Напоминание

Роль духовного просвещения в школьном образовании (исторический опыт)


Автор: Иванова Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Роль духовного просвещения в школьном образовании (исторический опыт)
Раздел: полное образование





Назад




Иванова И.П., учитель истории СОШ №31, г. Чебоксары. СЕЛЬСКИЕ ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА ПРИ ЦИВИЛЬСКОМ, ЧЕБОКСАРСКОМ И ЯДРИНСКОМ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩАХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. Устав народных училищ 1804 г. открывал возможность организации школ в сельской местности через учреждение приходских училищ – начального звена системы образования. В соответствии с новым Уставом, первым сельским приходским училищем в Чувашском крае было открытое в Цивильском уезде, 10 августа 1807 г., училище в селе Буртасах. Основателем его был священник Николай Семёнович Михеев, выпускник Казанской духовной академии 1. Михеев написал прошение министру народного просвещения, графу Завдскому. В своём послании священник заявил о желание открыть в селе Буртасах приходское училище и намерении отдать под него свой 2-этажный дом, причём исполнять обязанности учителя он собирался совершенно бесплатно. Разрешение от министра было получено 4 апреля 1807 г. 2. В начале 19 в. селе Буртасы проживали государственные крестьяне, а также имелось 15 дворов русских крестьян местного помещика Чашкова. Чашков добился письменного отказа крестьян отдавать своих детей в школу. Михеев сообщил о положении дел директору народных училищ Казанской губернии Волынскому. К чести директора, реакцией его стал личный приезд в село Буртасы, где он вместе с Михеевым убеждал местных крестьян-чуваш отдать детей в школу. Но крестьяне по-прежнему не соглашались, ссылаясь на то, что «учение для них вовсе бесполезно» и что без «хозяина округа к таковому делу приступить не могут» 3 . «Хозяином округа» был местный исправник Завацкий, по мнению которого «для чуваш просвещение вредно, ибо они забудут земледелие», а также: «напрасно открывать училище в округе, когда нет ещё оного в городе» 4 . Подобное мнение было довольно характерно для того времени. Основным занятием крестьян считалось земледелие, для которого, по мнению обывателей, образования не требовалось, к тому же образование, на их взгляд, должно идти от высших сословий к низшим, а не наоборот. Было очевидно, что местные власти в лице исправников, помещиков и других начальников, оказывались более значимыми для крестьян, чем далёкие губернские начальники. И всё же Михеев сумел привлечь 5 учеников в училище. На основании этого, Волынский, в присутствии 2-х священников и диакона, а также одного приезжего священника, официально открыл училище 10 августа 1807 г., о чём сообщил попечителю Казанского учебного округа в донесении от 30 сентября, под №91 5 . В ведомости о состоянии народных училищ Казанской губернии за 1809 г. значится: «училище находится в отведенном для этого доме и состоит из двух покоев» 6 . В первую зиму существования училища учащихся насчитывалось 17 человек, для которых было организовано 2 отделения. Одно отделение обучал сам Михеев, а другое – диакон Семёнов. В 1808 г. прибавился ещё один ученик. А в число наставников вошёл ещё один священник села Буртасы – Воронов. Все работали безвозмездно. Предметами изучения были русский язык, священная история и катехизис. 16 июля 1809 г. в училище были проведены первые публичные испытания в присутствии исполнявшего должность директора училищ Казанской губернии Смирнова, коллежского асессора Стрелкова и некоторого числа местных крестьян. По отзыву Смирнова успехи учащихся «сделали честь основателю училища Михееву, а зрителям великое удовольствие» 7 . Испытанию подверглись 12 учащихся, из которых трое были дети
