Напоминание

Организация и проведение творческой площадки «Изобретая колесо»


Автор: Улемнова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮЦ " ТЕМП""
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫКСА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация и проведение творческой площадки «Изобретая колесо»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Методическая разработка

«Организация и проведение

творческой площадки

«Изобретая колесо»»

Составитель:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Улемнова Ирина Владимировна

г. Выкса

2025 г.

Аннотация

В данной методической разработке предлагается конспект занятия для

детей дошкольного и младшего школьного возраста (6 - 8 лет) с

использованием информационных технологий.

Предлагаемую методическую разработку рекомендуется использовать

для

занятий

с

детьми

для

формирования

у

них

художественно-

конструкторских знаний и умений, а также эстетического вкуса.

Данная разработка содержит описание и рекомендации проведения с

детьми занятия по ознакомлению с историей возникновения колеса.

Материал, изложенный в данном конспекте занятия, может быть

использован

в

работе

объединений

и

студий,

в

учреждениях

дополнительного образования.

Данная

методическая

разработка

окажет

значительную

помощь

педагогам дополнительного образования, ведущим занятия по техническому

моделированию, а также учителям начальных классов общеобразовательных

школ – при подготовке и проведении уроков технологии, воспитателям

детских садов.

Представленный методический материал окажется несомненно полезен

для всех категорий педагогов, которым приходится организовывать досуг

детей, расширяя их кругозор и проводя работу в рамках ФГОС.

Область применения методического материала довольно обширна и

может использоваться на тематических классных часах, на внеурочных

занятиях для детей младшего звена школы (6 – 8 лет). Методика насыщена

разными видами деятельности детей.

Данная разработка может быть использована родителями, которые

активно развивают у своих детей творческие, технические, трудовые и

эстетические умения и навыки.

Данное занятие может проводится как самостоятельное, так и в рамках

большого мероприятия, посвященного техническому творчеству.

Методическая

разработка

составлена

с

учётом

личного

и

заимствованного опыта.

Пояснительная записка

Целью данной методической разработки является описание методики

организации занятия с детьми 6 – 8 лет по начально-техническому

моделированию.

Занятие апробировано на Фестивале юных рационализаторов и

изобретателей города Выксы.

Данная методическая разработка является одним из методических

материалов по реализации программы «Умелые ручки».

Рассматриваемое в данной методической разработке занятие является

частью темы: «Колесо – великое изобретение человечества, которое входит в

учебный курс: «Техноград» программы «Умелые ручки».

2

Занятие может проводиться как в рамках большого мероприятия,

посвященного техническому творчеству, так и самостоятельно.

Занятие рассчитано на 60 мин. С учётом возрастных особенностей

детей на занятии используется игровой сюжет. В основу образовательного

процесса

этого

занятия

положены

принципы:

доступности

учебного

материала, свободы выбора и самореализации детей, единства обучения и

воспитания, развития личности ребёнка, сотрудничества педагога и детей.

Представленное

занятие

достаточно

обычное

по

структуре.

Но

содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно

благодаря необычности содержания, занятие способствует ускоренному

развитию личности. Занятие имеет развивающее значение, так как в процессе

изучения

темы,

дети

узнают

что-то

новое,

необычное,

решают

разнообразные творческие задания, а также приобретают умения видеть,

прогнозировать, аргументировать ответы.

Конспект занятия содержит оригинальные творческие идеи, снабжен

схемами для работы. Используя схемы, дети учатся самостоятельно

планировать

свою

практическую

деятельность,

технически

мыслить,

закрепляют свои умения и навыки выполнения простейших сборочных

операций.

Задачи методической разработки

Самое важное в дополнительном образовании – развивать у ребят

интерес к науке и технике, творчеству, помочь сознательно выбрать

будущую профессию, которая принесла бы пользу людям и удовольствие

себе, стала бы смыслом жизни.

Главной задачей методической разработки является привлечение детей

в объединение технической направленности.

Целью данной методической разработки является описание методики

проведения воспитательного мероприятия с элементами учебного занятия по

«конструированию» и «моделированию».

