Автор: Ольга Алексеевна Неустроева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование цифровых и интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
«Использование цифровых и интерактивных технологий в
воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ»
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически
отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту
проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук –
это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка,
делают процесс обучения более осознанным.
Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного
обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие
происходит не только между учителем и учениками, но и между группами
или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым
обучением».
Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для
учебного процесса и презентации материалов.
Среди них часто выделяют:
интерактивные доски;
интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
робототехнику и конструкторы LEGO;
интерактивный стол;
беспроводной планшет;
документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его
изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и
программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
компьютеры и оргтехнику.
Использование информационных технологий помогает педагогам
делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием,
делать процесс обучения более эффективным и практически направленным.
Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые
раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с
функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и
аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система
связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до
автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
Метод обучения с использованием компьютерных технологий
помогает педагогу лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск
новых, нетрадиционных форм и методов обучения. Здесь проявляются
творческие способности учителей, логопедов, психологов.
Формы использования интерактивных технологий:
фронтальные,
подгрупповые,
индивидуальные.
Преимущества использования интерактивных игр:
1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам
памяти: зрительной, слуховой, моторной;
2) Повышается мотивация обучения детей;
3) Формирование и развитие совместной координированной деятельности
зрительного и моторного анализаторов;
4) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений;
5) Побуждение детей к познавательной деятельности;
6) Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих
действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС,
предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на
занятиях:
соответствие возрастным особенностям;
занимательность;
грамотность;
создание ситуации успеха;
достижение цели;
стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
объекты, воспроизводимые на экране, должны быть достаточными по
размеру, знакомы детям;
задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать
знания, обучать в незатейливой игровой форме;
задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является
метод визуализации учебной информации.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль
наглядного представления информации в обучении велика. Принцип
наглядности является одним из ведущих в педагогике.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий
является одним из факторов развития концептуально новой модели
образования – открытого образования, основными характеристиками которой
являются непрерывность, доступность, личностное направления.
Развитие и внедрение цифрового обучения детей с ОВЗ дает возможность
преодолеть ряд дидактических барьеров, получить доступ к разнообразным
материалам в доступном, приемлемом формате, что находит отражение в
зарубежном опыте.
Современные цифровые инструменты и сервисы, которые может
использовать педагог в учебном процессе, предназначены для самых
различных целей. Например, для подготовки красочных и наглядных учебно-
методических материалов, создания тестов, записи аудио, видео и
анимационных роликов, создания графических, музыкальных включений,
инфографики, моделирующих программ.
Среди огромного многообразия инструментов цифровизации
образования детей с ОВЗ условно можно выделить средства, которые
являются наиболее эффективными:
- компьютерные тренажеры;
- автоматизированные цифровые системы;
- цифровые фильмы;
- мультимедийные презентации;
- видео демонстрации;
- компьютерные учебно-развивающие программы.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения
задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода. В
процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются
творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость,
трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС
школьного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в
организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе для
создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Существует множество конструкторов для создания интерактивных
упражнений. С помощью огромного количества интернет- ресурсов можно
создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания
следующего характера:
- соотнесение понятий и определений;
- вставка пропущенной буквы или слова;
- кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки;
- поиск слова;
- викторины с одним или множеством правильных ответов;
- интерактивные игры;
- построение ленты времени и др.
Таким образом, развитие цифрового обучения на принципах
открытости должно способствовать обеспечению свободного, открытого
доступа каждого члена общества к процессам обучения и познания.
В нашем ДОУ имеются такие средства интерактивного обучения, как:
- интерактивный стол;
- интерактивная песочница;
- бесконтактный сенсорный игровой датчик «Кинект»
Об их использовании расскажут коллеги.
Новые современные возможности направляют педагогов на решение
образовательных задач разными путями, один из которых – применение
интерактивного оборудования и интерактивных игр. Интерактивные и
мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать ребенка к
стремлению овладеть новыми знаниями.
Информационные технологии помогают совершенствовать процесс
обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и
индивидуальным.