Напоминание

"Формирование социальной компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема"


Автор: Пасынкова Алина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Амурский государственный университет
Населённый пункт: Благовещенск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Формирование социальной компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема"
Раздел: полное образование





Назад




Пасынкова А.А

Амурский государственный университет

г. Благовещенск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: Статья посвящена формированию социальной компетентности младших

школьников, насколько значимы и необходимы навыки взаимодействия в обществе уже с

младшего школьного возраста. В статье рассматриваются понятие социальной

компетентности, представлены результаты исследования формирования социальной

компетентности младших школьников, выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: социальная компетентность, компоненты социальной

компетентности, младшие школьники, социометрия, психолого-педагогическое

исследование.

Annotation: The article is devoted to the formation of social competence of younger

schoolchildren, how important and necessary are the skills of interaction in society already

from primary school age. The article discusses the concept of social competence, presents the

results of a study on the formation of social competence in younger schoolchildren, and the

conclusions of the study.

Key words: social competence, components of social competence, primary school students,

sociometry, psychological and pedagogical research.

Проблема формирования социальной компетентности является особенно актуальной в

младшем школьном возрасте. В современном обществе от воспитания подрастающего

поколения требуют развития активных, творческих личностей, способных адаптироваться к

быстро меняющимся условиям социума и обладать универсальными навыками и способами

действия. Это обусловлено необходимостью подготовить детей к жизни в сложной и

динамичной социальной среде, где умение взаимодействовать с окружающими, находить

общий язык и решать социальные задачи становится важнейшими качествами.

Современные стандарты образования, в частности Федеральные государственные

образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, подчеркивают важность развития

социальной компетентности у учащихся. В этих документах социальная компетентность

определяется как «готовность и способность человека к социальному взаимодействию в

различных сферах жизни, объединяющая адаптированность и социальную мобильность». То

есть речь идет о формировании у ребенка умения успешно взаимодействовать с

окружающими в разных ситуациях, а также о его способности адаптироваться к новым

условиям и менять свою социальную позицию при необходимости.

В рамках ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны конкретные

требования к развитию социальной компетентности. Эти требования отражаются как в

личностных результатах (формирование ценностных ориентиров, развитие моральных

качеств), так и в метапредметных результатах (умение работать в группе, коммуникативные

навыки). Однако на сегодняшний день существует ряд противоречий: с одной стороны —

необходимость строго следовать стандартам, с другой — недостаточная разработанность

методов и технологий для эффективного развития социальной компетентности у младших

школьников.

Также

отсутствуют

четкие

критерии

и

методы

оценки

уровня

сформированности этой компетентности у детей.

Модель

выпускника

начальной

школы,

соответствующего

требованиям

ФГОС,

предполагает наличие развитой социальной компетентности. Это проявляется через ряд

ключевых умений и личностных качеств:

Самоорганизация

способность

планировать

свою

учебную

деятельность

и

внеучебные занятия, эффективно распределять время и ресурсы. Такой ученик умеет ставить

перед собой цели и последовательно добиваться их достижения, что способствует развитию

ответственности за свои поступки.

Самостоятельность и ответственность — готовность брать инициативу в свои руки,

принимать решения и нести ответственность за свои действия как перед семьей, так и перед

обществом. Такой ребенок понимает возможные последствия своих поступков и умеет

предвидеть их развитие.

Коммуникативные навыки — умение активно слушать собеседника, уважать его точку

зрения; ясно и аргументированно излагать свою позицию; уважительно относиться к мнению

других даже при наличии разногласий. Важной частью является умение вести диалог,

находить компромиссы и конструктивно разрешать конфликты.

Развитие социальной компетентности — это результат овладения знаниями о людях и

обществе, а также практическими навыками взаимодействия. Она проявляется в способности

принимать адекватные решения в сложных ситуациях, учитывать интересы других людей и

действовать ответственно.

Понятие «социальный» связано с взаимодействием человека с обществом: оно

включает процессы социализации (усвоение социальных норм, правил поведения) и

индивидуализации (формирование собственной личности). В младшем школьном возрасте

эти процессы идут параллельно: формируется личностная идентичность ребенка наряду с его

социальной ролью.

Социальная компетентность — это сложное понятие, основой которого является

саморегуляция поведения. Е.В. Прямикова определяет ее как способность человека

выстраивать стратегии взаимодействия с окружающими в условиях постоянно меняющейся

социальной реальности. Н.В. Калинина подчеркивает важность знаний о нормах поведения,

традициях и особенностях взаимодействия людей как основы формирования этой

компетентности.

