Напоминание

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Автор: Трофимова Оксана Ивановна
Должность: заместитель директора по воспитанию и социализации
Учебное заведение: ОГАОУ "Интеграция"
Населённый пункт: Томская область, Томский района, п. Зональная станция
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА

СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Совет старшеклассников (СС) является ключевым элементом

ученического самоуправления в общеобразовательной организации.

Его деятельность направлена на формирование лидерских качеств,

развитие

социальной

активности

учащихся

и

вовлечение

их

в

управление школьной жизнью. Однако эффективность работы СС во

многом

зависит

от

выбранной

организационной

модели,

которая

должна

учитывать

специфику

образовательного

учреждения,

возрастные особенности учащихся и их мотивацию.

В

данной

статье

рассматривается

организационная

модель

деятельности

Совета

старшеклассников,

включающая

структурные

компоненты,

функциональные

обязанности,

механизмы

взаимодействия

с

администрацией

школы

и

педагогическим

коллективом.

Особое

внимание

уделяется

практическим

аспектам

внедрения модели, позволяющим повысить результативность работы

ученического самоуправления.

1.

Теоретические

основы

деятельности

Совета

старшеклассников

1.1. Понятие и функции ученического самоуправления

Ученическое самоуправление (УС) — это форма организации

жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие

их

самостоятельности

в

принятии

и

реализации

решений

для

достижения

общественно

значимых

целей.

В

рамках

общеобразовательной

организации

УС

выполняет

следующие

функции:

Представительская

выражение

интересов

учащихся

перед

администрацией и педагогами.

Организационная — планирование и проведение мероприятий.

Воспитательная

формирование

ответственности,

инициативности, лидерских качеств.

Коммуникативная

обеспечение

взаимодействия

между

учащимися, учителями и родителями.

Совет старшеклассников, как высший орган УС, координирует

работу

активистов,

разрабатывает

стратегию

развития

школьного

сообщества

и

выступает

связующим

звеном

между

учениками

и

администрацией.

1.2. Нормативно-правовая база деятельности СС

Деятельность

Совета

старшеклассников

регламентируется

следующими документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(ст.

34,

п.

1.11),

гарантирующий

право

учащихся

на

участие

в

управлении образовательной организацией.

Устав

школы,

в

котором

закреплены

принципы

ученического

самоуправления.

Положение

о

Совете

старшеклассников,

определяющее

его

структуру, полномочия и порядок работы.

Соответствие деятельности СС законодательным требованиям

обеспечивает ее легитимность и эффективность.

2. Организационная модель Совета старшеклассников

2.1. Структура и основные направления деятельности

Оптимальная организационная модель СС включает несколько

уровней управления:

Высший

уровень

Общее

собрание

старшеклассников,

на

котором избирается председатель и утверждается план работы.

Исполнительный уровень — Совет, состоящий из руководителей

секторов (культурного, спортивного, информационного, социального и

др.).

Рабочие

группы

временные

или

постоянные

объединения

учащихся для реализации конкретных проектов.

Ключевые направления деятельности:

Организация

мероприятий

(праздники,

конкурсы,

благотворительные акции).

Социальное

проектирование

(инициативы

по

улучшению

школьной среды).

Медиация (разрешение конфликтов среди учащихся).

Обратная связь с администрацией (внесение предложений по

учебному процессу и внеурочной деятельности).

2.2. Принципы формирования и работы СС

Для

обеспечения

эффективности

Совета

старшеклассников

необходимо соблюдение следующих принципов:

Добровольность

участие

в

СС

должно

быть

осознанным

выбором учащихся.

Ротация кадров — регулярная смена активистов для вовлечения

большего числа старшеклассников.

Прозрачность — открытое обсуждение решений и отчетность

перед школьным сообществом.

Партнерство — взаимодействие с педагогами на равных, без

авторитарного давления.

2.3.

Взаимодействие

с

администрацией

и

педагогическим

коллективом

Успешная

деятельность

СС

невозможна

без

поддержки

со

стороны взрослых. Основные формы сотрудничества:

Совместные совещания с представителями администрации для

согласования инициатив.

Кураторство

назначение

педагога-наставника,

который

консультирует, но не управляет Советом.

Интеграция в образовательный процесс — включение проектов

СС в программу воспитательной работы школы.

3. Практические аспекты реализации модели

3.1. Этапы внедрения организационной модели

Диагностический — анализ потребностей учащихся, выявление

активных старшеклассников.

Организационный — формирование структуры СС, разработка

Положения.

Деятельностный — запуск проектов, проведение мероприятий.

Рефлексивный — оценка результатов, корректировка модели.

3.2. Критерии эффективности работы СС

Уровень вовлеченности (количество участников мероприятий).

Количество реализованных инициатив.

Удовлетворенность учащихся (опросы, обратная связь).

Признание со стороны администрации (включение предложений

СС в управленческие решения).

3.3. Типичные проблемы и пути их решения

Низкая мотивация учащихся → внедрение системы поощрений

(грамоты, дополнительные баллы для портфолио).

Конфликты

внутри

Совета

проведение

тренингов

по

командообразованию.

Формальный подход администрации → демонстрация конкретных

результатов работы СС.

Заключение

Организационная

модель

деятельности

Совета

старшеклассников должна быть гибкой, ориентированной на реальные

потребности учащихся и школы. При грамотном построении структуры,

четком

распределении

функций

и

налаженном

взаимодействии

с

администрацией СС становится действенным инструментом развития

ученического самоуправления.

Внедрение предложенной модели позволит повысить социальную

активность старшеклассников, сформировать у них навыки управления

и ответственности, а также создать в школе атмосферу сотрудничества

между учащимися и педагогами. Дальнейшие исследования могут быть

направлены

на

разработку

методик

оценки

эффективности

деятельности СС в различных образовательных условиях.



В раздел образования