Автор: Ондар Айланмаа Чолачиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шамбалыгская СОШ
Населённый пункт: Республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деление 0 на число
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
МБОУ Шамбалыгской СОШ
муниципального района
« Кызылский кожуун»
Республики Тыва
Ондар Айланмаа Чолачиевна
Тема урока: Деление 0 на число. 3 класс
Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
сформулировать правило деления 0 на число;
решать примеры на табличное умножение и деление.
Тип урока: изучение новых знаний и освоение нового способа действий.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и
деления.
Метапредметные: овладеют умениями принимать учебную задачу урока, научатся слушать
собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.
Технология: проблемно-поисковая деятельность
Структура урока:
Орг. момент, целью которого: позитивно настроить детей на учебную деятельность.
Мотивация позволит актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого
предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление
недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнутся с проблемой: нашёлся
пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети должны
самостоятельно сформулировать цель и поставить перед собой учебные задачи урока.
Поиск и открытие нового знания даст возможность детям предложить различные
варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогут найти верное
решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.
Во время первичного закрепления ученики комментируют свои действия, ориентируясь на
правило, дополнительно подберут свои примеры на это правило.
Для автоматизации действий и умения пользоваться правилом в нестандартных заданиях дети
решат выражения в несколько действий.
Самостоятельная работа и проведенная проверки по образцу покажут, как дети освоили тему
урока.
Во время рефлексии дети сделают вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценят свою
учебную деятельность с помощью карточек.
Ход урока.
Цель этапа
Содержание этапа
Деятельность
ученика
1. Орг. момент
Подготовка уч-ся к
работе, позитивный
настрой на учебную
деятельность.
Стимулирование на учебную деятельность.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно,
облокотитесь на спинку стула. Я желаю вам удачного
урока.
Организация
рабочего места,
проверка посадки.
(слайд №1)
2. Мотивация.
Стимулирование
познавательной
активности,
активизация
мыслительного
процесса
Актуализация знаний, достаточных для приобретения
нового знания.
Устный счёт.
Решение заданий,
основанных на
знании табличного
умножения.
А) найди лишнее число:
2 4 6 7 10 12 14 (слайд №2)- таблица умножения на 2
6 18 24 29 36 42 (слайд №4)- таблица умножения на 6
Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо
заменить.
Нахождение
лишнего числа.
Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 … (слайд №6)
-Почему?
Легкое задание или трудное? В чем возникли
затруднения?
Добавление
недостающего
числа.
Создание проблемной ситуации.
В) распределите примеры в группы:
Как распределили? (слайд №8,9)
Почему так распределили? (с ответом 4 и 5)
Среди них пример с неизвестным решением 0:5 (слайд
№10)
Классификация
примеров по
группам.
Экран с ответом.
Что вы заметили?
Все ли примеры вы смогли решить?
(если все решили, то вопрос «Можем ли быть уверены в
правильности ответа в примере 0:5?»
Есть ли здесь лишний пример?
Чем этот пример отличается от остальных?
Нахождение
затруднения.
Выявление
недостающего
знания, причины
затруднения.
Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0.
Итак как будет звучать тема сегодняшнего урока?
(слайд №11)
Итак, какова цель урока? Что бы хотели узнать на этом
уроке?- научиться решать примеры с 0
(узнать, как решаются эти примеры) Что для этого нужно?
МОЯ ЦЕЛЬ: научить сформулировать правило и
правильно применять его)
От 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное
число.и послушайте сказку о нуле (слайд )
Наблюдение над
известными
Вспомните, что вы знаете про 0?
Почему он необычный? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)( письмо
формул на доске) (слайд №12)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный, необычный, можно
сказать-фокусник: когда его прибавляют, он не изменяет
число, а когда умножают, превращают его в 0.Это число
не как все.
Подходят ли сказанные вами правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?
приёмами действий
с 0 и соотношение
с исходным
примером.
Экран с а·0=0,
0·а=0, 0+а=а)·
Формулирование
темы и целей
урока.
3. Открытие нового знания.
Организация
исследовательской
деятельности и
выведение нового
правила.
Установление связи с ранее изученным.
Какие же у вас есть предположения по поводу решения
этих примеров?(слайд №9)
0:5=0
0:5=5
предположения
Выдвижение
гипотезы,
Как же найти верное решение?
