Автор: Мамонтова Александра Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Рисунок с основами перспективы Методические рекомендации по выполнению построения геометрических тел в рисунке для студентов 2 курсов Специальностей: 42.02.01 «Реклама», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Раздел: среднее профессиональное
Мамонтова А.Е.
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж имени
Героя Советского Союза В. А. Беглова» (ОГБПОУ РСК)
г. Рязань
Методическая разработка
по дисциплине
ОП.01 Рисунок с основами перспективы
Методические рекомендации по выполнению построения геометрических
тел
в рисунке для студентов 2 курсов Специальностей: 42.02.01
«Реклама», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Аннотация
Данные
методические рекомендации по выполнению построения
геометрических тел предназначены для раскрытия ключевых аспектов и
методов, необходимых для создания точных и выразительных изображений
геометрических форм. Этот сборник охватывает все этапы процесса
построения: от первоначального осмысления до финальных штрихов.
Особое внимание уделяется выбору правильных инструментов, техникам
построения проекций, перспективе и освещению, что позволит студентам
овладеть основами и продвинутыми методами создания геометрических
композиций. Пошаговые инструкции, иллюстрации и примеры помогут
учащимся развить навыки пространственного мышления и точности в
выполнении геометрических рисунков, в аудитории и во внеурочное время,
при самостоятельной работе. Конструктивное построение простых форм, а
затем составление из них более сложных, является для обучающихся
неотъемлемой частью художественного и технического образования.
Пособие
содержит
перечень
видов
и
краткое
теоретическое
описание;
самостоятельные
работы
для
закрепления;
упражнения;
примеры
работ;
формы
контроля
и
критерии
оценки
выполнения
самостоятельных
работ. Предназначена для 2 курсов Специальностей:
42.02.01 «Реклама», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Содержание
Пояснительная записка...............................................................................................
Тема 1. Линейно-конструктивный рисунок проскогранных геометрических
тел..................................................................................................................................
Практическое занятие № 1. Выполнение рисунка куба, стоящего на
горизонтальной плоскости под случайным углом...............................................
Практическое занятие № 2. Выполнение рисунка трехгранной призмы,
стоящей на горизонтальной плоскости...............................................................
Практическое занятие № 3. Выполнение рисунка трехгранной пирамиды,
стоящей на горизонтальной плоскости...............................................................
Тема 2. Построение тел вращения. Окружность, эллипс......................................
Практическое занятие № 4. Выполнение рисунка окружности и
эллипса ...............................................................................................................
Практические занятия № 5. Выполнение рисунка цилиндра стоящего на
горизонтальной плоскости....................................................................................
Практические занятия № 6. Выполнение рисунка шара на
горизонтальной плоскости....................................................................................
Заключение.................................................................................................................
Список литературы:...................................................................................................
Пояснительная записка
Методическое
пособие
по
выполеннию
практических
работа
разработано на основе Фередального государственного образоватлеьного
стандарта по профессии среднего профессионального образования 42.02.01
«Реклама», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» в соответствии с рабочей
прграммой учебной дисциплины Рисунок с основами перспективы.
Предмет рисунок с основами перспективы относится к разряду
точных наук, рисование — это удивительный и сложный процесс создания
иллюзии видимого мира, основанный на реалистичном изображении. Этот
предмет в учебных программах творческих специальностей является
важнейшей и необходимой дисциплиной которой отводится особая роль в
обучении дизайнеров и специалистов по рекламе. В частности, данное
пособие
поможет
студентам
разобраться
в
построении
простых
геометрических
форм,
азах
линейной
и
воздушной
перспективы,
составлении и изображении более сложных форм из простых, отработать и
закрепить, качественно усвоить основные принципы рисунка.
На
практических
занятиях
обучающиеся
овладевают
первоначальными
умениями
и
навыками,
которые
в
дальнейшем
закрепляются и совершенствуются в процессе учебной, производственной
практики.
Методические
рекомендации
по
разработке
и
проведению
практических занятий включают:
1. Пояснительная записка с указанием необходимых знаний, умений,
практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных
компетенций
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с
определением
знаний,
умений,
практического
опыта,
общих
и/или
профессиональных компетенций по темам (разделам)
3. Тематическое планирование практических занятий
4. Практические задания с указанием вида, формы, цели и задач
работы,
материально-техническим
оснащением,
информационными
источниками по теме, методическими рекомендациями по подготовке к
занятиям.
Требования к выполнению практической работы:
Выполненная работа предоставляется преподавателю в папке для
выполнения практических работ.
Тема 1. Линейно-конструктивный рисунок проскогранных
геометрических тел
Практическое занятие № 1
Выполнение рисунка куба, стоящего на горизонтальной плоскости
под случайным углом
Цель работы: Формирование знаний, умений и навыков построения
геометрических тел в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила
линейной и воздушной перспективы на
примере куба
2.
построения геометрической формы-куба
3.
Изучить приемы передачи объема с помощью светотени
4.
Изучить приемы штрихования
5.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях;
модель
гипсового
куба,
ватман
форматА3,
графитный
карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию №1
Из геометрических фигур куб является самой простой. На примере
изображения формы куба разберем правила линейной и воздушной
перспективы, правильные приёмы штриховки, передачу объёмной формы
предметов. Обычно используется белый гипсовый куб (на белом лучше
видна светотень). Рисунок следует вести только с натуры.
