Напоминание

Анализ характеристики Хлестакова по пьесе "Ревизор"


Автор: Вотрина Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СОШ №2"
Населённый пункт: Елань Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анализ характеристики Хлестакова по пьесе "Ревизор"
Раздел: полное образование





Назад




Автор - Вотрина Г.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ «Еланская СШ № 2» Методический материал к проведению анализа характеристики Хлестакова по пьесе Гоголя «Ревизор».
Анализ литературного произведения играет одну из главных ролей в изучении такого предмета как литература. Результат хорошего анализа зависит не только от интересов и склонностей учителя, его мастерства, но и в первую очередь от подготовленности учеников, а также непосредственных потребностей их развития. Чтобы точнее определить характер, направление, содержание литературного анализа, учителю важно представлять возможности своих учеников. Телевидение, кино, театры, компьютеры, способствуют обильным впечатлением у детей поэтому, постаралась хотя бы приблизительно ,определить интеллектуальный уровень развития своих учеников. В моем случае это просто необходимо, так как я работаю в трех классах и, конечно – же, уровень развития детей в каждом классе разный. К этому стоит добавить и тот факт, что будем делать анализ не просто литературного произведения, а пьесы. Общий анализ произведения, составление характеристики её главных героев, решение проблемных вопросов - всё это вносит определенные трудности в деятельность семиклассников на уроке. Этому есть причины. В пьесе Гоголь рассматривает скрещение эпического и лирического начал, соединение объективности эпоса и субъективности лирики. При чтении и, особенно, при восприятии, возникает ряд особенностей, которые создают дополнительные трудности анализа. Хорошим помощником при решении трудностей анализа в работе по пьесе выбрала методическое пособие авторов А.М. Докусова и В.Г. Марацмана. Кстати, их рекомендации использую уже не первый год, результаты хорошие: ребята продуктивно работают в течение всего урока, развивается творческое мышление. Они уверенно пишут мини- сочинения, сравнивают собственные впечатления от характеров выписанных ими характеристик с портретами иллюстраций известных художников- портретистов. Хочу поделиться наработками проведения анализа общей характеристики Хлестакова.
Моя задача состояла в том, чтобы дети не

просто

составили

объективную

характеристику

главного

героя,

но

и

подчеркнули при этом многогранность его образа .
После знакомства с содержанием пьесы, перед уроком, посвященным характеристике Хлестакова, попросила коротко охарактеризовать гоголевского героя после первого прочтения пьесы. Так вот, оказалось, что многие дети односторонне определяют характер Хлестакова: врун, франт, самолюбив, любит развлечение. Моя задача заключалась в том, чтобы показать, что в Хлестакове переплетаются и «существуют» различные
начала. Для этого дала учащимся домашнее задание в
виде викторины со

следующими вопросами:

1.Чьи это слова, к кому они обращены?

«.. лучше уехать скорее: ведь вас , право, за кого-то другого приняли..»

( Слуги Осипа к Хлестакову)

«Помилуйте, государыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за

такого человека, который….»

(Хлестаков Марье Антоновне)

«Хорошо, что присох. Я рад…Денег нет у вас?»

(Хлестаков Бобчинскому)

« ..к женскому полу никак не могу быть равнодушным. Какие вам

больше нравятся- брюнетки или блондинки?»

(Хлестаков Луке Лукичу)

«Нет не говорите , иногда очень заманчиво поиграть.»

(Хлестаков городничему)

«Я

люблю

поесть.

Ведь

на

то

живешь,

чтобы

срывать

цветы

удовольствия»

(Хлестаков городничему)

« ..Я , признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой,

а в другой и стишки выкинуть»

( Хлестаков городничему)

« О, да с ним нужно ухо востро».

(Городничий о Хлестакове)

« Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню».

(Хлестаков городничему)

« Генерал, да только с другой стороны»

( Осип в разговоре с Мишкой)

Благодаря вопросам домашней викторины, учащиеся свободно ориентируются в тексте и смогут ответить на вопросы , которые необходимы для осмысливания образа Хлестакова. Как Хлестаков жил в Петербурге? С какими мечтами он едет из Петербурга в провинцию? Почему Хлестаков так долго не догадывался , что его принимают за ревизора? Как Хлестаков объясняет причины радушия чиновников и их «любезные подношения»? Для чего Хлестаков фантазирует о своем могуществе? Почему он уезжает из города? и другие. Беседа , построенная на ответах учащихся, приведет к выводам о нравственной и социальной опасности «хлестаковщины».Чтобы учащиеся могли более точно дать описание характера Хлестакова, использовала слайды иллюстраций Боклевского , Кардовского и Константиновского. Каждый художник по- своему выписывает характер главного героя, и ребята это отметили. Например, у Боклевского Хлестаков изображен воинственным и наглым. Об этом свидетельствует вызывающе поднятая голова, вздернутый нос. Широко расставленные ноги и жесты рук как бы говорят: «Я везде, везде». Ребята сделали вывод: на картине Боклевского Хлестаков изображен наглым, хвастливым, самонадеянным .Некоторые дети подчеркнули тот факт, что наверное, таких людей в обществе было много. Этот вывод дополнился после просмотра иллюстрации Кардовского, который изобразил нашего главного героя человеком « без царя в голове», пустым позером. Портретист Константиновский выписал Хлестакова капризным баловнем, который любит курить дорогие сигареты, вкусно поесть и поспать. Это авторский ключ художника к образу Хлестакова. Такой самостоятельный анализ иллюстраций помогает активизировать мысль учащихся, развивает воображение и готовит детей к сравнению. Помогаю им дополнительными вопросами и уточнениями. Вот так, совместными усилиями раскрыли многогранность характера главного героя пьесы: Хлестаков- человек наглый и хвастливый, самонадеянный. Он совершенно пустой , без « царя в голове» молодой человек. Он врун, но в его лжи нет конкретной цели, его увлекают фантазии. Хлестаков лжет, чтобы возвыситься в глазах окружающих. Для него главное в жизни вкусно поесть, поспать, поволочиться за дамами. Жизненный принцип - надо жить , «чтобы срывать цветы удовольствия». Молодой герой пьесы в тогдашнем обществе не одинок. Его сверстники повсюду, этим и страшны Хлестаковы. В конце урока после характеристики Хлестакова, выполненной на основе анализа содержания отдельных глав пьесы, итога работы на уроке, оценки
каждого, кто принимал активное участие в работе на уроке,
предлагаю

вопрос домашнего задания :

«Если Хлестаков лжет бескорыстно, то

почему

городничий

поддается

такому

обману.
Вопрос , конечно, проблемный для семиклассников, но при правильно построенном анализе – вполне решаемый. Подборка материалов из текста пьесы дома, поможет мне доступно и полно вместе с ребятами дать характеристику городничему. Построенный таким образом урок, помог мне выполнить задачи нравственного и социального плана , раскрыть философские и эстетические интересы учащихся этого возраста. У детей концентрируется внимание, развивается мышление, и они будут способны к анализу причин и следствий жизни героев изучаемого произведения.


В раздел образования