Автор: Борн Олеся Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МАОУ Гагариснкая СОШ-Клепиковская ООШ
Населённый пункт: село Клепиково, Ишимский район, Тюменская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс «Как хорошо уметь читать».
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на своем мастер-
классе.
Для того, чтобы определить тему моего мастер- класса, прошу вас обратить
внимание на слайд .
Посмотрите на иллюстрацию, подумайте, почему она поделена на две части и
какая аналогия здесь приведена.
На самом деле зашифрована пословица: Книга для ума как теплый дождь для
всходов.
Тема моего мастер- класса «Как хорошо уметь читать».
Давайте с вами определим, что же такое чтение?
В первую очередь в школе? (ПРЕДМЕТ)
Базовым гуманитарным предметом для читательских навыков детей является
уроки литературного чтения.
Скажите, пожалуйста, какую роль предмет чтения занимает в школе среди
других предметов? (ВАЖНУЮ)
Как «действие»- чтение — это ПРОЦЕСС. Причем достаточно сложный,
психофизиологический процесс.
Роль учителя- прожить этот процесс вместе с ребенком, направлять его в
нужное русло, корректировать.
Конечно же, в течение обучения ребенок получает какие- то УМЕНИЯ.
Ребенок должен учиться не только складывать буквы в слоги, слоги в слова,
слова в предложения, но и, конечно же, понимать прочитанное.
Естественно, каждый учитель мечтает о том, чтобы чтение как предмет, как
процесс, как умение, был успешным.
Что для этого нужно? Конечно же, чтобы ребенок был замотивирован ,
чтобы у него был интерес к чтению.
Сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми приемами, которые я
использую на своих уроках.
1 прием чтения «ЧТЕНИЕ без пробелов.
Найдите и прочитайте, пожалуйста, чистоговорку в улитке скорочтения. «На
бобра из-за ели глазеют газели. (Газели бобра на ели глазеют из-за глаза) Два
щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (Щека к щиплют щека щенка в
два щётку в уголке)»
Я использую его очень часто. С помощью этого приема дети определяют
тему урока. Часто беру пословицы, которые относятся к прочитанному
произведению или к теме урока.
Как вы думаете, на что направлен этот прием? (развивает скорость чтения,
беглость чтения)
Прием направлен на СКОРОЧТЕНИЕ.
Чтобы познакомить вас со следующим приемом,
Возьмите задание 1(прием ЗЕРКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ).
На листочках напечатан отрывок из произведения О. Авдеева «Как ёжик
Буль боялся идти в школу».
Ваша задача- прочитать и ответить на поставленный вопрос.
Пожалуйста, первая группа. (читают 1 абзац)
Вторая группа, пожалуйста. (читают 2 абзац)
Вопрос по тексту: Какой день не заставил себя ждать?
Что смутило ёжика?
Понравилось ли вам работать с зеркальным текстом? Как вы думаете, что
развивается у детей во время такого чтения? (Интерес к чтению проявляется,
зоркость, внимание развивается).
Ребенок получает ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ.
Проводится игра «Собери слово». Перед вами кубики. Чтобы
определить право первого хода в следующей игре, вам необходимо
составить слово из букв. У кого будет самое длинное слово, тот первым
начинает ход.
Чтобы приступить к игре возьмите задание 2. Ваша задача составить вопросы
по тексту в течение 3 минут.
Начиная с крестиков по очереди вы будете задавать вопросы друг другу.
Ответив правильно, в игровом поле ставите КРЕСТИК; если неверный или
неполный ответ, то соперник ставит НОЛИК?
Такая работа вызывает интерес, активирует запоминание, помогает стать
ребёнку думающим читателем.
Понимая текст, развивается СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.
МАРКИРОВКА.
Возьмите задание 3.
Первая группа должна определить тему общего текста.
Вторая группа- промаркировать, выделить только цифры и имена
собственные.
Первая группа - прочитайте, пожалуйста, предложение, которое вы считаете
темой.
Как вы думаете какое это чтение? Просмотровое чтение. Ребенок впервые
знакомиться с текстом.
Пожалуйста-вторая группа.
Определите вид чтения. Поисковое чтение. Ребенок с определенной целью
ищет информацию.
Это более глубокое проникновение. Ребенок ищет более глубокую
информацию.
Все эти виды- это ГИБКОЕ ЧТЕНИЕ, которое позволяет выбрать нужный
вид чтения в определенный момент урока.
Посмотрите, пожалуйста, концептуальный круг. Одно поле вы видите
неоткрытым. Предположите что развивают данные приёмы? (читательскую
грамотность).
Сегодня это так актуально.
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться
Надо опытом делиться!
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя– успешным.
Спасибо вам огромное за работу.