Напоминание

Деление 0 на число


Автор: Ондар Айланмаа Чолачиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шамбалыгская СОШ
Населённый пункт: Республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деление 0 на число
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

МБОУ Шамбалыгской СОШ

муниципального района

« Кызылский кожуун»

Республики Тыва

Ондар Айланмаа Чолачиевна

Тема урока: Деление 0 на число. 3 класс

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

сформулировать правило деления 0 на число;

решать примеры на табличное умножение и деление.

Тип урока: изучение новых знаний и освоение нового способа действий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и

деления.

Метапредметные: овладеют умениями принимать учебную задачу урока, научатся слушать

собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.

Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.

Технология: проблемно-поисковая деятельность

Структура урока:

Орг. момент, целью которого: позитивно настроить детей на учебную деятельность.

Мотивация позволит актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого

предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление

недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнутся с проблемой: нашёлся

пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети должны

самостоятельно сформулировать цель и поставить перед собой учебные задачи урока.

Поиск и открытие нового знания даст возможность детям предложить различные

варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогут найти верное

решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.

Во время первичного закрепления ученики комментируют свои действия, ориентируясь на

правило, дополнительно подберут свои примеры на это правило.

Для автоматизации действий и умения пользоваться правилом в нестандартных заданиях дети

решат выражения в несколько действий.

Самостоятельная работа и проведенная проверки по образцу покажут, как дети освоили тему

урока.

Во время рефлексии дети сделают вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценят свою

учебную деятельность с помощью карточек.

Ход урока.

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность

ученика

1. Орг. момент

Подготовка уч-ся к

работе, позитивный

настрой на учебную

деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.

Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно,

облокотитесь на спинку стула. Я желаю вам удачного

урока.

Организация

рабочего места,

проверка посадки.

(слайд №1)

2. Мотивация.

Стимулирование

познавательной

активности,

активизация

мыслительного

процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения

нового знания.

Устный счёт.

Решение заданий,

основанных на

знании табличного

умножения.

А) найди лишнее число:

2 4 6 7 10 12 14 (слайд №2)- таблица умножения на 2

6 18 24 29 36 42 (слайд №4)- таблица умножения на 6

Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо

заменить.

Нахождение

лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:

… 16 24 32 … 48 … (слайд №6)

-Почему?

Легкое задание или трудное? В чем возникли

затруднения?

Добавление

недостающего

числа.

Создание проблемной ситуации.

В) распределите примеры в группы:

Как распределили? (слайд №8,9)

Почему так распределили? (с ответом 4 и 5)

Среди них пример с неизвестным решением 0:5 (слайд

№10)

Классификация

примеров по

группам.

Экран с ответом.

Что вы заметили?

Все ли примеры вы смогли решить?

(если все решили, то вопрос «Можем ли быть уверены в

правильности ответа в примере 0:5?»

Есть ли здесь лишний пример?

Чем этот пример отличается от остальных?

Нахождение

затруднения.

Выявление

недостающего

знания, причины

затруднения.

Постановка учебной задачи.

Здесь есть пример с 0.

Итак как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(слайд №11)

Итак, какова цель урока? Что бы хотели узнать на этом

уроке?- научиться решать примеры с 0

(узнать, как решаются эти примеры) Что для этого нужно?

МОЯ ЦЕЛЬ: научить сформулировать правило и

правильно применять его)

От 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное

число.и послушайте сказку о нуле (слайд )

Наблюдение над

известными

Вспомните, что вы знаете про 0?

Почему он необычный? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)( письмо

формул на доске) (слайд №12)·

Приведите примеры.

Посмотрите, какой он коварный, необычный, можно

сказать-фокусник: когда его прибавляют, он не изменяет

число, а когда умножают, превращают его в 0.Это число

не как все.

Подходят ли сказанные вами правила к нашему примеру?

Как же он поведёт себя при делении?

приёмами действий

с 0 и соотношение

с исходным

примером.

Экран с а·0=0,

0·а=0, 0+а=а)·

Формулирование

темы и целей

урока.

3. Открытие нового знания.

Организация

исследовательской

деятельности и

выведение нового

правила.

Установление связи с ранее изученным.

Какие же у вас есть предположения по поводу решения

этих примеров?(слайд №9)

0:5=0

0:5=5

предположения

Выдвижение

гипотезы,

Как же найти верное решение?

