Напоминание

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе


Автор: Абдуллина Разия Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Данауровская начальная школа - детский сад" Чистопольского муниципального района РТ
Населённый пункт: д.Данауровка
Наименование материала: Проект
Тема: Духовно-нравственное воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Данауровская начальная школа – детский сад»

Чистопольского муниципального района РТ

ПРОЕКТ

на тему: «Духовно-нравственное воспитание

в начальной школе»

Выполнил:

Абдуллина Р.Р.,

учитель начальных классов

2025 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Введение........................................................................................3

II.

Основная часть

II.1.

Этапы реализации.........................................................................6

II.2.

Ожидаемый результат..................................................................10

II.3.

Контроль и диагностика..............................................................12

III.

Заключение...................................................................................14

IV.

Список использованной литературы и источников.................15

V.

Приложения.................................................................................17

2

I.

Введение

Проект магистральное направление "Воспитание"

предусматривает развитие

личностных

качеств

обучающихся

в

соответствии

с

приоритетами

государственной

политики

в

сфере

воспитания

на

основе

российских

традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения,

принятых в российском обществе, формирование у обучающихся патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам

Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему

поколению,

взаимного

уважения,

бережного

отношения

к

культурному

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,

природе и окружающей среде.

Актуальность

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним,

забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.

Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника,

и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую,

формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру

воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к

нравственному поведению, нравственным поступкам». В.А.Сухомлинский.

Вопрос

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

одной

из

ключевых проблем современного общества. Характерными причинами

сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных

ориентиров

для

молодого

поколения,

спад

культурно-досуговой

деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического

воспитания и некоторые другие.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде:

распространяется

равнодушие,

эгоизм,

цинизм,

немотивированная

агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам

власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется

наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и

3

психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин,

заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-

нравственной консолидации российского общества, формирования единства

нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими

негативными явлениями.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания

ответственного

гражданина,

способного

самостоятельно

оценивать

происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием

устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Выявление проблемы

Магистральное направление «Воспитание» сегодня определяет высшие

ценности,

в

которых

сконцентрирован

лучший

нравственный

опыт

человечества. Не случайно в школе ввели внеурочные занятия «Разговоры о

важном». Каждый понедельник первым уроком после обязательной линейки

с гимном РФ и гимном РТ, поднятием флагов РФ и РТ во всех классах

проходят «Разговоры о важном». Предмет направлен на укрепление

традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитания

патриотизма.

Таким образом, данное направление является актуальным сегодня, потому

что в обществе существуют следующие проблемы:

1.

ценности личного досуга родителей и престижного потребления начали

затмевать ценность детей;

2.

взрослый и ребенок: разделенные годами и конкретными жизненными

интересами, они теряют между собой духовную связь;

3.

бездуховность, насилие, жестокость захлестнули наше общество.

Очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он

способен на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему,

сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в

современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для

4

маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа

должны быть единой основой, на которой растет личность. К сожалению, в

силу

своей

занятости,

родители

часто,

полностью

или

частично,

перекладывают эту роль на школьного учителя.

Необходимо создать педагогические условия для духовно-нравственного

воспитания обучающихся в процессе учебной деятельности. Для решения

данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных

классов и методика их преподавания, но и умение направить свою

деятельность на нравственное воспитание младших школьников.

Цель проекта:

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

младших

школьников,

создание условий для становления личностных характеристик обучающихся

начальной школы.

Задачи:

1.

Развитие

личностных

качеств

обучающихся

в

соответствии

с

приоритетами государственной политики в сфере воспитания на основе

российских традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и

норм поведения, принятых в российском обществе.

2.

Формирование у обучающихся

патриотизма, гражданственности,

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев

Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему

поколению, взаимного уважения.

3.

Бережного

отношения

к

культурному

наследию

и

традициям

многонационального

народа

Российской

Федерации,

природе

и

окружающей среде.

5

II. Основная часть

2.1. Этапы реализации:

Проект расчитан на 4 года. Основные разделы проекта духовно-

нравственного развития и воспитания личности младших школьников:

1.

«Разговоры о важном» (1-4 классы);

2.

«Орлята России» (1-4 классы);

3.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (1-4 классы);

4.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни (1-4 классы);

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание) (1-4 классы);

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание) (1-4 классы);

7.

Воспитание культуры семейных отношений (1-4 классы).

8.

Воспитание гражданского самосознания, патриотизма, уважения к

правам, свободам и обязанностям человека (1-4 классы).

Перечень проводимых воспитательных форм и мероприятий:

Классы

Формы

Мероприятия

1класс

Беседы,

классные часы, участие в

подготовке и проведении

мероприятий, конкурсов

спортивных

соревнований, сюжетно-

ролевых игр, проектной

«Здравствуй, школа», «Правила

поведения в школе», «Что такое

доброта?», «Государственные символы

России», «Государственные символы

Татарстана», цикл бесед «Трудиться -

всегда пригодиться», «Твое здоровье».

