Автор: Дарвина Оксана Александровна
Должность: воспитатель общеобразовательной группы
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: Пушкинского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: План конспект по теме самообразования
Тема: «Графический диктант как средство развития пространственной ориентировки на листе бумаги у старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11
Пушкинского района Санкт – Петербурга
«План по самообразованию педагогов»
Дарвиной Оксаны Александровны
Стаж работы: 1 год
без категории
Тема: «Графический диктант как средство развития
пространственной ориентировки на листе бумаги у старших
дошкольников»
2024-2025 учебный год
Подготовительная группа 6-7 лет
«Почемучки»
г. Санкт - Петербург
2024
Тема: «Графический диктант как средство развития
пространственной ориентировки на листе бумаги у старших
дошкольников»
Цель: Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги у детей старшего
подготовительного возраста посредством графического диктанта.
Задачи:
Разработать
перспективный
план
работы
с
детьми
по
развитию
пространственной ориентировки на листе бумаги.
Предметные:
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать учить правильно держать карандаш;
- формировать у детей навыки графического письма;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми
понятиями.
- формировать и развивать внимание, память, пространственное воображение и
мышление;
-совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Личностные:
- воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие;
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное
отношение к труду других обучающихся.
Сентябрь
1.Маленька
я собачка-
графический
диктант.
Загадки:
Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький… (щенок).
Не боится он лозинки,
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок —
Это маленький… (щенок).
Пальчиковая гимнастика:
Жила была собачка, вот такие ушки, (зажимать и разжимать кулачки)
Подморозила собачка носик на опушке, (большой, указательный, средний пальцы
тереть друг о друга)
Подморозила носик, подморозила лапки, (трясти обеими руками)
И побежала греться к ребяткам. (потирать ладонями друг о друга)
Физминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз - прыжок и три кивка,
Два - направо голова,
Три - налево поворот»
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
2. Птичка-
графический
диктант.
Загадки:
Воробьи, стрижи, пингвины, Как лиса среди зверей,
Снегири, грачи, павлины, Эта птица всех хитрей.
Попугаи и синицы: Прячется в зеленых кронах,
Одним словом это - …(птицы) А зовут ее ... (ворона).
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Пальчиковая гимнастика:
Птички прилетали, (Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,
Крыльями махали остальными машем, как крыльями)
Сели, посидели - (Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз
кладем на стол)
Дальше полетели. - (Повторяем первое движение)
Физминутка:
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Октябрь
1. Самолет-
графический
диктант.
Загадки:
Летит по небу дракон, соблюдает он закон.
Хоть людей он не съедает, но внутри себя катает. ( Самолёт)
Крылатый, но не птица, летает в небесах.
В мгновенье может скрыться в пушистых облаках.
Когда взлетает в небо и набирает ход
— закладывает уши, что это? ( Самолёт)
Пальчиковая гимнастика:
Я построю самолёт, (разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полёт. (показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны, (шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями, (делаем «брызги» пальцами)
Облечу весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой. (взмахивающие движения ладонями)
Физминутка:
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
2. Домик -
графический
диктант.
Загадки:
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный! (дом)
Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (дом)
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем"
пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед
собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы
"растопырены".
(Затем пальцы опускаем вниз, делаем
"стряхивающие"
движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно
раскрываем пальчики
– "бутончик тюльпана")
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки
над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Взяли, детки, белый ком ( сделать руками небольшой круг в воздухе в
наклоне вперёд)
Мы польём его водой, ( присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)
Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на
поясе)
Ком за комом мы кладём, ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом
и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой
дом)
Ноябрь
1.Заяц-
графический
диктант.
Загадки:
Косоглазый, маленький,
в белой шубе, в валенках. (заяц)
Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок. (заяц)
Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык. (заяц)
Пальчиковая гимнастика:
Жил-был зайчик — (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (три пальца в кулак,
указательный и средний — ушки).
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы
обеих рук)
Носик на опушке (трут нос).
Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы
обеих рук),
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться к ребятишкам в гости. (крутят руль)
Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет (хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью
ведущей руки по часовой стрелке).
Физминутка:
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
2. Ёж-
Загадки:
Сердитый недотрога
графический
диктант.
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (ёж)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж)
Пальчиковая гимнастика:
Ежик, ежик, чудачек, (сложить ладони, пальцы выпрямлены и
переплетены)
Сшил колючий пиджачок. (сцепить пальцы в замок)
Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки. (руки сложить в замочек, качать «ёжика»
вверх-вниз в такт)
Вот они, вот они, вот они! (растопырить пальцы)
Ёжик, ёжик колкий, убери иголки. (качать раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в
такт)
Ап! (прятать обратно пальцы в замочек,
прижимая ёжика к груди).
