Напоминание

«Использование цифровых и интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ»


Автор: Ольга Алексеевна Неустроева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование цифровых и интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование цифровых и интерактивных технологий в

воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ»

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически

отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту

проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук –

это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка,

делают процесс обучения более осознанным.

Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного

обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие

происходит не только между учителем и учениками, но и между группами

или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым

обучением».

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для

учебного процесса и презентации материалов.

Среди них часто выделяют:

интерактивные доски;

интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;

робототехнику и конструкторы LEGO;

интерактивный стол;

беспроводной планшет;

документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его

изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;

интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и

программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;

мобильный планетарий — купол с проектором внутри;

компьютеры и оргтехнику.

Использование информационных технологий помогает педагогам

делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием,

делать процесс обучения более эффективным и практически направленным.

Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые

раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с

функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и

аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система

связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до

автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Метод обучения с использованием компьютерных технологий

помогает педагогу лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск

новых, нетрадиционных форм и методов обучения. Здесь проявляются

творческие способности учителей, логопедов, психологов.

Формы использования интерактивных технологий:

фронтальные,

подгрупповые,

индивидуальные.

Преимущества использования интерактивных игр:

1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам

памяти: зрительной, слуховой, моторной;

2) Повышается мотивация обучения детей;

3) Формирование и развитие совместной координированной деятельности

зрительного и моторного анализаторов;

4) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений;

5) Побуждение детей к познавательной деятельности;

6) Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих

действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС,

предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на

занятиях:

соответствие возрастным особенностям;

занимательность;

грамотность;

создание ситуации успеха;

достижение цели;

стимулировать познавательно-речевое развитие детей;

объекты, воспроизводимые на экране, должны быть достаточными по

размеру, знакомы детям;

задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;

задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;

соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать

знания, обучать в незатейливой игровой форме;

задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является

метод визуализации учебной информации.

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль

наглядного представления информации в обучении велика. Принцип

наглядности является одним из ведущих в педагогике.

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий

является одним из факторов развития концептуально новой модели

образования – открытого образования, основными характеристиками которой

являются непрерывность, доступность, личностное направления.

Развитие и внедрение цифрового обучения детей с ОВЗ дает возможность

преодолеть ряд дидактических барьеров, получить доступ к разнообразным

материалам в доступном, приемлемом формате, что находит отражение в

зарубежном опыте.

Современные цифровые инструменты и сервисы, которые может

использовать педагог в учебном процессе, предназначены для самых

различных целей. Например, для подготовки красочных и наглядных учебно-

методических материалов, создания тестов, записи аудио, видео и

анимационных роликов, создания графических, музыкальных включений,

инфографики, моделирующих программ.

Среди огромного многообразия инструментов цифровизации

образования детей с ОВЗ условно можно выделить средства, которые

являются наиболее эффективными:

- компьютерные тренажеры;

- автоматизированные цифровые системы;

- цифровые фильмы;

- мультимедийные презентации;

- видео демонстрации;

- компьютерные учебно-развивающие программы.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения

задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода. В

процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются

творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость,

трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС

школьного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в

организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе для

создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Существует множество конструкторов для создания интерактивных

упражнений. С помощью огромного количества интернет- ресурсов можно

создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания

следующего характера:

- соотнесение понятий и определений;

- вставка пропущенной буквы или слова;

- кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки;

- поиск слова;

- викторины с одним или множеством правильных ответов;

- интерактивные игры;

- построение ленты времени и др.

Таким образом, развитие цифрового обучения на принципах

открытости должно способствовать обеспечению свободного, открытого

доступа каждого члена общества к процессам обучения и познания.

В нашем ДОУ имеются такие средства интерактивного обучения, как:

- интерактивный стол;

- интерактивная песочница;

- бесконтактный сенсорный игровой датчик «Кинект»

Об их использовании расскажут коллеги.

Новые современные возможности направляют педагогов на решение

образовательных задач разными путями, один из которых – применение

интерактивного оборудования и интерактивных игр. Интерактивные и

мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать ребенка к

стремлению овладеть новыми знаниями.

Информационные технологии помогают совершенствовать процесс

обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и

индивидуальным.



В раздел образования