Построение
куба.
Куб
представляет
собой
прямоугольную
равностороннюю призму, которая состоит из 6 граней, противоположные
грани куба параллельны. Места пересечения граней называются рёбрами
куба. Все рёбра можно разделить на 3 группы, в каждой из них все грани
параллельны друг другу: 4 грани вертикальные, 4 горизонтальные грани,
повернутые влево и 4 горизонтальные грани, направленные вправо.
Порядок выполнения работы:
1. Любой рисунок следует начинать с композиционного размещения
предмета на листе. Легкими засечками по бокам, сверху и снизу размечают
место и размер предмета, его общие величины, точки углов.
2. С учетом перспективного сокращения по конструктивным точкам
вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
3. На данном этапе происходит проверка и уточнение пропорций, и
перспективное
построение
объёмно-пространственной
формы
куба.
Определяются границы собственной и падающей теней.
4.
При помощи легкого, но разного в отдельных частях, тона
выявляют основные свето-теневые отношения, моделируют обьемную
форму, наносятся собственные и падающие тени, обозначают тональность
фона, плоскостей стола.
5.
Этап на котором происходит полная оканчательная тональная
проработка формы, работа светотональными отношениями: свет, тень,
полутень, рефлекс.
6.
Подведение
итогов,
проверка
и
обобщение
рисунка
для
достижения целостности.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
Задания выполнены в полном объеме, построения геометрических фигур
произведены верно, переданы пропорции, работа аккуратная
1. Общая композиция: Куб размещен в пространстве листа гармонично,
композиция сбалансирована и визуально привлекательна.
2. Форма и пропорции: Куб изображен с безупречным соблюдением всех
пропорций, правильной перспективой и точными углами. Плоскости
куба сохраняют свою геометрическую точность и четко выделены.
3. Линии и штриховка: Линии рисунка четкие, аккуратные и
разнообразные по тону, что придает изображению объем. Штриховка
равномерная, уложенная по форме с правильным распределением света и
тени, что создает реалистичное ощущение трехмерности.
4. Свет и тень: Световые и теневые участки выполнены с полным
пониманием источника света, что делает рисунок выразительным.
Полутени и рефлексы прорисованы с высокой точностью, добавляя
детализацию и глубину.
5 баллов
отлично
Задания выполнены в полном объеме, построения геометрических фигур
произведены недостаточно верно, работа аккуратная
1. Общая композиция: Куб расположен несколько менее гармонично,
возможно, есть незначительные ошибки в размещении на листе.
2. Форма и пропорции: Основная геометрия куба передана верно, с
небольшими отклонениями в перспективах и пропорциях, которые не
бросаются в глаза.
3. Линии и штриховка: Линии в целом аккуратные, но могут быть
небольшие несоответствия в тональности. Штриховка достаточная для
передачи объема, но может быть менее ровной.
4. Свет и тень: Светотеневая модель в целом соблюдена, но может не
хватать некоторых тонких переходов и деталей, которые создают полноту
трёхмерного изображения.
4 балла
хорошо
Задания выполнены не в полном объеме, построения геометрических
3 балла
удовлетво-
фигур произведены недостаточно верно, работа аккуратная
1. Общая композиция: Куб может быть неудачно расположен в
пространстве листа, композиция, кажется, не совсем сбалансированной.
2. Форма и пропорции: Куб изображен с заметными ошибками в
перспективах и пропорциях, углы могут быть неправильно переданы.
3. Линии и штриховка: Линии не всегда четкие, могут быть сбои в
ровности. Штриховка недостаточно равномерна, с ошибками в
распределении света и тени, что затрудняет восприятие объема.
4. Свет и тень: Основные светотеневые градации соблюдены, но есть
проблемы с рядом переходов, что создаёт плоский или неконкретный
эффект.
рительно
Задания выполнены не в полном объеме, построения геометрических
фигур недостаточно верно, работа не аккуратная
1. Общая композиция: Куб плохо вписан в лист, структурные ошибки
критичны, композиция нарушена.
2. Форма и пропорции: Куб изображен с грубыми ошибками в геометрии,
пропорции и углах сильное искажение.
3. Линии и штриховка: Линии небрежны, неравномерны, штриховка
неудачна и плохо распределена, что делает невозможным четкое
восприятие объема.
4. Свет и тень: Светотеневая модель отсутствует или выполнена крайне
неудачно, рисунок выглядит плоским и ненатуральным
2 балла
неудовлет-
воритель-
но
Практическое занятие № 2
Выполнение рисунка трехгранной призмы, стоящей на
горизонтальной плоскости
Цель работы: Формирование знаний, умений и навыков построения
геометрических тел в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила
линейной и воздушной перспективы на
примере трехгранной призмы
2.
построения геометрической формы - трехгранной призмы
3.
Изучить приемы передачи объема с помощью светотени
4.
Изучить приемы штрихования
5.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях; модель гипсовой трехгранной призмы, ватман форматА3,
графитный карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию №2
Как и в случае с кубом начинать знакомство с фигурой необходимо с
тщательного изучения натуры и ее конструкции, и основных точек и ребер.