духовных лиц, пятеро – из крестьян и 4 «из господских» крестьян. Из 12 человек 5 учеников были чуваши, остальные русские 8 . В 1810 г. учащихся было 12 человек, к проведению занятий были привлечены все члены Буртасинского причта, в том числе и пономарь. Обучение уже велось по предметам, положенным для обучения в начальных (приходских) училищах по Уставу 1804 г. Кроме чтения, письма и краткой Священной истории и Закона Божия, преподавались также чистописание, арифметика, география, русская грамматика и русская история. Об использованных в училище учебных пособиях и применявшихся методов обучения сведений нет. По мнению Комисарова Г.И. 9 , Михеев и другие священники, применяли знакомые и привычные им методы, которые практиковались в 1790-х гг. в Казанской новокрещенской школе. Недаром Михеев называл своих учеников и их родителей «новокрещенами». После 1810 гг. активное развитие училища пошло на убыль. Местные крестьяне не видели потребности в той грамотности, которую предлагал им Михеев. Кроме этого, вероятно, были велики опасения, что содержание школы ляжет бременем на крестьян. Новые губернские власти в лице нового попечителя округа Салтыкова и директора Казанских училищ Лазарева, в отличие от прежних, совершенно не интересовались судьбой Буртасинского училища и никакой поддержки не оказывали. С 1811 г. чуваши вовсе перестали отдавать своих детей в училище. Сведения о количестве учащихся в селе Буртасы с 1812 г. отсутствуют. Поразительно, что обнаружен и зафиксирован данный факт был лишь через 15 лет! В 1827 г., во время очередного осмотра Штатным Смотрителем Цивильского уездного училища Михайловским сельских приходских училищ, в Буртасах «не найдено было ни одного ученика» 10 . Училище не работало по причине давней болезни священника Михеева. Другой священник – Болдырев – отказался вести дело обучения, сославшись на большую занятость, хотя основной причиной было враждебное отношение местного помещика и крестьян к школе 11 . Занятий в училище уже давно не велось, хотя в отчётах по Казанскому учебному округу Буртасинское приходское училище упоминалось до 1834 г. Первая попытка открыть приходское училище в Чебоксарском уезде – в селе Сундырь (ныне Мариинский Посад) - была предпринята в 1814 г. купцом Мочаловым. Казанский купец Василий Мочалов заявил о своём намерении построить дом под училище и предоставил для этого 500 р. Попечитель Казанского учебного округа предложил жителям выразить своё отношение к вопросу содержания ими приходского училища. Часть жителей – старообрядцы и отходники - отказалась, а остальные согласилась, но на определённых условиях. Мочалов пообещал содержать школу первые 2 года, а затем жители, «ощутив пользу учения детей своих» 12 , не откажутся принять содержание училища на себя. Получив разрешение начальства учебного округа, Мочалов начал строительства здания училища и уже отстроил главный корпус, когда в дело вмешался другой купец, затеявший тяжбу за место, где строилась школа 13 . Итогом стало прекращение строительства, а вместе с ним и закрытие дела по организации школы в селе Сундырь. Данный факт показателен для того времени, это пример того, как трудно было в сельской глубинке открыть начальное училище. Следующим приходским училищем, открытым вновь в Цивильском уезде, вслед за уездным училищем, было Шихазанское приходское училище. Это училище было основано в ноябре 1819 г. Со 2 ноября 1819 г., по архивным документам 14 , надзирателем (или смотрителем) училища является священник Яков Данилович Каменский, из духовного сословия, 38 лет от роду, обучался в Казанской духовной академии. После окончания обучения был определён псаломщиком в один из Казанских соборов, в 1809 г. был назначен диаконом в с. Татьмышево Цивильского уезда. В 1815 г. он был определён в священники в село Шихазаны. В 1819 г. он получает разрешение открыть в с. Шихазаны
приходское училище, для этого им был пожертвован собственный дом с 3-мя комнатами 15 . Жалования за свою деятельность Каменский не получал. В 1825 г. Каменский был определён духовным начальством учителем чувашского языка 16 . С момента открытия учащихся было всего 6 человек: 2 девочки и 4 мальчика. Из обучавшихся детей двое были детьми Каменского – 8-летняя дочь Екатерина и 4-летний сын Никанор. Возраст учащихся был от10 до 4 лет. По социальному происхождению 2 детей были из крестьян, 2 – из мещан и 2 из духовного сословия. В дальнейшем поступивших детей было следующим 17 : 1821 г. - 5 учащихся; 1822 г. - 4 учащихся; 1823 г. - 2 учащихся; 1824 г. - 7 учащихся; 1825 г. - 11 учащихся; 1836 г. - 13 учащихся; 1839 г. - 7 учащихся. Ученики делились на 2 разряда: во 1 разряд определялись младшие дети, во 2 разряд – дети постарше, а далее те, кто обучался не первый год. Не все дети завершали учебный год. В 1824 г. из 7 учащихся завершил обучение 1 человек, в 1836 г. из 13 учащихся закончил обучение тоже 1 человек 18 . Наиболее частую причину прекращения учащимися обучения Каменский в отчётах называет: «по случаю работ выбыл в дом своих родителей» или «взят своими помещиками в услужение», значительно реже