Напоминание

Этимологический анализ как методический приём при обучении младших школьников непроверяемым написаниям слов


Автор: Макух Юлия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Засопка Читинского района
Населённый пункт: с. Засопка
Наименование материала: статья
Тема: Этимологический анализ как методический приём при обучении младших школьников непроверяемым написаниям слов
Раздел: начальное образование





Назад




Этимологический анализ как методический приём при обучении младших

школьников непроверяемым написаниям слов

Анализ

научно-методической

литературы

и

практического

опыта

учителей по проблемам методики обучения русскому языку позволяет сделать

вывод о том, что одной из главных и нерешенных остаётся проблема

формирования грамотной письменной речи.

Под орфографической грамотностью ряд методистов (М.Т. Баранов, Т.А.

Ладыженская, М.Р. Львов и др.) понимают умение писать слова в соответствии с

изучаемыми

в

школе

орфографическими

правилами,

включая

слова

с

непроверяемыми орфограммами.

В общей системе формирования орфографических умений и навыков

важнейшая роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладывается

основа грамотности. Как утверждает М.М. Разумовская, важнейшие правила

правописания дают высокий процент ошибочных написаний у учащихся

начальных классов, с которыми они переходят в 5 класс. Учителя, методисты

настойчиво ищут причины этого неблагополучия. Среди неблагоприятных

факторов, отрицательно влияющих на усвоение грамотного письма, М.Р. Львов

называет следующие:

понижение

уровня

чтения,

особенно

самостоятельного.

Статистика

фиксирует существенное снижение у детей читательского интереса, Если

высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то её

снижение - одна из причин неблагополучия в написании;

несомненное

понижение

уровня

познавательного

интереса

учащихся

вообще к урокам русского языка;

усвоение грамотного письма зависит от каллиграфии: аккуратно, четко

написанные

буквы

лучше

осознаются

школьниками,

лучше

воспринимаются и запоминаются; нечеткое написание букв приводит к

ошибкам;

привычка

к

неаккуратному

письму

снижает

качество

запоминания;

у учащихся начальных классов отсутствует положительная мотивация

обучения правописанию.

Каковы же пути обучения правописанию в школе?

Назвав отрицательные факторы, действующие в школьной практике,

обратимся к научным исследованиям. В исследованиях С.Н. Жуйкова, Д.Н.

Богоявленского, Г.Г. Граник показаны психофизиологические механизмы

выработки умений пользоваться правилами, опираться на морфологическую

основу, а также на психологические основы формирования правописных умений

и навыков. Исследована роль письма по аналогии, роль семантики, роль речевой

практики для грамотного письма.

В исследованиях (П.С. Жедек, М.М. Разумовской, Г.Н. Приступы)

отчетливо заявлено, что усвоение правописания должно происходить на

языковой основе. Детально исследуются дидактические, методические и

психологические

условия,

которые

повышают

эффективность

обучения

школьников.

В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных

способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Так как разные

типы орфографии подводятся под действие морфологического, фонетического,

традиционного, дифференцирующего и других принципов, то именно это

помогает в выборе методов и приёмов обучения не всей орфографии вообще, а

каждому конкретному типу орфографических явлений. Наиболее трудными для

усвоения

младшими

школьниками

являются

слова

с

традиционными

написаниями, то есть непроверяемые и трудно - проверяемые слова. Слова с

непроверяемыми написаниями составляют половину общего числа слов с

безударными гласными. Многие из этих слов входит в активный словарь

учащихся. К концу курса начальной школы число непроверяемых слов достигает

внушительной цифры - более 500 единиц. Усвоение их правописания оказывает

значительное влияние на грамотность учащихся. Написание этих слов не связано

с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не

регулируется применением правил. Это так называемые словарные слова,

правописание которых нужно просто запоминать.

Изучая научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что и

раньше, и в настоящее время большое внимание при обучении правописанию

словарных

слов

отводится

этимологическому

анализу.

И

вообще,

этимологический анализ рассматривается учеными как эффективный приём

обогащения словаря младших школьников.

Актуальность проблемы обучения непроверяемым и труднопроверяемым

написаниям диктует поиск эффективных методов и приёмов обучения этому

младших школьников. Исходя из определения метода и приёма, данного С.А.

Смирновым, мы провели сравнительный анализ методов и приёмов обучения

правописанию непроверяемых слов: традиционного, методики Т.В. Ивановой-

Волоцкой «Волшебный секрет», Т.П. Веригиной, Л.П. Копыловой - метода ярких

ассоциаций. Проведённый нами анализ этих методов и приёмов позволяет

сделать вывод, что в психологии и в методике обучения русскому языку ведётся

напряженный поиск эффективных методов и приёмов обучения непроверяемым

и труднопроверяемым написаниям. Следует отметить, что рассмотренные нами

методы положительно влияют на усвоение написания словарных слов, это

доказано вышеназванными учеными.