Исследования специалистов РГПУ им. А.И. Герцена показывают, что социальная

компетентность включает комплекс умений: ориентацию в ситуации для использования ее в

собственном

развитии;

включение

в

деятельность;

организацию

сообщества

для

приобретения опыта межличностного взаимодействия при решении конкретных задач.

Таким образом, развитие социальной компетентности у младших школьников является

многогранным процессом, требующим системного подхода со стороны педагогов и

родителей для формирования у детей необходимых навыков для успешной социализации и

полноценного участия в жизни общества.

Социальная

компетентность

сложное

понятие,

основой

которого

выступает

саморегуляция поведения. Так, Е.В. Прямикова под социальной компетентностью понимает

способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в

окружающей его изменяющейся социальной реальности. Н.В. Калинина утверждает, что

основу социальной компетентности составляют знания об обществе и особенностях

взаимодействия людей, знания о традициях, нормах и правилах поведения людей. Согласно

исследованиям РГПУ им. А.И. Герцена социальная компетентность представляет собой

комплекс умений: ориентация в ситуации и использование ее для собственного образования;

включение в деятельность; организация сообщества для овладения опытом взаимодействия

при решении круга конкретных задач.

В исследовании под социальной компетентностью младших школьников понимается

способность ребенка выстраивать взаимодействия с другими людьми в окружающей его

социальной

действительности,

связывая

воедино

знания,

ценности

и

поведение.

Проведенный теоретический анализ позволил выделить следующие компоненты социальной

компетентности младших школьников:

- когнитивный – наличие знаний об особенностях взаимодействия с окружающими

людьми, знаний правил и норм поведения, правил работы в паре и группе, способов

разрешения конфликтных ситуаций, знание вербальных/невербальных средств общения;

- мотивационный – потребности взаимодействовать, сотрудничать и общаться с

другими людьми, проявлять себя в социально одобряемой деятельности, признание ценности

сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- деятельностный – умение понимать других, умение не создавать конфликтных

ситуаций и находить компромиссные решения конфликтов, проявление ответственности за

свои поступки и результат деятельности, выполнение правил здорового и безопасного для

себя и окружающих образа жизни.

Социальная компетентность младших школьников может быть сформирована на

уровнях: низкий, средний, высокий. Систематизация структурных компонентов и уровней

сформированностей

делает

возможным

диагностировать

социальную

компетентность

младших школьников в эмпирическом исследовании.

На первом этапе психолого-педагогического исследования нами была разработана

анкета, раскрывающая сущность когнитивного компонента социальной компетентности.

Исследование проводилось на базе МОАУ Гимназия № 9 г. Свободного. В исследовании

принимали участие 26 человек 4 «А» класса: 11 девочек и 15 мальчиков.

Из них 10 (38 %) человек знают, как разрешить конфликтную ситуацию и вести себя в

общественном месте, а также договариваться с другими людьми. Не знают, как разрешить

конфликтную ситуацию и свои взаимоотношения со сверстниками оценивают в основном на

6 баллов – 9 человек (34 %). И оставшиеся 7 (28 %) человек знают, как вести себя в

общественном месте и свои взаимоотношения со сверстниками оценивают достаточно

высоко, однако разрешить конфликтную ситуацию для них трудно, поскольку большинство

из них с такими не сталкивались.

Рис. 1. Результаты диагностики об уровне знаний школьников и путях решения конфликтных

ситуаций

Для того, чтобы оценить опыт взаимодействия младших школьников, а также выявить

наличие деятельностного компонента в социальной компетентности мы провели диагностику

сформированности коммуникации как общения у младших школьников М.И. Рожкова.

Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших

школьников.

Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников

определяется по количеству набранных баллов.

Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3

балла, «Б» – 2 балла и «В» – 1 балл.

Все вопросы были поделены на уровни:

- высокий уровень – 25-30 баллов;

- средний уровень – 20-24 баллов;

- низкий уровень – 10-19 баллов.

Характеристика уровней.

1

уровень

(низкий):

младший

школьник

малоактивен

и

малоразговорчив

со

сверстниками педагогами, невнимателен, ситуативен в выборе.

2 уровень (средний): младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в

коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной

деятельности; может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.

3 уровень (высокий): младший школьник активен в коммуникативном общении.

Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно развертывая исходные

замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий.

Результатом изучения сформированности коммуникации как общения М.И. Рожкова

стали следующие данные:

У 10 обучающихся (38 %) 4 «А» класса выявлен высокий уровень сформированности

коммуникации как общения. Они способны достойно держаться в обществе, вести беседу,

проявлять интерес к окружающим, быть тактичными и вежливыми, а также организовывать

действия

двух-трех

сверстников,

словесно

развертывая

исходные

замыслы,

цели,

спланировав несколько начальных действий.