указывается причина «по болезни» 19 . В 1839/39 учебном году в училище обучалось 18 учащихся из крестьян и разночинцев. Изучаемыми предметами были: пространный и сокращённый Катехизис, Священная история, письмо, арифметика. Кроме этого, читали Новый Завет. Согласно рапорту Каменского от 31 декабря 1825 г., помещение училища представляло собой деревянный дом с 3-мя комнатами в 11 окон. В доме была кухня, сени, чулан. Комната под класс оштукатурена, в ней было 3 стола, скамья, стенная доска, комод со шкафом для книг. Дом отапливался 2-мя голландскими печами. В 1832 г. дом училища был выстроен заново на средства, пожертвованные прихожанами села Шихазаны, и личным вкладом Каменского: 413 р.7 к. и 425 р.16 к. соответственно 20 . Школа имела библиотеку из 37 томов 16 наименований 21 : - букварь; - азбучные таблицы: церковного, гражданского и письменного правописания; - краткая Священная история; - правила для учащихся; - краткий и пространный Катехизис; - арифметика; - Библия; - Новый Завет, Евангелие на славянском и русском языках; - всемирная история; - генеалогическая таблица Российской империи; - христианское чтение в 12-ти книгах; - Вестник Европы в 12 книгах; - пантеон российской и иностранной словесности. В 1838 г. библиотека содержала 28 наименований книг, все на русском языке.
Каменский регулярно отправлял отчёты в Цивильское уездное училище об успехах учеников, посещении ими занятий. Им регулярно проводились положенные полугодичные экзамены, именуемые испытаниями. Многочисленные проверки состояния преподавания в училище, успехов учащихся и состояния самого училища неизменно находили дела удовлетворительными, а успехи детей «довольно хорошими» или «очень хорошими» 22 . За успехи в деле начального образования детей, а также отменные результаты, показанные учащимися на публичных испытаниях, с участием Штатного Смотрителя Цивильского уездного училища, в 1823 г. Совет Казанского университета объявляет Якову Каменскому благодарность 23 . Не остались незамеченными старания священника Каменского и от духовных властей. 25 апреля 1822 г. он был награждён архиепископом Казанским и Свияжским Амвросием фиолетовой бархатной скуфьей. За попечение о прихожанах из крещёных чуваш и в знак признания заслуг в деле обучения крестьянских детей, 21 января 1824 г. Каменский был награждён архиепископом Казанским и Свияжским Филаретом набедренником. За постройку нового дома для училища, 16 апреля 1836 г. Каменский получает благодарность от Министра народного просвещения 24 . Школа содержалась на средства обывателей. С 1820 по 1826 гг. общая сумма пожертвований составила 600 р. Местные жители жертвовали средства из расчёта 30 к. с венца, т.е. дома. По отчёту Каменского за 1825 г. с 350 венцов было получено 215 р. 40 к. От казначейства никаких средств не поступало. Фактически, школа была на полном попечении Каменского. Каменский успешно и плодотворно занимался обучением детей до января 1840 г. 27 января 1840 г. он пропал без вести, к этому моменту ему было 54 года. Об этом исчезновении было доложено Штатным Смотрителем Цивильского уездного училища в Казанский учебный округ 25 . С 1841 г. по отчётным данным Казанского учебного округа в Шихазанском училище отсутствует учитель, а с 1845 г. сведений об училище нет. Первая попытка организовать начальные школы в Ядринском уезде была сделана в 1822 г. Казанским университетом. С целью распространения знаний и просвещения в среде инородцев, коими именовались и чуваши, 20 мая 1822 г. был издан циркуляр Директора Казанских училищ Спиридона Николаева, под №881, об учреждении «…для племён мордвы, черемисов, чувашей…» ланкастерских школ взаимного обучения по таблицам Св. Писания. Далее в документе разъясняется необходимость этих школ для нерусских народов: «…Учереждение обучения подобного рода могло бы иметь двоякую пользу: они бы научили грамоте и мало-помалу выходили из того состояния дикого, в котором доселе находились… научились святым Писаниям и Евангелию» 26 . В соответствии с этим распоряжением открываются сельские, при уездных, приходские училища. Совет Казанского университета предложил местным властям учредить «подвижные Ланкастерские школы взаимного обучения для черемисов, чувашей и других племён». Было предписано объявить об этом жителям и Ядринского уезда. В ответ на это предписание, Шуматовское волостное правление рапортом от 23 августа 1822 г. донесло: «.. 1822 г. августа 15 дня, в храмовый праздник в с. Шуматове Ядринского уезда… обыватели, ясашные из чуваш крещёные,… выслушав объявленный «приказ» на учереждение названных Ланкастерских школ для обучения своих, чувашских, и других племён детей, желания не имеем» 27 . По причине краткого периода существования и крайне малого охвата школьным образованием детей местных крестьян, первые приходские училища не могли оказать заметного влияния на культурный подъём и распространение грамотности в Чебоксарском, Цивильском и Ядринском уездах.