Трехгранная призма относится к гранным объёмным телам и включает в
себя 6 точек пространственных углов оснований и 3 ребра. Изображение
данного объёмного геометрического тела не мыслится без проведения
вспомогательной центральной оси призмы. Ось призмы определяется
линиями,
проведенными
от
пространственных
углов
оснований
перпендикулярно
ее
противоположным
сторонам
(пересечение
этих
перпендикуляров
даст
рисующему
точку
откуда
будет
выходить
центральная ось). Как и в ситуации с кубом рисовальщик должен
представлять основание и верхнюю площадку фигуры в перспективе. Из
точек их пересечения проводят вертикальную линию являющеюся осью
призмы. При построении данной фигуры важно выбрать удачный ракурс
чтобы предмет выглядел трехмерным, желательно с двумя видимыми
плоскостями и передним ребром, слегка смещенным в сторону.
Порядок выполнения работы:
1. Любой рисунок следует начинать с композиционного размещения
предмета на листе. Легкими засечками по бокам, сверху и снизу размечают
место и размер предмета, его общие величины, точки углов.
2. Рисование осей: Начните с рисования
центральных осей для призмы. Нарисуйте легкий вертикальный
отрезок, который будет определять высоту вашей призмы. Затем добавьте
два
горизонтальных
отрезка,
верхний
и
нижний,
которые
будут
представлять основания треугольных граней. Эти оси должны создать
костяк, на который будут основываться все дальнейшие элементы.
Желательно представить и изобразить проекцию основания (круг, в
который впишутся грани).
3. Создание хорошо проработанных оснований: Начните с нижнего
треугольного
основания.
Правильно
нарисуйте
нижний
эллипс
и
диагоналями найдите его центр, найдите и определите три точки, которые
будут вершинами вашего треугольника, то же самое делается для верхней
части. Затем соедините их прямыми линиями. Это создаст каркас вашей
трехгранной призмы.
4.
Подробная прорисовка граней. Теперь, когда каркас готов,
проверьте чтобы верхние и нижние противоположные грани были
параллельны друг другу, удостоверьтесь что сверху и снизу они имеют
адекватное перспективное сокращение и направленны в точку схода на
линии горизонта. Начните окончательно прорисовывать боковые грани.
Проработайте прямоугольники, соединяющие треугольники, добавив все
необходимые детали и делая линии четкими и уверенными особенно на
первом плане.
5. Тени и освещение. Определите источник света для вашей призмы,
чтобы понять, где будут находиться тени. Легкими штрихами отразите тени
на боковых гранях, постепенно добавляя глубину рисунку. Используйте
контраст между светом и тенями для придания рисунку объемности. На
этом этапе можно убрать вспомогательны линии построения.
6. Детализация и финальные штрихи. Добавьте небольшие детали,
которые сделают ваш рисунок завершенным. Проверьте все линии и углы,
подкорректируйте, если это необходимо. Наконец, проработайте текстуру
поверхности призмы, добавив легкие штрихи или другие элементы, чтобы
придать реалистичный вид вашему рисунку.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
1. Общая композиция: трехгранная призма размещена в пространстве
листа гармонично, композиция сбалансирована и визуально
привлекательна.
2. Точность пропорций: Все грани и углы призмы нарисованы с высокой
точностью, соблюдены перспективы и соотношения сторон.
3. Четкость линий: Линии проведены аккуратно, нет неуверенных
штрихов или размытых контуров.
4. Использование светотени: Тени и световые пятна распределены верно
и помогают передать объём, придавая рисунку реалистичность.
5. Детализация: Отражены мелкие детали, такие как текстура
поверхности, если это необходимо.
6. Общее впечатление: Рисунок выглядит завершённым и
профессиональным, привлекает внимание своей качественной техникой
исполнения.
5 баллов
отлично
1. Общая композиция: трехгранная призма расположена несколько менее
гармонично, возможно, есть незначительные ошибки в размещении на
листе.
2. Точность пропорций: Пропорции в целом соблюдены, возможны
незначительные отклонения, заметные только при внимательном
рассмотрении.
3. Четкость линий: Линии в основном аккуратные, небольшие недочёты
не портят общий вид рисунка.
4. Использование светотени: Тени и световые пятна хороши, но немного
не хватает глубины и объемности.
5. Детализация: Детали присутствуют, но не все из них прорисованы
тщательно.
6. Общее впечатление: Рисунок выглядит аккуратно и профессионально,
хотя есть небольшие недочёты.
4 балла
хорошо
1. Общая композиция: трехгранная призма может быть неудачно
расположена в пространстве листа, композиция, кажется,
несбалансированной.
2. Точность пропорций: есть заметные отклонения в пропорциях и
перспективах, но общая форма призмы узнаваема.
3. Четкость линий: Линии могут быть неуверенными или размытыми,
что мешает восприятию рисунка.
4. Использование светотени: Светотени распределены неправильно, что
снижает объёмность рисунка.
5. Детализация: Детали плохо проработаны, текстура присутствует
минимально.
6. Общее впечатление: Рисунок производит посредственное впечатление,
выглядит небрежно.
