Автор: Мазалова Елизавета Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Е.М. Беляева"
Населённый пункт: г. Клинцы Брянской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "О психологии общения преподавателя(концертмейстера с учащимся на уроках ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение:
«Психологические особенности общения педагога и учащегося
на уроках в ДШИ"
подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДШИ им. Е.М. Беляева»
г. Клинцы Мазалова Е.А.
2025г.
В процессе музыкального обучения наиболее часто взаимодействуют две
личности: педагог и ученик. Они представляют собой динамически
развивающиеся индивидуальности, которые постоянно то сближаются, то
отдаляются во взаимопонимании друг друга в процессе общения. Поэтому на
первый план выступают совокупность личностных качеств, свойственных
каждому из них, и вопросы, связанные с их взаимодействием. Оно
складывается и формируется в процессе разнообразного общения и прежде
всего обучения. Скованность ученика часто мешает установлению доверия и
непосредственности. А если педагог не очень чуткий, то воздействие
оказывается односторонним, направленным от педагога к ученику. Не имея
возможности «раскрыться» ученик замыкается.. и это одна из серьезных
издержек индивидуальной музыкальной педагогики. Коллективные занятия
отличает важная особенность – при определенной направленности в работе
педагога между учащимися возникает сплоченность, чувство общности,
взаимной поддержки и коллективизма. Она выражается в положительно –
стимулирующем влиянии коллектива на характер индивидуальной и
совместной деятельности и одновременно в повышении чувства личной
ответственности перед коллективом, которое отсутствует в индивидуальных
занятиях и невосполнимо другими средствами. Влияние коллектива на
личность формирующегося музыканта было интуитивно замечено и
блестяще использовано Л. Ауэром, П. Стомерским, Г. Нейгаузом. Как
правило, уроки у этих педагогов были открытыми и публичными и в особой
форме – коллективными: занятия проводились в присутствии всего класса.
Одаренность ученика несомненно является важнейшим условием
продуктивности педагогического процесса. Естественно, ожидать высоких
результатов, если музыкальная одаренность учителя и ученика достаточно
высока. Но и здесь, как показывает история музыкальной педагогики,
зависимость не всегда является прямо пропорциональной. Известны случаи,
правда, являющиеся исключением из правила, когда выдающийся педагог
вынужден был расстаться с талантливым учеником из – за того, что у них не
складывалось взаимопонимание, например, помимо одаренности, немалую
роль играет общая культура как педагога, так и ученика. Методы и средства
музыкального обучения можно разделить на вербальные, т. е. использующие
речь, слово, и невербальные, неречевые – в первую очередь музыкальное
исполнение, показ, прослушивание. Затем, общие: воздействие взглядом,
мимикой, позой, жестом, прикосновением, выразительной интонацией речи,
обращением. Сюда входят и способы «подкрепления» - похвала, порицание
или нарочная сдержанность, которые могут быть выражены вербальными и
невербальными средствами. Ученик как объект обучения и общения
вызывает у педагога определенное отношение. Важно, чтобы это отношение
сопровождалось объективной оценкой и было достаточно гибким. Однако,
зачастую этому препятствует психологическая установка, сложившаяся у
педагога установка по отношению к тому или другому ученику приводит к
его односторонней оценке: педагог замечает положительные качества и не
замечает отрицательных или наоборот – выделяет только отрицательные.
Так, даже у опытных педагогов вырабатывается предубеждение к ленивым,
неуспевающим и трудным учащимся. Такие установки свидетельствуют о
стереотипности мышления и отсутствии творческого проникновения в
тонкости и противоречия детского и юношеского характера. Как правило, в
этих случаях по одному свойству, которое, возможно, является
преходящими, по одной черте характера педагог составляет суждение о
личности в целом. Между тем положительная или противоположная
установка мешает объективно оценивать динамику изменений в общении,
осознавать свои педагогические промахи и вовремя находить правильные
методы воздействия. Установка как психологическое свойство устойчива и
инертна. Раз сложившись в период знакомства с учеником, а также на
основании мнений коллег, высказанных ими на различных обсуждениях,
наконец, на основе собственных отрывочных впечатлений от общения с
учеником, - такая установка с трудом поддается изменению. Между тем
психика ученика неуклонно развивается, обогащается и изменяется.