Место проведения

Данное занятие может проводиться в любом учебном кабинете

площадью 20 – 25 м

2

, в котором есть столы, стулья, учебная доска,

компьютер, экран и проектор.

Количество детей, участвующих в творческой площадке «Изобретая

колесо» - 12 человек.

Актуальность

3

Актуальность

данной

методической

разработки

обусловлена

использованием

на занятии элементов проблемного и развивающего

обучения, позволяющей в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме

достичь поставленных педагогических целей и задач.

Данная методическая разработка является актуальной, так как занятия

техническим творчеством помогают детям:

узнать секреты технического мастерства;

познакомиться с миром техники;

приобрести умения и навыки: по работе с чертёжными инструментами

(линейка, карандаш);

учитывать свойства бумаги, картона.

Занятия

техническим

творчеством

развивают

пространственное

воображение и мышление, воспитывают способность искать, думать,

фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти качества

пригодятся человеку в жизни.

Методическая разработка найдет практическое применение в работе

объединений начально-технического моделирования, будет способствовать

развитию технического творчества детей. Занимаясь моделированием, юные

конструкторы получают полезные знания и навыки.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения данного занятия необходимо:

1. Учебное помещение

2. Оборудование (столы детские – 6 шт, стулья детские – 12 шт, стулья

взрослые – 5 шт, учебная доска)

3. Технические средства (компьютер, проектор, экран для презентации)

4. Инструменты и материалы:

двухсторонний картон;

цветной картон;

цветная бумага;

коробочный картон;

ксероксная бумага;

ножницы;

клей ПВА;

кисть для клея;

карандаш простой;

фломастеры;

маркеры;

линейки;

трафаретные линейки;

ластик;

4

бросовый материал (коробочки, баночки, палочки т.п.);

салфетки;

клеёнки;

прозрачный скотч;

двухсторонний скотч.

5. Дидактическое обеспечение

техника безопасности;

презентация на тему: «История колеса»;

колокольчик;

макет велосипеда;

конструктор «Юный изобретатель»;

25 эмблем для знакомства (девочки и мальчики);

12 эмблем «Изобретатели»;

12 эмблем «Исследователи»;

12 медалек «Изобретатель»;

12 медалек «Лучший изобретатель»;

30 фишек (картинки с изображением колеса);

картинки с различными видами транспорта;

картинки с предметами, механизмами, в которых есть колесо;

картинки с предметами, механизмами, в которых нет колеса;

деревянные спилы с разным расположением отверстий;

деревянная палочка – ось;

игровой персонаж – «Самоделкин» (сконструированная модель человечка

из картона);

сундучок с разными колёсами;

модели автомобилей;

модели автобусов;

2 короба для тележек;

коробочка изобретений (коробочка с крышкой, обклеенная

галографической бумагой);

6. Наглядность

карта путешествия;

кроссворд;

7. Оформление стен, стендов и т.д.

выставка «Галерея изобретений»;

стенд «Галерея видов транспорта»;

выставка «Колесо – великое изобретение человека»;

Методические советы на подготовительный период

5

Учитывая особенности нервно-психического развития детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста, большую эмоциональность и

впечатлительность, необходимо применять нестандартные формы занятий.

В данном случае выбрана форма занятия – путешествие, которая

способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных

взаимоотношений детей.

При подготовке к занятию разрабатывается подробный план-конспект,

мультимедийная презентация «История колеса», оформляется дидактический

и наглядный материал (схемы, фишки, медали «Изобретатель» и «Лучший

изобретатель», эмблемы «Изобретатели» и «Исследователи», эмблемы для

знакомства и т.д.)

Роль педагога заключается в том, чтобы увлечь детей идеей,

активизировать внимание, познавательную деятельность. Можно заранее

предложить

детям

самостоятельно

почитать

информацию

о

колесе,

посмотреть мультфильм «Разные колеса».

Педагог должен собрать информацию по теме, подобрать наглядный

материал, создать презентацию. Необходимо заранее почитать презентацию.