Во второй четверит 19 в. в стране всё острее ощущалась потребность в грамотных людях. Поскольку Министерство народного просвещения не всегда располагало реальной базой для открытия новых школ, то необходимость в образованных людях вылилась в стихийную организацию начальных школ другими ведомствами и частными лицами, без участия МНП. Во второй четверти 19 в. возникло огромное количество таких школ: волостные училища разных ведомств, приходские училища МВД, Министерства уделов, учреждённого в 1837 г. Министерства государственных имуществ и т.д. На территории Чувашского края функционировали школы Министерства уделов и Министерства гос. имуществ. Последние получили развитие в Чебоксарском, Цивильском и Ядринском уездах. Министерство финансов, в ведении которого находились государственные крестьяне до учреждения Министерства государственных имуществ, испытывало острую необходимость в открытии школ для подготовки писарей и других специалистов, способных грамотно вести делопроизводство. С 1833 г. практиковалась отдача мальчиков в уездные или приходские училища, после чего они проходили практику в казённых палатах. В соответствии с этим, с 1833 г. по распоряжению министра финансов и по согласованию с министром народного просвещения, в каждой волости казённых поселян производился отбор трёх мальчиков, поступающих в уездное училище для подготовки их них волостных писарей. На содержание этих мальчиков во время обучения производился сбор денег с сельского населения волости. Был определён 3-летний срок пребывания в училище отобранных мальчиков, достаточный для изучения чтения, чистописания, счетоводства, четырёх действий арифметики, начальных основ грамматики и Закона Божьего. Разрешалось переводить особо отличившихся учеников, освоивших курс приходского училища в уездное училище, в 1 и 2 классы, с освобождением их от изучения наук, «бесполезных для их быта»: истории, географии, геометрии, рисования. Они должны были быть научены чтению, чистописанию, счетоводству, первым 4-м правилам арифметики, начальным основам математики и Закону Божьему. Тех, кто не учился в приходском училище, надлежало принимать в уездное училище со сроком обучения – 3 года 28 . Граф Киселёв, глава управления Государственных имуществ, ставил целью готовить из мальчиков, кроме писарей, бухгалтеров, сельских архитекторов, народных механиков. В июле 1837 г. по приказу Ядринского земского суда, во исполнения предписания Казанской казённой палаты, было велено в обязательном порядке отправить по 2 мальчика с волости в Ядринское уездное училище. В приказе значилось, что за неисполнение приказа «взыщется строго» 29 . В 1839 г. в Ядринском училище обучалось 8 таких мальчиков. Двое из них самовольно уклонились от учения и сбежали домой. Все они были из чуваш и совершенно не могли говорить по-русски. Волостные общества, содержавшие мальчиков, обладали очень скудными средствами, отчего хозяева квартир, получая мизерную плату за жильё мальчиков, заставляли их работать по хозяйству, отвлекая от занятий. Впоследствии оказалось, что успехи части крестьянских мальчиков не соответствуют ожиданиям: многие из них, побыв в училище положенный срок, при испытаниях, произведённых Штатным Смотрителем Ядринского уездного училища и директором Казанских училищ, оказались совершенно неудовлетворительными. Поэтому вменено было училищному начальству определять способности крестьянских мальчиков в течение первого полугодия пребывания их в училище, и возвращать тех из них, кто не способен учиться далее. Позже, по известному распоряжению Министерства гос. имуществ, этих мальчиков освободили от изучения истории, географии, геометрии и рисования. После неудачного опыта по привлечению в училище сельских мальчиков, Министерство государственных имуществ обязует уездные училища открывать под контролем специально созданного Комитета при министерстве, сельские приходские училища, где дети смогут обучаться без отрыва от дома.