Поскольку ученик это личность, он способен активно – сознательно,
преднамеренно или неосознанно и непроизвольно – влиять на ход общения и
воздействовать тем самым на отношение к нему педагога. Поэтому
необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и
правильно оценивать значимость вклада учащегося в общении. Обычно
педагог руководствуется аксиологической (ценностной) стороной в оценке
учащегося. Музыкальные педагоги склонны подчеркивать такие стороны, как
одаренность, обучаемость, эстрадность, работоспособность, индивидуально –
исполнительские качества и самостоятельность в работе, которые
существуют как бы независимо от других сторон личности в целом.
Психологические типы руководителей ярко проявляются и в педагогической
деятельности. Отмеченные А. А. Бодалевым три типа руководителей
( авторитарный, либеральный и демократический) в музыкально –
педагогической деятельности проявляются достаточно рельефно. Так,
авторитарный тип педагога часто складывается из сочетания большого
исполнительского авторитета, недостаточной самокритичности и душевной
слепоты. Свою манеру исполнения такой педагог - исполнитель считает
единственно возможной, а свой метод работы – наилучшим. Недостаток
перцептивных способностей в сфере общения не дает ему возможность
увидеть и распознать индивидуальность ученика, которую он в конце концов
подавляет, а отсутствие самокритичности создает у него внутреннее
убеждение в своей непогрешимости. Такая направленность общения создает
покорного, лишенного инициативы ученика, который вынужден
беспрекословно выполнять все указания педагога. Так как «обратная связь» -
реальный результат педагогического воздействия – оценивается педагогом
субъективно, в плане выполнения его указаний, то постепенно даже
талантливый педагог скатывается к штампу: он использует одни и те же
методы обучения; один и тот же репертуар. Обычным становится
«натаскивание» , неизбежное, когда приближаются сроки концерта или
экзамена. Как это показано в исследовании А. А. Бодалева, комплекс
психических качеств воспитателя автократического, либерального и
демократического типа выражается в особенностях его социально –
перцептивных способностей. Так, педагоги – «автократы» склонны
недооценивать положительные качества учащихся – самостоятельность,
инициативность, оригинальность дарования. Одновременно они
преувеличивают и подчеркивают недостатки учеников – неорганизованность,
недисциплинированность, лень и безответственность. «Либералы» - пассивно
– уступчивые в своих взаимоотношениях с учащимися, напротив,
преувеличивают положительные качества учеников и считают, что они очень
развитые, общительные и самостоятельные. Довольно снисходительно они
оценивают их организованность, дисциплинированность, трудолюбие и
настойчивость. Такой пассивный либеральный тип – не столь уже редкое
явление среди музыкальных педагогов. На всех уровнях обучения это чаще
всего равнодушные и случайные люди в педагогике. Занятия у них проходят
стихийно, весь педагогический процесс идет за учеником: если он активен,
работоспособен и проявляет инициативу – эти качества используются
педагогом. В некоторых случаях такая либерально – пассивная педагогика
воспитывает самостоятельность учащихся. Но из – за отсутствия
педагогической системы, требовательности и целеустремленности ученик не
получает настоящих профессиональных знаний, он не развивается как
музыкант, потому что фактически он предоставлен самому себе. У
профессиональных педагогов по призванию чаще всего формируется
демократический тип общения и руководства. Его отличает правильная
оценка ученика: объективное и доброжелательное отношение к учащимся
позволяет им точнее оценивать психологические и деловые качества.