Важный этап работы – сбор материала о колесе. Используя собранный

материал – книги, фотографии, рисунки, творческие работы педагог

выстраивает ход занятия.

Для успешного проведения такого занятия педагогу необходимо чётко

определить структуру занятия, подобрать интересные и доступные игры,

задания, продумать методы и приёмы обучения, весь необходимый материал,

где и как его нужно разложить.

Очень важным моментом на подготовительном этапе является чёткое

планирование соотношения времени на теорию и практическую работу.

Педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Кроме

того, каждый этап должен иметь взаимосвязь с последующим этапом

занятия.

Для

того,

чтобы

занятие

было

интересным,

нужно

применять

различные педагогические приёмы. К примеру, на занятии моделируются

проблемные ситуации, ставятся вопросы и даются игровые задания, которые

побуждают детей к активной мыслительной деятельности, и тем самым

помогают решить поставленные задачи.

Важно продумать вопросы, которые будут задаваться детям, так как

именно вопрос помогает формировать обратную связь «педагог – ребёнок»,

«ребёнок – педагог».

Для активизации познавательной деятельности существует множество

методов.

Одним

из

таких

методов

является

подвижная

игра

или

физкультминутка как смена деятельности, которую целесообразно проводить

между теоретическими и практическими этапами. Время проведения

физкультминуток – 1 – 2 минуты.

6

Для проведения занятия необходимы: кроссворд, начерченный в

крупном плане, схемы изготовления тачки, карта путешествия в крупном

плане.

Загадки для разгадывания кроссворда лучше подобрать в стихотворной

форме, чтобы они были понятны и интересны ребятам.

Необходимо подготовить соответствующее теме занятия музыкальное

оформление (песни из кинофильма «Приключения электроника», песни из

мультфильма «Фиксики» и т.д.)

Необходимо подготовить макет велосипеда, рули, спилы с разным

расположением отверстий, модели автобусов и автомобилей, 2 короба для

тележек и т.п.

Для оформления кабинета можно организовать и оформить выставку

«Галерея изобретений», стенд «Галерея видов транспорта» и выставку

творческих работ «Колесо – великое изобретение человека».

Оформление

помещения,

согласно

игровому

сюжету,

должно

напоминать «Страну изобретений», выглядеть привлекательно и уютно, так

чтобы у детей создавалось хорошее рабочее настроение. Стены помещения

можно оформить иллюстрациями, фотографиями различных предметов и

механизмов, в которых есть колесо.

До начала занятия педагог должен подготовить: кабинет, где будет

проведено занятие (проветрить помещение, проверить расстановку столов и

стульев), а также нужное количество материалов и инструментов.

При расстановке мебели необходимо учесть то, что дети во время

путешествия по городам работают командами. Поэтому столы с надписями

расставляются

группами

(команда

«Изобретатели»

и

команда

«Исследователи»).

Каждое рабочее место оснащается материалами и инструментами,

указанными

в

конспекте

занятия.

Оборудование

и

инструменты

комплектуются с таким расчетом, чтобы можно было выполнить все виды

работ, предусмотренные на занятии.

Для того, чтобы занятие было интересным, желательно провести его с

использованием всех средств наглядности. Педагогу следует заранее

позаботиться о соответствующей проекционной аппаратуре, определить

наличие в кабинете электрических розеток, а также места для экрана и

стендов для наглядности.

Методические советы на период проведения занятия

В начале занятия проводится игра на знакомство. Также для общения с

детьми по имени, можно использовать бейджи с изображением: девочек и

мальчиков.

Обучение невозможно без соблюдения дисциплины на занятии.

Решение вопроса дисциплины в основном зависит от того, сумеет ли педагог

7

заинтересовать детей предлагаемой темой, сумеет ли найти верный тон в

обращении с ними.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо особое

внимание уделять мотивации, так как легче всего дети учатся в игре. Удачно

используется на занятии игровой приём (дети путешествуют вместе со

сказочным

героем,

а

на

остановках

выполняют

различные

задания:

отгадывают загадки, собирают пазлы и т.д.). Важно, чтобы игровой сюжет

поддерживался на протяжении всего занятия.