«Что значит- быть учеником?», «Что

6

деятельности

такое хорошо и что такое плохо?»,

«Краски природы», «Любимое время

года», «Моя семья»; «Моя малая

Родина»,«Народные приметы», «Мой

домашний любимец».

Школьные праздники и социально

значимые мероприятия: «Новогодняя

сказка», Весенняя Неделя Добра,

конкурсы рисунков «Осторожно, дети!»,

«Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к

23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов

«Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа,

я-спортивная семья», «Масленица», «А,

ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,

«Правила безопасности»,

«Краеведческий школьный музей».

2-3

классы

Беседы,

классные часы,

участие в подготовке и

проведении мероприятий,

конкурсов, спортивные

соревнования,

сюжетно-ролевые игры,

проектная деятельность.

«Здравствуй, школа», «Все мы- дружная

семья»,«Как появилась религия», «Что

такое -Конституция ?»

Цикл бесед «Учись учиться», «Береги

здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» ,

«Здорово, когда на свете есть друзья...»,

«Хочу и надо - трудный выбор»,

«Профессии моих родителей», «Люблю,

тебя, мой Татарстан», «Народный

костюм», «Моя родословная», «Я и мое

имя», «Название моего города», «Моя

7

любимая книга».

Школьные праздники и социально

значимые мероприятия: «Новогодняя

сказка», Весенняя Неделя Добра.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!»

«Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к

23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов

«Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа,

я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А,

ну- ка, девочки»,

«Вместе весело шагать», «Мои друзья».

«История моей семьи в истории моей

страны», «Краеведческий школьный

музей».

4 класс

Беседы,

классные часы,

участие в

подготовке и проведении

мероприятий,

конкурсов,

спортивные

соревнования,

сюжетно-ролевые игры,

проектная деятельность.

«Что значит, быть нужным людям»,

«Мир человеческих чувств», «Для чего

нужна религия», «Россия - Родина моя!»,

«Традиции народов Татарстана», «Мир

профессий», «Из истории семейной

летописи», «Край любимый, край

родной», цикл мероприятий по книге

«Чистопольские страницы», «Мой

любимый литературный герой», «Труд и

воспитание характера», Школьные

праздники и социально значимые

мероприятия: «Новогодняя сказка»,

Весенняя Неделя Добра, конкурсы

рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя

8

сказка», «Лучшая открытка» (к 23

февраля и 8 марта»); конкурс чтецов

«Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа,

я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А,

ну- ка, девочки»,

«Друг познается в беде», «Этикет».

«История моей семьи в истории моей

страны», «Мир моих увлечений»,

«Краеведческий школьный музей».

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только

образовательным учреждением, но и внешкольными учреждениями по месту

жительства – Данауровским СДК, сельской библиотекой, семьёй.

В МБОУ используются следующие формы работы:

- родительское собрание,

- собрание-диспут,

- родительский лекторий,

- встреча за круглым столом,

- вечер вопросов и ответов.

В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-

нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания

большое

влияние

оказывает

содержание

телевизионных

программ,

кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и

семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада

жизни

младшего

школьника.

В

формировании

такого

уклада

свои

традиционные

позиции

сохраняют

учреждения

дополнительного

образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-

нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе

9

национальных

ценностей

и

духовных

приоритетов

могут

принимать

традиционные российские религиозные организации.

2.2. Ожидаемый результат

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации

личности младших школьников:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных

знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально

одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),

первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него

носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне

класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не

получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных

знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта

самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном

общественном действии юный человек действительно становится (а не

просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином,

свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за

пределами школы, в открытой общественной среде.

10

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен

быть

последовательным,

постепенным,

что

должно

учитываться

при

организации воспитания и социализации младших школьников.

Действия педагога, направленные на достижения результатов, особенности

возрастной категории

1 уровень (1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний.

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую

школьную реальность .

Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному

знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его

личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.

В

основе

используемых

воспитательных

форм

лежит

системно-

деятельностный подход.

2 уровень (2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития

детского

коллектива,

активизируется

межличностное

взаимодействие

младших школьников друг с другом.

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен

осознать, что его поступки, не должны разрушать его самого и включающую

его систему (семью, коллектив, общество в целом) и не должны привести к

исключению его из этой системы.

В

основе

используемых

воспитательных

форм

лежит

системно-

деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень (4 класс)

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, желаниями

проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность

11

приобрести

для

этого

новые

необходимые

личностные

качества

и

способности.

Создание

к

четвертому

классу

для

младшего

школьника

реальной

возможности

выхода

в

пространство

общественного

действия

т.е.

достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно

оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной

социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в

известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо,

прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и

приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой

проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по

самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В

основе

используемых

воспитательных

форм

лежит

системно-

деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

Достижение

трех

уровней

воспитательных

результатов

обеспечивает

появление

значимых

эффектов

воспитания

и

социализации

детей

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной,

гражданской

компетентности

и

социокультурной

идентичности

в

ее

национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

2.3. Контроль и диагностика

Диагностика обучающихся начальной школы. Форма диагностики

1класс

Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности

(направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут

учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.

Тест направленности личности Б. Басса

12

2-3 класс

Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его

положение

в

системе

личных

взаимоотношений

класса

(«звезды»,

«предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также

характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

Изучение самооценки детей младшего школьного возраста.

Методика «Оцени себя».

Важнейшим

показателем

эффективности

функционирования

проекта

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

младших

школьников

является

нравственное

развитие

ребёнка

и

становление

личностных

характеристик выпускника начальной школы (Приложение 1).

Объективная

оценка

определяется

социологическими

и

психолого-

педагогическими

исследованиями

(наблюдение,

анкетирование,

тестирование обучающихся, родителей, педагогов).

Наиболее информативными методами диагностики являются:

-беседа;

-наблюдение;

- тестирование;

-анкетирование;

-социометрия;

-ранжирование;

-недописанный тезис;

-рисуночный тест;

-ситуация выбора.

Используемые диагностики (Приложение №2):

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П.Капустиной,

Л. Фридмана);

13

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика

А.С.Прутченкова);

-

изучение

представлений

учащихся

о

нравственных

качествах

«Незаконченная история, или моё отношение к людям» (методика Н.Е.

Богуславской);

-

диагностика

уровня

товарищества

и

взаимопомощи

(методика

С.Г.Макеевой);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое

хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана);

-

диагностика

эмоционального

компонента

нравственного

развития

(методика Р.Р. Калининой)

- письменный опрос - диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика

М.А.Тыртышной);

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Продолжение работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию

младших школьников продолжится на уровне основного и среднего общего

образования после окончания нашего МБОУ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие

на

человека,

с

целью

формирования

у

него

духовно-

нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч

лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и

моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать

нравственное поведение человека.

Психологи

установили,

что

именно

младший

школьный

возраст

характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных

правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный

фундамент

развития

личности.

Стержнем

воспитания,

определяющим

нравственное развитие личности в младшем школьном возраст, является

формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей,

14

опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл

работы по нравственному становлению личности младшего школьника

состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков

поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность

принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида

деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от

грамотности

педагога,

разнообразии

применяемых

им

методов

и

эмоциональном отклике детей. Целью духовно-нравственного воспитания

является

формирование

целостной,

совершенной

личности

в

её

гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умение сопротивляться злу,

искушению

и

соблазну

самооправдания

при

нарушении

моральных

требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\

Н.Г.Аверина\\ Нач.школа.-2005- №11- с.68-71.

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание \ И.С.Артюхова\\ Педагогика,1999,

№4, с.78-80.

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании\ А.В.Бабаян \\

Педагогика-2005-№2- с.67-68.

4. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника:

анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова -

Самара:изд.СГПУ, -2009-с.3-42.

15

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного

образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и

мониторинг в образовании – 2003 -№3 –с.9-12.

6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека\ В.С.

Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании-2002 - №6 –с.3-6.

7. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А.

Мудрик \\ Новые ценности образования: забота- поддержка-

консультирование. М.: Новатор, 1966. Вып.6. –с.56-70.

8. Педагогика школы \ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1995-

с.387.

16

VI.

Приложения

Приложение 1

Модель выпускника начальной школы

1 класс

− умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом

материале и действовать в соответствии с указаниями

педагога;

− умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками,

доброжелателен в отношениях с людьми;

− дисциплинирован, знает правила поведения в общественных

местах;

− имеет представление о здоровом образе жизни,

элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает

хорошей работоспособностью, развиты двигательные и

моторные навыки;

− знает элементарные правила безопасного поведения при

взаимодействии с другими людьми, правила поведения на

улице, в быту, школе;

− владеет доступными видами общественно-полезного труда;

− владеет наглядно-образной памятью.

2 класс

− умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его

организовать;

− владеет разнообразными формами и средствами

общепланирования в совместной продуктивной деятельности;

− проявляет чувство ответственности за живое существо,

начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан,

тактичен;

− выполняет основные положения здорового образа жизни,

правила личной и общественной гигиены, особенности

охраны здоровья в разные времена года;

− выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту,

17

при контактах с людьми;

− трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд,

поддерживать, контролировать правильность своих действий;

− владеет словесно-логической памятью.