3 балла
удовлетво-
рительно
1. Общая композиция: трехгранная призма плохо вписана в лист,
структурные ошибки критичны, композиция нарушена.
2. Точность пропорций: Сильные искажения в пропорциях и
перспективах, призма может выглядеть неправильной формы.
3. Четкость линий: Линии размыты, неаккуратны, множество
исправлений и черновых штрихов.
4. Использование светотени: отсутствует адекватное использование
светотени, рисунок плоский.
5. Детализация: почти полное отсутствие проработанных деталей и
текстур.
6. Общее впечатление: Рисунок выглядит незавершённым и
непрофессиональным, вызывает ощущение небрежности и спешки.
2 балла
неудовлет-
воритель-
но
Практическое занятие № 3
Выполнение рисунка трехгранной пирамиды, стоящей на
горизонтальной плоскости
Цель работы: Формирование знаний, умений и навыков построения
геометрических тел в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила
линейной и воздушной перспективы на
примере трехгранной пирамиды
2.
построения геометрической формы - трехгранной пирамиды
3.
Изучить приемы передачи объема с помощью светотени
4.
Изучить приемы штрихования
5.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях; модель гипсовой трехгранной пирамиды, ватман форматА3,
графитный карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию №2
Трехгранная пирамида характеризуется в своей конструктивной
форме 3 точками пространственных углов оснований и единой точкой
вершины, 6 линями ребер.
Порядок выполнения работы:
Академический рисунок трехгранной пирамиды, как и любого
геометрического тела, требует четкости, внимания к деталям и понимания
базовых принципов перспективы и освещения. Поэтапное выполнение
такого рисунка рекомендуется начинать с выбора угла обзора, композиции
и тщательного построения осей.
1. Композиционное размещение предмета в листе: легкими линиями
обозначаются место и примерный размер предмета, точки углов.
2.
Рисование осей и основания: как и с трёхгранной призмой
начинают изображение с центральной оси и разметки основания в круге.
Определяют соотношение ширины и высоты легкими засечками, затем
точно изображается эллипс основания.
3. Создание хорошо проработанных оснований: Начните с нижнего
треугольного
основания.
Правильно
нарисуйте
нижний
эллипс
и
диагоналями найдите его центр, найдите и определите три точки, которые
будут вершинами вашего треугольника, для верхней части методами
визирования и сравнения определите высоту и точку вершины фигуры.
Затем соедините их прямыми линиями. Это создаст каркас вашей
трехгранной пирамиды, перенесите проекцию на основное изображение и
нарисуйте предварительные грани фигуры.
4.
Подробная прорисовка граней: Проверив изображение все
величины сторон, высоту и четко прорисуйте боковые грани, уделите
внимание ближним линиям они должны быть четче и ярче на первом
плане.
5.
Тени и освещение. Определите источник света для вашей
пирамиды, чтобы понять, где будут находиться тени. Легкими штрихами
отразите тени на боковых гранях, постепенно добавляя глубину рисунку.
Используйте контраст между светом и тенями для придания рисунку
объемности.
На
этом
этапе
можно
убрать
вспомогательны
линии
построения. Можно добавить изображение плоскости, на которой стоит
фигура.
6. Детализация и финальные штрихи. Добавьте небольшие детали,
которые сделают ваш рисунок завершенным. Проверьте все линии и углы,
подкорректируйте, если это необходимо. Наконец, проработайте текстуру
поверхности пирамиды, добавив легкие штрихи или другие элементы,
чтобы придать реалистичный вид вашему рисунку.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
1. Общая композиция: трехгранная пирамида размещена в пространстве
листа гармонично, композиция сбалансирована и визуально
привлекательно.
2. Пропорции и геометрические размеры пирамиды соблюдены с
высокой точностью.
3. Линии рисунка ясные, ровные и имеют разную толщину и яркость с
учетом воздушной перспективы.
4. Качество штриховки и использования светотени показывает глубокое
понимание источников света и объёмов.
5. Детали пирамиды (рёбра, грани, вершина) чётко проработаны и легко
различимы. 6.Нет никаких заметных ошибок или неточностей в
перспективе и соотношениях.
5 баллов
отлично
1. Общая композиция: трехгранная пирамида расположена несколько
менее гармонично, возможно, есть незначительные ошибки в
размещении на листе.
2.Пропорции и размеры пирамиды в основном соблюдены, с
небольшими отклонениями, не влияющими на целостность работы.
3. Линии чертежа в большей степени ровные и чёткие, допускаются
незначительные колебания толщины, переданы основные
пространственные особенности.
4. Штриховка выполнена с пониманием базовых принципов светотени,
хотя могут быть небольшие несоответствия.
5. Детали пирамиды достаточно проработаны и различимы, хотя могут
присутствовать мелкие недостатки.
6. Присутствуют незначительные ошибки в перспективе, которые не
сильно сказываются на общем восприятии рисунка.
4 балла
хорошо
1. Общая композиция: трехгранная пирамида может быть неудачно
расположена в пространстве листа, композиция, кажется,
несбалансированной.
2. Пропорции и размеры пирамиды в основном верны, но имеют
заметные отклонения.