У 12 (46 %) обучающихся выявлен средний уровень сформированности коммуникации

как общения. Данный контингент воспитанников способен слушать и слышать, задавать

вопросы, управлять своим голосом, может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со

сверстником.

У 4 человек (16 %) из 26 выявлен низкий уровень сформированности коммуникации как

общения. Обучающиеся владеют определенной суммой умений и навыков, позволяющих

лишь эпизодически демонстрировать умение самоорганизовываться в индивидуальной

самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой, малоактивны и малоразговорчивы со

сверстниками и педагогами.

Рис. 2. Уровень сформированности коммуникативных навыков у школьников

Для выявления уровня сформированности социальной компетентности, а также

мотивационного

компонента

младших

школьников

мы

использовали

методику

«Социометрия» Дж. Морено.

Таким образом, проанализировав три выделенных компонента, мы сделали следующий

вывод. Большинство младших школьников 4 «А» класса в основном имеют средний уровень

сформированности социальной компетентности (деятельностный компонент), знают, как

разрешить конфликтную ситуацию и вести себя в общественном месте, а также

договариваться с другими людьми (когнитивный компонент).

В качестве мотивационного компонента выделили «зону звезд», в которую попадают

лидеры, набравшие максимальное количество выборов представили всего 3 человека, «зону

предпочитаемых», в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего

показателя составили также 3 человека, «зону пренебрегаемых», в которую входят лица,

набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя составили 5 человек или 19 %,

«зону изолированных», которые не получили ни одного очка, составили 2 человека или 7 %

от общего количества человек, а значит как минимум 7 человек («зона пренебрегаемых» и

«зона изолированных») имеют трудности с готовностью быть положительно настроенным к

собеседнику и проявлением к нему толерантного отношения.

Рис. 3. Уровень социальной компетентности у школьников

Итак, развитие социальной компетентности младших школьников является актуальной

проблемой, так как в соответствии с новыми образовательными стандартами, современная

школа должна не просто давать ребенку стандартный набор знаний, умений и навыков, а

стать местом, где ребенок под руководством взрослого получает ценный социально-

практический опыт, который способствует раскрытию потенциала ребенка и служит первым

этапом его вхождения во взрослую жизнь.

Фундамент социального поведения определяется стратегиями, усвоенными в детстве,

которые также оказывают на него сильное влияние в дальнейшей жизни. Естественный

процесс становления поведенческих стратегий не всегда обеспечивает эффективную

социальную адаптацию, поэтому этот процесс требует специально организованных условий.

Следовательно, роль учителя в развитии социальной компетентности младших школьников

велика, так как младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении

эффективных

поведенческих

стратегий

и

социальных

умений

и

навыков,

которые

формируются

в

непосредственном

опыте

ребенка,

в

специально

организованной

деятельности.

Развитие социальной компетентности младших школьников можно считать одним из

важнейших направлений работы в начальной школе, потому что в перспективе она обеспечит

благоприятное прохождение адаптационного периода при переходе учащихся начальных

классов в среднее звено, а также успешность и возможность самореализации в дальнейшем

периоде обучения.

Литература

1. Баранец Н.А. Формирование социальной успешности младшего школьника как

проблема

социальной

педагогики

//

Вестник

Тамбовского

университета.

Серия:

Гуманитарные науки. 2010. № 7. С. 2-4.

2. Баранова Л.А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления //

Человек и общество (научный и общественный альманах). 2006. С. 111-121.

3. Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004. 212 с.

4. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского

государственного университета. 2005. № 31. С. 8-12.

5. Бурмистрова Е.В., Зарипова Т.В., Шабышева Ю.Е. Психолого-педагогическое

сопровождения

развития

социальной

компетентности

младших

школьников

в

образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры и образования. 2023. №

1. С. 2-5.

6. Воронин A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург,

2006. 135 с.

7. Галакова О.В. Модель развития социальной компетентности младших школьников //

Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 4. С. 3-5.

8. Голованова Н.Ф. социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов

высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

9. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии

и значение // Образование и наука. 2004. № 23. С. 1-3.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр

проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

11.

Коротина

Ю.В.

Структурно-содержательные

особенности

социальной

компетентности младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия:

Гуманитарные науки. 2010. № 7. С. 5-6.

12. Кузнецова Е.Д. Теоретическая модель развития социальной компетентности у

младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. № 6. С. 2-7.

13. Куницина В.Н. Межличностное общение. СПб.: РГПУ, 2001. 253 с.



В раздел образования