Напоминание

Архетипы Карла Юнга и их роль в жизни человека


Автор: Сажаева Юлия Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Каменск-Уральская ВШ"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Научно-практическая конференция для обучающихся
Тема: Архетипы Карла Юнга и их роль в жизни человека
Раздел: полное образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Каменск-Уральская вечерняя школа»

Школьная научно-практическая конференция учащихся

Социально- гуманитарное направление

«Архетипы Карла Юнга и их роль в жизни человека»

Авезов Р.Ш., 11б кл.

Руководитель:

Сажаева Ю.М.

2025 год

Объект исследования: Архетипы Карла Юнга

Предмет исследования: роль архетипов Карла Юнга в жизни человека

Цель исследования: показать роль архетипов Карла Юнга в жизни человека

Задачи:

1). Исследовать 12 архетипов Карла Юнга

2). Проанализировать проявление архетипов в разных сферах жизни

человека: искусстве, литературе, кинематографе, музыке

3). Предложить алгоритм для самоанализа

Методы исследования: анализ научной литературы, изучение

видеоматериалов, анализ архетипов в кино, музыке, литературе; наблюдение

Гипотеза: изучив архетипы Карла Юнга, можно оказать психологическую

самопомощь, самореализоваться и найти решение жизненных вопросов

Актуальность: самопомощь и самореализация, рост личности будут

актуальны всегда. Знание архетипов-путь к себе настоящему.

Введение

Карл Густав Юнг (1875-1961г), швейцарский психиатр- основоположник

аналитической психологии, ученик Зигмунда Фрейда, ввёл понятие «архетип

личности».

Что такое архетип? (от греч. первообраз)

Это бессознательная (=подсознательная), врожденная структура личности,

имеющая определенный набор поведенческих навыков, визуальных

представлений, реакций на явление.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и

разделена на два слоя:

1.

Индивидуальное бессознательное-это то, что человек наработал своим

личным опытом.

2.

Коллективное бессознательное-это продукт наследуемых структур

мозга, который является общим для всех людей и основывается на

опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное-это более глубокий слой нашей

психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Зная свой доминирующий архетип, становится проще формулировать

собственные ценности, расставить приоритеты, определить свои

потребности, узнать лучше себя. Знание архетипов-путь к себе настоящему.

Всего выделяется 12 архетипов (перевод с англ.):

1.

Простодушный/Дитя/Невинный

2.

Славный Малый/Обыватель

3.

Опекун/Родитель/Заботливый

4.

Творец

5.

Эстет/Любящий

6.

Мудрец/Эксперт

7.

Искатель

8.

Воин/Герой

9.

Правитель

10.Маг/Волшебник

11.Бунтарь/Разрушитель

12.Шут/Трикстер

В каждом человеке присутствуют все 12 архетипов.

2 архетипа-базовые, с ними человек рождается, это можно назвать

характером, индивидуальными чертами личности.

3 архетипа-переменные. Они активируются, когда нужно решить какую-то

задачу.

Базовые архетипы определяют то, как человек ставит цели, определенные

способы его коммуникации, способы адаптации, реакции на проблему или

явление, вообще поведение.

В каждом архетипе существует так называемая светлая и темная сторона-свет

и тень. Определить их очень просто. То, что восхищает в людях –это ВАША

светлая сторона.

То, что раздражает, цепляет, триггерит- это ваша теневая сторона. Тень-это

черты личности, которые человек подавляет. А значит, не признает в других.

Другие люди выступают в данном случае как зеркало.

Чем опасна тень? С ней можно жить. Но она неизбежно ведет к разрушению

личности. С тенью не нужно бороться, надо «направить на нее свет». Свет

рассеивает тьму. Как только мы подсвечиваем теневые стороны своей

личности = признаем их, они уходят.

Это всё, что нужно знать о свете и тени в архетипах.

Архетипы условно можно разделить на Сильные, Слабые и Нейтральные.

Сильные-Бунтарь, Воин, Маг, Правитель

Слабые- Дитя, Славный Малый

Нейтральные- Мудрец, Творец, Опекун, Эстет, Шут, Искатель

Сильные архетипы действуют с опорой на себя. Могут действовать в

одиночку, у них достаточно сил для этого.

Слабые архетипы- не могут без поддержки. Должна быть рядом сильная

авторитетная фигура.

Нейтральные-могут и так, и так. Но достаточной силы, чтобы действовать в

одиночку, у них нет.

ХАРАКТЕРИСТИКА АРХЕТИПОВ

1). Простодушный/Дитя/Невинный (относится к группе «слабых»)

Архетип, который проживает каждый человек в детстве. Живут в своем

«идеальном» мире, с широко распахнутыми глазами. Верят в чудеса.

