Автор: Родыгина Елена Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра, Россия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
ХМАО-Югра город Урай
Программа
Раннее эстетическое развитие
детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет
город Урай
2025 год
1
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Учебно-тематический план…………………..………………………..…..6
Содержание изучаемого курса………………………………………….....7
1.
Диагностика музыкальных способностей…………………………..…7
2.
Развитие дифференцированного музыкального восприятия……..….8
3.
Освоение элементарной постановки игрового аппарата…………..…9
3.1 Изучение приёмов игры………………………………………...…….11
4.Освоение музыкальной грамоты…………..…………………………...12
Учебно-методическое обеспечение…………...……..……………….….14
Список литературы……………………………………………….………15
Список нотной литературы……………………………………………....16
Сведения о составителе…………………………………………………..17
2
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в
значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром
музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются
Детские школы искусств и Детские музыкальные школы, т.к. они являются
наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.
В настоящее время преподаватели столкнулись с проблемой обучения
детей 4-6-летнего возраста, т.к. программ обучения для этой возрастной
категории детей нет, отсюда и возникла необходимость создания данной
рабочей образовательной программы: «Раннее эстетическое развитие детей
дошкольного возраста с 4 до 6 лет».
Цель данной программы – наиболее эффективно организовать учебный
процесс в соответствии с современными требованиями и психологическими
особенностями детей 4-х-6 лет, отделения раннего эстетического развития.
Данная рабочая образовательная программа рассчитана на 2 года
обучения в группе раннего эстетического развития (4 - 6-летнего возраста), и
на 1 год в подготовительном классе (6-7-летнего возраста).
1 этап (1-й год обучения)– дошкольный (раннее эстетическое развитие
детей младшего возраста).
Цель:
прикоснуться к миру «прекрасного»;
попробовать себя;
привить интерес к музыкальной деятельности.
Задачи:
приобщить детей;
сформировать музыкальную отзывчивость;
пробудить творческую активность;
развить музыкальное воображение;
приблизиться к обучению на музыкальном инструменте.
3
Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей
такого
возраста
возможно.
Ещё
А.Д.Артоболевская
говорила,
что
«приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста».
2 этап (2- ой год обучения).
Основная цель
обучения – создание «фундамента», на котором
построится всё дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения
музыкой: хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом.
Задачи:
развитие музыкальных способностей ребёнка (слух, ритм, память);
формирование
первоначальных
навыков
владения
музыкальным
инструментом (посадка, постановка рук, способы звукоизвлечения,
воспитание аппликатурной дисциплины);
освоение
первоначальных
теоретических
знаний:
ключи,
ноты,
длительности нот, паузы, штрихи, динамические оттенки;
приобщение ребёнка к различным видам музыкальной деятельности
(самостоятельное исполнение несложных пьес, игра в ансамбле с
преподавателем, пение под аккомпанемент).
Для успешного обучения необходимы следующие условия:
физическая способность;
психическая способность;
мотивационная способность (способность ребёнка переключаться в
учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности
учебно-познавательную).
В основу положены ведущие дидактические принципы:
принцип полноты и целостности музыкального образования;
принцип
деятельного
подхода
(развитие
музыкальных,
художественных, интеллектуальных способностей ребёнка);
принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты
разнообразных направлений музыкального искусства – народного,
классического и современного);
4
принцип последовательности;
принцип системности;
принцип развивающего обучения;
принцип гуманизации.
Программа подготовительного класса (6-8-летнего возраста)
полностью совпадает с целями и задачами 2 этапа раннего эстетического
развития детей.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе
«элементарное инструментальное музицирование» является урок. Форма
работы носит индивидуальный характер, но на первом этапе возможно и
коллективное обучение (2 - 3 ребёнка). Главной задачей преподавателя на
уроке с 4-х-6-летними детьми – поддерживать постоянный интерес ребёнка.
