Напоминание

Особенности обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.


Автор: Туровская Лариса Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г.Новодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Особенности обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в условиях

инклюзивного образования.

2.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России

находится под пристальным вниманием всей общественности.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования

заключаются в следующем:

•проблема неприятия детей с ОВЗ;

•проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

•трудности в понимании и реализации подходов к обучению;

•нежелание родителей обучать своих детей вместе с детьми с ОВЗ;

•неадекватное восприятие детьми сверстников с ОВЗ;

•трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

3.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

Тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется

сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование

всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой

стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

4.

Исходя из Клинико-педагогической классификации:

Комплекс нарушения речевых функций:

1) фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения

звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и

представлений, такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой

материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с

активной речевой деятельностью;

2) нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и

замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове;

3)

недостаточное

развитие

словаря.

В

активном

словаре

преобладают

существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования.

Мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов.

4) аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и

родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде,

числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно

сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

5.

Психолого-педагогическая классификация:

1

Особенности обучения детей младшего

школьного возраста с ТНР в условиях

инклюзивного образования.

Л.Л.Туровская выступление на открытой межмуниципальной конференции

«Современные подходы в работе с детьми с ОВЗ» МОУ ДО «ДДТ» 09.10.2024

1) Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно

влияют на все психические процессы. При относительно сохранной смысловой,

логической

памяти

у

обучающихся

снижена

вербальная

память,

страдает

продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и

последовательность заданий.

2) Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-

логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом

и синтезом, сравнением и обобщением.

3) Отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в снижении скорости

и ловкости движений, трудности реализации сложных двигательных программ,

требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких

(кистей и пальцев рук), артикуляторных).

4) Неполноценное социальное развитие

В связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением

выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

6.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с

ТНР относятся:

- преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса в процессе

индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

-

координация

педагогических,

психологических

и

медицинских

средств

воздействия

в

процессе

комплексного

психолого-медико-педагогического

сопровождения;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве

для обучающихся с ТНР;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе

специализированных

компьютерных

технологий,

дидактических

пособий,

визуальных

средств,

обеспечивающих

реализацию

«обходных

путей»

коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за

устной и письменной речью;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения

в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских

отношений с родителями.

7.

Специальные условия для получения образования обучающихся с тяжелыми

нарушениями речи

Кадровое обеспечение. В штате образовательной организации, в которую принят

для обучения ребенок обязательно должны быть учитель-логопед (по специальности

«Логопедия») и педагог-психолог, которые имеют высшее профессиональное

педагогическое образование.

Проведение регулярных консультаций с учителем обычного класса, в котором есть

инклюзивно обучающийся с ТНР.

2

8.

9.

Парциальная недостаточность вербального компонента деятельности — это

вариант парциального недоразвития (недостаточности) преимущественно

когнитивного компонента деятельности.

Для него характерны:

— трудности понимания речевых инструкций взрослого;

проблемы слухоречевого запоминания;

несформированность процессов письма и чтения (в младших классах).

(Изначально это дети с первичным нарушением речи).

Это проявляется как в устной, так и в письменной речи (в школьном возрасте).

тревожность, неуверенность в себе, зажатость, вплоть до спастики в шейно-

воротниковой зоне;

10.

АООП

НОО

для

обуч-ся

с

ТНР

вариант

5.2

(I

отделение)

предназначается для обучающихся с ОНР III - IV уровнем речевого развития

различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Обучающийся получает образование в более пролонгированные календарные

3

сроки, находясь в среде сверстников в условиях общего образовательного

потока (в отдельных классах). Срок освоения АООП НОО для обучающихся с

ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы). Выбор

продолжительности обучения на I отделении (4 года или 5 лет) остается за

образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке

детей с ТНР к обучению в школе. Наш обучающийся благополучно перешёл в

среднее звено после 4-х лет обучения.

11.1 класс (диктанты)

12. 2 класс (диктанты)

2 класс

1.

Ошибки,

обусловленные

несформированностью

фонематических

процессов,

навыков

звукового

анализа

и

синтеза,

особенно

страдает

слуховая

память:

пропуски,

перестановка, недописывание букв

и

слогов и слов; но задание на

фонематический анализ выполняет

достаточно хорошо;

4

13. 2 класс (диктанты)

искажение слов, пропуски букв,

которые находятся в стечении

согласных; Антиципации – это

предвосхищение и уподобление

одного слога другому..

Орфографические и специфич.

ошибки, недописывание букв;

озвончение;

невозможность

применения

правила

на

правописание разделит Ъ, =

несформированность

фонематических

процессов,

навыков звукового анализа и

синтеза.

14.

4

класс

(диктанты)

Антиципации

это

предвосхищение

и

уподобление

одного

слога другому, пропуски

согласных;

пропуск

предлогов (особенно В), падежные окончания; орфография; изредка графические

ошибки;

15.Специальные условия для получения образования обучающихся с тяжелыми

нарушениями речи. Материально-технические условия.

В образовательной организации есть кабинет логопеда и психолога. Логопедический

кабинет

должен

быть

оснащен

видеопроекционным

оборудованием,

индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими

комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания,

голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений

лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции

нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по

диагностике и коррекции нарушений речи.

5

16.Учебно-методическое условия.

В соответствии с законодательно закрепленными нормами (законами, СанПиН,

приказами и др.), а также локальными актами ОО устанавливаются методические

основы образования детей с нарушениями речи.

Учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей

ребенка

с

ТНР,

его

индивидуального

темпа

обучения

и

продвижения

в

образовательном

пространстве

и

т.п.,

требует

реализации

индивидуального

дифференцированного подхода к его обучению.

Важна особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных

средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания с

более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором);

увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок.

Разработана была система оценивания для детей с ТНР.

17. Методическая литература, очень активно используемая

в работе с обучающимся с ТНР

1.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование

и формирование у детей с недоразвитием речи». Учебно-методическое пособие. -

М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

2.

Новикова- Иванцова Т.Н. «От слова к фразе». (3 книги)

3.

Четвертушкина Н.С., «Слоговая структура слова». Система коррекционных

упражнений 5-7лет

4.

Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Альбом

для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить

правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 40 с. (Практическая

логопедия.)

5.

Коноваленко В.В. «Домашние тетради для закрепления произношения

различных звуков»

6.

В.Б.

Эдигей

«Новое

чтение»,

«Увлечение

чтением»:

Уроки

развития

мышления и техники чтения-М; УЦ «Перспектива», 2001

7.

Карточки, дидактические игры по изучению различных темИ многое, многое

другое.

8.

Занимательные упражнения. А теперь отдохнём)

6

9.

Спасибо за внимание!

7



В раздел образования