Четко и неукоснительно исполняют приказы и действуют по инструкции.

Обязательно кто-то должен быть рядом, авторитетная фигура, которой

Простодушный верит без оглядки, но ждет «награды» за свою преданность.

В тени: капризны, инфантильны. Не берут ответственность на себя, ничего

не хотят решать. Часто обвиняют других в несовершенстве: «Это не я

плохой, а он!»

Проявление архетипа в искусстве:

-все герои сказок (верят в добро, в чудо)

-герои произведений для детей

-образ медсестры Людочки в к/ф «Покровские ворота»

-песня «Прекрасное далёко..», «Маленькая страна»

-реклама, показывающая детские игрушки, принадлежности

2). Обыватель/ Славный Малый (СМ)/ Товарищ (относится к группе

«слабых»)

Этому архетипу важно входить в часть социума, группы. Внутренняя

ценность-не выделяться, быть в толпе. Если СМ уличит кого-то из

окружения в стремлении быть лидером, то будет осуждать этого человека, но

не в открытую. Он считает, что все равны и «выделываться/выпендриваться»

нельзя.

СМ просто зациклен на несправедливости жизни. Великая русская

литература назвала СМ «маленьким человеком».

СМ чувствует себя жертвой, потому что считает, что кто-то получил больше

даже просто по праву рождения. Считает это несправедливым. Из-за этого

проживает не свою жизнь. Не чувствует свои личные границы, они размыты-

и потому не видит чужие личные границы.

У Славного Малого всегда есть выбор: либо остаться разочарованным

пассивным критиком.

Либо поверить в собственные силы и перестать зависеть от группы.

Сам того не зная, позицию архетипа Славный Малый блестяще изложил В.

Маяковский:

Плохо человеку, когда он один

Горе одному, один не воин

Каждый дюжий ему господин,

И даже слабые, если двое

А если в партию сгрудились

Сдайся, враг! Замри и ляг!

Партия-рука миллионнопалая

Сжатая в один громящий кулак!!

Проявление архетипа в искусстве

:

-образ «маленького человека» в литературе

-Гоша в к/ф «Москва слезам не верит», Лукашин в к/ф «Ирония судьбы»

-песенка «Большой секрет для маленькой компании..»

-реклама, показывающая дружеские отношения

И др.

3). Опекун/ Заботливый / Родитель (относится к группе «нейтральных»)

Характерные черты: наставник, хранитель традиций, окружает заботой

близких. Любит домашних животных.

Важен род, сохраняет и поддерживает связь между всеми родственниками.

Надежный, никогда не бросит в трудных жизненных ситуациях.

Часто занимается благотворительностью.

Опекуну важно прислушиваться к себе, чувствовать стремление своей Души.

Быть добрым к себе точно так же, как и к другим.

Развитием архетипа будет:

-научиться искусству заботы о себе так, чтобы забота о других обогащала, а

не калечила;

- предоставить другим возможность отвечать за себя, а не делать за них.

Позволить другим прожить свои эмоции, а не лишать их этой возможности.

Понимание самого себя, настоящая забота о себе позволяет сказать «нет», не

опасаясь обидеть другого человека отказом. Иначе будет выгорание,

подавленность и пустота.

В тени:

Тотальный контроль, навязчивая забота

«Страдающий» мученик, тема жертвенности, требуют повышенного

внимания от объекта заботы, вызывая перманентное чувство вины

Манипуляции; жажда заботы приводит к тому, что часто помогает в

ущерб себе.

Часто привносят собственные потребности в отношения, ожидая,

что близкий человек заполнит их эмоциональную пустоту.

Пытаются угодить тому, кто кричит громче всех.

Проявление архетипа в искусстве, жизни

:

1). Мать Тереза

2). Образ матери в литературе, искусстве, кинематографе

3). Образы воспитателей, учителей в литературе, искусстве, кинематографе

4). Официантка Вера в к/ф «Вокзал для двоих»

5). Реклама, показывающая семью, взаимоотношения между поколениями…

И др.

4). Воин/ Герой (относится к группе «сильных»)

Быть Воином- значит быть достаточно устойчивым и сильным, чтобы делать

всё «по-своему».

Люди с неуёмной энергией, мощь, напор, стальной стержень внутри.

Практически всегда имеют опыт в спорте, в котором чувствуют себя как

рыба в воде, это их стихия. Вообще любая система, построенная на

конкуренции – это стихия Воина. Часто «соревнуется» сам с собой. Чтобы

добиться своего, разрабатывает план, продумывает стратегию и следует ей.

