Автор: Кардашевская Мария Спартаковна
Должность: педагог - воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: научная статья
Тема: Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний у одарённых детей младшего школьного возраста в условиях проживания в интернате
Раздел: начальное образование
Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний у
одарённых детей младшего школьного возраста в условиях проживания
в интернате
Аннотация
В статье рассматриваются особенности эмоционального состояния
одарённых детей младшего школьного возраста, проживающих в интернате,
и обозначаются подходы к профилактике эмоционального выгорания и
стрессовых
состояний.
Представлены
результаты
практического
исследования, проведённого в условиях интерната, и предложена программа
психологической поддержки воспитанников. Подчёркивается необходимость
комплексного
подхода
к
обеспечению
эмоционального
благополучия
одарённых детей.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, одарённые дети,
младший школьный возраст, интернат, профилактика.
Введение
Одарённые дети представляют собой особую категорию учащихся,
нуждающихся в специфических подходах не только к обучению, но и к
воспитанию и поддержке их психоэмоционального состояния. Особенно
актуальна
эта
тема
для
детей,
проживающих
в
интернатах,
где
психоэмоциональная нагрузка дополняется оторванностью от семьи, сменой
привычной среды и интенсивным учебным процессом. Возникающие в этих
условиях
стрессовые
состояния
могут
привести
к
эмоциональному
выгоранию, снижению мотивации, проблемам в общении и усвоении
материала.
Цель исследования:
Разработка
и
апробация
комплекса
профилактических
мер
по
снижению эмоционального выгорания и стрессовых состояний у одарённых
младших школьников, проживающих в условиях интерната.
Задачи исследования
Изучить
теоретические
подходы
к
проблеме
эмоционального
выгорания у детей.
Провести диагностику эмоционального состояния одарённых детей,
проживающих в интернате.
Разработать и внедрить комплекс профилактических мероприятий.
Оценить эффективность предложенной программы.
Теоретические основы
Проблема эмоционального выгорания традиционно рассматривалась в
контексте профессиональной деятельности, однако в последние годы
возрастает интерес к проявлению выгорания у детей. По данным Маслач и
Джексона (2020), выгорание у учащихся может проявляться в снижении
интереса к учёбе, ощущении усталости и безразличии. У одарённых детей,
склонных
к
перфекционизму,
выгорание
часто
сопровождается
тревожностью, страхом неудачи, заниженной самооценкой.
Факторы, усиливающие стресс у одарённых детей в интернате:
высокий уровень когнитивной активности;
завышенные ожидания взрослых;
недостаток эмоциональной поддержки;
ограниченность общения с семьёй;
социальная изоляция или сложности в коллективе.
Методы и методология исследования
Исследование проводилось на базе Высшей школы музыки Республики
Саха (Якутия). Участники: 10 воспитанников младшего школьного возраста.
Методы:
шкала Спилбергера-Ханина (оценка тревожности),
адаптированный опросник Маслач (MBI-ES),
методика «Незаконченные предложения»,
проективный рисунок «Мой день в ВШМ»,
анкетирование воспитателей,
длительное наблюдение (в течение 3 месяцев).
Шкала Спилбергера-Ханина позволила разделить тревожность на
ситуативную
и
личностную.
MBI-ES
выявила
высокий
уровень
эмоционального истощения у 47% участников. Проективные методики
выявили высокий уровень скрытой тревожности у детей, в рисунках часто
отражались образы одиночества, серых помещений, отсутствия родителей.
Практическая часть исследования
Для снижения уровня стресса и профилактики выгорания была
разработана
и
реализована
программа
«Эмоциональный
комфорт»,
включающая следующие направления:
Тренинги
по
эмоциональному
интеллекту:
развитие
навыков
распознавания и управления эмоциями, формирование позитивного образа
себя.
Арт-терапия и музыкотерапия: еженедельные занятия с элементами
живописи,
лепки,
музыкальной
импровизации.
Это
способствовало
эмоциональной разгрузке и самовыражению.
Игровая терапия: проведение сюжетно-ролевых игр с элементами
психодрамы.
Индивидуальные консультации с психологом: по расписанию и в
экстренных ситуациях.
Создание
клубов
по
интересам:
они
позволяли
детям
самореализоваться без оценивания и давления.
По
итогам
реализации
программы
80%
участников
продемонстрировали снижение уровня тревожности, повысился уровень
вовлечённости в коллективные мероприятия. Родители и воспитатели
отметили рост самостоятельности, уверенности в себе и улучшение общего
эмоционального состояния детей.
Заключение
Одарённые дети, проживающие в интернатах, подвержены эмоциональному
выгоранию
в
силу
совокупности
когнитивной
нагрузки,
социальной
изоляции
и
ограниченной
эмоциональной
поддержки.
Разработка
и
реализация
комплексной
профилактической
программы
позволяет
существенно
снизить
риски
дезадаптации
и
выгорания.
Дальнейшее
исследование в данном направлении представляется перспективным и
необходимым для тиражирования успешных практик в других интернатных
учреждениях.
Список литературы
1.
Волкова, Н.П. Современные подходы к диагностике и профилактике
эмоционального выгорания у младших школьников // Психологическая
наука и образование. — 2022. — № 3. — С. 45–52.
2.
Куликова,
Е.А.
Особенности
социализации
одарённых
детей
в
интернатных учреждениях // Педагогика и психология. — 2021. — № 6.
— С. 17–24.
3.
Гребенников, И.В. Одарённые дети в образовательной среде: риски и
возможности развития // Вопросы психологии. — 2020. — № 1. — С.
58–65.
4.
Иванова, Т.Н. Поддержка эмоционального благополучия детей в
условиях интерната // Вестник практической психологии образования.
— 2023. — № 2. — С. 36–41.
5.
Фомина,
Л.В.
Адаптация
одарённых
школьников
к
условиям
интернатного проживания // Современное образование. — 2024. — №
4. — С. 12–20.
6.
Если вам нужен также титульный лист, аннотация на английском или
оформление по ГОСТ — дайте знать, и я подготовлю.