Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках истории


Автор: Тожелкина Наталья Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-детский сад с. Тунгор
Населённый пункт: Сахалинская область Охинский район с. Тунгор
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ ИСТОРИИ

Введение

Функциональная

грамотность

в

современном

образовании

рассматривается

как

ключевая

компетенция,

обеспечивающая

способность

человека

эффективно

взаимодействовать

с

окружающей

средой,

решать

практические

задачи

и

применять

знания в реальных ситуациях. В контексте преподавания истории

формирование функциональной грамотности приобретает особую

значимость, поскольку данный предмет не только передает знания о

прошлом, но и развивает аналитическое мышление, критическое

восприятие информации и умение интерпретировать социальные

процессы.

Цель данной статьи – рассмотреть методы и подходы к развитию

функциональной грамотности учащихся на уроках истории, а также

проанализировать

их

практическую

применимость

в

образовательном процессе.

1.

Понятие

функциональной

грамотности

в

историческом

образовании

Функциональная грамотность в рамках исторического обучения

включает несколько аспектов:

Информационная

грамотность

умение

работать

с

историческими

источниками, анализировать данные, отличать

достоверную информацию от мифов и фальсификаций.

Коммуникативная

грамотность

способность

аргументированно

излагать

свою

позицию,

участвовать

в

дискуссиях, понимать различные точки зрения.

Социально-гражданская

грамотность

осознание

роли

исторических

процессов

в

формировании

современных

общественных

структур,

понимание

прав

и

обязанностей

гражданина.

Критическое мышление – навык оценки исторических событий с

учетом

контекста,

выявления

причинно-следственных

связей,

распознавания манипулятивных приемов.

Таким образом, функциональная грамотность в истории выходит

за рамки простого запоминания дат и событий, формируя у учащихся

комплексное понимание прошлого и его влияния на настоящее.

2. Методы формирования функциональной грамотности на

уроках истории

2.1. Работа с историческими источниками

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

развития

функциональной

грамотности

является

анализ

первичных

и

вторичных исторических источников. Учащимся предлагается:

сравнивать

различные

трактовки

одного

события

(например,

оценку

Октябрьской

революции

в

советских

и

современных

учебниках);

выявлять авторскую позицию в документах (письмах, мемуарах,

официальных указах);

определять степень достоверности источника (учитывая время

создания, цель, возможные искажения).

Подобные

задания

развивают

критическое

мышление

и

учат

школьников самостоятельно интерпретировать информацию, а не

принимать ее на веру.

2.2. Дискуссии и дебаты

История

это

предмет,

допускающий

множественность

интерпретаций. Организация дискуссий на спорные темы (например,

"Была ли альтернатива распаду СССР?") способствует развитию

коммуникативной грамотности. Учащиеся учатся:

формулировать аргументы на основе фактов;

корректно опровергать мнение оппонента;

учитывать исторический контекст при оценке событий.

Важно, чтобы учитель не навязывал единственно "правильную"

точку зрения, а направлял дискуссию, помогая учащимся приходить

к обоснованным выводам.

2.3. Проектная деятельность

Выполнение исследовательских проектов позволяет

учащимся

применить

исторические

знания

в

практической

деятельности.

Примеры проектов:

"История моей семьи в контексте Великой Отечественной войны";

"Сравнение экономических реформ Петра I и Александра II";

"Анализ пропагандистских плакатов XX века".

В процессе работы над проектами школьники осваивают навыки

поиска

информации,

ее

систематизации

и

презентации,

что

соответствует требованиям функциональной грамотности.

2.4. Решение проблемных задач

Проблемное

обучение

в

истории

предполагает

постановку

вопросов, не имеющих однозначного ответа. Например:

"Можно ли считать коллективизацию необходимой мерой?";

"Какие

факторы

способствовали

возвышению

Москвы

в

XIV

веке?";

"Как

повлияло

монгольское

иго

на

развитие

русской

государственности?".

Такие

задания

стимулируют аналитическое мышление

и

учат

школьников

рассматривать

исторические

процессы

с

разных

позиций.

3.

Интеграция

функциональной

грамотности

в

учебный

процесс

Для

успешного

формирования

функциональной

грамотности

необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Междисциплинарность – связь истории с другими предметами

(литературой,

обществознанием,

географией)

позволяет

учащимся видеть взаимосвязь событий и явлений.

2. Практическая

направленность

задания

должны

быть

приближены

к

реальным

жизненным

ситуациям

(например,

анализ

новостных

материалов

на

предмет

исторических

параллелей).

3. Использование современных технологий – цифровые архивы,

интерактивные

карты,

виртуальные

музеи

расширяют

возможности работы с историческим материалом.

4. Ориентация

на

личный

опыт

учащихся

обсуждение

локальной истории, семейных хроник повышает мотивацию и

вовлеченность.

4. Оценка сформированности функциональной грамотности

Традиционные формы контроля (тесты, опросы) недостаточно

эффективны

для

оценки

функциональной

грамотности.

Более

продуктивными являются:

Эссе – анализ исторического события с аргументацией своей

позиции;

Кейс-стади

решение

ситуационных

задач

на

основе

исторических данных;

Презентации

и

защиты

проектов

демонстрация

умения

структурировать и представлять информацию.

Критерии оценки должны включать не только знание фактов, но и

глубину

анализа,

логичность

рассуждений,

умение

работать

с

источниками.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках истории –

это

сложный, но

необходимый

процесс, требующий от

учителя

пересмотра

традиционных

подходов

к

преподаванию.

Акцент

должен

смещаться

с

механического

запоминания

на

развитие

аналитических и коммуникативных навыков. Использование методов

работы

с

источниками,

дискуссий,

проектной

деятельности

и

проблемных

задач

позволяет

подготовить

учащихся

к

жизни

в

современном

мире,

где

критическое

осмысление

информации

становится ключевым умением.

Реализация этих принципов в школьной практике способствует не

только

повышению

качества

исторического

образования,

но

и

воспитанию грамотных, мыслящих граждан, способных понимать и

оценивать сложные социальные процессы.



В раздел образования