Поэтому даваемые им характеристики являются разнообразными и
индивидуализированными. Это позволяет правильно оценивать результаты
общения, вовремя реагировать на ход обучения, постоянно искать методы
воздействия. В психологии и педагогике применяется различная
классификация психологических типов людей: по физиологическим
признакам темперамента, которые опираются на определенные свойства
нервной деятельности, и по сложившимся характерологическим проявлениям
личности. Индивидуально – психологические и исполнительские типы
учащихся исключительно разнообразны и неповторимы. К тому же наиболее
распространенными являются смешанные типы. Приятен в общении
сангвинистический тип ученика. Он хорошо контактирует с педагогом,
активный в общении, увлекающийся, легко приспосабливается ко всяким
трудностям и неожиданностям, по натуре оптимист. Указание педагога он
воспринимает быстро, на лету. Легко проходит у него ознакомление с новым
музыкальным произведением, иногда уже на следующий урок он приносит
его выученным наизусть, на вполне удовлетворительном уровне, с хорошей
заявкой на яркое исполнение. Так и кажется, что если пойдет в таком же
темпе, произведение будет скоро освоено и интересно исполнено. Но здесь
проявляется и другая сторона психологических особенностей сангвиника –
он также быстро остывает, если произведение требует длительной
художественной, а выученная пьеса постепенно тускнеет, если
откладывается дата выступления. Самая трудная задача для педагога –
сохранить интерес у ученика к изучаемому произведению; не растерять
первоначальную эмоциональную увлеченность и довести работу до
художественной завершенности. У учащихся сангвинического типа на сцене
проявляется волнение – подъем, которое их воодушевляет. Их исполнение
отличается больше яркостью, чем глубиной. От сильного волнения ускоряют
темпы, играют быстрее, чем в классе, и из – за этого после удачного
выступления стремятся со всеми этим поделиться и даже склонны к
хвастовству. После неудачного выступления стремятся обесценить
значимость концерта, сослаться на малочисленность публики,
незначительность программы и т. д. Холерический тип энергичного,
инициативного порывистого ученика. Эти качества часто сочетаются с
оригинальной, ярко выраженной творческой индивидуальностью. Общаться
с таким учеником трудно, обучать – нелегко. Если он открыто не проявляет,
то с трудом подавляет свою вспыльчивость и строптивость. Трудность
общения с такими учащимися еще в том, что они самолюбивы и обидчивы,
склонны к крайностям: педагога безграничной преданностью или плохо
скрываемой неприязнью. К изучаемым произведениям относятся крайне
субъективно – если нравится, то играют «взахлеб», увлеченно, без меры, если
не нравится – с трудом можно добиться благополучного исполнения. Как
правило, они волнуются сильно. На ранних этапах обучения, на сцене играют
нервно, склонны к ритмическим и техническим погрешностям. Вместе с тем
нередко играют с большой яркостью, техническим блеском и оригинальной
интерпретацией. Встречаются и медлительные, флегматичные учащиеся,
своего рода «тугодумы». Они трудны в работе тем, что эмоционально мало
восприимчивы и от них трудно добиться глубокого и яркого исполнения.
Новое музыкальное произведение осваивается ими медленно. Больше всего
затруднений вызывают быстрые темпы, быстрые части и пьесы, требующие
ярких и глубоких переживаний. Волнуются сильно, но играют ровно и
устойчиво. Частые выступления и работа над специальным репертуаром
могут постепенно повысить эмоциональную отзывчивость и выразительность
исполнения. Эти три типа относятся к сильным типам. К слабому относятся
нервозные и не уверенные в себе учащиеся, легко ранимые и обидчивые. Эти
признаки свойственны обычно лицам с меланхолическим темпераментом.
Повышенная чувствительность обуславливает их тяготение к лирике, к
произведениям интимного, шопеновского плана. Таким ученикам лучше
даются небольшие произведения, требующие тонкой отделки и «акварельных
красок в исполнение. Они легко утомляются и очень чувствительны ко
всяким внешним помехам. Склонны к пессимизму, свои неудачи
преувеличивают, переживают их тяжело и болезненно. Часто волнуются на
уроках, поэтому их исполнение отличается неустойчивостью, даже срывами.
Лучше играют в близком, дружеском окружении. По – видимому, таким был
Шопен, возможно, Сафроницкий. В учебном процессе такие учащиеся
требуют особого внимания, такта и чуткости со стороны педагога и
постоянной его моральной поддержки. Часто встречаются учащиеся с
хорошими профессиональными данными, контактные в общении, но
лишенные инициативы, собственных вкусов и стремлений. Они в точности
выполняют указания педагога, но их исполнению недостает
«правдоподобия». Нередко тепличное воспитание и репетиторский,
школярский метод занятий в школе приводят к тому, что студент, особенно
на первых курсах «не умеет учиться»: он не может сделать обобщающих
выводов их замечаний педагога, ждет детальных указаний по всей пьесе и
подробных инструкций о работе над ней, а то и вовсе, чтобы педагог учил с
ним каждое произведение в классе. Тем самым достигнутое на одном
произведении не распространяется на следующее, и при изучении нового
произведения все приходится начинать сначала. Умение учиться, или
«обучаемость» является важной составной частью музыкально –
педагогического общения. Очень наблюдательно это отметил Иосиф Гофман,
анализируя свои уроки у Антона Рубинштейна: «Теперь, когда я
оглядываюсь назад, на дни занятий у А. Рубинштейна, я вижу, что не столько
он меня учил, сколько я у него научался». Само воздействие педагога на
ученика осуществляется в процессе общения. Б. Д. Парыгин выделяет
следующие три структурных компонента общения: 1. психический контакт,
возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного
восприятия друг друга; 2. обмен информацией посредством вербального и
невербального общения; 3. взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.
