Напоминание

Обучение художественным приёмам рисования флористических композиций на занятиях в студии АРТ идея.


Автор: Агафонова Ольга Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО РХ «РЦДО»
Населённый пункт: Город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение художественным приёмам рисования флористических композиций на занятиях в студии АРТ идея.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Республики Хакасия

«Республиканский центр дополнительного образования»

Обучение художественным приёмам рисования

флористических композиций на занятиях

в студии АРТ идея.

Автор:

Агафонова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Саяногорск, 2021

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3

1. Особенности современной акварельной живописи флористического жанра.………..4

2. Разработка системы приёмов и упражнений……………………………………………4

3. Отработка упражнений на группе обучающихся и анализ эффективности……………...6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…………………8

2

ВВЕДЕНИЕ

Из всех направлений художественного творчества акварельная живопись считается

наиболее сложной. Человеку, впервые столкнувшемуся с этим направлением, требуется

система базовых знаний и умений. Чтобы овладеть искусством акварельной живописи

требуется не один год упорного труда. Но не все могут позволить себе обучаться так

долго. К тому же отсутствие элементарных навыков владения приемами рисования ставит

перед будущим художником проблему боязни чистого листа и неудач в творчестве.

3

1. Особенности современной акварельной живописи флористического жанра

Благодаря развитию социальных сетей художественное искусство стало доступным

как никогда. Любой пользователь интернета, желающий научиться рисовать, может

пройти обучающий дистанционный курс. Все современные художники размещают

результаты своего творчества в сети Instagram. В ходе просмотра их иллюстраций

возникает желание научиться таким же техникам рисования и создавать не менее

эффектные работы.

В ходе ознакомления с современной акварельной живописью было решено

исследовать именно флористический жанр, поскольку он наиболее прост в исполнении

для неопытного художника. Флористическая живопись бывает разных направлений:

реализм, абстракция, традиционная и декоративная.

Было выбрано декоративное

направление с элементами абстракции. В этом направлении наибольшее внимание

привлекло творчество зарубежной художницы Stephanie Ryan

(рисунок 1). Свою

живопись она называет интуитивной, потому что в ней нет чётких требований к

композиции и выбору цвета. В её работах много интересных приёмов, на первый взгляд,

непонятных для воссоздания. Многоплановость, плавность перехода цвета и сложная

цветовая гамма стали основными задачами для формирования базы упражнений.

2. Разработка системы приёмов и упражнений

Чтобы понять трудности начинающих художников в рисовании, было решено

обучиться самостоятельно. Благодаря ранее изученным приемам традиционной китайской

живописи,

было

легче

выполнять

красивые

мазки

и

выстраивать

гармоничные

композиции.

На протяжении нескольких месяцев создавались эскизы по воображению и по

образцам выбранного художника. Было нарисовано около 50 работ разной сложности

(рисунок 2). При визуальном анализе работ, становилось ясно, что именно вызывает

трудности. Не получались тонкие линии, плавные переходы цвета и мазки листьев и

лепестков. Постепенно приходило понимание, как выполнить тот или иной приём

(рисунок 3). Каждое затруднение в рисунках было началом процесса разработки

упражнения. На помощь пришли правила выполнения мазков из китайской системы У-

син

1

.

1

Щербаков А. Живопись У-син как арт-терапевтическая практика

4

Для постановки руки и тонкой контурной линии предложен блок из нескольких

упражнений (рисунок 4). Для них есть общие рекомендации: выполнять в положении стоя,

кисть расположить вертикально и взять посередине черенка, лист положить прямо перед

собой, рука от локтя до запястья находится в воздухе параллельно столу, запястье при

выполнении остаётся неподвижным, зафиксировать руку так чтобы кисть касалась листа

самым кончиком.

1 упражнение. Прямые линии. Выполнить череду тонких линий различной длины

(5-10см). При выполнении плечо отводится назад до завершения линии. Тренирует

двигательную память.

2 упражнение. Круги и спирали. Круговое движение происходит в локтевом и

плечевом суставе. Выполнять тонкую линию в виде круга, пока круги не станут ровными.

Для проверки навыка рисовать поочередно круги с открытыми и закрытыми глазами.

Спирали выполнять во всех направлениях: слева, справа, изнутри и вовнутрь. Тренирует

двигательную память и координацию движений (рисунок 5).

3 упражнение. Змейка. Выполняется во всех направлениях: справа, слева, сверху и

снизу. Тренирует двигательную память.

4 упражнение. Вьюнок. Это составной элемент из змейки и спирали. Основное

требование: тонкость линий и круглая форма завитков. Направлено на отработку рисунка

стебля растения. Тренирует линейный глазомер и развивает чувство композиционной

гармонии.

Для выполнения мазков листьев и лепестков, а также цветов различной формы

разработаны упражнения в тренировочных листах (рисунок 4). Требования к положению

тела и движению рукой почти те же, что и в первом блоке упражнений, только запястье

начинает двигаться, и работает щетина кисти.