С этой целью, в начале 40-х гг., открываются сельские приходские училища, позволявшие учащимся учиться вблизи своих селений, не покидая семей. Первые такие училища в Ядринском уезде были открыты в 1843 г., затем в 1845 г.: СЕЛЬСКИЕ ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА 30 Населённый пункт год открытия количество учеников (на момент открытия) Абызово 1845 26 Норусово 1845 30 Оточево 1843 20 Русская Сорма 1843 23 Салтыганово (Богатырёво) 1845 29 Убеево 1843 28 Чурашево 1845 24 Шемердяново 1845 20 Шуматово 1843 27 В Цивильском уезде открывается 10 сельских приходских училищ 31 : НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ ГОД ОТКРЫТИЯ КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ (на момент открытия) Шакулово 1842 9 Чуратчиково 1845 29 Шихазаны 1845 23 Хормалы 1845 14 Старые Шигали 1845 42 Именево 1845 50 Первые Татьмыши(Ачкасы) 1845 38 Тобурданово 1845 14 Ковали 1845 20 Батеево 1845 21 В Чебоксарском уезде было открыто 6 таких училищ 32 : НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ ГОД ОСНОВАНИЯ КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ (по списку/было в наличии) Яндаши (Никольское) 10 октября 1840 28/19 Кошки 2 октября 1840 18/6 Сундырь 1 ноября 1843 28/24 Аттиково 15 ноября 1845 34/9 Помьялы 15 ноября 1845 Кужмары 15 ноября 1845 20/13 В сельских приходских училищах изучались 5 предметов: чтение, чистописание, Закон Божий, арифметика и счетоводство . Все школы испытывали недостаток в учебных пособиях. В документах констатируется скудость библиотек и крайняя нужда в учебных пособиях. Учителями во всех школах служили священники, именуемые наставниками. Наставники не всегда владели навыками обучения на должном уровне, поэтому недостатки преподавания сказывались на успехах учащихся. Так, в 1845 г. наставнику Хормалинского приходского училища делается замечание: «…обращать более
внимательно на развитие умственных способностей и объяснять преподаваемое доступно детскому понятию учащихся» 33 . Зачастую сельские общества не могли обеспечить училище должным помещением, соответствующим школьным требованиям. Так, в 1849 г., в замечаниях о Первотатьмышевском сельском училище Штатный Смотритель пишет: «…помещение школы в общественном доме, который очень мрачен, потолок прогнулся с угрозою для детей, следует перевести их в другой дом» 34 . С 1849 г. по предписанию МНП от 10 апреля 1847 г. №2227 и попечителя Казанского учебного округа от 18 февраля 1849 г. №677 35 , в обязанность Штатного Смотрителя входило каждое полугодие осуществлять проверку состояния сельских приходских училищ. По итогам проверки составлялся отчёт, направляемый затем окружному начальнику ведомства гос. имуществ, где подробно освещалось состояние помещения школы, качество преподавание, успехи учащихся, используемые учебные и наглядные пособия, состояние библиотеки, посещаемость учащимися занятий, а также предложения для улучшения дел. Так, в 1846 г., Штатный Смотритель Ядринского уездного училища Пётр Берёзкин выявляет необходимость снабжения училищ учебными пособиями, которых было явно недостаточно, из-за чего в Абызовском, Норусовском и Салтыгановском училищах обучение было раздельным: одни ученики