Автор: Мартынова Наталья Анатольевна
Должность: учитель, коррекционные классы
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: село Боград, Боградского района, Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над развитием речи на уроках математики учащихся с ОВЗ коррекционных школ"
Раздел: среднее образование
Работа над развитием речи на уроках математики
учащихся с ОВЗ коррекционных школ.
Из опыта работы Мартыновой Н.А., учителя математики с детьми с ОВЗ
коррекционной школы.
Описание: Данная разработка может быть полезна учителям математики
коррекционных школ. Перед учителем математики коррекционных школ
стоит задача не только над развитием мышления, воображения, смекалки,
мыслить логически, здоровьесбережения, но и развития речи.
Для развития речи и письменной грамотности учащихся, в своей
педагогической деятельности применяю следующие виды деятельности и
направления:
1) Систематически провожу математические диктанты с обязательным
проговариванием каждого задания, более слабых учащихся прошу повторить
задание.
2) Каждый урок провожу опрос по изученной теме.
3) Комментирование решения примеров и задач по очереди, по просьбе
учителя, кто желает.
4) Применяю в работе задания «Продолжи мысль», «Повтори».
5) Часто в работе предлагаю учащимся вспомнить материал того или иного
урока, вспомнить алгоритм решения примера или задачи, вспомнить правило.
6) Предлагаю решить кроссворды, составляем кроссворды с детьми в
рамках декады математики или на определенные темы уроков, применяя
правила из учебника математики.
7) Трактую происхождение слов. (Остроугольный треугольник - все углы
острые, разносторонний треугольник – все стороны разные, равносторонний
треугольник – все стороны разные).
8) Использую исторический материал (Великие ученые-математики,
римская нумерация, дроби, часы…).
9) Проговаривание трудных слов по очереди и хором.
10) Чтение на уроке: про себя, хором, «жужжащие чтение», цепочкой и т.д.
правила, условия задачи…
11) Выписывание слов с ошибками, трудно запоминаемых слов.
12) Важную роль играет использование ИКТ на уроках математики и
внеклассных мероприятиях.
13) Использование «шпаргалки» на уроках, которые дети ведут уже
несколько лет. На картонном листочке дети сами записывают основные
термины, планы и алгоритмы решения примеров, задач, что запомнить
трудно, но может пригодиться на следующих уроках.
14) Математика в стихах, отгадывание загадок про геометрические
фигуры, числа, геометрические тела, единицы измерения, действия…
15) Придумываю сама и прошу придумать задачу про класс, про
одноклассников, нашу школу, свою семью…
16) Прошу прочитать примеры разными способами.
Например: 56+21 можно прочитать как сумма чисел 56 и 21; 1 слагаемое 56,
2 слагаемое 21; К 56 прибавили 21 и т.д.
17) «Найдите ошибку». Сама целенаправленно делаю ошибку, прошу найти
и исправить ее. Если вижу, что ученик допустил ошибку, решая на доске,
прошу одноклассников найти и исправить.
18) Составьте правило из слов. Например даны слова: неизвестное, чтобы,
надо, к разности, прибавить, найти, вычитаемое, уменьшаемое. Должно
получиться правило: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности
прибавить вычитаемое.
19) Вместо зазубривания правил, стараемся записывать кратко план,
алгоритмы решения примеров и задач, чтобы пользоваться ими.
Например, при сложении и вычитании дробей с разными знаменателями
записываем план:
Чтобы выполнить + или – дробей с разными знаменателями:
1. Находим НОЗ (наименьший общий знаменатель).
2. Находим ДМ (дополнительный множитель).
3. ДМ умножаем на числитель дробей.
4. Выполняем + или – в числителе.
5. Выполняем преобразование дроби (если надо).
20) Систематически провожу работу со словами – паразитами.
21) Сотрудничаю с учителями письма и чтения.
22) Ежегодно провожу с детьми декады математики.
Все эти виды работ будут эффективными, если проводить их систематически.