Напоминание

Изучение событий через анализ различных источников информации


Автор: Закиров Айдар Замилевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Югорск
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Изучение событий через анализ различных источников информации
Раздел: среднее образование





Назад




Слайд 1. – Всем добрый день! Вашему вниманию предлагаю, мастер- класс на тему «Изучение

событий через анализ различных источников информации». Посмотрите, пожалуйста, на

экран.

Слайд 2.

- Начал я свой мастер-класс с фрагмента выступления Владимира

Владимировича Путина. Наш Президент акцентирует внимание на изучении истории, пытается

донести информацию, которая зацепит, заинтересует, заставит задуматься над событиями,

которые происходили в истории нашего государства.- Я думаю, что вы уже поняли, что в этом

кратком фрагменте В. В. Путин говорит о разных точках зрения на происхождение

Древнерусского государства.

Слайд 3. Разные сведения мы можем получать из различных источников, которые должны быть

подлинными и достоверными.

Слайд 4. - А, пока, позвольте начать с небольшого опроса. Нам понадобится правая рука.

Помашите мне ею. Сейчас я вам буду предлагать суждения, а вы, если считаете, суждение

правильным загибаете палец на руке, если считаете, что оно неправильное не делаете этого.

Попробуем? Итак, суждений будет 4. Прошу вас отвечать быстро.

- Итак, суждение первое. Египетские пирамиды были возведены за счет рабского труда. Если –

да, палец загнули, если нет – оставили.

- Суждение номер два. Казнь самых опасных преступников в царской России проходили в

Москве на Лобном месте на Красной площади. Если считаете, что верно – палец загибаем, нет –

не загибаем.

- Суждение третье. В идеальном для декабристов обществе все категории населения должны

быть равны в правах.

- Последнее суждение. На Ордене Александра Невского, введенном в 1942 г., изображен

единственный сохранившийся прижизненный профиль князя.

Слайд 5. - Ну что, маленький опрос окончен, давайте подведем его итоги. Поднимите вверх

руку те, кто считает, что все суждения верны.

- Поднимите руку те, у кого загнуто 3 пальца. Значит, вы считаете, что было больше

правильных суждений, чем неправильных.

- А, теперь поднимите руку те, у кого загнут 1 палец. Значит, вы считаете, что было больше

неправильных ответов, чем правильных. Я правильно понимаю?

- И последнее. Поднимите руку те, кто не загнул ни одного пальца. Значит, вы считаете, что

среди этих суждений нет правильных. А можно попросить вас подняться. Я хочу, чтобы на вас

посмотрели все. Поаплодируем им. Ни одно из суждений, которые я вам представил, не

являются правильным.

- Давайте разбираться с каждым. Слайд 6. Пирамиды строили не рабы, по мнению современных

историков, потому что они появятся в эпоху среднего царства. Пирамиды строили свободные

общинники - земледельцы.

Слайд 7. - На Лобном месте никогда не производились казни. Лобное место служило местом

для зачитывания царских указов. Суриков Василий Иванович рисует неверную картину, Петр I

казнил стрельцов на Болотной площади.

Слайд 8.

- По поводу всеобщего равенства прав декабристов. Избирательного права не

получили бы кто? Конечно, женщины.

Слайд 9. - И последнее. На ордене Александра Невского изображен не Александр Ярославич,

потому что ни одного прижизненного профиля его не сохранилось. А изображен профиль

советского артиста Николая Черкасова, который исполнил блестяще эту роль в фильме Сергея

Эйзенштейна 1938 г.

- То, о чем мы сейчас с вами говорили можно назвать вымыслом, мифом. Поэтому всегда

необходимо проверять подлинность и достоверность любого источника. Давайте определимся с

его признаками.

- Миф принимается нами на веру

- Миф не требует подтверждения

- Миф не терпит к себе вопросов.

Слайд 10.

- И вот сейчас, фокус-группе предстоит, проанализировав вещественные и

письменные источники, установить, что же является мифом, а что нет. Необходимо 3

добровольца, которые примерят на себе роль археологов. Представьте, что вы участники

археологической экспедиции. Перед вами инструменты для проведения раскопок, лопатка,

грабли, кисточки. На вашем столе лежит информационная карта от группы студентов

исторического факультета Энского университета, которые ездили на археологические раскопки,

по завершению которых обнаружили артефакты и пришли к выводу, что находки относятся к

середине XIX века. События, описанные в источниках, происходили на территории Индии и

посвящены русско - японской войне. Ваша задача найти 4 артефакта, извлечь их и установить

достоверность информации. Время для работы – 5 минут. Подхожу и объясняю, что делать.

Слайд 11. - А, пока фокус группа выполняют задание, я хотел бы поговорить об использовании

анализа источников. Здесь необходимо соблюдать главный критерий – это аутентичность и

достоверность

информации.

Установлением

достоверности

занимается

фокус

группа.

Археологи, какие исторические предметы уже удалось обнаружить?

Анализ источников дает реальную возможность приобрести навыки понимания и анализа

любой информации в повседневной жизни. Позволяет приобрести необходимый для жизни

практический навык (через подобный метод учимся анализировать публикации и любые другие

печатные материалы, а также аудио- и видеоматериалы, СМИ).

Слайд 12. Что дает нам источниковедческий анализ:

1.

Критическое осмысление различных источников информации

2.

Формирование представления о событиях из источников различного типа.

3.

Обеспечение собственной безопасности в современном информационном пространстве.

Слайд 13. - Итак, фокус группа, что вам удалось найти? (Ответ) Слайд 14 Ваша задача

заключалась в проверке достоверности предоставленной студентами информации.

– В информационной карте студентов было сказано. Во – 1х, что найденные находки относятся

к 19 веку. Так ли это? Почему так решили? Верно. События, описанные в источниках,

происходили на территории Индии. Это достоверная информация? Почему? Группа студентов

определила, что артефакты относятся к русско - японской войне. Так ли это? Почему?

Получилось у вас установить при помощи анализа источников информации правдивость и

достоверность сведений? - Спасибо, фокус-группа.

Слайд 15. Мифы, легенды, события, которые все еще вызывают споры в научной среде, есть и

будут. К сожалению, сейчас мы являемся свидетелями, как создаются фейки о событиях,

которые происходят в современное время. Ведется информационная война, пытаются внести

смуту в наше общество. Губительность вышеназванных явлений должна быть понятна

абсолютно каждому в нашей стране. Поэтому очень важно уметь анализировать различные

источники информации, критически к ним относится, научиться думать и вырабатывать

собственное мнение. Слайд 16.

- Всем спасибо за внимание!



В раздел образования