Физминутка:
Ёжик делает зарядку —
К солнцу тянет нос и лапки. (тянем вверх руки)
А у солнышка лучи — горячи! (трём ладони друг о друга)
Потирает ёжик лапки, (потираем ладони)
А потом встаёт на пятки. (по тексту)
Пяточка — носочек,
Пяточка — носочек,
Ёжик покружился — (кружимся)
Сел на пенёчек. (приседаем)
Снова встал и снова сел,
Лоб потрогал — ох, вспотел!
Встал на лапки снова ёж: (радушно расставляем руки в стороны)
— Как спортсмен, я всем хорош!
Скажем мы ему в ответ: (тут можно придумать любое движение)
— Молодец! ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ! (машем приветственно рукой).
Декабрь
1.Слон-
графический
диктант.
Загадки:
На носу бревно несёт,
На спине людей везёт.
Он огромный, словно дом
- Неуклюжий, серый (слон).
У него большие уши,
Как гора, огромен он.
Равных нет ему на суше:
Он по весу — чемпион! (слон).
Пальчиковая гимнастика:
Очень много силы в нем, (сжать кулаки и изобразить силача)
Ростом он почти что с дом, (соединить руки у себя над головой так, чтобы
получилась «крыша»)
У него огромный нос, (приложить два кулака один за другим к носу)
Будто он пет двести рос.
Физминутка:
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть
назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся на свои места.)
2.Робот-
графический
диктант.
Загадки:
Сам — металлический,
Мозг — электрический. (робот)
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек. (робот)
Пальчиковая гимнастика:
Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев)
Ты куда суешь свой нос? (ладони смотрят вперёд)
Я жужжу, жужжу, (то же но ладони обращены друг к другу)
Я порядок навожу…» (кончики пальцев соприкасаются)
Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы)
Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши)
Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы)
Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу).
Физминутка:
Робот делает зарядку
И считает по порядку:
Раз — контакты не искрят, (движение руками в сторону)
Два — суставы не скрипят, (движение руками вверх):
Три — прозрачен объектив (движение руками вниз):
И исправен, и красив. (опускают руки вдоль туловища).
Январь
1.Цветок-
графический
диктант.
Загадки:
Для чудес и красоты,
Ставим в вазу мы ... (цветы)
Только вот весна пришла
Клумба наша зацвела,
Аромат стоит такой,
Что кружит голову порой.
Отгадай скорее ты
Что это? Ну да.... (цветы)
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, ладони
прижаты друг к другу, пальцы округлить) Утром весенним раскрыл лепестки,
(развести пальчики в стороны)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе —
врозь)
Дружно дают под землёй корешки, (тыльные стороны ладоней соединены,
пальцы опущены вниз — корень растения)
Физминутка:
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг.)
Поднялись цветочки. (медленно встают.)
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, подняв руки вверх.)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки (разводят руки в стороны ладонями вверх.)
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. (соединяют руки над головой и медленно
покачиваются.)
2. Волк-
графический
диктант.
Загадки:
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый… (волк)
Пальчиковая гимнастика:
Волк раскроет свою пасть, (Указательный, средний, безымянный и мизинец на
обеих руках прижимаем друг к другу,
Хочет зайчика украсть: а подушечку большого пальца то прижимает к
сомкнутым четырем пальцам,
Щелк да Щелк, и снова щелк! то опускаем, изображая волчью пасть.)
Не поймает зайца волк.
Пастью щелкает напрасно –
Заяц бегает прекрасно! (Расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим»
ими по столу.)
Физминутка:
«Кто-то скачет, скок-скок-скок,
На зелененький лужок!» — прыжки в полуприседе, руки согнуты за головой.
«Приседает, слушает:
Не идёт ли волк» — присесть.
«Это наш лесной красавец,
Трусоватый серый... заяц».
«Вдруг зубами кто-то: щёлк!» — из стойки на коленях, одна рука — вверх, другая
— вперёд, ходьба с хлопками перед собой (волк «щёлкает зубами»).
«Испугался волка зайка,
Поскакал скорей с лужайки» — прыжки в приседе, руки согнуты за головой.
Февраль
1.Мишка-
графический
диктант.
Загадки:
Это кто, позабыв все тревоги,
спит в своей берлоге? (медведь)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
а летом просыпается
мёдом и малиной лакомится. (медведь)
Пальчиковая гимнастика:
Туки-туки, мишка (постукивание кулачками)
В свой бежит домишко (бегаем пальчиками).
Забегает во двор и калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко.
На лугу бычок бодался (сделать пальцами козу),
Мишка очень испугался (покачать головой, обхватив ее руками).
Физминутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Головой медведь крутил (вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, (наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт (ходьба на месте)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся).