Данное

занятие

включает

теоретическую

часть

и

практическое

выполнение задания. Теоретический материал даётся в начале занятия и

преподносится в форме беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

В процессе проведения беседы очень многое зависит от формулировки

вопросов, с которыми педагог обращается к детям. Вопросы должны

активизировать мысль, приучать к сравнениями, сопоставлениям. Важно

заботиться о том, чтобы вопросы вызывали размышления, развивали

творческие и конструкторские способности.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться

вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу

стремиться на помощь.

В процессе

работы педагог помогает детям советом, а при

необходимости и действием. В работе с детьми очень важны добрый совет,

помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения.

Во время занятия детей нужно стараться называть по имени и

поощрять словесно (похвала). Очень важную роль играет поощрение – за

любой успех или даже неудачу ребёнка нужно похвалить (Ты – молодец,

пока у тебя не всё получается, но я думаю, что ты справишься и т.д.).

Мероприятие лучше проводить там, где достаточно места, есть

мультимедийный комплекс. В ходе занятия работа проводится фронтально,

группами, индивидуально, поэтому педагог должен заранее продумать

расположение столов, чтобы дети не мешали друг другу.

Педагог должен следить за настроением и поведением детей, особенно

во время подвижных игр. Темп заданий удерживается на протяжении всего

занятия.

В

конце

занятия

детей

обязательно

нужно

поблагодарить,

приготовить сюрприз или подарки.

Педагог должен подмечать самые незначительные изменения на

занятии и вовремя принимать необходимые меры.

Для повышения эффективности воспринимаемой информации можно

использовать

наглядно-иллюстративный

материал:

иллюстрации,

фотографии, презентация о колесе, схемы, таблицы.

Предлагаемые

в

разработке

игры,

задания,

упражнения

можно

добавлять или убирать, но не стоит идти только этим путем. Можно

попробовать что-либо кардинально изменить в работе, оставив главную идею

занятия.

8

Методические советы на период подведения итогов

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы,

анализ и оценка её.

Подводя итоги занятию, необходимо акцентировать внимание детей на

то, какие знания были приобретены ими в ходе занятия, какими умениями и

навыками овладели.

Оценка деятельности на занятии проводится в игровой форме. Важно

не упустить этот момент.

В конце занятия проходит награждение всех детей. Педагог вместе с

героем «Самоделкиным» вручает детям медали. Той команде, которая

получила

большее

количество

фишек,

выдаётся

медаль

«Лучший

изобретатель», а команде, которая получила меньшее количество фишек,

выдается медаль «Изобретатель».

Важно в конце занятия вывести детей из игрового сюжета.

Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих

формах:

обсуждение главных вопросов, которые затрагивались на занятии.

оформление выставки выполненных работ как итог практической

деятельности.

В конце занятия целесообразно провести рефлексию, которая позволит

выявить заинтересованность детей темой занятия, его содержанием.

9

Тема: «Путешествие в «Страну изобретений».

Цель: Актуализация знаний детей о колесе как изобретении человека через

создание условий для самостоятельной познавательно-исследовательской

деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с историей возникновения колеса.

2. Расширить знания детей о применении колеса в жизни человека.

3. Познакомить детей с замечательным изобретателем Иваном Петровичем

Кулибиным.

4. Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений, видах транспорта.

5. Формировать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории человечества.

2. Развивать умение формировать проблему, анализировать информацию,

продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать

выводы на основе практического опыта.

3.

Развивать

познавательные

интересы

и

стремление

к

проявлению

творчества.

4. Развивать воображение, речь, фантазию, конструкторско-технические

умения детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать ценностное отношение к изобретениям человечества.

2. Воспитывать наблюдательность, внимательность, дисциплинированность,

память, мышление.

3. Воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу,

умение слушать других.

Тип занятия:

знакомство с новым материалом через познавательно-

исследовательскую деятельность.

