"Математическая дидактическая игра – как средство развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте".
Автор: Морозова Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 СП "Детский сад "Ёжик" Населённый пункт: Город Новокуйбышевск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Математическая дидактическая игра – как средство развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте". Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа
№6 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад «Ежик».
Математическая
дидактическая игра –
как средство
развития
логического
мышления в
старшем
дошкольном возрасте
Составила: Морозова И.В.
воспитатель старшей группы
Актуальность
В старшей группе «Ручеек» была проведена диагностика и по
результатам которой
было выявлено, что
уровень логического
мышления у детей старшей
группы
в основном
находятся на
среднем уровне, т.е. достаточно хорошо владеют количественными
операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети не
могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и
практических
задач,
у
них
недостаточно
сформированы
представления
о
математических
свойствах
и
закономерностях;
дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам,
слабо устанавливают логические связи и закономерности. Поэтому
на занятиях по математике я решила использовать информационно-
коммуникационные
технологии
для
развития
логического
мышления у детей.
Цель – создание условий для развития логического
мышления с помощью дидактических игр математического
содержания у детей старшего дошкольного возраста.
задачи
ЗА
Обучение детей
операциям
логического
мышления:
сравнение,
обобщение,
анализ, синтез,
классификация,
аналогия,
систематизация
Развить речь в
умении
рассуждать,
доказывать,
развить
познавательны
е процессы,
творческое
воображение,
произвольность
внимания
Сформировать
систему
математических
знаний, умений и
навыков в
соответствии с
возрастными
особенностями детей
Ожидаемые результаты
Умение детей анализировать, делать выводы,
обобщать и сравнивать;
Умение использовать занимательный игровой
м а т е р и а л
к а к
в
н е п о с р е д с т в е н н о й
образовательной
деятельности,
как
и
в
самостоятельных играх;
Сформировать у детей сенсорные эталоны и
умение сопоставлять предметы;
Развить
познавательные
и
творч е ские
способности;
Умение детей проявлять самостоятельность в
решении
различных
математических
задач,
проблемных ситуаций.
Дидактические игры по формированию
математических представлений условно делятся на
следующие группы:
Игры с цифрами и числами («Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?»,
«Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т.д.)
2. Игры - путешествие во времени (
«
Назови скорее», «Дни недели», «Назови
пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев»
и т.д.)
3. Игры на ориентирование в пространстве
(
«Найди похожую», «Расскажи про
свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и
т.д.)
4. Игры с геометрическими фигурами
(«Геометрическая мозаика», «Ассоциации" ,
«Лото», «Подбери по форме» и т.д.)
5.
Игры
на
логическое
мышление
(«Найди
нестандартную
фигуру»,
«Чем
отличаются?», «Мельница», «Ребусы» и т.д.)
Развивающая среда
В
г р у п п е
с о з д а н а
п р е д м е т н о
-
развивающая
среда,
выделен
специальный
стеллаж
с
наличием
дидактических
игр
по
развитию
логического
мышления.
Игры со счетными палочками
Дидактическая игра «Который час»
Цель:
Учить
детей
определять
время
по
механическим
и
электронным
часам,
так
же
ориентироваться
во
времени суток. Развивать
логическое
мышление,
у с и д ч и в о с т ь
и
внимательность.
Дидактическая игра «Числа и счет»
Цель: Закрепление навыков порядкового, прямого счета,
состава числа.
Дидактическая игра «Подбери по форме»
Цель:
совершенствовать
представления
о
геометрических
ф и г у р а х ,
и х
свойствах, видах.
.
Дидактическая игра «Отсчитай столько же»
Цель:
Упражнять в счете и
отсчитывании
предметов в
пределах шести
Вывод
Проведенная повторно диагностика показала , что регулярное
использование дидактических игр математического содержания
направленное на развитие логического мышления, способствует
развитию мыслительной деятельности у старших дошкольников,
повышает качество математической подготовленности, позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших
закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать
математические
знания
в
повседневной
жизни.
Использование игр аналогичного типа, построенном на самом
различном
материале,
позволяют
детям
подготовиться
к
усвоению более сложных математических задач, на следующей
ступени развития.