3 класс

− обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и

переключать свое внимание;

– проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен,

склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;

− умеет контролировать свое поведение, различать разные

позиции в общении, оценивать свое положение в системе

социальных отношений;

− выполняет основные положения здорового образа жизни,

относится к своему здоровью как к важной личной и

общественной ценности, имеет прочные культурно-

гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую

помощь;

− знает и выполняет условия безопасного поведения на улице,

в быту, условия безопасности при пользовании общественным

транспортом, знает правила дорожного движения;

− обладает потребностью трудиться и осознает

необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно

ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;

− умеет управлять своей памятью и регулировать ее

проявление.

4 класс

− владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и

регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

− имеет первоначально отработанную произвольную память;

− коммуникативен, владеет культурой общения, бережно

относится к общечеловеческим ценностям; честен,

принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения,

18

настойчив в преодолении трудностей;

− ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к

здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой

защитой, умеет применять простейшие способы оказания

первой медицинской помощи;

− способен действовать в чрезвычайных ситуациях,

сознательно и ответственно относиться к личной

безопасности и безопасности окружающих;

− способен действовать, анализировать свои действия,

находить причину затруднений, строить новый проект своих

действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к

сознательному управлению своим поведением;

− владеет культурой самоопределения личности, стремится к

самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха,

на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

− он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за

прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный

общечеловеческим духовным идеалам;

− обладает уверенностью в себе, чувством собственного

достоинства, положительной самооценкой.

Приложение 2

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной 1-2-е классы)

19

Я оцениваю

себя вместе

с

родителями

Меня

оценивает

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться;

- я люблю мечтать;

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы;

- мне нравится выполнять домашние

задания;

- я стремлюсь получать хорошие

отметки.

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

- я старателен в учебе;

- я внимателен;

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью;

- мне нравится помогать родителям,

выполнять домашнюю работу;

- мне нравится дежурство в школе.

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К

ПРИРОДЕ:

- к земле;

- к растениям;

- к животным;

- к природе.

20

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

- я выполняю правила для учащихся;

- я добр в отношениях с людьми;

- я участвую в делах класса и школы.

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен в делах;

- я опрятен в одежде;

- мне нравится красивое вокруг меня;

- я вежлив в отношениях с людьми.

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

- я управляю собой;

- я соблюдаю санитарно-гигиенические

правила ухода за собой;

- у меня нет вредных привычек.

Оценка результатов:

5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате

каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний

балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(3–4 классы)

21

Я оцениваю

себя вместе

с

родителями

Меня

оценивает

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться;

- я всегда выполняю домашние задания;

- я люблю читать;

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы;

- я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

- я старателен в учебе;

- я внимателен;

- я старателен;

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью;

- мне нравится самообслуживание в

школе и дома.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- я берегу землю;

- я берегу растения;

- я берегу животных;

- я берегу природу.

4. Я И ШКОЛА:

- я выполняю правила для учащихся;

- я выполняю правила внутришкольной

жизни;

- я участвую в делах класса и школы;

22

- я добр в отношениях с людьми;

- я справедлив в отношениях с людьми.

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен и опрятен;

- я соблюдаю культуру поведения;

- я забочусь о здоровье;

- я умею правильно распределять время

учебы и отдыха;

- у меня нет вредных привычек.

Оценка результатов:

5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате

каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5.

Средний балл – уровень воспитанности

5 – 4,5 – высокий

уровень

3,9 – 2,9 - средний

уровень

5 – 4,5 – высокий

уровень

4,4 – 4 – хороший

уровень

2,8 – 2 – низкий

уровень

4,4 – 4 – хороший

уровень

Анкета-опросник «Настоящий друг»

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

23

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –

по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств

дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно

дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что

вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

24

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло

и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам,

и вы платите им тем же.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты

был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего

знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается

по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном

нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но

недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Сюжетные картинки»

(методика Р.Р.Калининой, для детей 1-2 классов)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и

отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки

так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие

поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке

картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные

реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать

свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои

действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

25

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы);

эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной

жестикуляции и т.д.

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм.

Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

(для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.))

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном

флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных

случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен?

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий?

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

26

в) права граждан.

Тестовый материал

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К

ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать.

Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля

ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя

стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я

тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а

Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, –

можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку.

Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что

ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по

возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

-0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

-1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или

отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но

оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

-2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

-3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей и мотивирует свою оценку.

8. Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления

нравственных ориентаций ребенка).

27

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них

хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой –

плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и

которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества.

Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную

оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным

нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных

реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная

реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и

отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на

безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к

нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки,

эмоциональные реакции неадекватны или отсутвуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им

ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно

оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам

неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и

эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам

ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками;

эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам

активное и устойчивое.

28



В раздел образования