Основной вид – игровая деятельность. Исключение принуждения. Урок
состоит из нескольких частей:
1)
слушание музыки;
2)
развитие чувства ритма;
3)
пение;
4)
формирование игрового аппарата.
Режим занятий на первом этапе – 0,5 академического часа или 1
час в неделю (20, 40 минут). В силу физиологических и психологических
особенностей детей 4-6-летнего возраста необходимо этот час поделить
пополам. На втором этапе и в подготовительном классе – 1 или 1,5 часа в
неделю. Целесообразно на первом этапе обучения детей 4-х-6-летнего
возраста, не использовать общепринятую 5-бальную оценочную систему
оценок, а в качестве поощрения использовать символические знаки: смайлик,
цветочек,
флажок,
звёздочку.
В
конце
2-го
этапа
и
в
конце
подготовительного
класса
-
итоговое
открытое
выступление
на
академическом концерте, где исполняются 2-3 разнохарактерные пьесы
наизусть, с оценкой за выступление.
5
Учебно-тематический план
№
Перечень
разделов
1`этап
РЭР
2 этап
РЭР
Общий курс
1
Диагностика
музыкальных
способностей
11
6
17
2
Развитие
дифференцированного
музыкального
восприятия
12
11
23
3
Освоение
элементарной
постановки игрового
аппарата
5
12
17
3.1
Изучение приёмов
игры
3
11
14
4
Освоение
музыкальной грамоты
3
11
14
Всего часов
34
51
85
6
Содержание изучаемого курса
1. Диагностика основных музыкальных способностей
Начинать заниматься с детьми, точнее говоря, приобщать их к
искусству, следует с самого раннего возраста. Буквально к каждому ребёнку,
независимо от степени одарённости, и даже в том случае, если у него не
обнаруживается вначале заметной тяги к музыке, можно и нужно найти
соответствующий подход. Не отрывая детей от естественной для их возраста
«игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к
музыке. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной
деятельности.
Основная задача преподавателя – сделать интересными и любимыми
занятия музыкой. Этому должно способствовать всё, что будит воображение
ребёнка:
музыкальный материал;
рисунки;
текст песенок-попевок;
музыкальная мозаика;
музыкальное лото;
рассказ, сопровождающий игру на инструменте;
исполнение
музыкальных
пьес
преподавателем,
доступных
для
малышей.
Преподавателю необходимо анализировать музыкальное восприятие
ребёнка, его отзывчивость на музыку. Ставить перед ребёнком различные
задачи: придумать от любой ноты различную мелодию, спеть её, спеть от
любой ноты различным ритмическим рисунком своё имя, имя мамы, папы.
7
2. Развитие дифференцированного музыкального восприятия
К 4-5 годам ребёнок начинает не только познавать то, что его окружает,
но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всём, что он
воспринял и накопил. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями
и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен,
способен определить:
музыку: весёлая, грустная, радостная, спокойная;
регистры: высокий, низкий;
силу звучания: громко, тихо;
особенности темпа: быстрый, медленный;
движение мелодии: вверх или вниз;
на каком инструменте играют мелодию: фортепиано, скрипка, труба;
сколько частей в музыкальной пьесе.
Но в 5 лет слуховое ухо у ребёнка ещё не сформировано. Музыка
для прослушивания не должна быть громкой и продолжительной. Важную
функцию при знакомстве с выразительными средствами выполняют слово и
изображение, выступая здесь как «внемузыкальные средства», которые
помогают детям проникнуться тем или иным эмоциональным настроением,
выраженным в музыке, прочувствовать и осознать выразительное значение
отдельных элементов музыки. Конечно, не все средства музыкальной
выразительности могут быть в равной степени переданы в иллюстрациях.
Однако некоторые из них дают элементарное представление об особенностях
музыкальной речи.
Для развития образного и ассоциативного мышления детей
желательно наличие иллюстраций (в учебниках или картинки). Словесный
текст в сочетании с картинкой будит воображение ребёнка, позволяет
обсудить с ним содержание песенки и попытаться передать его музыкальным
8
языком. Ассоциативное восприятие через рисунок (собрать коллекцию
рисунков и узнавать по ним музыку).