Форма занятия: занятие-путешествие.

Методы обучения:

Словесные методы: беседа, объяснение, художественное слово, загадки,

инструкция к выполнению практических действий детей.

Наглядные методы: просмотр мультфильма, использование иллюстраций,

мультимедийная презентация «История колеса»

Практические методы:

поисково-исследовательский метод (проблемные

вопросы,

решение

проблемной

ситуации,

наблюдение),

проведение

эксперимента, показ способов изготовления).

Возраст детей: 6 – 8 лет.

Продолжительность занятия: 60 мин.

10

Хронометраж занятия:

Вводная часть - 8 мин.

Основная часть - 45 мин.

Заключительная часть - 7 мин.

План занятия:

1. Вводная часть.

приветствие;

знакомство с детьми;

2. Основная часть.

сообщение темы и задач занятия;

путешествие по «Стране изобретений»;

ознакомление с историей возникновения колеса;

техника безопасности при работе с ножницами;

практическая работа;

работа со схемами;

самостоятельное выполнение работы;

помощь педагога в выполнении заданий;

физкультминутки;

игры;

3. Заключительная часть.

подведение итогов занятия;

рефлексия;

11

Конспект занятия.

1. Вводная часть

Педагог: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Давайте все

встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Педагог:

Мы улыбнёмся друг другу сейчас,

Улыбка подружит сегодня всех нас!

(Дети улыбаются друг другу)

Педагог: Улыбнулись! Вижу, что у вас сегодня отличное настроение.

Педагог: Дети, я рада приветствовать вас всех на творческой площадке

«Изобретая колесо». Надеюсь, наша встреча принесёт нам всем радость

общения и хорошее настроение.

Педагог: Ребята, для того, чтобы наше занятие прошло успешно, нам

необходимо познакомиться. Меня зовут Улемнова Ирина Владимировна. Я

работаю педагогом дополнительного образования в Детско-юношеском

центре «ТЕМП» и руковожу творческим объединением детей «Умелые

ручки».

Педагог: А сейчас я представлю вам нашего помощника, который будет с

нами на протяжении всего занятия, его зовут «Самоделкин».

Игра на знакомство: «Назови своё имя»

(Дети знакомятся, передавая модель человечка из рук в руки и по очереди

называют своё имя, а по окончании знакомства модель человечка остаётся на

столе педагога)

Педагог: Дети, у меня в руках Самоделкин. Я называю своё имя и передаю

человечка другому. Тот, кому я его передала, называет своё имя, а

Самоделкина передаёт соседу и т.д. Договорились?

Педагог:

Вот мы и познакомились. Закрепим знакомство: прикрепите

эмблемки со своими именами к себе на грудь.

(Приложение №1)

Педагог: Ребята! Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие по

удивительной, полной чудес и загадок «Стране изобретений». Путешествие

будет весёлым и увлекательным. Впереди вас ждёт много нового и

интересного. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуется

смекалка, сообразительность, внимание.

Педагог: Дети, в «Стране изобретений» есть несколько городов. Мы с вами

будем путешествовать по нашей «Стране изобретений» от одного города к

другому. Договорились?

Дети: Да.

12

Педагог: И ещё одно правило. Задерживаться долго в одном городе не

рекомендуется. А то опоздаете в следующий город. А поможет вам в этом

волшебный колокольчик, который будет вас предупреждать.

Педагог:

А теперь настало время –

Отворить нам в сказку двери.

Путешествие для вас –

Начинается сейчас.

Педагог:

Итак, добро пожаловать в Страну изобретений. В нашем

путешествии участвуют 2 команды. Я с удовольствием познакомлю вас с

нашими командами. Итак, друзья, встречайте.

Педагог: Это первая команда. Она называется «Изобретатели».

(Встают дети из команды «Изобретатели» с эмблемами на груди)

(Приложение №2)

Педагог: Это вторая команда. Она называется «Исследователи».