5 упражнение. Листья. Выполняются разных размеров и из разных направлений.

При выполнении щетина полностью ложится на лист и движется назад с постепенным

отрывом от листа, совершая дугообразное движение. Остаётся длинный заострённый

мазок. Выполнять до получения одинаковых по форме листов (рисунок 6).

6 упражнение. Лепестки. Выполняется боковой стороной щетины. Щетина ложится

на лист боковой стороной и движется вниз, постепенно отрываясь от листа. Остаётся

широкий мягкий мазок. Отрабатываются мазки в разных направлениях.

7 упражнение. Цветы. Цветы выполняются двух видов: розетки из 3 и 6 лепестков.

Для отработки приёмов плавного перехода цвета выполняются следующие

упражнения (рисунок 4):

5

8 упражнение. Насыщенность цвета. Выполнить цветовую растяжку при помощи

воды по отдельным фрагментам. В начале растяжки цвет наиболее интенсивный, каждый

последующий квадрат светлее, до полного исчезновения в конце линии. Тренирует

умение использовать краску и воду в нужных пропорциях

2

.

9 упражнение. Прозрачность. На коротком отрезке (7см) выполняется непрерывная

растяжка цвета водой. Мокрое цветовое пятно размывается влажной чистой кистью до

полного исчезновения цвета. Тренирует скорость, аккуратность и используется для

эффекта прозрачности в рисунке.

10 упражнение. Переходы цветов. Выполняется широкая короткая линия одним

цветом. Навстречу линия другого цвета движется до соединения и получения плавного

перехода.

В ходе разработки системы заданий были отработаны основные навыки: рисование

чётких уверенных линий, выполнение ровных по форме мазков и приёмы перехода цвета.

3. Отработка упражнений на группе обучающихся

и анализ эффективности

Весь комплект разработанных упражнений записан в видеоформате для наглядности и

простоты обучения. Видеоуроки использовались на практических занятиях в студии

декоративно-прикладного творчества.

Для Проверки эффективности упражнений, была проведена серия из 5 занятий на группе

обучающихся, состоящей из 8 человек в возрасте от 8 до11лет. Основной задачей было

выявление нарушений в процессе рисования, и их коррекция и исправление с помощью

заданий.

Для определения первичного уровня навыков в группе было выполнено задание: по

предложенному образцу сделать копию рисунка. В ходе наблюдения за работой детей были

подмечены различные особенности. С физической стороны: неровная осанка, угловатые

движения рабочей рукой, неправильный захват кисти. Со стороны техники рисования:

неумение разбавлять краску водой, неровные мазки. В эмоциональной сфере: страх перед

чистым листом.

Второй этап работы с группой это выполнение упражнений по видеоурокам с

нарастанием уровня сложности. При анализе работ прослеживается рост уровня умений и

навыков. Прежде всего, результат виден у тех, кто самокритичен к себе и готов доверять

обучающей системе. Самых быстрых результатов обучаемые достигли в работе с переходами

2

Тимохович, А. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом

6

цвета и формой мазков (рисунок 7). Отработка ровных четких линий требует большего времени

и упорства.

В процессе самостоятельного освоения художественной техники без инструктора, легче

понять проблемы начинающего художника и создать ему в помощь эффективную базу

обучающих упражнений.

В группе из восьми детей пятеро показали положительный результат и проявили

желание продолжать обучение. Курс будет наполняться новыми материалами, а опыт

распространяться в сети интернет для дистанционного обучения.

7

Список литературы:

1. Емельянова, Татьяна Александровна Большая книга рисования. Для детей и взрослых /

Емельянова Татьяна Александровна. - М.: Астрель, 2013. - 564 c.

2. Мазовецкая, В. Простые уроки рисования для начинающих / В. Мазовецкая. -

Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 341 c.

3. Орлова, Д. Школа рисования. Основы рисунка. Графика и пастель (+ DVD-ROM) / Д.

Орлова. - М.: Ленинградское издательство, 2011. - 136 c.

4. Селиверстова, Динара Рисование. Первые шаги / Динара Селиверстова. - М.: Эксмо,

2013. - 352 c.

5. Стейнер, Питер Базовый курс рисования / Питер Стейнер , Терри Розенберг. - М.:

Феникс, 2011. - 208 c.

6. Тимохович, А. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом / А. Тимохович. - М.: Приор,

2014. - 335 c.

7. Щербаков А. Живопись У-син как арт-терапевтическая практика//журнал "Наша

психология"//"Издательский дом "Ноосфера" - 2011 - Т.65000 - №12 - с.3

8. Эдвардс, Бетти Ты - художник! / Бетти Эдвардс. - М.: Попурри, 2015. - 256 c.

8



В раздел образования