Автор: Смирнова Юлия Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 34 Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Парголово, улица Первого Мая, дом 105 Наименование материала: Методическая разработка Тема: "В гости к Ёжику" Раздел: дошкольное образование
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о
грибах, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые
грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать
зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать
координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику; -
обогащать зрительные впечатления.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие
художественной литературы, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы
на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства: игрушки – мишка, ёжик; печенье – «грибочки»,
лукошко, картинки с грибами, картинка- схема гриба, муляжи грибов,
осенние листочки из цветного картона с загадками, магнитофон, Чудо-
дерево (макет дерева),
Словарная работа: грибница, споры, грибники.
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание
загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах,
беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры
с зашумованными картинками.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришел лесной гость. Вы
узнали её?
Дети: Да, это Мишка Топтышка.
Мишка Топтышка: Здравствуйте гости. Здравствуйте, ребята. Я снова к
вам пришел. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо
на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Мишка Топтышка: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много
припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к
его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь,
подсказать дорогу.
Воспитатель: Мишка Топтышка, а что-же на листочке-то написано, давай
я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то
узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом
листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это - гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Мишка, а ты всё про грибы знаешь?
Нет? Ну, тогда послушай, а, ребята, тебе расскажут все что знают про
грибы.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни
листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что
есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно,
ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры –
это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его
изображением.)
Воспитатель: Ребята а вы помните что у каждого гриба есть свой дом, где
он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. В
сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так
называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом
смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка
и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья,
в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички –
рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан
грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на
пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить,
мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая
белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались,
что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться
кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется
вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому
и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята,
знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба
длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте
в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники –
люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец –
съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Мишка Топтышка нам
дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Мишку Топтышку и
лукошко.)
3. Физкультминутка:
На горе растут дубы (руки поднять вверх)
Под горой растут грибы (присесть)
Мы в корзинки их собрали (наклон)
Быстро к дому побежали (бег)
Воспитатель: Ребята, но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать
правила сбора грибов:
Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают
лес;
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим
жителям леса;
Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать – можно повредить.
Запомнили, а теперь вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за
руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Мишкой
Топтышкой. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки
деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб,
не повредить муравейник.)
Воспитатель: Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только
листьев.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Мишка Топтышка: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Мишке Топтышке муляж гриба
и листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик?
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Загадка 3.
В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)
Загадка 4 .
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Загадка 5.
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
Отгадайте-ка ребята, а зовут их то… (опята)
Загадка 6.
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель
читает загадку.)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не
положили? Ответы детей.
Мишка Топтышка. Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и
топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для
людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый
лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной
шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают
противоречивые ответы или молчат.) Мишка, ты тоже сомневаешься?
Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов:
«Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не
рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Мишка, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы
немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. Прежде чем идти дальше,
покажем Мишке, как мы умеем играть нашими пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчикв лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
Воспитатель. Молодцы. Ребята я убедилась, что названия грибов вы уже
знаете. Я предлагаю поиграть в игру «Чудесные грибы» (с мячом)
6. Дидактическая игра «Чудесные грибы».
- Грибы какие? (Ответы детей: вкусные, полезные, питательные,
съедобные, вареные, маленькие, крепкие, большие, червивые, несъедобные,
жареные, соленые, маринованные)
Мишка Топтышка: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое
дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-
дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за
вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь
и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки
не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Съедобное - несъедобное».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный,
дети хлопают, если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко
съедобных грибов. Угощайся сам и угости Мишку.
9. Сюрпризный момент.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И
я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с
грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а
волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До
свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Мишкой
Топтышкой, съедают по 1 грибу.)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие
молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что
делали? Ответы детей.