Одной из важных форм общения является обращение. Оно чрезвычайно
многообразно по форме и несет с собой важную функцию в установлении и
налаживании контакта. Определенную роль играет и настроение, в котором
находятся общающиеся. Так, Парыгин придает настроению большое
значение как аккумулятору всей воспринимаемой и перерабатываемой
индивидом информации. Продуктивные формы обращения должны отвечать
следующим требованиям: нужно владеть естественной простотой обращения
без фамильярности; искренностью тона без всякой фальши; уметь выражать
свою просьбу без упрашивания; делать замечания, давать советы и
рекомендации без навязчивости, добиваться выполнения своих требований
без подавления самостоятельности; применять иронию и юмор без мелочной
придирчивости; проявлять настойчивость в своих действиях без упрямства;
использовать деловой тон обращения без раздражительности, сухости и
холодности; быть доброжелательным без заласкивания; уметь выразить свое
неодобрение или порицание без унижения достоинства ученика. Эти
качества – своеобразная программа самовоспитания педагога. Однако она ни
в какой мере не должна сковывать педагога в проявлении важнейшей
стороны общения – увлеченности музыкой, процессом занятий. С огромным
увлечением проводили занятия А. Рубинштейн, В. Сафонов, П. Столярский,
Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и многие другие выдающиеся педагоги. Они умели
создавать праздничную атмосферу в классе и заражали этим учащихся и
своих коллег. Важное значение экспрессии чувств в процессе общения
придавали многие психологи (А. Бодалев, Б. Парыгин, Т. Шибутани, П.
Якобсон). Обучение далеко не всегда протекает гладко и безмятежно.
Общение постоянно испытывается на прочность, взаимопонимание. Процесс
обучения не всегда сопровождается обоюдной симпатией – ему свойственны
трения и шероховатости. Трения обычно возникают тогда, когда ученик
приходит с невыученным уроком или сопротивляется педагогическому
воздействию, как это нередко бывает в подростковом возрасте. Здесь педагог
должен быть очень наблюдательным, тактичным и справедливым. В
необычных и сложных ситуациях и проявляются коммуникативные
способности педагога, его мастерство и зрелость. Некоторые педагоги
действуют решительно и категорично: при первых признаках
неприготовленного задания они прекращают занятия и предлагают прийти в
другой раз. Более тонко действуют те педагоги, которые молча дают
возможность показать свои промахи незадачливому исполнителю. Этот
способ особенно действен когда в классе находятся другие учащиеся или
посторонние. Но и здесь нужно соблюдать чувство меры и такт. Особую
чуткость и педагогический такт должен проявлять педагог в связи с
концертным выступлением. Волнение и тревога, которую показывает или
высказывает педагог, дезорганизует выступающего и только усиливает
волнение, в то время как спокойствие, уверенность и доброе напутствие
воодушевляет играющего, дает возможность, почувствовать столь
необходимую моральную поддержку. Не менее важно избрать правильный
тон и верную, дифференцированную реакцию на выступление в концерте.
Рассматривая проблему общение в музыкальной педагогике, следует особо
выделить самое главное средство коммуникации – музыку. Подлинное
взаимодействие музыкального педагога и ученика начинается тогда, когда
основным средством и целью общения оказывается музыка. А она
представляет собой такой мощный поток эмоционального воздействия,
который энергично направляет мысли и чувства общающихся и сплачивает
их действие воедино. Лучшие педагоги прошлого и настоящего – А.