(Встают дети из команды «Исследователи» с эмблемами на груди)

(Приложение №3)

Педагог: Ребята, во время путешествия каждая команда будет отвечать на

разные вопросы, угадывать загадки, выполнять различные задания. За

каждый правильный ответ команда будет получать по 1 фишке (картинки с

изображением колеса).

(Воспитатель прикрепляет детям на грудь с помощью скотча эмблемы

«Изобретатели», а второй педагог прикрепляет детям на грудь эмблемы

«Исследователи»)

(Приложение №4)

Педагог: Итак, отправляемся в путь! Не сбиться с дороги и сделать все

остановки нам поможет карта нашего путешествия. Как видите, она у нас

имеется. Об этом позаботился Самоделкин.

(Лист с картой путешествия находится на доске)

Педагог: Ребята, наш друг Самоделкин смастерил велосипед и каждому из

вас по рулю.

(Педагог показывает детям велосипед, сделанный в технике «квиллинг» и

раздаёт каждому ребенку по одному рулю)

Педагог:

Дети, я приглашаю вас отправиться на этом велосипеде в

путешествие. А чтобы он поехал, надо взять руль и произнести волшебные

слова:

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

13

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу.

Педагог: Ребята, сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и оправляются в путь)

Педагог: Поехали.

2. Основная часть

Город первый «Угадайка»

Педагог: Итак, мы с вами в городе «Угадайка». Положите, пожалуйста,

каждый свой руль под стульчик. Уже из названия этого города вы поняли,

что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать.

(На столе появляется коробочка)

Педагог: Дети, посмотрите, что за сюрприз у нас на столе. Что это?

Дети: Волшебная коробочка.

Педагог: Правильно, только эта волшебная коробочка называется коробочка

изобретений.

Педагог: Ребята, а раз у нас появилась такая коробочка, то значит мы с вами

узнаем о каком-нибудь изобретении. А кто из вас знает, что такое

изобретение?

Дети:

Изобретение – это когда что-то изобретают.

Изобретение – это что-то новое.

Изобретение – это то, что человек сделал впервые, то чего раньше не было.

Педагог: Хорошо.

2 слайд

Изобретение – это то, что человек сделал сам для себя и для других людей, то

есть изобрёл.

Педагог:

Дети, у меня в коробочке находится изобретение древнего

человека. Мы говорим «древние люди» потому, что это было очень давно.

Изобретение, о котором пойдет речь, вам хорошо знакомо. Отгадайте про

него загадку:

«Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь»

Педагог: Кто догадался что это?

Дети: Колесо.

3 Слайд:

Молодцы, ребята, как вы быстро отгадали. Конечно, это обыкновенное

колесо.

(Педагог показывает детям модель колеса)

Педагог: Дети, а вы хотите узнать, где можно использовать колесо?

Дети: ... отвечают.

14

Педагог:

Тогда наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в

следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город второй «Интересный»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Интересный». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе мы узнаем, где

используется колесо.

4 слайд.

Ребята, с помощью колёс двигается машина.

5 слайд.

Колесо используется в механизме часов.

6 слайд.

Вы только представьте, я видела мельницу, которая с помощью колеса мелет

зерно.

7 слайд.

Удивительно, но колесо заставляет плыть даже пароход.

Педагог: Дети, а я вам предлагаю сейчас покататься на карусели, где тоже

используется изобретение колеса. Встали все в круг, взялись за руки и

поехали.

Игра «Карусели»

Еле, еле, еле, еле

Закрутились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

(Дети играют)

8 слайд

15

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Дети бегут по кругу, взявшись за руки

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Дети стоят в кругу, взявшись за руки

Ребята, было время, когда человек умел только ходить и бегать, а ездить не

умел. Да и не на чем было. Нам сейчас с вами кажется, ну подумаешь колесо,

ничего особенного. А вы представляете!

Педагог:

С появлением колеса

Происходят чудеса!

Как же жили – вот вопрос,

Раньше люди без колёс?

Педагог: Ребята, подумайте, как же жили раньше люди без колёс?

Дети: ... отвечают.