3. Линии рисунка иногда нерегулярные или неравномерные по толщине,
небрежны, нет ощущения воздушной перспективы.
4. Штриховка и светотени выполнены поверхностно, с недостатком
глубины восприятия объёма, штрихи немного небрежны или
присутствует тональная одинаковость.
5. Детали пирамиды слабо проработаны, что затрудняет их точное
различие.
6. Небольшие ошибки в перспективе и соотношениях заметны и снижает
качество рисунка.
3 балла
удовлетво-
рительно
1. Общая композиция: трехгранная пирамида плохо вписана в лист,
структурные ошибки критичны, композиция нарушена.
2. Пропорции и размеры пирамиды нарушены или сильно отклоняются
от нормы.
3. Линии чертежа нечеткие, нерегулярные или слишком вариативные по
толщине и выполнены небрежно и неровно.
4. Штриховка выполнена неаккуратно, хаотично с отсутствием
понимания светотени или же отсутствует совсем\одинакова по тону.
5. Детали пирамиды слабо проработаны или даже неразличимы.
6. Ошибки в перспективе и соотношениях настолько значительны, что
делают рисунок трудным для восприятия.
2 балла
неудовлет-
воритель-
но
Тема 2. Построение тел вращения. Окружность, эллипс
Практическое занятие № 4
Выполнение рисунка окружности и эллипса
Цель работы: Формирование знаний, умений и навыков построения
тел вращения в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила построение рисунков окружности и эллипса
2.
Познакомить с осью, радиусами оснований и конструктивными
точками образующей поверхности окружности и эллипса
3.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях;
модель
гипсового
куба,
ватман
форматА3,
графитный
карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию №4
Окружность — это замкнутая геометрическая линия, все точки
которой отстоят от центра на равном расстоянии.
Эллипс — это замкнутая кривая линия, которая строится на двух
взаимно перпендикулярных осях: большой – горизонтальной и малой –
вертикальной, делящих друг друга пополам в точке пересечения. В рисунке
эллипс это круг в перспективе в котором нет углов, а есть плавные
переходы от ближней части к дальней.
Тела вращения характеризуются осью, радиусами оснований и
конструктивными точками образующей поверхности тел. Изучение этого
раздела необходимо для изображения гранных геометрических тел,
цилиндра и конуса, шара.
В
изображении
тел
вращения
сложным
элементом
является
рисование их окружностей в перспективе.
Для правильного перспективного построения эллипса необходимо на
плоскости, используя для этого перспективно лежащий квадрат и его
диагонали, на которых отмечаются дополнительные точки.
Порядок выполнения работы
1.
Подготовительный
этап.
Выбор
и
подготовка
материалов:
карандаши различной твердости (например, НВ, 2В), ластик, линейка,
циркуль, бумага для черчения. Разметка рабочего пространства: создание
легкой сетки для определения центра и пропорций будущего изображения.
Работа может вестись от одного эллипса, а можно наметить сразу
несколько осей и точек для нескольких окружностей.
2.Построение основной формы. Определение центров окружностей,
отметьте центральные точки.
3. Начальное построение окружности: осторожно нарисуйте тонкую
линию, чтобы обозначить окружность.
4. Создание эллипсов: эллипсы должны быть нарисованы свободной
рукой, важно учитывать угол наклона и соотношение длины осей.
5. Детализация и уточнение контуров: с помощью более твердого
карандаша (например, НВ) проработайте контуры, делая их более четкими.
6. Сглаживание линий: используйте мягкий карандаш (например, 2В)
для придания линиям натурального вида, усильте линии переднего плана.
Проверка пропорций: оцените правильность пропорций и углов
эллипсов и окружностей с помощью линейки и угломера.
7. Коррекция и шлифовка: исправьте все оставшиеся недочеты.
Финальная проверка: еще раз внимательно осмотрите рисунок для
выявления возможных ошибок.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
1. Точность и пропорциональность: идеально выдержаны пропорции
окружностей и эллипсов.
2.Четкость линий: линии гладкие, аккуратные, без заусенцев и
пересечений.
3.Общая композиция: хорошо сбалансирована и гармонична.
5 баллов
отлично
1. Пропорции: незначительные отклонения, которые не влияют на общий
вид.
2. Линии: слегка нечеткие или неравномерные, но в целом аккуратные.
3. Композиция: в целом сбалансирована, но возможны мелкие недочеты.
4 балла
хорошо
1. Пропорциональные ошибки: имеются заметные отклонения в
пропорциях эллипсов и окружностей.
2. Линии: неравномерные, местами нестабильные и грубые.
3. Композиция: возможно нарушение баланса, что портит общее
впечатление.
3 балла
удовлетво-
рительно
1. Большие отклонения в пропорциях: эллипсы и окружности имеют
значительные отклонения по форме и размеру.
2. Качество линий: линии грубые, с заметными ошибками и
пересечениями.
3. Композиция: отсутствует общая гармония, баланс нарушен.
2 балла
неудовлет-
воритель-
но
Практические занятия № 5
Выполнение рисунка цилиндра стоящего на горизонтальной
плоскости
Цель работы:
Формирование знаний, умений и навыков построения тел вращения
в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила
линейной и воздушной перспективы на
примере цилиндра
2.