Рубинштейн и Л. Ауэр, В. Сафонов и Л. Есипова, К. Шумнов П. Столярский,
С. Козолупов и Д. Ойстрах, М. Вайман и Б. Гутников – умели создавать
атмосферу необыкновенной увлеченности музыкой. Как гимн музыке
читается книга Г. Нейгауза « Об искусстве фортепианной игры». Едким
сарказмом звучит у него осуждение тех педагогов, которые все свои усилия
направляют на овладение игрой на своем инструменте и ослабляют внимание
к музыке. «Если педагог – пианист и ученик – пианист изучают вместе не
музыку, а только фортепианную игру (как это делается, я себе неясно
представляю), то им надлежит обоим учиться у какого – нибудь третьего
лица, лица именно преподавателя музыки». Отсюда важнейшим
психологическим качеством музыкального педагога в сфере общения
является также умение слушать исполнение ученика. Оно заключается во
внимательном, одновременно пристрастном и объективном, критическом и
сопереживающем слушании, когда педагог как бы играет вместе с учеником.
Это дает педагогу возможность объективно сравнивать настоящее
исполнение с прежним, предвидеть в еще недоработанном произведении
ростки нового, правильно наметить пути к завершению работы над ним.
Требовательное и доброжелательное вслушивание, без попутных замечаний
и перерывов необходимо и исполнителю: оно повышает его ответственность,
дает возможность услышать себя с большей самокритичностью нежели дома.
Итак , музыкальное обучение и воспитание происходит в форме творческого
общения, следовательно, это двусторонний процесс. Поэтому он будет тем
успешнее, чем больше педагог будет способен к восприятию ученического
вклада в общее содержание общения, чем объективнее он сможет оценить и
использовать вновь обнаруженные исполнительские качества в совместной
работе. Главная направленность общения – развитие творческой
индивидуальности ученика. Эта мысль настойчиво проводится А. И.
Ямпольским. «В процессе подготовки зачастую проходят мимо нашего
внимания отдельные яркие моменты в исполнении ученика, проблески
творческой индивидуальности.... Слушая десятки раз одно и то же
произведение в мало чем отличающемся традиционном исполнении, мы
часто не замечаем этих проблесков, поскольку всякое отступление от
обычной нормы производит на нас впечатление чего – то странного,
нелогичного. Однако, именно к таким, малейшим проблескам
индивидуального творчества в исполнении ученика следует особенно
внимательно прислушиваться и «ловить» их. Пусть эти проблески выразятся
в нескольких интересно и содержательно сыгранных фразах и эпизодах, не
определяющих собой еще художественной законченности и совершенства
исполнении в целом, - продолжает Ямпольский, - с педагогической точки
зрения эти отдельные яркие моменты в исполнении представляют
наибольшую ценность, так как они наглядно раскрывают перед нами
особенности дарования ученика и указывают путь, по которому следует
направлять развитие его индивидуальности. Ученический вклад в
музыкальное общение имеет и другой результат – совершенствование
педагогического и исполнительского мастерства, личности педагога. «Когда
имеешь дело с талантливой молодежью, - писал Д. Ойстрах, - часто
находишь ответы на вопросы, которые ставишь себе сам в процессе работы.
Порой видишь, как твой ученик интуитивно или сознательно решает задачу,
над которой тебе не раз приходилось задумываться. Так постепенно
суммируется новый опыт, но и, в конечном итоге, это благотворно влияет на
собственное исполнительское искусство». Творческое общение с учащимися
– та живительная сила, которая совершенствует педагогическое мастерство.
Вот почему с такой искренней и горячей благодарностью обращаются А. Б.
Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз к своим ученикам, обнаруживая при этом
большую психологическую наблюдательность и поразительную скромность
и величие, столь чуждое мелкому педагогическому тщеславию. А. Б.
Гольденвейзер писал: «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан
самому себе, больше же всего меня научили мои ученики». Самые теплые
слова благодарности посвятил своим ученикам Г. Г. Нейгауз: «.......если дал
кое – что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им
бесконечно благодарен за это, так как наши совместные устремления к
познанию искусства и овладению им были залогом дружбы, близости и
взаимного уважения, а эти чувства принадлежат к лучшему, что можно
испытать на нашей планете».
Список литературы:
1. Бодалев А.А. Психология общения./М.: Издательство Институт
практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-256 страниц.
2. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. / Г.Нейгауз – Москва, 1958.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и
теории/ СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
4. Психологическая диагностика детей и подростков учебное пособие//Под
ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая
академия, 1995г.
5. Б.Теплов. Психология музыкальных способностей/