9 слайд

А древний человек ответил бы так:

Тяжёлый камень я тащил,

Но быстро выбился из сил.

Хоть я стараюсь так и сяк, -

Не сдвинуть мне его никак!

Педагог: Дети, древнему человеку понадобилось очень много лет, чтобы

придумать простое колесо. А вы хотите узнать, как появилось колесо?

Дети: ... отвечают.

Педагог: Тогда отправляемся в путь. Мы поедем в следующий город. Сели

поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город третий «Познавательный»

Педагог: Итак, мы с вами приехали в город «Познавательный». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе вы узнаете, как

появилось колесо.

(Педагог рассказывает детям о том, как появилось колесо с продолжением

демонстрации компьютерной презентации)

10 слайд

Дети, ученые считают, что изобрели колесо так. Древним людям в Древнем

Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства

16

пирамид. Огромные камни трудно было сдвинуть с места и тем более

передвинуть.

11 Слайд

Ещё у древнего человека часто возникала потребность переносить с места на

место различные предметы. В первую очередь такая потребность возникала

во время охоты. В погоне за дикими животными охотник уходил далеко от

стоянки своего племени, и ему приходилось нести убитого зверя на плечах.

Это был тяжёлый процесс.

12 Слайд

Но люди не только охотились, они стали засевать поля, разводить скот,

строить большие поселения, а потом и города. При этом людям приходилось

перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не

могла не появиться.

13 Слайд

И вот человек догадался подложить под тяжесть бревно. И действительно,

передвигать предметы стало гораздо легче: брёвна катятся, а под ними

передвигается к нужному месту груз.

14 Слайд

Потом человеку пришла в голову мысль, отпилить от бревна круглый

чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки.

Так получилась простая тачка.

15 Слайд

Проходили годы. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы,

железный ободок. По дорогам Древнего Мира помчались двухколёсные и

четырёхколёсные повозки. Жизнь людей облегчилась: стало возможным

перевозить тяжести с места на место, обрабатывать землю, затрачивая

меньше сил, передвигаться на большие расстояния быстрее.

16 Слайд

В повозки стали запрягать лошадей и быков. Так появились конные экипажи.

Один из наиболее известных древних экипажей – колесницы.

17 Слайд

Затем повозку стали делать на четырёх колёсах. И назвали телегой или

колымагой. С древних времён и до наших дней люди используют телеги в

сельском хозяйстве.

18 Слайд

Потом люди придумали карету. Она защищала пассажиров от снега, ветра и

дождя. Там были специальные пружины, чтобы пассажиры не подскакивали

17

на каждой кочке. Так древняя колымага превратилась в более удобный

экипаж – карету.

19 Слайд

Со временем города росли, росла и ширилась торговля между городами.

Появилась

необходимость

в

общественном

транспорте.

Первым

общественным транспортом стал дилижанс. Дилижанс – большой крытый

экипаж, предназначенный для перевозки людей, грузов, почты. Он стал

предком наших автобусов и троллейбусов.

Педагог: Ребята, а сейчас давайте с вами немного отдохнём и поиграем в

игру, которая называется «Светофор».

Педагог: Если я покажу жёлтый цвет, вы хлопаете в ладоши, когда зеленый –

топаете ногами, когда красный – тишина. Будьте внимательны.

(Дети играют)

20 Слайд

Шло время. У людей появилась нужда передвигать на дальние расстояния, и

освободить при этом животных от тяжелого труда – перевозки грузов на

дальние расстояния. Люди стали думать об изобретении «самобеглой

коляски». И придумали: эти экипажи приводились в движение самими

пассажирами с помощью педалей.

21 Слайд

Так появились велосипеды. Сначала велосипеды были похожи на самокаты.

22 Слайд

Потом к самокату стали приделывать 2 педали и седло. И тогда он стал

похож на современный велосипед. В наши дни на свете существует очень

много велосипедов самых разных размеров и конструкций.

23 Слайд

А потом придумали паровую машину. Она ехала, когда вода в котле была

горячей. Когда вода остывала, машина останавливалась. Водитель выходил

из машины и разводил под котлом огонь. Это было неудобно и опасно.