С каким действием связано умножение? (с делением)

Приведите пример

2 · 3 = 6

6 : 2 = 3(слайд№13)

Можем ли мы теперь 0:5?

Это значит, надо найти число, при умножении

которого на 5 получится 0.

Подберите это число.

х·5=0

Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

Поиск решения на

основе ранее

изученного,

Формулирование правила.

Как будет звучать правило?

При делении 0 на число получается 0.

0 : а = 0. (слайд №15)

вывод

Откройте учебники.

Прочитайте правило и сравните с вашей формулировкой.

Что можете сказать?

Совпали ли формулировки?

Формулировка

правила.

4. Физминутка.

Профилактика нарушения осанки, снятие

усталости с глаз, общего утомления.

5. Первичное закрепление.

Тренировка в выполнении правила

действия.

ВЗАИМОПРОВЕРКА- ЭТАЛОН

1 ГРУППА: №6 С.85

2 группа: №8 с.85

3 группа: №7 с.85

С любыми ли числами, в любых ли

примерах 0 так ведет себя

необычно?

1.

Давайте проверим. Работа в

парах.

(35+46)х0=

(82-82):3=

(30-29)х8=

16:2х0=

0:100=

0х(35-14)=

Проверка по образцу. (слайд 17)

2.

Задача №5 с.85( повторение)

3.

Групповая работа

4.

Самостоятельная

работа(сами придумайте

свои примеры на эту тему)

Решение типовых

заданий с

комментированием.

Работа по схеме

(0:а=0)

.

6. Формулирование правила.

Формулирование правила невозможности

деления на 0.

А давайте попробуем любое число

разделить на 0.

Например, 5:0. Сколько получится?

Нельзя подобрать такое число, при

умножении которого на 0

получится 5.

Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.

(слайд №13)

Приведите примеры.

В этом еще одна необычность 0.

Работа над

формулированием

правила

невозможности

деления на 0.

7. Рефлексия. Самооценка. Итоги урока.

Организация

самооценки

деятельности.

Повышение

мотивации ребёнка.

МОЛОДЦЫ!

СПАСИБО ЗА

УРОК!

ИТОГ УРОКА:

- ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ?

- ЧТО ПОЛУЧИТСЯ ПРИ ДЕЛЕНИИ НУЛЯ НА ЛЮБОЕ

ЧИСЛО?

- При делении 0 на число получается 0.

-КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ДОЛЖНЫ ЗАПОМНИТЬ?

-Делить на нуль нельзя!

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените себя.

(ответ некоторых детей)

Над чем стоит поработать?

Ребята, на доске три карточки,

рюкзак сундук корзина

(зеленый) (желтый) (красный)

Все свое положил выбросил

ношу с до нужного и забыл

собой времени

а на столах карточки трех цветов, прикрепите, куда

считаете нужным.

Почему так?

Осознавание своей

деятельности,

самоанализ своей

работы. Фиксация

соответствия

результатов

деятельности и

поставленной цели.

Карточки на

доску и детям.

1.Всё понял мне

легко.

2.Ещё надо

тренироваться.

3.Я ещё

затрудняюсь

До новых встреч!

Где вам это пригодится?

1.

Домашнее задание.

Составьте не менее 5 примеров на изученное правило для

своих товарищей в виде карточки:

- в несколько действий (на порядок действий)- на оценку

«5»

-примеры могу быть простыми – на оценку «4»

Если будут затруднения, обратитесь к стр. 85 учебника.

- Задание 3 стр.85 – на оценку «3»(слайд №14)

Приложение 1.

1)

Решение задачи №5 стр.85 (слайд 11)

А) Составление таблицы на доске.

- Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую

запись. (В таблице).

- Какие графы должны быть в таблице?

- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Слив – 8кг

? 1) (:)

одинаковое

48 кг

Груш – 9кг

? 2) (∙)

- Что ещё известно в задаче?

- ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)

- Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же). Или количество

одинаковое.

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 48:8=6(ящ.)

2) 9∙6=54(кг)

Ответ:54 кг груш привезли на рынок.

Всё своё ношу с

собой.

Положил до

нужного

времени.

Выбросил и

забыл.

0*3=0

0*5=0

0*3=0*5

3=5

ПОМНИТЕ,

делить на нуль

нельзя!



В раздел образования