С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3(слайд№13)
Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении
которого на 5 получится 0.
Подберите это число.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.
Приведите свои примеры.
Поиск решения на
основе ранее
изученного,
Формулирование правила.
Как будет звучать правило?
При делении 0 на число получается 0.
0 : а = 0. (слайд №15)
вывод
Откройте учебники.
Прочитайте правило и сравните с вашей формулировкой.
Что можете сказать?
Совпали ли формулировки?
Формулировка
правила.
4. Физминутка.
Профилактика нарушения осанки, снятие
усталости с глаз, общего утомления.
5. Первичное закрепление.
Тренировка в выполнении правила
действия.
ВЗАИМОПРОВЕРКА- ЭТАЛОН
1 ГРУППА: №6 С.85
2 группа: №8 с.85
3 группа: №7 с.85
С любыми ли числами, в любых ли
примерах 0 так ведет себя
необычно?
1.
Давайте проверим. Работа в
парах.
(35+46)х0=
(82-82):3=
(30-29)х8=
16:2х0=
0:100=
0х(35-14)=
Проверка по образцу. (слайд 17)
2.
Задача №5 с.85( повторение)
3.
Групповая работа
4.
Самостоятельная
работа(сами придумайте
свои примеры на эту тему)
Решение типовых
заданий с
комментированием.
Работа по схеме
(0:а=0)
.
6. Формулирование правила.
Формулирование правила невозможности
деления на 0.
А давайте попробуем любое число
разделить на 0.
Например, 5:0. Сколько получится?
Нельзя подобрать такое число, при
умножении которого на 0
получится 5.
Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
(слайд №13)
Приведите примеры.
В этом еще одна необычность 0.
Работа над
формулированием
правила
невозможности
деления на 0.
7. Рефлексия. Самооценка. Итоги урока.
Организация
самооценки
деятельности.
Повышение
мотивации ребёнка.
МОЛОДЦЫ!
СПАСИБО ЗА
УРОК!
ИТОГ УРОКА:
- ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ?
- ЧТО ПОЛУЧИТСЯ ПРИ ДЕЛЕНИИ НУЛЯ НА ЛЮБОЕ
ЧИСЛО?
- При делении 0 на число получается 0.
-КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ДОЛЖНЫ ЗАПОМНИТЬ?
-Делить на нуль нельзя!
Проанализируйте свою работу на уроке и оцените себя.
(ответ некоторых детей)
Над чем стоит поработать?
Ребята, на доске три карточки,
рюкзак сундук корзина
(зеленый) (желтый) (красный)
Все свое положил выбросил
ношу с до нужного и забыл
собой времени
а на столах карточки трех цветов, прикрепите, куда
считаете нужным.
Почему так?
Осознавание своей
деятельности,
самоанализ своей
работы. Фиксация
соответствия
результатов
деятельности и
поставленной цели.
Карточки на
доску и детям.
1.Всё понял мне
легко.
2.Ещё надо
тренироваться.
3.Я ещё
затрудняюсь
До новых встреч!
Где вам это пригодится?
1.
Домашнее задание.
Составьте не менее 5 примеров на изученное правило для
своих товарищей в виде карточки:
- в несколько действий (на порядок действий)- на оценку
«5»
-примеры могу быть простыми – на оценку «4»
Если будут затруднения, обратитесь к стр. 85 учебника.
- Задание 3 стр.85 – на оценку «3»(слайд №14)
Приложение 1.
1)
Решение задачи №5 стр.85 (слайд 11)
А) Составление таблицы на доске.
- Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую
запись. (В таблице).
- Какие графы должны быть в таблице?
- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)
Масса 1 ящика
Количество ящиков
Масса всех ящиков
Слив – 8кг
? 1) (:)
одинаковое
48 кг
Груш – 9кг
? 2) (∙)
- Что ещё известно в задаче?
- ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)
- Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же). Или количество
одинаковое.
-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.
Б) Проверка решения.
1) 48:8=6(ящ.)
2) 9∙6=54(кг)
Ответ:54 кг груш привезли на рынок.
Всё своё ношу с
собой.
Положил до
нужного
времени.
Выбросил и
забыл.
0*3=0
0*5=0
0*3=0*5
3=5
ПОМНИТЕ,
делить на нуль
нельзя!