Воин- типичный «право имею». Очень важно быть лучшим, получить

признание, сорвать аплодисменты, доказать, что лучший.

Яростный защитник своих границ. Часто идет на принцип в отстаивании

своей «крепости». Ему важно соблюдение правил честного сражения

(=соревнования). Ценности Воина- честность, искренность.

Счастье для Воина- это проявление воли, упорства в соревновании, а потом-

сладостная Победа! Он отважен и дисциплинирован, предъявляет высокие

требования к себе, но и к другим.

В тени

:

Цель Воина будет достигаться в конкурентной борьбе, поскольку он

стремится доказать, что одержит победу на тем, чьи взгляды отличаются от

его. А свою позицию и свой взгляд он считает единственно справедливым.

Еще один важный момент. Из-за того, что Воин часто бывает на вершине=на

1 месте, как следствие формируется тщеславие. Воину нужно за этим

следить, иначе нарушается баланс.

Воину нужно понимать, что он не сражается с «Ветряными мельницами».

«… Суть воинского искусства, или суть человеческой храбрости,

заключается в отказе от наступления на кого-то или что-то..» -так сказал

сам Карл Юнг.

Проявление архетипа в искусстве, жизни

:

1). Персонажи рыцарей, амазонок в кино, литературе, искусстве

2). Полководцы, военачальники

3). Все спортсмены-победители (включая женщин)

4). Реклама про спортивное питание, спортивную форму; использующая

военную атрибутику

5). Образ Людмилы в к/ф «Москва слезам не верит»….. И др.

6). Пример Алины Кабаевой. Перед триумфом на Олимпиаде в Афинах 2004

года спортсменка была дисквалифицирована. За год она набрала вес,

потеряла форму.

И затем проделала изнурительный путь к победе, соревнуясь в первую

очередь с самой собой. Никто не верил в ее победу, на 1 место в прогнозах

ставили Ирину Чащину.

Все эти переживания можно увидеть в глазах Алины уже на пьедестале.

Когда радостная улыбка сменяется стальным блеском глаз. Это победа

Воина.

5). Искатель (группа «нейтральных»)

..Но скоро самолет мой

Вдыхая холода,

Взъерошит кудри туч аэродрому.

Живут такие люди в далеких городах,

Что я по ним скучаю, как по дому..

Олег Митяев

Искатель-это экпериментатор, жаждущий новизны, новых знаний, и даже

приключений. Они не выносят скуку, буквально бегут от нее ногами.

У него «нет цели, только путь» - девиз самурая. Искателю всегда нужна

свобода. Он ищет свой «рай», там, где лучше.

Пример из кинематографа- персонаж Василия из к/ф «Любовь и голуби». Он

разводит голубей, чтобы вновь перенестись в то состояние, которое

проживал в детстве. Затем он заводит романтические отношения с другой

женщиной, увлекается ее рассказами, ищет другое состояние. Но жена в

итоге оказывается лучше, и он возвращается в семью.

Яркий представитель архетипа Искатель- актер Киану Ривз.

-Родился в Ливане, затем жил в Австралии, затем в Канаде, теперь живет в

США.

-У него три гражданства.

-Первую недвижимость приобрёл в 40 лет.

-Основатель компании по производству мотоциклов.

-в актерском ремесле у него нет определенного амплуа-он играл и грабителя,

и Будду, и мистических персонажей, и комические роли.

Искателю просто противопоказана процессная деятельность. Он не может

долго заниматься каким-то делом, он начинает выгорать или впадает в

легкую форму депрессии. Либо бежит от этой деятельности.

Искатель озабочен вопросами своей идентичности – «Тем ли я занимаюсь?»,

«Где мой истинный дом?», «Где люди, которые меня понимают?»

Но Искателю нужно прислушаться к себе, и он найдет ответы на все

вопросы.

Высоко ценит идеалы свободы и независимости. Не испытывает преклонения

перед авторитетами.

В тени:

Неспособность взять на себя ответственность, неспособность делать

выбор; ненадежность

Постоянно в поиске, оттого поверхностны.

Проявление архетипа в искусстве, жизни

:

1). Исследователи, путешественники, программа «В мире путешествий» и тд.

2). Образ жизни кочевника

3). Персонажи сказки «Волшебник Изумрудного города», которые ищут

волшебника, который поможет найти «дорогу домой».

4). Реклама, использующая туристическую атрибутику

И др.

6). Эстет/Любящий (группа «нейтральных»)

Ах, какое блаженство

Знать, что я совершенство

Знать, что я идеал!