Мелодии должны быть короткие, объём пьес не должен выходить за
рамки 8 тактов. Пьесы желательно сопровождать стихами, поэтический текст
не только создаёт эмоциональный настрой у ребёнка, но и помогает понять
ритмическую сторону песенки. Песенки должны быть понятны даже самым
юным музыкантам, доступны для исполнения и удобны для пения.
Музыкальное воспитание строится на русской национальной основе, на
классических образах.
Все необходимые сведения и навыки преподносятся детям в игровой
форме. Быстрая смена различных заданий позволяет поддерживать интерес к
занятиям, на протяжении всего урока. Постепенность в изучении материала,
повторение и закрепление пройденного одни из самых главных принципов в
работе педагога с детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе необходимо стремиться развивать образное
мышление ученика, искать такие способы развития, которые бы постепенно
превращали его фантазию в звуковое воображение. Одним из самых важных
моментом, на начальном обучении ребёнка, является игра в ансамбле с
преподавателем. Ансамбль – это вид совместного «музицирования». Ещё
Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: «С самого начала, с самого
первого занятия, ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с
учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение
пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия. Ещё не
зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху,
несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые
музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным
образом».
3. Освоение элементарной постановки игрового аппарата
9
В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных
музыкальных и пианистических навыков. С первых шагов нужно стремиться
воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь ученику ощутить
взаимосвязь всех звеньев руки. Но преподавателю всегда необходимо
помнить, что лишь 20% урока с маленькими начинающими пианистами
приходиться на постановку игрового аппарата. Прививать двигательные
навыки нужно ненавязчиво, но постоянно и настойчиво. Нельзя рассчитывать
только
на
музыкальную
интуицию
и
приспособляемость
ученика
к
инструменту. Но, осваивая пианистический приём, следует помнить, что не
всегда полезно каждое движение пропускать через сознание ученика. К
первым
опытам
звукоизвлечения
необходимо
относиться
с
особым
вниманием. Педагог должен разумно организовать движения ученика:
посадка должна быть свободной (с тремя опорами) и обеспечивать
возможность
движения
корпуса
влево
и
вправо.
Под
ноги,
при
необходимости, поставить скамеечку. Спина подтянута, предплечье и локоть
отведены от корпуса так, чтобы рука постоянно находилась выше уровня
клавиатуры.
Локоть
должен
быть
лёгким,
готовым
к
свободному
перемещению вдоль клавиатуры. Занимаясь «постановкой» рук, педагог
должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени
при помощи своих рук. Руки должны быть свободными, гибкими, как
«резиновый шланг для поливки», надо добиваться, чтобы сила «текла» по
всей руке от плеча к кисти и кончику пальца, «как вода по шлангу».
Так же важно использовать пальчиковые игры И.Э.Сафаровой. О
пальчиковых играх можно говорить как о великолепнейшем универсальном
дидактическом и развивающем материале воспитания ребёнка. Посредством
пальчиковых игр у ребёнка развиваются не только тактильные движения и
осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое
связано
с
общим
развитием
ребёнка,
становлением
его
личности.
Современные пальчиковые игры генетически восходят к жанру русской
«потешки», которая представляет собой особую забаву взрослых с малыми
10
детьми, в коих используются различные движения пальцев рук, ног ребёнка и
взрослого. С помощью «потешек» наши предки воспитывали у детей
потребность в игре, готовили их к самостоятельной игре в детском
коллективе. Наиболее распространённые игры: «Братцы», «Мальчик с
мальчик», «Семья», «Гости», «Сороконожки», «Паучок».
3.1. Изучение приёмов игры
Обучение начинается с извлечения одного звука 2-м и 3-им пальцами
(более устойчивыми). Ведь 3-й палец – самый «старший» среди братьев,
опора «семьи», он «на голову выше» остальных. Ученик должен свободным
и точным, без лишних усилий, движением «приготовленной» руки поставить
кончик пальца на клавишу, при этом кончик пальца должен быть очень
«прочным, отточенным». Следует показать правильное положение округлой
кисти (легче всего определить нужную форму, «обняв» своё колено
пальцами).
