Анализ характеристики Хлестакова по пьесе "Ревизор"
Автор: Вотрина Галина Николаевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Еланская СОШ №2" Населённый пункт: Елань Волгоградская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Анализ характеристики Хлестакова по пьесе "Ревизор" Раздел: полное образование
Автор - Вотрина Г.Н.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Еланская СШ № 2»
Методический материал
к проведению анализа характеристики Хлестакова по
пьесе Гоголя «Ревизор».
Анализ
литературного
произведения
играет
одну
из
главных
ролей
в
изучении
такого
предмета
как
литература.
Результат
хорошего
анализа
зависит не только от интересов и склонностей учителя, его мастерства, но и
в первую очередь от подготовленности учеников, а также непосредственных
потребностей их развития. Чтобы точнее определить характер, направление,
содержание
литературного
анализа,
учителю
важно
представлять
возможности
своих
учеников.
Телевидение,
кино,
театры,
компьютеры,
способствуют обильным впечатлением у детей поэтому, постаралась хотя бы
приблизительно ,определить
интеллектуальный
уровень развития своих
учеников. В моем случае это просто необходимо, так как я работаю в трех
классах и, конечно – же, уровень развития детей в каждом классе разный. К
этому
стоит
добавить
и
тот
факт,
что
будем
делать
анализ
не
просто
литературного
произведения,
а
пьесы.
Общий
анализ
произведения,
составление
характеристики
её
главных
героев,
решение
проблемных
вопросов
-
всё
это
вносит
определенные
трудности
в
деятельность
семиклассников
на
уроке.
Этому
есть
причины.
В
пьесе
Гоголь
рассматривает
скрещение
эпического
и
лирического
начал,
соединение
объективности эпоса и субъективности лирики. При чтении и, особенно, при
восприятии, возникает ряд особенностей, которые создают дополнительные
трудности анализа. Хорошим помощником при решении трудностей анализа
в работе по пьесе выбрала методическое пособие авторов А.М. Докусова и
В.Г. Марацмана. Кстати, их рекомендации использую уже не первый год,
результаты хорошие: ребята продуктивно работают в течение всего урока,
развивается творческое мышление. Они уверенно пишут мини- сочинения,
сравнивают
собственные
впечатления
от
характеров
выписанных
ими
характеристик
с
портретами
иллюстраций
известных
художников-
портретистов.
Хочу поделиться
наработками проведения анализа общей
характеристики
Хлестакова. Моя задача состояла в том, чтобы дети не
просто
составили
объективную
характеристику
главного
героя,
но
и
подчеркнули при этом многогранность его образа .
После
знакомства
с
содержанием
пьесы,
перед
уроком,
посвященным
характеристике
Хлестакова,
попросила
коротко
охарактеризовать
гоголевского героя после первого прочтения пьесы. Так вот, оказалось, что
многие дети односторонне определяют характер Хлестакова: врун, франт,
самолюбив,
любит
развлечение.
Моя
задача
заключалась
в
том,
чтобы
показать, что в Хлестакове
переплетаются
и «существуют» различные
начала. Для этого дала учащимся домашнее задание в виде викторины со
следующими вопросами:
1.Чьи это слова, к кому они обращены?
«.. лучше уехать скорее: ведь вас , право, за кого-то другого приняли..»
( Слуги Осипа к Хлестакову)
«Помилуйте, государыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за
такого человека, который….»
(Хлестаков Марье Антоновне)
«Хорошо, что присох. Я рад…Денег нет у вас?»
(Хлестаков Бобчинскому)
« ..к женскому полу никак не могу быть равнодушным. Какие вам
больше нравятся- брюнетки или блондинки?»
(Хлестаков Луке Лукичу)
«Нет не говорите , иногда очень заманчиво поиграть.»
(Хлестаков городничему)
«Я
люблю
поесть.