построения геометрической формы-цилиндра
3.
Изучить приемы передачи объема с помощью светотени
4.
Изучить приемы штрихования
5.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
Комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях; модель гипсового цилиндра, ватман форматА3, графитный
карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию № 5
Цилиндр – геометрическое тело, форма которого состоит из трех
поверхностей: двух одинаковых по форме плоских кругов и одной,
образующей форму, цилиндрической поверхности. Для того чтобы лучше
разобраться и понять конструктивную основу строения формы цилиндра,
следует подробно изучить натуру.
Построение стоящего цилиндра
Порядок выполнения работы:
1.
Проанализировать
форму
предмета
и
выполнить
композиционное размещение на листе
2.
С учетом ракурса, пропорций и перспективы найти основные
конструктивные точки цилиндра
3.
Уточнить пропорции и перспективное построение объемно
пространственной формы цилиндра
4.
Определить границы теней, нанести собственные и падающие
тени.
5.
Выполнить
тональную
проработку
формы.
Работа
светотональными отношениями: свет, полутень, тень, рефлекс
6.
проверить и обобщить рисунок
Построение лежащего цилиндра
Для
усвоения
материала
и
расширения
знаний,
студентам
необходимо выполнить рисунок лежащего цилиндра с натуры на формате
А3, работа над рисунком должна вестись последовательно, на начальном
этапе обучения допускается возвращение к предыдущим пунктам по
необходимости, для исправления ошибок и доработки, в целом же
необходимо следовать определённым закономерностям.
Изображение цилиндра в горизонтальном положении имеет свои
особенности в отличии от вертикально стоящего. Это обусловлено его
цилиндрической образующей поверхностью, связывающей между собой
оба круглых основания цилиндра. В вертикальном положении цилиндр
строится на базе прямоугольной призмы. Это облегчает объёмно-
пространственное
и
конструктивное
построение
и
конструктивное
построение цилиндра, позволяет правильно строить определить ось
вращения по отношению к оси эллипса и, следовательно, правильно
строить окружности оснований (эллипсы).
Порядок выполнения работы:
1.Определив линию горизонта и положение предмета в пространстве
относительно угла зрения (в этом случае цилиндр находится несколько
сбоку,
а
точка
зрения
выше
цилиндра),
нужно
наметить
его
местоположение.
2.
При построении очень важно правильно определить углы
горизонтальных
направлений
предмета
на
плоскости,
поэтому
изображение призмы начинают с построения ее основания, у которого все
стороны
попарно
равны
высоте
цилиндра
и
диаметру
оснований
окружностей. В последующем эта призма будет служить каркасом для
построения цилиндра в горизонтальном положении.
3. Построение призмы производят с ближайших к нам точек на
пересечении сторон параллелепипеда. В соответствии с положением
предмета нужно наметить горизонтальную, уходящую по направлению к
точкам схода линию основания сторон призмы. Направления этих двух
основных линий, идущих к точкам схода, должны определять основу для
правильного построения призмы, а затем - цилиндра. После чего
производят построение с учетом перспективы.
4. Для определения точек осевой линии призмы следует провести
диагонали противоположных углов ее передней грани. Точка пересечения
диагоналей будет центром оси призмы и цилиндра. Чтобы правильно
вписать окружность основания цилиндра (эллипс) в переднюю грань
призмы, необходимо точно определить прямой угол между осью призмы и
отрезком линии, которая и будет большой осью эллипса. При этом,
независимо от ракурсов и углов поворота, прямой угол между большой
осью эллипса и осью вращения тела является основой для правильного
построения окружностей оснований в его горизонтальном положении.
5.
Итак, определив прямой угол, приступайте к вписыванию
окружностей оснований цилиндра. Здесь большая ось будет определять
наибольший диаметр основания, а малая, которая располагается по оси
цилиндра, - наименьший.
6. Следует обратить внимание, что дальнее основание цилиндра по
мере удаления от рисующего всегда несколько шире (по малой оси), чем
переднее. Это обусловлено закономерностью перспективы.
7. Построив таким образом основания и дополнительно уточнив
окружности (эллипсы), соединяют их образующими. В завершающей
стадии построения изображения следует придать рисунку большую
пространственность за счет усиления линий близлежащих и ослабления
линий дальних форм.
8.
Завершив построение, следует непременно его проверить.
Внимательно проверив возможные ошибки, допущенные в процессе
построения, и исправив их (если таковые имеются), следует перейти к
длительному рисунку с помощью света, тени, полутени и рефлекса.
9. Для продолжения работы над длительным рисунком студентам
необходимо дополнительное изучение закономерностей распределения
светотеней.
Без
этого
невозможно
переходить
к
практическому
выполнению учебных задач в академическом учебном рисунке. Штрих
следует наносить равномерно по всей работе, аккуратно и укладывать его
по форме плоскостей, это позволит добиться эффекта объёмности и
поворота формы.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
1. Пропорции цилиндра переданы с высокой точностью, все размеры и
отношения соблюдены.
2. Перспектива цилиндра выполнена без ошибок, все точки схода и
линии соответствуют естественным законам перспективы.
