Напоминание

Функциональная грамотность


Автор: Мавлиева Альфия Ренатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей им.М.В.Ломоносова ЗМР РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск
Наименование материала: Развитие читательской грамотности на уроках русского языка
Тема: Функциональная грамотность
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие читательской грамотности на уроках русского языка

Читательская грамотность — это способность понимать, интерпретировать и

анализировать текст, а также использовать полученные знания в различных

жизненных ситуациях. В условиях современного мира, где информация

доступна в огромных объемах, развитие читательской грамотности

становится особенно актуальным. В данной статье мы рассмотрим, как

можно эффективно развивать читательскую грамотность на уроках русского

языка.

Значение читательской грамотности

Читательская грамотность играет ключевую роль в образовательном

процессе. Она не только способствует успешному усвоению учебного

материала, но и формирует критическое мышление, умение анализировать и

делать выводы. Кроме того, развитая читательская грамотность помогает

учащимся лучше ориентироваться в информационном потоке, что особенно

важно в эпоху цифровых технологий.

Методы развития читательской грамотности

1. Чтение различных текстов

Для развития читательской грамотности важно знакомить учащихся с

разнообразными текстами: художественными, научными,

публицистическими и т.д. Это позволяет расширить кругозор и научить

детей различать жанры и стили.

2. Анализ текста

Анализ текстов — один из самых эффективных способов развития

читательской грамотности. Учитель может задавать вопросы, которые

помогут учащимся глубже понять содержание, выявить основные идеи и

аргументы автора. Например, можно использовать вопросы типа: "Какова

основная мысль текста?", "Какие примеры подтверждают эту мысль?" и т.д.

3. Работа с контекстом

Контекст играет важную роль в понимании текста. Ученикам следует

объяснять, как исторические, культурные и социальные факторы влияют на

содержание и форму произведения. Это поможет им лучше понять

мотивацию персонажей и авторские намерения.

4. Создание собственных текстов

Написание собственных текстов — это не только способ закрепить

полученные знания, но и возможность проявить творческие способности.

Учащиеся могут писать эссе, рецензии, статьи, что способствует развитию их

аналитических и критических навыков.

1. Чтение с остановками

Описание метода

Чтение с остановками предполагает, что учитель периодически

останавливает чтение текста и задаёт вопросы, которые помогают учащимся

осмыслить прочитанное. Это может быть как простое уточнение, так и более

глубокие вопросы, требующие анализа.

Применение

Задавайте вопросы о содержании текста: "Что произошло в этом

абзаце?", "Как вы думаете, почему герой поступил именно так?"

Попросите учащихся предсказать, что будет дальше, основываясь на

прочитанном.

2. Аннотирование текста

Описание метода

Аннотирование текста включает в себя выделение ключевых идей, написание

комментариев и заметок на полях. Это помогает учащимся лучше запомнить

информацию и осмыслить её.

Применение

Предложите учащимся выделять главные мысли и идеи, используя

разные цвета для разных типов информации (например, факты, мнения,

вопросы).

Попросите их написать краткие аннотации к каждому разделу текста.

3. Дискуссии и дебаты

Описание метода

Организация дискуссий и дебатов на основе прочитанного текста

способствует развитию критического мышления и умения аргументировать

свою точку зрения.

Применение

Разделите класс на группы и предложите каждой группе обсудить

определённый аспект текста.

Проведите дебаты на тему, поднятую в тексте, позволяя учащимся

отстаивать разные позиции.

4. Использование визуальных средств

Описание метода

Визуальные средства, такие как схемы, таблицы и графики, помогают

учащимся лучше воспринимать и запоминать информацию.

Применение

Попросите учащихся создать ментальные карты на основе

прочитанного текста.

Представьте прочитанную информацию в виде кластера

Заключение

Развитие читательской грамотности – это сложный и многогранный процесс,

требующий от учителя постоянного поиска и совершенствования приемов и

стратегий. Уроки русского языка предоставляют широкие возможности для

формирования этого важнейшего навыка. Систематическое использование

разнообразных приемов работы с текстом, направленных на понимание,

интерпретацию, оценку и использование прочитанного, поможет ученикам

стать уверенными, критически мыслящими читателями, способными

успешно ориентироваться в современном информационном пространстве.

Инвестиции в развитие читательской грамотности – это инвестиции в

будущее наших учеников.



В раздел образования