2.Кошка-
графический
диктант.
Загадки:
Острые ушки, на лапках — подушки,
усы — как щетинка, дугою спинка.
Днём спит или сказки говорит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка).
Молоко пьёт, песенки поёт.
Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Пальчиковая гимнастика:
Вот кулак,
А вот — ладошка,
На ладошку села кошка,
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять
Мышки очень испугались
В норки быстро разбежались.
Движения: показать кулак левой руки, раскрыть пальцы, поднять ладонь вверх,
потоптаться правой рукой по ладошке левой, правой рукой загибать по одному
пальцу левой, вращать кулаком, спрятать кулак под правую подмышку.
Физминутка:
Кошечка проснулась (дети сидят на корточках, спят)
Сладко потянулась (встают на ножки, руки в стороны)
На носочках встала (встают на носочки)
Лапки вверх подняла (поднимают руки вверх).
Мышку увидала, (дети бегут по кругу)
За мышкой побежала — 2 раза
Прыг, прыг, прыг (прыгают)
Да не поймала! (разводят руки в стороны)
Март
1.Сторожево
й пес-
графический
диктант.
Загадки:
Что известно нам о нём?
Стережёт хозяйский дом,
то рычит, то лает,
то хвостом виляет. (сторожевой пёс)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (сторожевой пёс)
Пальчиковая гимнастика:
Та–ра-ра, та-ра-ра- (Ладони сжимать шалашиком (конура).
Возле дома конура.
Из нее веселый пес (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой
палец направлен вверх (ушко).
Высунул свой чуткий нос (Пошевелить ладонью вправо –влево)
Он своих друзей узнает, (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса,
большой палец направлен вверх (ушко).
«Гав-гав!» - радостно залает (Мизинец попеременно опускать и поднимать (пес лает)
Завиляет пес хвостом (Локоть стоит на столе, кисть руки расслаблена (хвост пса)
Помахать кистью руки в воздухе (пес виляет хвостом).
Заходите, гости, в дом! (Кистями рук сделать манящие движения)
Физминутка:
Я весёлый пёс Барбос, (взялись за руки, водим хоровод)
У меня холодный нос. (движение)
Дружно дети заиграли, (движение)
Стоп на месте дети встали, (стоп на месте дети встали)
И собачку показали. (звукоподражание)
2. Уточка-
графический
диктант.
Загадки:
Пёстрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (утка)
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
может плавать и нырять,
Как его родная мать! (утка)
Пальчиковая гимнастика:
Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)
Физминутка:
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех — ( Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Апрель
1.Бабочка-
графический
диктант.
Загадки:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел — он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
Пёстрый листочек присел на цветочек,
Посидел-посидел и вдаль полетел. (Бабочка).
Пальчиковая гимнастика:
Утром бабочка проснулась (тянемся вверх)
Потянулась, улыбнулась.
(Дальше массируем каждый пальчик)
Раз - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Физминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся, (покружиться)
Бабочка кружит и вьётся
2.Золотая
рыбка-
графический
диктант.
Загадки:
Я из моря выплываю
И желанья выполняю.
Сказки Пушкина читали?
Значит, вы меня узнали. (золотая рыбка)
Это рыбка не простая,
А чудесница лихая.
Все желанья исполняет
Все про всех на свете знает. (золотая рыбка)
Пальчиковая гимнастика:
Три маленьких рыбки
Играли в реке. (Руки волнообразно плывут навстречу друг другу)
Лежало большое бревно на песке (Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с
боку на бок)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем ими «ныряющие движения»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (Погрозить пальчиком)
А третья сказала: «Здесь крокодил! Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
(Спрятать руки за спину)
Физминутка:
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
Май
1. Кенгуру-
графический
диктант.
Загадки:
У мамы в сумке надёжный кров.
В ней заботливость и любовь,
Защита мамы непогрешима,
Детёныш спрятан от злых страшилок. (кенгуру)
По пустыне скачет ловко.
Быстронога и легка,
Длинные ступни «кроссовок»,
Мягкость дальнего прыжка.
От врагов её спасают и продляют этим жизнь
Хвост и уши, будто все твердят: «держись». (кенгуру)
Пальчиковая гимнастика:
Если в жаркую страну я случайно попаду, (сжимать и разжимать пальцы в
кулаки).
То увижу там шакала, (соединить все пальцы обеих рук с большими,
образуя «бинокль», поднести к глазам).
Кенгуру, гиппопотама, (разогнуть большой и указательный пальцы
правой руки).
Обезьяну, тигра, льва, (разогнуть средний, безымянный пальцы и
мизинец правой руки).
Крокодила и слона, (разогнуть большой и указательный пальцы левой
руки).