3. Штриховка и тонирование передают форму и объем цилиндра,
создавая реалистичную иллюзию трехмерности.
4. Светотеневая модель подробно проработана, видны все переходы
света и тени, градации тонов плавные и естественные.
5. Детали и текстура поверхности цилиндра выполнены с вниманием к
мелочам и безупречной точностью.
6. Работа демонстрирует отличное владение материалами (карандаш,
уголь и т.д.) и техниками рисования, компоновкой.
5 баллов
отлично
1. Пропорции цилиндра в целом верны, но могут присутствовать
незначительные отклонения.
2. Перспектива выполнена правильно, но возможны незначительные
ошибки в построении.
3. Штриховка и тонирование передают форму и объем, но могут быть
менее детализированными и точными, чем в работе на "отлично".
4. Светотеневое решение основное, с видимыми тенями и светлыми
участками, но может не хватать мелких градаций.
5. Детали и текстура выполнены хорошо, но могут быть менее
проработаны.
6. Работа демонстрирует хорошее владение материалами и техниками
рисования, композиция в целом гармонична без особых нареканий.
4 балла
хорошо
1. Пропорции цилиндра могут иметь заметные отклонения, но форма в
общем сохранена.
2. Перспектива выполнена с ощутимыми ошибками в построении.
3. Штриховка и тонирование распознаваемы, но недостаточно для
создания полного объема.
4. Светотеневое решение условное, без плавных переходов и глубокой
проработки.
5. Детали и текстура грубо выполнены и могут отсутствовать.
6. Работа демонстрирует базовое владение материалами и техниками, но
с явными недочетами, могут быть нарушены принципы композиции.
3 балла
удовлет-
воритель-
но
1. Пропорции цилиндра сильно искажены, форма нарушена.
2. Перспектива выполнена с грубыми ошибками или отсутствует.
3. Штриховка и тонирование недостаточны для создания объема,
возможны грубые ошибки.
4. Светотеневое решение не проработано, отсутствие градаций и теней.
5. Детали и текстура либо отсутствуют, либо выполнены крайне
небрежно.
6. Работа демонстрирует слабое владение материалами и техниками,
требуется дополнительная практика, нарушены законы композиции.
2 балла
неудов-
летвори-
тельно
Практические занятия № 6
Выполнение рисунка шара на горизонтальной плоскости
Цель работы:
Формирование знаний, умений и навыков построения тел вращения
в перспективе.
Задачи:
1.
Изучить правила
линейной и воздушной перспективы на
примере шара
2.
построения геометрической формы шара
3.
Изучить приемы передачи объема с помощью светотени
4.
Изучить приемы штрихования
5.
Способствовать развитию зрительной памяти
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы:
Комплект
учебно-наглядных
пособий,
в
т.ч.
на
электронных
носителях;
модель
гипсового
шара,
ватман
форматА3,
графитный
карандаш, ластик,
Методические рекомендации по подготовке к Практическому
занятию № 5
Шар
имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность
строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки
находятся на равном удалении от центра Таким образом, поверхность шара
рассматривается
как
форма,
образованная
вращением
окружностей
(образующих) вокруг оси (диаметра). Линейно-конструктивное построение
шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его
форму светотенью. На примере наглядно показаны приемы и методы
построения шара с двумя и более образующими, поэтому останавливаться
на них нет необходимости.
Для
построения
достаточно
ограничиться
двумя-тремя
пересекающимися образующими. Отложив от центра радиусы шара,
проводят замкнутую кривую - контур шара, после чего можно приступить к
лепке его формы светотенью, удалив предварительно вспомогательные
линии построения.
Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством
светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по
сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером
сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности.
Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от
света к тени - к увеличивающимся границам собственных теней и на
затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и
мягко переходит из одной тональности в другую - к падающей тени.
Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания. Сложность
при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления
тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании
иллюзии объемности.
Порядок выполнения работы
Работа
над
академическим
рисунком
шара
требует
последовательного подхода и внимательного соблюдения этапов для
достижения реальных и точных результатов. Такой процесс включает в
себя несколько ключевых шагов, каждый из которых важен для создания
гармоничного и убедительного изображения.
1. Композиция: заключается в компоновке шара на листе. Сначала
следует определить, где ты хочешь разместить шар, учитывая пропорции и
расположение объекта относительно формата бумаги. Это позволит
установить правильные отношения между объектом и пространством, в
котором он существует.
2. Построение основных контуров шара. Начни с легкого наброска
простым карандашом, чтобы избежать грубых линий и исправлений.
Начертание круга должно быть максимально точным, ведь только так
можно передать объемность формы. Важным будет держать руку
достаточно расслабленной, чтобы линии были плавными и естественными.
3. После того как контуры шара будут завершены и подправлены до
идеального состояния, переходи к определению основных светотеневых
отношений, падающих теней и света. Обрати внимание на источник
освещения: откуда падает свет, и где расположены основные зоны тени.
Для этого ты можешь использовать легкую штриховку, чтобы обозначить
светлые и темные участки. На этой стадии важно не торопиться и четко
представить, как свет играется на поверхности шара.