И так, вся рука должна быть поставлена на кончик пальца, но
неиграющие пальцы, особенно 1-й и 5-й, были пассивны, а не «разлетались»
в стороны. Только такое положение обеспечивает точную опору играющего
пальца, результатом чего является мягкое, глубокое и протяжённое звучание.
«Шлёпающие» и «толкающие» движения следует категорически исключить.
Целью должны стать певучесть и красота звучания. Полезно отдельные звуки
играть в разных октавах, с перенесением всей руки в разные регистры. Затем
от отдельных звуков следует перейти к простейшим мелодиям и песенкам.
Ребёнок исполняет их одним пальцем – 2-м, 3-им, а затем и 4-м, правой и
левой рукой. Все проигрываемые мелодии ученик должен спеть. Особое
внимание следует уделить 1 и 5 пальцам, они у ребёнка, как правило, слабые
и неустойчивые. Первый палец должен быть округлым и опираться «одной
точкой», а не лежать на клавише.
11
Играя нон легато, ученик должен слышать музыкальную фразу
целиком, а не отдельные звуки. Всё это связано с развитием рациональных
двигательных навыков. При игре легато, педагогу следует объяснить
ребёнку, что это не механическое «перешагивание» пальцев с одной клавиши
на другую, а плавный переход – «переливание» одного звука в другой.
Нужно показать, как это достигается: рука свободно опирается на кончик
пальца, а «последующий» палец заранее «нацелен» на нужную клавишу и в
момент нажатия делает только движение вниз. При этом остальные пальцы
(особенно 1-й и 5-й) должны быть «спокойными» и «собранными». Это
обеспечивает плавность исполнения мелодии и исключает «толчки».
4. Освоение музыкальной грамоты
Очень важно и наиболее трудно – вводить занятия музыкой в жизнь
ребёнка естественным путём, не отрывая его от привычной детской жизни.
Одновременно с одной из важнейших задач – зажечь в ребёнке интерес к
музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми, но вместе с интересом
надо столь же тщательно привить любовь к работе. Воспринял, передал
образ, добился его воплощения на инструменте. Отсюда должна зародиться и
склонность к многократным повторениям, что и называется «умением
работать».
Убедившись в том, что ребёнок слышит высокие и низкие звуки,
хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы, название и
местонахождение клавиш, имеет представление о том, что мелодия
складывается
из
различных
длительностей,
владеет
навыками
звукоизвлечения третьим пальцем каждой руки, можно приступить к
изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте
должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что
наилучший путь к овладению нотной грамотой – запись учеником играемых
им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических
12
закономерностей. Ритм воспринимается ребёнком в этом возрасте на слух,
зрительно, с помощью текста, путём сравнения длинных и коротких
длительностей. Незаменимым в домашних занятиях являются нотные
прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический
материал, много творческих заданий, загадок.
Очень важно, начиная работу с маленькими детьми, сделать
родителей соучастниками педагогического процесса. Большую роль в период
обучения музыке играет семья, родные, которые горят энтузиазмом,
стремящиеся помочь в преодолении малышом трудностей. Семья –
незаменимый
помощник
в
деле
ежедневного
обучения
ребёнка.
А.Д.Артоболевская писала: «Радостным трудом для самих родителей должно
быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья
может и должна стать первой ступенью художественного воспитания».
Цели сотрудничества:
создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей
музыке
(инструментальной,
симфонической,
оперной,
балетной,
народной, джазовой);
создание единого сообщества: педагог – ребёнок – родители, основу
которого
составляют
полное
доверие,
доброжелательность,
заинтересованность, общность цели;
включение родителей в образовательный процесс;
сделать родителей добрыми помощниками своему ребёнку в его
ежедневных занятиях дома;
формирование новых интересов семьи;
духовное сближение детей и родителей;
формирование мотиваций, благодаря которой, возникает интерес и
усердие в занятиях музыкой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях:
индивидуально с каждым из родителей;
13
с
коллективом
родителей
на
классных,
общешкольных
родительских собраниях и занятиях.