Хорошо живётся им — (разогнуть средний, безымянный пальцы и
мизинец левой руки).
Не бывает снежных зим, (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны).
Физминутка:
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик. (Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять
лёгкие прыжковые
Вправо-влево, поворот, движения вправо-влево, вперёд-назад)
Прыжок назад, потом вперёд.
2.Олень-
графический
диктант.
Загадки:
Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасётся весь день. Кто это? (олень).
От рогов густая тень.
Что за зверь такой? (олень).
Вот этот случай очень редкий
— на голове растут две ветки (олень).
Пальчиковая гимнастика:
У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с
растопыренными пальцами)
Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях,
изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у
него дом)
Он глядит в свое окно . (держим одну руку горизонтально на уровне груди,
ладонью второй руки
подпираем голову, локоть стоит на первой руке )
Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)
Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем
сжатого кулака)
Охотник (показываем как охотник целится из ружья)
Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай , (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. (жмем руку)
Физминутка:
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки)
Выход темы:
Отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Темы, связанные с развитием графических навыков у детей, всегда занимают важное
место в дошкольном образовании. Наблюдая за детьми в старшей группе, я
обнаружила, что многие из них испытывают сложности в графических навыках. Это
стало основой для выбора данной темы. В ходе наблюдения выявилось, что некоторые
дети даже не уверенно держат карандаш, не видят линии и не понимают основных
понятий, таких как "горизонтальная" и "вертикальная" линии. Задача состояла в том,
чтобы подготовить их к более сложным заданиям, в том числе к графическим
диктантам, которые являются важным этапом подготовки к школе.
Мы начали работу поэтапно, постепенно усложняя задания. На первом этапе
знакомились с клеткой: находили и обводили ее, учили обозначать верхний правый и
нижний левый угол клетки. Затем переходили к рисованию простых горизонтальных,
вертикальных и косых линий. Освоив эти элементы, дети научились соединять линии
в узоры и считать количество клеточек.
Далее мы использовали схемы, которые дети должны были повторять, что помогало
создавать небольшие узоры. Например, в старшей группе проводились простые
графические упражнения, а в подготовительной группе — рисование предметных
картинок.
В процессе работы я активно использовала интернет-ресурсы и составила картотеки с
готовыми образцами. Дети имели возможность сравнить свои рисунки с образцом, что
способствовало развитию самоконтроля и критического мышления. Постепенно, без
образца, дети рисовали картинки и озвучивали, что у них получилось, что позволило
им увидеть результаты своего труда в сравнении с работами сверстников.
В результате проведенной работы уровень графических навыков детей значительно
улучшился. Теперь они уже понимают концепцию клетки, могут различать
вертикальные и горизонтальные линии и считать клеточки. Проблемы все еще
наблюдаются в рисовании наискосок и в определении правой и левой стороны, однако
общий прогресс очевиден.
Дети стали более внимательными и сосредоточенными, что положительно сказывается
на их графических навыках и дисциплине. Это подтверждает необходимость
последовательного и поэтапного подхода к обучению; начиная с простых заданий в
старшей группе, мы подготавливаем детей к более сложным графическим диктантам в
подготовительной группе.
В современном мире подготовка детей к школе становится всё более значимой задачей
для родителей и педагогов. Один из наиболее эффективных методов проверки уровня
подготовки дошкольников к обучению — это проведение графического диктанта в
подготовительных к школе группах. Этот инструмент не только помогает оценить
готовность ребёнка к школьным занятиям, но и служит мощным средством развития
мелкой моторики, внимания и творческого мышления. Графический диктант
представляет собой комплекс заданий, направленных на проверку умения ребёнка
выполнять различные виды графических упражнений. В подготовительной к школе
группе он играет особую роль, поскольку позволяет определить, насколько ребёнок
готов к освоению письма, чтения и других учебных навыков. Задания могут включать
в себя рисование по клеточкам, воспроизведение геометрических фигур, а также
выполнение несложных рисунков по образцу. Работа над графическими навыками
требует времени и усердия, особенно в условиях, когда дети могут отвлекаться.
Одним из ярких примеров является ребенок, который на первоначальном этапе
испытывал значительные затруднения. Через несколько занятий его графические
навыки заметно улучшились, и сейчас он успешно выполняет задания, рисуя с
легкостью и уверенностью. Этот пример демонстрирует, как поэтапное обучение и
использование разнообразных методов может оказать положительное влияние на
развитие детей.
Литература:
1.
Жукова О.С. Графические диктанты/ О.С. Жукова – Москва: Издательство АСТ,
219 – 32 с.: ил. – (365 дней до школы).
2.
Рахманова Е.М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки
руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр.
3.
Трясорукова Т.П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада».
Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр.
4.
Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с
детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г.