Шкала Спилбергера-Ханина позволила разделить тревожность на

ситуативную

и

личностную.

MBI-ES

выявила

высокий

уровень

эмоционального истощения у 47% участников. Проективные методики

выявили высокий уровень скрытой тревожности у детей, в рисунках часто

отражались образы одиночества, серых помещений, отсутствия родителей.

Практическая часть исследования

Для снижения уровня стресса и профилактики выгорания была

разработана

и

реализована

программа

«Эмоциональный

комфорт»,

включающая следующие направления:

Тренинги

по

эмоциональному

интеллекту:

развитие

навыков

распознавания и управления эмоциями, формирование позитивного образа

себя.

Арт-терапия и музыкотерапия: еженедельные занятия с элементами

живописи,

лепки,

музыкальной

импровизации.

Это

способствовало

эмоциональной разгрузке и самовыражению.

Игровая терапия: проведение сюжетно-ролевых игр с элементами

психодрамы.

Индивидуальные консультации с психологом: по расписанию и в

экстренных ситуациях.

Создание

клубов

по

интересам:

они

позволяли

детям

самореализоваться без оценивания и давления.

По

итогам

реализации

программы

80%

участников

продемонстрировали снижение уровня тревожности, повысился уровень

вовлечённости в коллективные мероприятия. Родители и воспитатели

отметили рост самостоятельности, уверенности в себе и улучшение общего

эмоционального состояния детей.

Заключение

Одарённые дети, проживающие в интернатах, подвержены эмоциональному

выгоранию

в

силу

совокупности

когнитивной

нагрузки,

социальной

изоляции

и

ограниченной

эмоциональной

поддержки.

Разработка

и

реализация

комплексной

профилактической

программы

позволяет

существенно

снизить

риски

дезадаптации

и

выгорания.

Дальнейшее

исследование в данном направлении представляется перспективным и

необходимым для тиражирования успешных практик в других интернатных

учреждениях.

Список литературы

1.

Волкова, Н.П. Современные подходы к диагностике и профилактике

эмоционального выгорания у младших школьников // Психологическая

наука и образование. — 2022. — № 3. — С. 45–52.

2.

Куликова,

Е.А.

Особенности

социализации

одарённых

детей

в

интернатных учреждениях // Педагогика и психология. — 2021. — № 6.

— С. 17–24.

3.

Гребенников, И.В. Одарённые дети в образовательной среде: риски и

возможности развития // Вопросы психологии. — 2020. — № 1. — С.

58–65.

4.

Иванова, Т.Н. Поддержка эмоционального благополучия детей в

условиях интерната // Вестник практической психологии образования.

— 2023. — № 2. — С. 36–41.

5.

Фомина,

Л.В.

Адаптация

одарённых

школьников

к

условиям

интернатного проживания // Современное образование. — 2024. — №

4. — С. 12–20.

6.

Если вам нужен также титульный лист, аннотация на английском или

оформление по ГОСТ — дайте знать, и я подготовлю.



В раздел образования