Исследовательский метод в обучении русскому языку, по определению

М.Р. Львова, - совокупность приёмов, обеспечивающих привлечение самих

учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они

устанавливают

связи

явлений,

делают

обобщения,

выводы,

познают

закономерности. Одним из таких приёмов, развивающих у детей способность

удивляться,

задавать

вопросы,

интересоваться

словом,

является

этимологический анализ. Проводя этимологический анализ, мы исследуем слово,

устанавливаем его происхождение, родственные связи, работаем со словарями.

При обучении учащихся непроверяемым написаниям можно использовать

этимологическую справку как элемент этимологического анализа.

Приводим фрагмент одного из уроков.

Знакомство со словом петух.

« - Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идёт речь: «Не

царь, а в короне, не всадник, а со шпорами». (Вывешивается карточка с

изображением петуха и карточка со словом петух).

- Что вы знает о петухе? Какая это птица? Поёт ли петух? Как?

- Нам нужно запомнить правописание слова петух. Сколько слогов в этом слове?

Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог

падает ударение? Назовите безударную гласную в слове.

- Запомните: слово петух пишется с безударной гласной е в первом слоге. (Слово

орфографически проговаривается и записывается).

- Как вы думаете, почему петух так называется? Сообщается этимологическая

справка:

«Петух - домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным

гребешком на голове и красной бородкой. Слово петух восходит к слову петь.

Так называют петуха за его любовь к пению».

- Теперь нам понятно, почему слово петух пишется с гласной е в первом слоге.

Запомните».

На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи

изученного слова с непроверяемым написанием для проверки объяснения

правописания всегда нужно использовать этимологическую справку.

Применение

этимологического

анализа

обеспечивает

совместную

деятельность учителя и ученика, в ходе которой поиск, ведущий к маленьким

лингвистическим «открытиям», является источником личностного становления

ребенка.

Рассматривая

этимологический

анализ

с

позиций

современной

педагогики

(деятельностный

подход),

методики

русского

языка

(коммуникативный подход), мы утверждаемся и мысли, что это не только один

из самых продуктивных приёмов в обучении написанию непроверяемых и

трудных»

слов,

но

и

эффективный

приём,

способствующий

развитию

ценностного отношения ребенка к миру, к родному языку.

Анализ

методической

литературы,

изучение

практического

опыта

учителей, позволяет выделить четыре этапа, способствующие качественному

изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов с

помощью этимологического анализа.

1.

Подготовительный этап. Целью данного этапа является вооружение

учащихся необходимыми знаниями и практическими умениями. На этом этапе

формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:

познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его

лексическое значение;

научить

школьников

орфоэпическому

и

орфографическому

проговариванию слова;

приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму;

ознакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому

слову.

2.

Ориентировочный этап.

На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического

действия, когда они подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать,

чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками

на этом этапе четко формируется объект и цель формируемого действия. Объект

- непроверяемое слово, цель - правильность и осознанность его написания.

Продолжение урока. Работа над словом петух.

«- Вспомните, что нового вы узнали о слове петух?

- Слово петух произошло от слова петь. Петух любит петь.

- Как вы напишите это слово?

- Пе-тух. С безударной гласной е в первом слоге.

- Почему? Докажите.

- Слово петух можно проверить словом петь».

3. Закрепительный этап.

На

этом

этапе

посредством

применения

различных

упражнений

вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и

правильность.

Упражнения,

выполняемые

учащимися,

направлены

на

практическое

применение

знаний

и

умений,

составляющих

базу

орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и

обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области

словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи.

4. Этап контроля и самоконтроля.

Необходимость

данного

этапа

обусловлена

самой

сущностью

орфографического навыка. Постараемся обосновать данное положение.

Во-первых, навык формируется в речевой деятельности (её письменной

форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических

упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому

развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ.

Во-вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда

написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а

средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты,

изложения, сочинения различных видов, а также занимательные игры.

Чтобы убедиться в эффективности этимологического анализа как

методического приёма, мы использовали диагностическую методику «Диктант

для робота». Анализ результатов показывает, что непроверяемые слова с

помощью этимологического анализа осознанно и прочно запоминаются детьми.

Заключение.

История

методики,

практика

преподавания,

результаты

применения

этимологического анализа и раскрытие его особенностей говорят о значительной

ценности этого методического приёма как средства обучения непроверяемым

написаниям и доказывают эффективность его использования для усвоения

написания непроверяемых и труднопроверяемых слов.

В результате своих исследований мы утвердились в мнении, что

знакомство младших школьников с этимологией слов не только оказывает

положительное влияние на закрепление навыка правописания непроверяемых

слов, но и расширяет их кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, к

русскому языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным

историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями

разных типов.



В раздел образования