Наиболее рациональная форма работы с родителями:
1.
приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап
обучения);
2.
родительские собрания с концертом учащихся;
3.
индивидуальные и коллективные консультации;
4.
классные, школьные концерты.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной рабочей образовательной программы необходимо:
дидактический материал по различным темам;
методическая литература, с учётом возрастных особенностей 4-7-
летних детей;
наглядные пособия;
музыкальные прописи;
учебные пособия;
нотная литература;
ноутбук;
использование Интернет-ресурсов;
два настроенных фортепиано.
14
Список литературы
1.
Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика, - М., 1937.
2.
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика, - Л.,
1961.
3.
Вопросы музыкальной педагогики, - М., 1980.
4.
Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся,
- М., 1980.
5.
Как научить играть на рояле. Первые шаги, - М., Классика – XXI, 2008.
6.
Крюкова В.В. Некоторые аспекты педагогики, методики и психологии
в деятельности преподавателя ДМШ, - Ростов на\Д, 2002.
7.
Милич Б.И. Воспитание ученика-пианиста, Киев, 1977.
8.
Николаева А.И., Каузова А.Г. Теория и методика обучения игре на
фортепиано, М., 2001.
9.
Петрушин В.И. Музыкальная психология, - М., 1994.
10.Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений, -
Екб.,1994.
11.Тимакин Е.В. Воспитание пианиста, - М., 1989.
12.Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся.
13.Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения, - Спб.,
1998.
14.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков, -
Л.,1985.
15.Юдовина-Гольперина Т.Б. За роялем без слёз или я – детский педагог,
Спб., 1996.
15
Список нотной литературы
1.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет,
- Спб., издательство Композитор.
2.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие
издание 5, - М., Советский композитор, 1989.
3.
Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию в.1, -
М., Советский композитор, 1980.
4.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке, - Л., Советский
композитор, 1988.
5.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь, - М., Музыка, 1986.
6.
Дела много у ребят. Песни, игры, стихи для детей младшего возраста, -
М., Музыка, 1978.., Махаон, 1998.
7.
Играем и танцуем. Игры, танцы и упражнения для детей дошкольного
возраста, - М., Советский композитор, 1992.
8.
Калинка. Альбом начинающего пианиста издание 6. составители
А.Бакулов, К.Сорокин, - М., Советский композитор, 1991.
9.
Кончаловская Н. Нотная азбука, - М., Малыш, 1978.
10.Малыш за роялем составители И.Лещинская, В.Пороцкий, - М.,
Советский композитор, 1989.
11.Милич Б.Фортепиано подготовительный класс, - М., Кифара, 1997.
12.Новая школа игры на фортепиано авторы – составители Г.Г.Цыганова,
И.С.Королькова издание 4, - Ростов н\ Д. Феникс, 2008.
13.Перунова Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста, - М.,
Советский композитор, 1990.
14.Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли
для первых лет обучения, составители Г.Баранова, Л.Четверухина, - М.,
Музыка, 1997.
16
15.Подарок нашим малышам. Игровые музыкально-двигательные
упражнения и пляски для детей дошкольного возраста, составитель
Е.М.Дубянская издание 2, - Л., Музыка, 1978.
16.Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь, -
Спб., Союз художников, 2002.
17.Финкельштейн Занимательное чтение с картинками и фантазиями «От
А до Я», - М., Музыка, 1992.
18.Фортепианная игра, - М., Музыка, 1981.
19.Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с
играми, сказками, путешествиями и загадками 1-3 части, - М., , 2008.
20.Чайковский П.И. Детский альбом для фортепиано, - М., Музыка, 1978.
21.Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста, - Л.,
Советский композитор, 1988.
17