Напоминание

Проблематика патриотизма и нравственности в произведениях отечественной литературы XIX века - изучение идей воспитания чувства долга перед Родиной на примере классических русских авторов


Автор: Соболева Наталья Олеговна
Должность: Учитель литературы
Учебное заведение: КОГОАУ "Кировский кадетский корпус"
Населённый пункт: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, ж/д ст. Просница
Наименование материала: Статья
Тема: Проблематика патриотизма и нравственности в произведениях отечественной литературы XIX века - изучение идей воспитания чувства долга перед Родиной на примере классических русских авторов
Раздел: среднее образование





Назад




Проблематика патриотизма и нравственности в произведениях

отечественной литературы XIX века - изучение идей воспитания чувства

долга перед Родиной на примере классических русских авторов

Патриотизм и нравственность — ключевые категории, определяющие

духовные ориентиры человека и общества. Именно эти ценности стали

важнейшими элементами творчества многих российских писателей XIX

столетия. Литература той эпохи воспитывала чувство ответственности перед

Отечеством, стремления к служению идеалам добра и справедливости,

уважения традиций и национальной культуры.

В данной статье мы рассмотрим наиболее яркие проявления идеи

патриотизма и нравственного выбора героев русской классики XIX века,

основываясь на творчестве Александра Сергеевича Пушкина, Николая

Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого и Федора Михайловича

Достоевского.

Александр Сергеевич Пушкин

Литературная жизнь начала XIX века была ознаменована творчеством

А.С. Пушкина, чьи произведения отражают не только личную судьбу поэта,

но и состояние российского общества. Ярким примером служат стихи и

поэмы, посвященные Отечественной войне 1812 года («Клеветникам

России», «Бородинская годовщина»). Через призму исторических событий

поэт подчеркивает героизм народа, гордость за победу над Наполеоном и

выражает уверенность в силе духа русского народа.

«Клеветники России» звучит словно призыв к единству и защите

родины от нападок врагов, утверждая достоинство нации и силу её духовного

потенциала.

Здесь

видно,

как

личное

осознание

долга

сливается

с

общественного долгого гражданина своей страны.

Таким образом, произведения Пушкина формируют представления о

патриотизме как неотъемлемой части самосознания личности, стремящейся к

высокой цели служения отечеству.

Николай Васильевич Гоголь

Творчество

Н.В.

Гоголя

раскрывает

проблему

сохранения

национального

достоинства

и

осмысление

предназначения

каждого

россиянина. Например, повесть «Шинель» показывает трагедию мелкого

чиновника Акакия Башмачкина, подчёркивая необходимость честного

отношения к своему делу и стремление сохранить человеческое достоинство

даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни.

Гоголевские герои часто сталкиваются с испытаниями совести и чести,

сталкиваясь с социальными несправедливостями своего времени. Их

внутренний мир становится ареной борьбы между добром и злом, верностью

себе и предательством собственных принципов ради корысти или выгоды.

Чувство долга проявляется в героях Гоголя как потребность сохранять

внутреннюю чистоту и независимость от давления обстоятельств, несмотря

ни на какие трудности. Таким образом, литература писателя призывает

читателя

задуматься

о

собственной

роли

в

обществе

и

моральной

ответственности за поступки.

Лев Николаевич Толстой

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» стал образцом воплощения

высоких гуманистических ценностей и глубоких размышлений о смысле

человеческого существования. Главный герой романа Андрей Болконский

проходит сложный путь нравственных исканий, осознавая своё истинное

предназначение служить народу и защищать интересы Отечества.

Толстой описывает патриотизм как глубоко личностное переживание,

связанное с глубокими моральными убеждениями героя. Чувство долга перед

страной возникает именно тогда, когда человек способен увидеть себя

частью целого, ощутив ответственность за будущее потомков и судьбы

соотечественников.

Фёдор Михайлович Достоевский

Ф.М.

Достоевский

поднимал

острые

философско-нравственные

проблемы в своём творчестве, показывая драматичность внутреннего мира

человека, столкнувшегося с выбором между добродетелью и пороком. Роман

«Преступление и наказание» повествует историю студента Раскольникова,

совершившего преступление, пытаясь оправдать свои деяния высокими

целями социальной справедливости.

Достоевский акцентирует внимание на важности понимания личной

ответственности

и

последствий

поступков,

подчеркивая

важность

соблюдения морали и этических норм. Его герои мучительно ищут смысл

жизни, убеждаются в невозможности достичь счастья путём насилия и зла.

Герои Достоевского помогают учащимся понять значимость принятия

правильных

решений,

основанных

на

уважении

законов

природы

и

человеческой сущности. Они учат стремиться к внутренней гармонии и

благородству помыслов.

В заключении хочется добавить, что русская классика XIX века служит

важным источником воспитания чувств долга, патриотизма и нравственной

стойкости. Она помогает молодым людям понять сложность человеческих

судеб, принять ответственность за собственные поступки и сделать

правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.

Изучение произведений великих русских писателей должно стать

основой

формирования

духовной

зрелости

и

гражданского

сознания

молодёжи, способствуя становлению будущих поколений, готовых достойно

нести службу стране и обществу.



В раздел образования