читали, а другие изучали буквы и слоги. Через полгода, ко времени следующей проверки, устанавливалось, устранены или нет допущенные недостатки. Таким образом, учебный процесс в сельских приходских училищах находился под контролем уездного училища. Другой проблемой были трудности в обучении детей из чуваш, которые не знали русского языка и с трудом осваивали русскую грамматику. Однако решение этой проблемы было найдено. Наиболее преданные делу образования наставники, заинтересованные в наилучших результатах обучения, независимо друг от друга, учительствуя в разных уездах, пришли к убеждению, что успех обучения во многом зависит от того, на каком языке обучается ученик. Многолетние наблюдения привели их к выводу о необходимости использования чувашского языка в обучении. Первым этот приём начал активно применять священник села Кошки Чебоксарского уезда Иван Васильевич Золотницкий – отец будущего инспектора чувашских школ - Николая Ивановича Золотницкого 36 . И.В. Золотницкий, по свидетельству профессора Казанского университета В.А. Сбоева, помимо программы преподавал желающим, наиболее способным мальчикам, основы русской грамматики, краткую географию. Метод использования родного языка учащихся в обучении применяли и другие священники, например, Яблонский в Аттиковском училище Чебоксарского уезда 37 . Среди прочих училищ Кошкинское и Аттиковское заметно выделялись успехами своих учеников. В Цивильском уезде первым применил в обучении родной язык учащихся священник Батеевского приходского училища Воздвиженский 38 . К лучшим по успехам сельским приходским училищам Цивильского уезда относились также Хормалинское и Шакуловское 39 В Ядринском уезде этим приёмом начали пользоваться священники Троицкий – в Абызовском училище, Краковский – в Шемердяновском училище, Ходяшев – в Чурашевском 40 . В итоге в училищах, где был найден общий язык для учителя и учащихся, успеваемость была выше. В Шемердяновском училище священник Краковский добился абсолютной посещаемости учащимися занятий, расположив к себе и родителей учеников. Это подтверждается в отчётах Штатного Смотрителя Ядринского уездного училища, из которых видно, что лучшим сельским училищем было Шемердяновское, где позже учителем был священник Соколов, который, как отмечается в отчёте, «занимается с вверенными ему детьми с усердием и большой охотой» 41 . В числе лучших училищ также Шуматовское, Оточевское, Абызовское и Чурашевское. Во всех приходских училищах преподавателями были местные священники. Некоторые из них окончили курс преподавательских наук в Казанской семинарии: учитель
Шуматовского училища Григорий Дроздов, Русско-Сорминского – Антон Добромыслов, Оточевского – Андрей Воскресенский, Чурашевского – Александр Смеловский. В остальных училищах учителями были: в Норусовском – священник Иван Долматов, в Абызовском – священник Иван Троицкий, Салтыгановском – Священник Захарий Ливатов. Несмотря на отдельные примеры применения родного языка в обучении чувашских детей, общий недостаток училищ, который отмечает Штатный Смотритель Ядринского уездного училища Берёзкин, оставался прежним - это затруднённое выражение мыслей учащимися на русском языке. Сельские приходские училища