Эстеты-прирожденные гедонисты, «лёгкие» люди. Воспринимают мир

исключительно через чувства, эмоции, через свое состояние. Решения

принимают тоже под влиянием чувств. Обращаются к чувствам собеседника

через слова «ты слышишь/видишь/ты чувствуешь». Обладают даром

чувствовать другого человека, ощущать его эмоциональное состояние,

сопереживать- очень эмпатичны.

Высокая способность видеть красоту вокруг, и даже генерировать ее. Всё,

что делает Эстет, будет вызывать внутри состояние покоя.

Эстеты обладают особой харизмой-источником личной силы, не являющейся

результатом статуса и властного авторитета. Еще раз повторим: это не власть

одного за другим, а мягкая сила, идущая изнутри.

Эстет/ Любящий действительно любит сам себя, именно поэтому любит

других людей, без зависимости или привязанности, потому что любви много.

В тени

:

Зацикленность на своей внешности

Привлечение внимания любой ценой, боится потерять внимание

Ревность, зависть, неуверенность в себе

Может впасть в зависимости (например, шопоголизм, переедание

сладким и жирным и тд)..

Проявление архетипа в искусстве, жизни

1). Эстетика Древней Греции (Афродита- прародительница

Эстета/Любящего)

2). Эстетика Франции, Италии- страны, где гедонизм возведен в культ

3). Женщины-Музы в искусстве (Натали Гончарова у Пушкина, Гала у

Сальвадора Дали, Ольга Книппер у Чехова, Полина Виардо у Тургенева,

Лаура у Петрарки и тд)

4). Реклама уходовых средств для лица и тела, ароматы

7). Бунтарь/ Разрушитель (группа «сильных»)

Хочешь, я убью соседей,

Что мешают спать?

Абсолютно всё равно на мнение окружающих. Он не боится быть один, и не

боится быть плохим.

Уверен в своей правде. В отстаивании своей позиции разрушает и себя, и

других. Бунтарь-архетип подростка. Обязательно нужно прожить этот

архетип в подростковом возрасте, чтобы он проявил себя в полной мере.

Активация Бунтаря происходит тогда, когда мы живем свою жизнь,

совершаем привычные действия, но их смысл исчезает. Неожиданно внутри

образуется пустота. В таком случае трансформация неизбежна.

Бунтарь разрушает до основания, чтобы расчистить дорогу новому архетипу.

Он неизбежно приносит боль и страдания. Грусть, депрессия и одиночество-

частые спутники Бунтаря.

Пример: актер Микки Рурк.

У него были сложные отношения в семье, он убегал из дома, был в

криминальных компаниях. Затем увлёкся боксом.

Стал знаменитым в один день, когда на экраны вышел фильм «9/2 недель».

После ошеломительного успеха произошел провал в карьере (как и у

большинства Бунтарей). Жизнь Бунтаря очень напоминает американские

горки.

Но, как за зимой следует весна, возрождение, так и за Бунтарем следом идет

преобразующая сила.

Как выходить из архетипа Бунтаря?

Найти в себе способность выбрать то, что необходимо отпустить. То есть

Бунтарь помогает избавиться от всего ненужного.

В тени:

-Саморазрушение (запрещенные вещества, алкоголь, другие зависимости),

самоповреждение;

-Разрушение других (убийство, насилие, воровство, клевета..)

Если архетип Бунтаря ведущий, то такие люди долго не живут.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). Клуб «27», В. Высоцкий, В. Цой

2). Образ Данилы Багрова в фильме «Брат», «Брат-2»

Миледи из к/ф «Три мушкетера»

3). Борис Ельцин

8 ). Творец (группа «нейтральных»)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа

Нет, весь я не умру-душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит-

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит..

А .Пушкин

Творцы-это все писатели, поэты, композиторы, музыканты, художники,

модельеры. Другими словами- тот, кто создаёт.

Творец ищет способ самовыражения, а не производство впечатления. Творит,

погружаясь в свой мир.

Необычный человек, часто непонятый социумом. Всегда уникален, не боится

перемен, готов ко всему новому.

Приведем примеры.

В мире моды почти все были примером архетипа Творец. Например, Эльза

Скиапарелли, которая сотрудничала с художниками-сюрреалистами, и

черпала вдохновение от них.

А Габриэль Шанель была Бунтарем- она ввела в женский гардероб мужские

элементы- пиджак, брюки, тельняшку, водолазку, свитер.

Интересен пример развития архетипа Творец в конструкторе Сергее

Павловиче Королеве.

