Автор: Туровская Лариса Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г.Новодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.
Раздел: начальное образование
1.
Особенности обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в условиях
инклюзивного образования.
2.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России
находится под пристальным вниманием всей общественности.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования
заключаются в следующем:
•проблема неприятия детей с ОВЗ;
•проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
•трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
•нежелание родителей обучать своих детей вместе с детьми с ОВЗ;
•неадекватное восприятие детьми сверстников с ОВЗ;
•трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
3.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
Тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется
сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование
всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой
стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
4.
Исходя из Клинико-педагогической классификации:
Комплекс нарушения речевых функций:
1) фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения
звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и
представлений, такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с
активной речевой деятельностью;
2) нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и
замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове;
3)
недостаточное
развитие
словаря.
В
активном
словаре
преобладают
существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования.
Мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов.
4) аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и
родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде,
числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно
сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.
5.
Психолого-педагогическая классификация:
1
Особенности обучения детей младшего
школьного возраста с ТНР в условиях
инклюзивного образования.
Л.Л.Туровская выступление на открытой межмуниципальной конференции
«Современные подходы в работе с детьми с ОВЗ» МОУ ДО «ДДТ» 09.10.2024
1) Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно
влияют на все психические процессы. При относительно сохранной смысловой,
логической
памяти
у
обучающихся
снижена
вербальная
память,
страдает
продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и
последовательность заданий.
2) Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными
операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-
логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом
и синтезом, сравнением и обобщением.
3) Отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в снижении скорости
и ловкости движений, трудности реализации сложных двигательных программ,
требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких
(кистей и пальцев рук), артикуляторных).
4) Неполноценное социальное развитие
В связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением
выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
6.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
ТНР относятся:
- преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса в процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
-
координация
педагогических,
психологических
и
медицинских
средств
воздействия
в
процессе
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для обучающихся с ТНР;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных
компьютерных
технологий,
дидактических
пособий,
визуальных
средств,
обеспечивающих
реализацию
«обходных
путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских
отношений с родителями.
7.
Специальные условия для получения образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
Кадровое обеспечение. В штате образовательной организации, в которую принят
для обучения ребенок обязательно должны быть учитель-логопед (по специальности
«Логопедия») и педагог-психолог, которые имеют высшее профессиональное
педагогическое образование.
Проведение регулярных консультаций с учителем обычного класса, в котором есть
инклюзивно обучающийся с ТНР.
2
8.
9.
Парциальная недостаточность вербального компонента деятельности — это
вариант парциального недоразвития (недостаточности) преимущественно
когнитивного компонента деятельности.
Для него характерны:
— трудности понимания речевых инструкций взрослого;
— проблемы слухоречевого запоминания;
— несформированность процессов письма и чтения (в младших классах).
(Изначально это дети с первичным нарушением речи).
Это проявляется как в устной, так и в письменной речи (в школьном возрасте).
тревожность, неуверенность в себе, зажатость, вплоть до спастики в шейно-
воротниковой зоне;
10.
АООП
НОО
для
обуч-ся
с
ТНР
вариант
5.2
(I
отделение)
предназначается для обучающихся с ОНР III - IV уровнем речевого развития
различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Обучающийся получает образование в более пролонгированные календарные
3
сроки, находясь в среде сверстников в условиях общего образовательного
потока (в отдельных классах). Срок освоения АООП НОО для обучающихся с
ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы). Выбор
продолжительности обучения на I отделении (4 года или 5 лет) остается за
образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке
детей с ТНР к обучению в школе. Наш обучающийся благополучно перешёл в
среднее звено после 4-х лет обучения.
11.1 класс (диктанты)
12. 2 класс (диктанты)
2 класс
1.
Ошибки,
обусловленные
несформированностью
фонематических
процессов,
навыков
звукового
анализа
и
синтеза,
особенно
страдает
слуховая
память:
пропуски,
перестановка, недописывание букв
и
слогов и слов; но задание на
фонематический анализ выполняет
достаточно хорошо;
4
13. 2 класс (диктанты)
искажение слов, пропуски букв,
которые находятся в стечении
согласных; Антиципации – это
предвосхищение и уподобление
одного слога другому..
Орфографические и специфич.
ошибки, недописывание букв;
озвончение;
невозможность
применения
правила
на
правописание разделит Ъ, =
несформированность
фонематических
процессов,
навыков звукового анализа и
синтеза.
14.
4
класс
(диктанты)
Антиципации
–
это
предвосхищение
и
уподобление
одного
слога другому, пропуски
согласных;
пропуск
предлогов (особенно В), падежные окончания; орфография; изредка графические
ошибки;
15.Специальные условия для получения образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи. Материально-технические условия.
В образовательной организации есть кабинет логопеда и психолога. Логопедический
кабинет
должен
быть
оснащен
видеопроекционным
оборудованием,
индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими
комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания,
голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений
лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции
нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по
диагностике и коррекции нарушений речи.
5
16.Учебно-методическое условия.
В соответствии с законодательно закрепленными нормами (законами, СанПиН,
приказами и др.), а также локальными актами ОО устанавливаются методические
основы образования детей с нарушениями речи.
Учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей
ребенка
с
ТНР,
его
индивидуального
темпа
обучения
и
продвижения
в
образовательном
пространстве
и
т.п.,
требует
реализации
индивидуального
дифференцированного подхода к его обучению.
Важна особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных
средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания с
более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором);
увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок.
Разработана была система оценивания для детей с ТНР.
17. Методическая литература, очень активно используемая
в работе с обучающимся с ТНР
1.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование
и формирование у детей с недоразвитием речи». Учебно-методическое пособие. -
М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
2.
Новикова- Иванцова Т.Н. «От слова к фразе». (3 книги)
3.
Четвертушкина Н.С., «Слоговая структура слова». Система коррекционных
упражнений 5-7лет
4.
Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Альбом
для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить
правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 40 с. (Практическая
логопедия.)
5.
Коноваленко В.В. «Домашние тетради для закрепления произношения
различных звуков»
6.
В.Б.
Эдигей
«Новое
чтение»,
«Увлечение
чтением»:
Уроки
развития
мышления и техники чтения-М; УЦ «Перспектива», 2001
7.
Карточки, дидактические игры по изучению различных темИ многое, многое
другое.
8.
Занимательные упражнения. А теперь отдохнём)
6
9.
Спасибо за внимание!
7