Напоминание

Урок русского языка в 5 классе "Инфинитив"


Автор: Фатиева Галина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 5 классе "Инфинитив"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка занятия по русскому языку

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 30» города Вологды Фатиева Галина Александровна

Тема урока русского языка в 5 классе – «Инфинитив»

I.Цель: изучение морфологических признаков глагола

Задачи:

1) повторить сведения об инфинитиве;

2) потренироваться в нахождении инфинитива у глаголов;

3) вспомнить орфограммы, которые связаны с нашей темой.

II.Приветствие учителя.

Для того чтобы перейти к теме нашего сегодняшнего урока, повторим изученное, поиграв

в «Третий лишний». В каждой строчке найдите лишнее (учтите: ответ может быть не

один) и объясните свой выбор.

1) (не)достаёт рукой до стола, (не)волить (без НЕ не употребляется), (не)вольный

(прилагательное).

2) (не)настье, (не)взрачный (прилагательное), (не)правда (можно подобрать синоним).

3) вовсе (не)дружный (прилагательное), (не)мочь, (не)здоровиться (слитно, без НЕ не

употребляется).

III. Учитель:

- Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы должны восстановить стихотворение В.

Берестова (в распечатках на столах у ребят пропущены глаголы в неопределённой форме)

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Обучающиеся читают стихотворение в восстановленном виде.

- Глаголы в какой форме мы «вернули» в стихотворение? (инфинитив)

- Это и есть тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.

- Подумаем над целью урока. (изучение признаков инфинитива, его свойств)

- Какие задачи поставим перед собой?

1. Повторить сведения об инфинитиве.

2. Потренироваться в нахождении инфинитива у глаголов.

3. Вспомнить орфограммы, которые связаны с нашей темой.

IV. Учитель:

- Что вы знаете об инфинитиве? Вспомнить нам поможет учебник, читаем теорию на

странице 105 (Русский язык: 5 класс: учебник в 2 частях /Т. А. Ладыженская, М. Т.

Баранов, Л. А. Тростецова и др.- 5 - е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2023. Часть 2)

- Делаем вывод: инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать?; называется

начальной или неопределённой формой глагола; оканчивается на –ть,-ти,-чь; нельзя

определить число, время, лицо, род.

- Спишите текст с доски, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки

препинания, запишите в скобках начальную форму глагола. Вспомните, что такое – ть в

инфинитиве.

Тучи (за)дернули (задёрнуть) синеву неба, и цв…ты одуван(?)чика начинают (начинать)

складывать лепестки. (За)крывают(?)ся (закрываться)в…дяные лилии.

- Какой суффикс у глагола начальной формы выделили? (-ть)

- А ещё на какие буквосочетания оканчивается инфинитив? (- ти, - чь)

- Я вам расскажу, почему так много концовок у данной формы глагола

Раньше инфинитив оканчивался на – ТИ или – ЧИ: нести, везти; сохнути, летети; печи,

беречи. Затем безударный гласный И в словах стал звучать нечётко и преобразовался в Ь:

сохнуть, лететь; в словах типа печи, беречи ударение поменяло местоположение, и глагол

стал оканчиваться на Ь.

Сохнути - сохнуть

Летети - лететь

Печи - печь

Беречи - беречь

V. Физкультминутка. Немного отдохнём. Я буду называть глаголы. Если инфинитив

оканчивается на – ТИ, встаёт первая колонка, на –ТЬ – вторая, на – ЧЬ – третья.

- сделать, сжечь, пронестись, пересечь, надо решиться, уйти, расклеить, стричься, желать

увезти.

- На какое буквосочетание чаще оканчивается инфинитив? (на –ТЬ).

VI. Учитель:

- Вернёмся к началу урока, среди примеров было слово мочь. Какому правилу

подчиняется его написание? (читаем правило на странице 105(Русский язык: 5 класс:

учебник в 2 частях /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.- 5 - е изд.,

перераб. - Москва: "Просвещение", 2023. часть 2).

- В каких ещё случаях пишется после шипящих Ь? (в существительных 3 склонения, в

глаголах 2 лица единственного числа).

- Когда Ь не пишется? (в существительных 2 склонения единственного числа

именительного падежа, 1 и 2 склонения множественного числа родительного падежа и

кратких прилагательных).

- Поиграем в «крестики – нолики»: крестик ставим, если пишется Ь, нолик – если не

пишется Ь. (На закрытой доске работает один ученик, остальные – в тетради).

О

X

О

X

О

О

О

X

О

О

О

X

X

X

О

Пишем слева направо с первой строчки:

1) клещ, смеёшься, пляж.

2) роскошь, (вблизи) рощ, свеж.

3) (из – за) неудач, беречься, ткач.

4) кипуч, ландыш, стричься.

5) печь, увлечься, овощ.

Учитель показывает, какая должна получиться комбинация; объясняем ошибки.

VII. - Ребята, вернёмся к цели и задачам урока. Удалось ли нам их достичь?

- Прочитайте ещё раз стихотворение В. Берестова. Получилось бы оно, если б не было

инфинитива? (нет, потому что он играет важную роль в построении предложений)

- А что значит читать? Знать буквы? (это понимать прочитанное, его смысл; это не

поверхностное чтение, а взгляд вглубь)

VIII. Рефлексия. Продолжите любые предложения, написанные на доске:

- Сегодня я узнал (- а)….

- Было интересно…

- Я понял (- а)….

- Я научился (- лась)…

- Мне захотелось…

- Ребята, спасибо за работу на уроке.

IX. Домашнее задание:

1 уровень – упр. 699.

Русский язык: 5 класс: учебник в 2 частях /Т. А. Ладыженская, М. Т.

Баранов, Л. А. Тростецова и др.- 5 - е изд., перераб. - Москва: "Просвещение", 2023. часть

2)

2 уровень – упр. 702.

Русский язык: 5 класс: учебник в 2 частях /Т. А. Ладыженская, М. Т.

Баранов, Л. А. Тростецова и др.- 5 - е изд., перераб. - Москва: "Просвещение", 2023. часть

2

3 уровень – придумать сказку про инфинитив (5 – 7 предложений).



В раздел образования