В начале своей деятельности самый известный конструктор СССР-

классический Бунтарь. Разрабатывая ракетное оружие, идет на конфликт с

директором РНИИ, из-за чего «слетает» с должности заместителя директора.

По словам сослуживцев, тот Королев-скептик, циник и пессимист, абсолютно

мрачный человек. В 1938 году Королёва арестовали по доносу, должны были

расстрелять, но в последний момент смертный приговор заменили сроком на

Колыме.

После нескольких лет в лагере конструктору нужно было ехать в Москву на

пересмотр уголовного дела, но он попадает в лазарет из-за болезни. И это

спасает ему жизнь: пароход, на котором должен был плыть Королев, затонул.

И вот после череды этих случаев (совершенно нормальных для Бунтаря))

Королев становится другим человеком. Меняется архетип-меняется жизнь.

Космонавт А. Леонов вспоминает: «Он никогда не был озлоблен. Никогда не

жаловался, никого не проклинал, не ругал. Он понимал, что озлобленность

вызывает не творческий порыв, а угнетение».

Творец полностью осознает, кто он и в чем его цель.

В тени:

У Творца наименее выражена теневая сторона. Можно сказать только, что он

порой одержим в творчестве, может работать и ночью и днем.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). Леонардо да Винчи (и инженер, и художник), Альбрехт Дюрер

(математик и художник). Это как раз те люди, которые совмещают в себе и

«физика» и «лирика».

2). Все творческие профессии

9). Правитель/Ruler (группа «сильных»)

Всё могут короли, всё могут короли

И судьбы всей земли вершат они порой

Но что ни говори, жениться по любви

Не может ни один король!

Максимально закрытая личность, самая масштабная из всех архетипов.

Потому что только Правитель способен брать на себя полную

ответственность во всём.

Истинный трудоголик, получает ресурс от управления, абсолютно талантлив

в нём.

Правитель устанавливает свой порядок везде, в соответствии с четкостью,

системностью, конкретикой и логикой.

Правители-реалисты, у которых нет времени на иллюзии. Не могут они

иметь и иллюзии в отношении себя. Им необходимо знать свои теневые

качества, чтобы быть готовыми взять ответственность за них.

«Королевство»- Душа Правителя –становится сильным и процветающим,

когда нет «пустых трат» энергии.

Все Правители обладают такой разновидностью харизмы, которая позволяет

именно выглядеть как начальник.

Пример Ипполита из к/ф «Ирония судьбы или С легким паром!»

Мы понимаем, что Ипполит занимает не рядовую должность. По тому, как он

себя ведет, по интонациям в голосе, по коммуникации с другими людьми.

Почему Лукашин называет Ипполита скучным? Потому что это качество

Правителей-неизбежное следствие системности. Это не хорошо и не плохо,

это факт.

Правитель хочет построить идеальный, упорядоченный, устойчивый, а

главное-предсказуемый мир.

Пример двух Правителей: Стив Джобс и Джон Скалли.

Сначала компанией «Apple» управлял Стив Джобс, но совет директоров

исключил его из управленцев, посчитав, что Стив превысил полномочия.

Управлять компанией стал Джон Скалли. Это был прекрасный инженер,

прекрасно разбиравшийся в технических тонкостях. Но при его руководстве

компания стала терпеть убытки.

Тогда было принято решение поручить руководство Стиву Джобсу. Он

вернулся в компанию в 1999 году и с этого момента мы знаем, что компания

«Apple» - самая успешная компания по производству компьютеров. Стив

Джобс проявил себя блестящим управленцем, выстроив систему, которая не

дает сбоев и по сей день. Это настоящий пример Правителя.

В тени:

Всякий раз, когда Правитель ощущает непреодолимую потребность

контролировать и неспособен довериться процессу. Если верх взяла Тень

(теневое проявление), то Правитель неизбежно будет отрезан от своих

подлинных гуманных побуждений, от своего мощнейшего потенциала.

Теневой Правитель полагает, что никогда не будет «достаточно», уйдет в

мелкое диктаторство и самолюбование.

Чтобы выйти из Тени, Правителю нужно прийти в гармонию с собой, найти

правильное применение каждому ресурсу.

Ценное качество Правителя-он всегда стремится усвоить урок.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). Все управленцы (включая царей и королей)

2). Ипполит в к/ф «Ирония судьбы или С легким паром!», Катерина в к/ф

«Москва слезам не верит»

3). С. П. Королев –самый знаменитый конструктор. Возглавлял разные НИИ.

Когда нужно было определить, какой грунт на Луне-твердый или мягкий,

никто не решался взять на себя ответственность. И тогда Королев написал на

бумаге: «Луна твердая!!!»

