Автор: Галявиева Фарида Ринадовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "школа №171"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы обучения в школе
Раздел: среднее образование
Современные методы обучения и воспитания в средней школе.
Галявиева Ф.Р., учитель биологии
г. Казань, МБОУ «СОШ №171»
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой описание методики работы
учителя биологии. В статье рассматриваются подходы и методы работы
учителя. Метод обучения является одним из главных компонентов
процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет
реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое
внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и
функциям.
От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке
скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не
оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание
будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской
жизни, сольется с психикой ребенка. От метода преподавания зависит
характер урока. Незаметно методы преподавания переходят в методы
воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом.
Сегодня
главная
цель
средней
общеобразовательной
школы
способствовать
умственному,
нравственному,
эмоциональному
и
физическому развитию личности используя различные для этого методы
обучения.
Ключевые слова: образовательная технология, системно- деятельностный
подход, проблемный метод,
объект, учебная деятельность.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше
всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем
сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в
бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается,
переплетается
с
другими
отношениями,
усложняется
физическим
и
нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как
будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент
определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и
руководить им – задача воспитателя.
А.С. Макаренко
Школьное образование имеет большую влияние в развитии человека,
которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в
процессе становления личности школьника как полноправного социального
члена общества, так как данный возрастной период определяет большую
потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Сегодня
главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию
личности используя различные для этого методы обучения.[1] Метод
обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. На современном этапе
развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее
определение: методы обучения - это способы организации учебно-
познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами,
уровнями
познавательной
активности,
учебными
действиями
и
ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Методы
обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит
от целей и задач обучения. Причём успех осуществления метода на
практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не,
только учителя, но и самого ученика. Необходимо отметить, что учитель
должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки,
расширять круг используемых методов и применять их на практике. В
противном случае при неправильном использовании методов обучения
могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы
нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст
возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства
можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой
методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней
школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем
выбор системы методов обучения, тем более высоких и прочных учебно-
воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то
же время, отведенное на изучение соответствующей темы».
В современной школе используется такие методы как:
1 Традиционно - словесные
2 Игровые и развивающие
3 Компьютерное и дистанционные
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу,
объяснение и школьную лекцию. При использовании словесных методов
следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть
слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание
услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики
теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на
усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное
изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или
меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен
учебный
материал,
зависит
дальнейшее
усвоение
предмета.
Если
выступления учителя скучны, ученики могут возненавидеть преподаваемый
им предмет. Изложением называют связное сообщение материала учителем,
когда он сообщает о тех фактах, о которых ученики еще ничего не знают. В
связи с этим метод используют тогда, когда об изучаемой теме у учащегося
еще нет никаких знаний. Вторым случаем, когда этот метод используется,
является повторение уже изученного материала. Таким образом, учитель
подводит итоги или помогает закрепить уже изученный материал.[7]
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или
описания. Его используют в том случае, когда материал, сообщаемый
учащимся, им незнаком, а факты при изучении этого материала нельзя
наблюдать непосредственно. Изложение материала может быть в форме
рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании
выразительных средств. Рассказ — это образное, эмоциональное и живое
изложение материала. Используется он в основном при изложении
гуманитарных предметов.
Можно повысить эффективность восприятия изложенного учителем
материала, если одновременно обращаться к пособиям. Ученики смогут не
только слушать учителя, но и заглядывать временами в пособие, если что-то
станет непонятно. Особенно важно это в том случае, если необходимо
наглядно
показывать
материал.
Для
лучшего
усвоения
излагаемого
материала можно использовать наглядные пособия (картины, фотографии,
керосиновые лампы, часы и т.д.). Ну а чтобы речь была более яркой и
наглядной, на доске можно рисовать схемы и таблицы. Еще одним
словесным методом является беседа. Характерный признак беседы —
участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы,
а ученики на них отвечают. В процессе учебы посредством этого метода
ученики усваивают материал и получают новые знания, используя свое
логическое мышление. Этот метод является прекрасным средством для
закрепления и проверки изученного материала, а также для его повторения.
Применяет учитель метод беседы в том случае, когда учащиеся что-то уже
знают по той или иной теме. Вопросы, на которые учащиеся уже знают
ответы, чередуются с незнакомыми им. Во время беседы ученики связывают
их вместе и приобретают таким образом новые знания, расширяя и углубляя
уже известное им.
Широкое распространение в школе получили дидактические игры. До
конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения
или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов
обучения, приводят в качестве доказательства их особенности и выход за
рамки всех остальных сгруппированных методов. Дидактической игрой
принято считать такой вид учебной деятельности, который моделирует
какой-либо изучаемый объект, явление, процесс. Дидактическая игра
стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность.
Главным ее отличием является то, что ее предмет — деятельность человека.
Особенностями учебной игры являются:
объект, созданный учебной деятельностью;
совместная деятельность всех участников игры;
правила игры и т.д.
За последнее время многие учителя накопили огромный запас
разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным
предметам. А сейчас все чаще стали применять различные компьютерные
игры, которые носят обучающий и развивающий характер. Достоинства
дидактических игр отмечал еще К.Д. Ушинский, говоря, что игра для
ребенка является жизнью, действительностью, созданной самим ребенком.
В связи с этим игра для ребенка более доступна, чем окружающий мир, с
точки зрения ее понимания. Нередко для детей важен сам процесс игры, а
не результат. Игра полезна во всех отношениях, поскольку она не только
помогает развитию способностей ребенка, но и снимает психологическое
напряжение, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих
отношений. Так что учитель, зная эти особенности, может с успехом
использовать этот метод обучения не только в старших классах, но в
особенности в младших.
Проблемный метод в современном обучении.
Проблемный метод обучения, получил широкое распространение XX
в.
В
основе
проблемы
всегда
лежит
противоречие.
Что
касается
противоречия,
то
здесь
оно
воспринимается
в
качестве
категории
диалектики. О проблемном методе следует говорить только тогда, когда на
уроке
создаются
противоречия,
которые
необходимо
разрешать.
Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях
проблемных
(противоречивых)
ситуаций.
Следовательно,
разрешая
противоречия,
школьник
познает
явления
и
предметы,
являющиеся
предметом исследования. Проблемная ситуация не всегда становится
проблемной для школьника. Об этом явлении можно говорить лишь в том
случае, если к этой проблеме школьники проявили интерес. От мастерства
учителя
зависит,
заинтересует
ли
школьников
учебный
материал,
преподнесенный в виде проблемы, или нет. Именно он должен преподнести
материал должным образом, так, чтобы активизировалась мыслительная
работа всего класса. Цель учителя — побудить школьника к поиску верного
решения поставленной проблемы.
Компьютерное и дистанционное обучение в школе.
Программированное и компьютерное обучение в современной школе
стали использовать только в начале 60-х гг. XX в. Связано это с развитием
кибернетики. Программированное обучение необходимо для создания
технологии
обучения,
способной
постоянно
контролировать
процесс
усвоения знаний. Оно выполняется по программе, составленной заранее.
Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике.
Процесс обучения можно представить в виде схемы:
учебный материал осваивается не целиком, а отдельными порциями,
которые представляют собой последовательные шаги;
после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль
за его усвоением;
необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему
нужна новая порция материала;
если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает.
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель
обучения.
Современная дидактика от ученика требует не бездумное
заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение
материала, а также умение его анализировать. Но в целом то, каким должен
быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как
степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать
верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы.
Библиографический список
1 .Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон.
- М., 1991.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.
3.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном
процессе //Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28
4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1975.
5. Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа – 1996 - №12,
С.110
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения.
Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986. – 336
с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.:
Народное образование, 1998. – 256 с.