Ведь
на
то
живешь,
чтобы
срывать
цветы
удовольствия»
(Хлестаков городничему)
« ..Я , признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой,
а в другой и стишки выкинуть»
( Хлестаков городничему)
« О, да с ним нужно ухо востро».
(Городничий о Хлестакове)
« Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню».
(Хлестаков городничему)
« Генерал, да только с другой стороны»
( Осип в разговоре с Мишкой)
Благодаря
вопросам
домашней
викторины,
учащиеся
свободно
ориентируются в тексте и смогут ответить на вопросы , которые необходимы
для осмысливания образа Хлестакова.
Как Хлестаков жил в Петербурге? С какими мечтами он едет из Петербурга в
провинцию?
Почему
Хлестаков
так
долго
не
догадывался
,
что
его
принимают
за
ревизора?
Как
Хлестаков
объясняет
причины
радушия
чиновников и их «любезные подношения»? Для чего Хлестаков фантазирует
о своем могуществе? Почему он уезжает из города?
и другие. Беседа ,
построенная на ответах учащихся,
приведет к выводам о нравственной и
социальной опасности «хлестаковщины».Чтобы учащиеся могли более точно
дать описание характера
Хлестакова, использовала слайды
иллюстраций
Боклевского ,
Кардовского и Константиновского. Каждый художник по-
своему
выписывает
характер главного героя, и ребята это отметили.
Например, у Боклевского Хлестаков изображен воинственным и наглым. Об
этом свидетельствует вызывающе поднятая голова, вздернутый нос. Широко
расставленные ноги и жесты рук как бы говорят: «Я везде, везде».
Ребята
сделали
вывод:
на
картине
Боклевского
Хлестаков
изображен
наглым, хвастливым, самонадеянным .Некоторые дети подчеркнули тот факт,
что наверное, таких людей в обществе было много. Этот вывод дополнился
после просмотра
иллюстрации
Кардовского, который изобразил нашего
главного героя человеком « без царя в голове», пустым позером. Портретист
Константиновский выписал Хлестакова капризным баловнем, который любит
курить дорогие сигареты, вкусно поесть и поспать. Это авторский ключ
художника
к
образу
Хлестакова.
Такой
самостоятельный
анализ
иллюстраций
помогает
активизировать
мысль
учащихся,
развивает
воображение и готовит детей к сравнению. Помогаю им дополнительными
вопросами
и
уточнениями.
Вот
так,
совместными
усилиями
раскрыли
многогранность характера главного героя пьесы:
Хлестаков- человек наглый и хвастливый, самонадеянный. Он совершенно
пустой , без « царя в голове» молодой человек. Он врун, но в его лжи нет
конкретной
цели,
его
увлекают
фантазии.
Хлестаков
лжет,
чтобы
возвыситься в глазах окружающих. Для него главное в жизни вкусно поесть,
поспать, поволочиться за дамами. Жизненный принцип - надо жить , «чтобы
срывать цветы удовольствия». Молодой герой пьесы в тогдашнем обществе
не одинок. Его сверстники повсюду, этим и страшны Хлестаковы.
В конце урока после характеристики Хлестакова, выполненной на основе
анализа содержания отдельных глав пьесы, итога работы на уроке, оценки
каждого, кто принимал активное участие в работе на уроке,
предлагаю
вопрос домашнего задания :
«Если Хлестаков лжет бескорыстно, то
почему
городничий
поддается
такому
обману.
Вопрос
,
конечно,
проблемный для семиклассников, но при правильно построенном анализе –
вполне решаемый. Подборка материалов из текста пьесы дома, поможет мне
доступно и полно вместе с ребятами дать характеристику городничему.
Построенный
таким
образом
урок,
помог
мне
выполнить
задачи
нравственного и социального плана , раскрыть философские и эстетические
интересы учащихся этого возраста. У детей концентрируется внимание,
развивается мышление, и они будут способны к анализу причин и следствий
жизни героев изучаемого произведения.