4). Реклама статусных вещей

10). Маг/ Волшебник (группа «сильных»)

Мы рождены,

Чтоб сказку сделать былью

Самый загадочный архетип. Дар Мага приобретается в течение жизни.

Представим, что с детства есть глубокая душевная рана, травма. Ребенок еще

не знает, как вести себя, как с ней жить- именно поэтому так много людей с

поломанными судьбами, выросшими из детских травм.

Маг каким-то непостижимым образом самоисцеляется, архетип активируется

и, как птица Феникс, восрешается к жизни. Этот дар самоисцеления Маг

проносит через всю жизнь, и таким же образом способен исцелять других.

Это люди, внешне кажущиеся простыми и понятными, на самом деле очень

глубокие и порой непостижимые, их не понять и не разгадать до конца.

Магу не близко рациональное понимание мира, и он обращается за

объяснением к тайным знаниям. На постоянной основе занимается духовным

развитием, медитациями, аффирмациями, ведёт дневники, анализирует, но

больше всего Маг-сильный интуит. Предвестие будущих событий часто

посещает их в знаках, озарений, сновидениях.

Истинный Маг-честный, принимающий, знающий, как отличить подлинное

от ложного. Становится сильнее, прощая других-это самая мощная

способность Мага.

Знает, как использовать харизму, чтобы помочь другим. Его сила в том,

чтобы называть вещи своими именами.

Маг обладает огромным даром убеждения, но очень острожен с ним.

Виртуозно выходит из самых сложных запутанных ситуаций.

В тени:

«Злой колдун», использующий силу, чтобы причинять вред. Направляет

энергию на увеличение собственной мощи.

Если светлый Маг не будет использовать свою силу, то будет захвачен

Тенью. Сила не может быть нейтральна, она либо исцеляет, либо разрушает.

Магу подвластно любое действие с душой человека, но каковы будут

последствия? Маг всегда думает об этом.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). В рекламе часто используются сильные магические образы и установки

для манипуляции людьми, чтобы они покупали товары, которые им не

нужны.

Вообще использование рекламы с целью отвлечения людей от их

внутреннего мира и переключение на бессмысленное потребление-это злое

колдовство нашего времени.

2). Книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере

3). Маг нашего кино-Штирлиц. В народе после выхода фильма сложилось

множество анекдотов, которые верно передают Маговскую сущность

Штирлица:

- Суперсекретный бункер Гитлера. Идет секретное совещание с

руководителями рейха.

Вдруг открывается дверь и входит Штирлиц с подносом апельсинов.

Ставит поднос на стол, открывает ключом сейф, достает секретные

документы, фотографирует их, закрывает сейф и уходит.

Гитлер в бешенстве:

-Кто это?

-Русский разведчик Исаев,-устало отвечает Мюллер.

-Почему не арестуете???

-Бесполезно. Отмажется. Скажет, что апельсины принес.

11). Мудрец/Эксперт (группа «нейтральных»)

Я мыслю.

Следовательно, я существую

Мудрец-архетип науки, фактов и знания. Характерные черты: спокойствие,

чёткость, собранность, аскетизм, простота. Эмоциональный фон под

управлением интеллекта. Цель Мудреца-поиск истины. В этом он схож с

Искателем, их часто путают. Но это абсолютно не так.

Искатель ищет ради процесса поиска. Мудрецу же нужен понятный,

устойчивый, прогнозируемый мир. Он укладывает представление о мире в

стройные схемы, искренне полагая, что окружающие думают и считают

точно так же, как он. Они работают по своей «программе», а она не дает

сбой. Он близок по своим воззрениям Правителю и Опекуну.

Мудрец всегда стремится к идеалу, даже зациклен на нём. А у идеала не

может быть чувств, они не нужны, делают НЕ идеальным. Мудрец

беспристрастен. Решает проблемы следующим образом: вникает в корень,

самую суть; ему надо понять логику явления, изучить его досконально и дать

своё объяснение.

Обычному человеку сложно понять Мудреца, поэтому круг общения очень

узок.

В тени:

*Отрезанный от мира, бесчувственный, «в башне из слоновой кости», «над

всеми»;

*Мудрецу очень не хватает гибкости, понимания того, что истина

многовариантна. Этим он сам усложняет себе жизнь.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). Эльвира Набиулина

2). Анатолий Вассерман

3). Все ученые-ведущий архетип

4). К/ф «Обыкновенное чудо»

Герой О. Янковского –Мудрец. Он играет Волшебника, который придумал

хорошую схему, но она оказалась слишком абстрактна, не учитывала

нюансов поведения другого героя. «Медведь» в исполнении А. Абдулова

должен соответствовать этой схеме Мудреца, потому что «так положено». И

тогда Волшебник хладнокровно отказывается помогать «Медведю» дальше,

потому что тот не подчинился его схеме.