сыграли большую роль в деле начального просвещения низших сословий, к коим относились крестьяне, кроме того, они стали центрами образования обширной округи. В эти сёла, где находились училища, приходили учиться дети как из ближних, так и из отдалённых деревень. Например, в Ядринском уезде только 4 сельские училища охватили детей из 49 деревень 42 : - Оточевское приходское училище посещалось детьми из 10 деревень: Харанкасов, Янышева, с. Оточева, Дасаева, Пантлей, Шивуш, Токшанейкина, Большой Шатьмы, Марково, с. Турунова. - Салтыгановское – из 17: с. Салтыганова, д. Салтыгановой, далее деревни, Байдашево, 2-й Шаксуби, 3-й Янгильдиной, Выселки Богатырёва околотка, Вурманкасы, Чебаево- Хоровары, Мамыкаево, 2-й Яншиховой, 2-й Янгильдиной, 2-й Задних Карын, 2-й Палайкасов, околоток Сирма-пось, 2-й Албахтиной, 2-й Чебаевой. - Убеевское сельское училище посещали дети из 5 деревень: с. Убеева, далее деревни, Янмурзино, Дасаево, 2-й Янмурзиной, 3-й Янмурзиной. - Норусовское приходское училище посещали дети из 17 деревень (кроме с. Норусова): 1-й Норусовой, Яндавай-Сяваль-Поси-Шняры, околоток Чиркасы, околоток Шоркасы, Яндрово, околоток Якушкина, околоток Томаськина, околоток Смилькина, Ишлеи, Янбахтино, Алгазино, 3-й Ишаковой, Байглечево, Чиршкасы, Тентьево и села Аликово- Янгорасы. Кроме крестьянских детей, сельские училища посещали дети отставных солдат. Уездные училища сыграли свою позитивную роль в деле образования и развития сельских приходских училищ, в формировании учебно-методической базы, оказании методической помощи наставникам училищ, руководстве учебным и воспитательным процессом в этих училищах. На одном из педагогических совещаний Ядринского уездного училища, в 1846 г., было заслушано сообщение Штатного Смотрителя Берёзкина «о лучшем способе преподавания в сельских приходских училищах» 43 Регулярно сельские училища снабжались учебниками и учебными пособиями из Ядринского уездного училища. 1.ГИА ЧР. Ф.211. Оп.3. Д.7. Л.27. 2 Научный архив ЧГИГН. Отд.2. Т.13. Л.227. 3 Там же. Л.15, 15 об. 4 Там же. Л.16. 5 Там же. Л.17. 6 НАРТ. Ф.92. Оп.1. Д.311. Л.10. 7 Там же. Л.10. 8 Научный архив ЧГИГН, Отд.2. Т.13. Л.124. 9 Там же. Л.112. 10 ГИА ЧР. Ф.211. Оп.3. Д.25. Л.9. 11 Научный архив ЧГИГН. Отд.2. Т.14. Л.222. 12 Там же. Т.13. Л.26. 13 ГИА ЧР. Ф.211. ОП.3. Д.39. Л.284. 14 Там же. Д.16. Л.48. 15 Там же. Д.46. Л.12. 16 Там же Д.10. Л.7; Д.12.Л.236; Д.18. Л.112.
17 Там же. Д.40. Л.295. 18 Там же. Д.25. Л.41. 19 Там же. Д.46. Л.11. 20 Там же. Д.24. Л.29. 21 Там же. Д.28. Л.85. 22 Там же. Д.16. Л.90. 23 Там же. Д.46. Л.47. 24 Там же. 25 Там же. Д.50. Л.227. 26 Там же. Д.15. Л.1. 27 Там же. Д.50. Л.31. 28 Научный архив ЧГИГН, Ед. хр. Х-531. №2819. Л.215. 29 ГИА ЧР. Ф.222. Оп.1. Д.45. Л.2. 30 Там же. Д.57. Л.1. 31 Там же. Ф.211. Оп.3. Д.72. Л.21. 32 Там же. Ф.216. Оп.1. Д.35. Л.402. 33 Там же. Ф.211. Оп.3. Д.72. Л.3. 34 Там же. Д.114. Л.17. 35 Научный архив ЧГИГН. Отд.2. Т.14. Л.195. 36 Там же. Л.278. 37 Там же. Отд.2. Т.13. Л.153. 38 Там же. Л.154. 39 ГИА ЧР. Ф.211. Оп.3. Д.17. Л.118. 40 Научный архив ЧГИГН. Отд.2. Т.13. Л.154. 41 ГИА ЧР. Ф.222. Оп.1. Д.54. Л.1. 42 Там же. Д.75. Л.713. 43 Там же. Д.48. Л.11.


В раздел образования