4. Когда основные зоны светотени определены, приступай к более
детальной проработке тональных отношений. Здесь уже можешь усилить
нажим на карандаш, чтобы выразить разницу между самыми темными и
светлыми областями, плоскостями на переднем плане. Начни с самых
темных теней и постепенно переходи к более светлым участкам, не
забывая о зоне рефлексов — светлых участках внутри теней, которые
отражают окружающий свет.
5. Завершающий этап — создание плавных градаций и сглаживание
переходов между светом и тенью. Это необходимо, чтобы рисунок
выглядел естественным и имел трёхмерный вид. Постепенно смягчай
жесткие границы, используя ластик или растушевку, доводя работу до
состояния мраморности и однородности поверхности.
Критерии оценивания
Критерии оценки
Балл
Оценка
1. Точность пропорций: Шар выполнен с идеальной точностью,
наблюдается правильное соотношение объема и контуров. Отрисовка
перспективы безупречна и соответствует выбранной точке зрения.
2.Тональная работа: Переходы от света к тени проработаны детально, без
резких границ. Градиенты плавные и естественные, подчеркивают форму
шара.
3.Техника исполнения: Материалы использованы мастерски, штрихи
плавные и ровные. Без видимых ошибок и поправок.
4 Композиция: Размещение элемента на листе продуманное, шар
гармонично вписывается в пространство и не перегружает его.
5.Уровень детализации: Световые блики и рефлексы выполнены
аккуратно и добавляют ощущение объема и глубины.
5 баллов
отлично
1. Точность пропорций: Шар выполнен с небольшой погрешностью в
пропорциях, но не нарушает общего восприятия.
2.Тональная работа: Градиенты плавные, однако наблюдается некоторая
резкость в переходах от света к тени.
3.Техника исполнения: Работа выполнена аккуратно, но возможны
незначительные ошибки, такие как неровные штрихи.
4.Композиция: Шар хорошо вписан в пространство листа, но можно
улучшить размещение для большей гармонии.
5.Уровень детализации: Блики и рефлексы присутствуют, но не так
проработаны, как хотелось бы.
4 балла
хорошо
1.Точность пропорций: Существенные отклонения в пропорциях шара,
нарушающие общее впечатление.
2.Тональная работа: Переходы от света к тени резкие и неестественные,
создается ощущение "плоскости".
3.Техника исполнения: Материалы используются неумело, множество
исправлений и замазок очевидно.
4.Композиция: Шар расположен на листе случайным образом, не
учитывается гармония и баланс пространства.
5.Уровень детализации: Блики и рефлексы слабо проработаны или
отсутствуют, создавая недостаток объема.
3 балла
удовлетво-
рительно
1.Точность пропорций: Значительные ошибки в пропорциях делают шар
практически неузнаваемым.
2.Тональная работа: Отсутствие грамотных переходов от света к тени,
создается ощущение "линейности".
3.Техника исполнения: Материалы использованы неумело, множество
грубых ошибок.
4.Композиция: Шар не вписан в пространство листа, композиция
хаотическая.
5.Уровень детализации: Полное отсутствие деталей, делающих рисунок
плоским и невыразительным.
2 балла
неудовлет-
воритель-
но
Заключение
Разработка навыков построения геометрических тел в перспективе
является одной из ключевых составляющих в обучении художественному
рисунку. Понимание принципов перспективы и применение их на практике
помогает художникам не только правильно передавать пространство и
объем, но и глубже постигать законы видимого мира. Методические
рекомендации, изложенные в этой разработке, направлены на поэтапное
освоение базовых методов построения и азов академического рисунка и
перспективы. Бедующим специалистам творческих направлений особенно
важно внимательно изучать предложенные упражнения, так как они
закладывают фундамент для дальнейшего художественного роста.
Прежде
всего,
следует
подчеркнуть
значимость
регулярной
практики. Любое мастерство достигается через постоянное тренированнее
и анализ собственных работ. При выполнении упражнений необходимо
обращать внимание на точность линий, аккуратность штриховки и
правильность пропорций.
Важно помнить, что одной из главных задач при построении
геометрических тел является навык видеть и анализировать формы в
пространстве. Художнику необходимо научиться представлять объекты в
различных ракурсах и освещении. Это позволяет не только верно
отображать
пространственные
отношения,
но
и
создавать
более
живописные и убедительные рисунки. Работа с перспективой развивает
также
внимательность
и
концентрацию.
В
процессе
построения
необходимо учитывать множество факторов: линию горизонта, точки
схода, пропорции объектов и многое другое. Этот комплексный подход
позволяет
создавать
рисунки,
которые
убедительно
передают
пространственное восприятие.
Таким
образом,
освоение
основ
перспективы
и
построения
геометрических тел является необходимым этапом в обучении рисованию.
Эти
навыки
не
только
углубляют
художественные
знания,
но
и
способствуют развитию творческого мышления, способности к анализу и
синтезу визуальной информации.
Список литературы:
1. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник, М.: Эксмо,
2014. – 480 с.:ил
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учеб. для студентов худ. граф.
фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 2013.- 240 с.,
ил.
3. Колышев Ю.Б. Рисунок интерьера, М., "Архитектура-С", 2012. – 96 с.
4. Кудряшев К.В. Архитектурная графика, М., "Архитектура-С", 2010. –312
с.