12). Шут/Трикстер (группа «нейтральных»)

Жизнь, это игра, в которую играешь ради веселья..

Шут-этот тот архетип, к которому, по мнению Юнга, нужно стремиться в

возрасте.

*Легкое отношение к жизни, развит Внутренний ребенок, по-детски

спонтанный архетип.

*Радость, любовь к жизни, удовольствие.

*Реакция на проблему: проявить юмор, не относиться слишком серьезно. Это

очень помогает справляться с жизненными трудностями.

Движим любопытством, стремится к экспериментам в жизни, любит всё

новое. Шут может позволить себе абсолютное счастье выглядеть смешным и

быть смешным. Позволяет наслаждаться жизнью в полной мере.

Мудрость Шута заключает в себе подлинную благодарность, это очень

благодарные люди. Ценят каждый момент. Они не осуждают людей- ибо

зачем? Они дают право каждому быть собой.

Когда в жизни архетип Шута мало проявлен, то мы можем стать слишком

скованными, слишком серьезными и педантичными, а значит-

бесчувственными и безрадостными.

В тени:

*Ловкач, жулик, хитрец, плут. Потакает собственным слабостям. Может

подбить на противоправное действие и убежать.

Ленив, безответственен. Дерзкий, может «ляпнуть» хоть кому хоть что.

Проявление архетипа в искусстве, жизни:

1). Все шоумены, участники шоу «Камеди клаб», «Уральские пельмени»

2). Режиссер Леонид Гайдай, Вуди Аллен

3). Пример Коровьева из романа «Мастер и Маргарита», когда Воланд

говорит Маргарите о том, что когда-то это был благородный рыцарь, но

неудачно дерзко пошутил и сейчас отрабатывает наказание.

4). Реклама банка ВТБ с героями произведений

Заключение

Наше путешествие подошло к концу. Напоминаем, что в каждом человеке

живут все 12 архетипов, время от времени активируясь. И, конечно, личность

человека определяет ведущий=базовый(ые) архетип(ы).

Главный вывод из всего сказанного-если нет энергии, стали замечать кругом

один негатив, есть претензии к окружающим-загляните в себя. Внимание

должно быть не на других, а на себе. Не: «Что с другим человеком не так?», а

«Что со мной происходит? Что меня раздражает?», и высветить теневые

стороны.

Тогда возможно стать здоровой личностью, решить все внутренние вопросы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как примерно отвечают на вопросы анкеты архетипы

1). Простодушный

1). Как я принимаю решения?

-Должен решить кто-то другой, более авторитетный

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

-Одиночество не выносит. Сильная зависимость от кого-то извне

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

-Должен быть «хорошим», «правильным»

4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

-Любит праздник, веселье. Если никто не обращает внимания, начинает

капризничать.

5) Моя реакция на новое?

-«А можно решить без меня? Не хочу ничего решать»

6) Как я люблю отдыхать?

- Веселиться в компании

2). Славный Малый

1).Как я принимаю решения?

-

Советуется с окружающими, важно мнение значимых людей

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

-Комфортнее быть в толпе

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

-Важно, социум должен одобрить действия, нужно быть как все. Не

выделяться

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Нет, только если сам заявит о себе или напомнит

5) Моя реакция на новое?

- Новое пугает, избегает ответственности

6) Как я люблю отдыхать?

- «Как все- куда позовут, туда и пойду.»

3). Опекун

1).Как я принимаю решения?

-По правилам и традициям

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Важен круг близких людей

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

-Важно! Нужно, чтобы окружающие отмечали, сколько вкладываю и

одобряли

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Важно, чтобы было идеально, всё по правилам и традициям

5) Моя реакция на новое?

- Противится, боится любых изменений. Страх утратить старое, потому что

оно привычно

6) Как я люблю отдыхать?

- Традиционно. Любит книги и фильмы на историческую тему

4). Воин

1)Как я принимаю решения?

-Авторитарно. Быстро. Ни с кем не советуется

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- ВВ одиночестве. Люди и общение могут раздражать. Воину интересен он

сам. Он не страдает один, а наоборот, набирается сил. Один он ставит цели,

анализирует пути их достижения.

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Мнение других неважно. «Есть мнение моё и неправильное»

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Да. Важно признание побед и достижений.

5) Моя реакция на новое?

- Не любит, если это новое навязано другими. Запланировать новое может

только сам. И продвигать его как самое лучшее.

6) Как я люблю отдыхать?

- Любит испытания себя на прочность, соревнуется сам с собой. Любит

спорт и баню)

5). Искатель

1). Как я принимаю решения?

- Если они выгодны для меня, то быстро, спонтанно

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- В зависимости от состояния. В одиночестве-редко

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

-Абсолютно не важно, он свободен и очень естественен

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Так получается само по себе. Много знает, может поделиться информацией

по

многим

областям,

потому

что

много

чем

увлекается.

Активно

коммуницирует с другими.

5) Моя реакция на новое?

- Обожает, этим живет. Загорается моментально, увлекается. Но не может

принимать систему, структуру.

6) Как я люблю отдыхать?

- Свобода, путешествия, передвижения

6). Эстет

1).Как я принимаю решения?

- Под влиянием чувств

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Отдыхает с теми, с кем есть эмоциональная близость и чувственный отклик

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Не выносит игнорирования. Важно, чтобы был интерес

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Да. Чтобы поделиться эмоциями и чувствами от чего-либо

5) Моя реакция на новое?

- Через призму «нравится/не нравится»

6) Как я люблю отдыхать?

-

Искусство. Эмоциональные и телесные наслаждения

. Всё ради

удовольствия

7

7).Бунтарь

1).Как я принимаю решения?

- Всем назло. Когда Бунтарь принимает чужие, навязанные ему правила, то

чувствует себя подавленным. И тогда включается энергия разрушения.

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Один.

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Нет. Абсолютно неинтересно.

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Любит, чтобы о нем говорили-какой он необычный, смелый, как он

нарушает правила.

5) Моя реакция на новое?

- Новое создает сам.

6) Как я люблю отдыхать?

- Вызов, адреналин. Один против толпы.

8). Творец

1).Как я принимаю решения?

- Автономно, не ориентируясь ни на кого. Важен импульс, творческий порыв

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Чаще узкий круг людей, к которым обращается, чтобы восстановиться

3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Важно только мнение таких же Творцов

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

-Важнее, чтобы заметили само творчество, нежели личность Творца

5) Моя реакция на новое?

- Прекрасная. Создают сами новое и необычное

6) Как я люблю отдыхать?

- Творчество)

9).Правитель

1).Как я принимаю решения?

- Авторитарно. Сильно развиты внутренние опоры. Не терпит критики.

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- В основном один. Если общается с кем-то, это будет только избранный круг.

- 3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Важно. Особенно важно, чтобы отмечали исключительность, избранность

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

-

Как

личность

нет.

Но

нужно,

чтобы

в

центре

внимания

была

исключительность.

5) Моя реакция на новое?

- Не любит то, чем не может управлять и то, что не может контролировать

6) Как я люблю отдыхать?

- Статусно

10). Маг

1)

Как я принимаю решения?

- Автономно, опираясь на свою интуицию.

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

-Всегда интересно с самим собой. Часто ведут дневники, анализируя

внутренние изменения. Сильная внутренняя опора.

- 3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Сам формирует мнение окружающих о себе

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Нет. Любит наблюдать и делать выводы.

5) Моя реакция на новое?

- Не любит. Ему надо разобраться, что это за новое и на что оно повлияет

6) Как я люблю отдыхать?

- Познавать мир, духовный рост, медитации

11). Мудрец

1)

Как я принимаю решения?

- Ему надо подумать. Прежде чем принять решение, изучит всю информацию,

отзывы и т.д.

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Один. Если в социуме, то особняком

- 3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Важно мнение других о профессиональной компетентности

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Нет. Любит быть в уединении

5) Моя реакция на новое?

- А что в этом новом есть полезного?

6) Как я люблю отдыхать?

- Тишина. Уединение. Интеллектуальная деятельность

12). Шут

Как я принимаю решения?

- Азартно, спонтанно, рискованно.

2) Я отдыхаю в одиночестве или общаясь с другими?

- Очень зависим от социума. Есть публика-есть Шут. Нет публики-нет Шута

- 3) Мнение других обо мне. Оно важно? И что важно?

- Важно быть в центре внимания. Важно популярность, чтобы говорили, что

он душа компании

- 4) Я люблю быть в центре внимания? Если да, то зачем?

- Это цель всей жизни)

5) Моя реакция на новое?

- Положительная. А интересно, что там? Чувство юмора выведет его из

любой ситуации

6) Как я люблю отдыхать?

- Эпатаж, игра, праздник. Шуты очень любят жизнь, во всех ее проявлениях,

и благодарны за всё

. Это очень благодарный архетип



В раздел образования