24 Слайд

Позднее придумали машину с бензиновым двигателем. Первый автомобиль

выглядел так. Этим транспортным средством был трёхколёсный автомобиль,

точнее будет назвать его трёхколёсным двухместным велосипедом с

бензиновым двигателем.

25 Слайд

Со временем у автомобиля появилось четвёртое колесо, крыша, мягкие

сиденья, фары. Так появились машины, которые сейчас ездят по нашим

18

дорогам. Автомобили постоянно видоизменяются, с каждым разом становясь

всё более комфортабельными и удобными.

26 Слайд

Далее появились паровозы.

27 Слайд

А позднее пароходы.

28 Слайд

Потом появились самолёты.

Педагог: Дети, а сейчас я вам предлагаю покататься на самолёте. Итак,

начинается игра «Лётчик». Встали все в круг и побежали по кругу.

Быть шофёром хорошо

А лётчиком – лучше

Я бы в лётчики пошёл

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин

Завожу пропеллер.

В небеса мотор вези

Чтобы птицы пели.

(Дети играют)

Педагог: Молодцы! Хорошо поиграли. А теперь снова в путь. Мы поедем в

следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город четвертый «Исследовательский»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Исследовательский».

Положите, пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе мы

все вместе попробуем открыть для себя, какой же секрет есть у колеса.

Сейчас мы будем первооткрывателями.

Педагог: Ребята, так что же такое колесо, какое оно?

Дети: Круглое.

29 слайд

Разумеется, оно круглое, но не как шар, а как плоский диск.

19

Дети бегут по кругу,

Крутят воображаемый руль.

Дети бегут, расставив руки, как крылья.

Останавливаются, наклоняют воображаемый сосуд

Крутят руками

Выполняют круговые движения руками

Бегут, расставив руки.

}

}

30 слайд

Если взять ствол дерева – бревно и распилить его поперёк, то получится

деревянный диск – спил. Но спил - это не колесо, потому что у колеса есть

свой секрет и мы его откроем.

(Дети подходят к столу с набором деревянных спилов, простых и с

отверстиями: отверстия в них располагаются по-разному и палочками-

осями).

Педагог: Дети, перед вами лежит набор спилов. Внимательно рассмотрите

их, потрогайте, поиграйте с ними и попробуйте, догадаться: какой же спил

можно назвать колесом?

(Педагог показывает детям спил без отверстия)

Педагог: Ребята, как вы думаете, эта заготовка – уже колесо?

Дети: Нет, не колесо, потому что у этого спила нет отверстия.

Педагог: Да, чтобы заготовка стала колесом, надо сделать отверстие.

Педагог:А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог: Команда «Изобретатели, подойдите, пожалуйста, вот к этому столу,

а команду «Исследователи я попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог: Ребята, у вас на столах: и у первой, и у второй команды стоит макет

автобуса. Ещё у вас есть диски с отверстиями: у команды «Изобретатели»

отверстия расположены с боку, а у команды «Исследовали» отверстия

сделаны посередине. А ещё у вас есть палочки, которые превращаются в оси.

Педагог: А что такое ось?

Дети: ... отвечают.

Педагог:

Дети, попробуйте надеть на ось макета автобуса диски с

отверстиями.

(Дети под руководством педагога экспериментируют)

(Исследовательская деятельность детей и ответы)

Педагог:

Молодцы! Все справились с заданием. А сейчас команда

«Изобретатели» покажет нам, как едет их автобус.

(Команда «Изобретатели» показывает, как едет их автобус)

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, как движется ваш автобус?

Дети:

Автобус качается из стороны в сторону

На таких колёсах ехать неудобно.

Педагог: Хорошо! А сейчас команда «Исследователи» покажет нам, как едет

их автобус.

(Команда «Исследователи» показывает, как едет их автобус)

20

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, как движется ваш автобус?

Дети:

Автобус едет легко и ровно

Автобус движется плавно

На таких колёсах ехать удобно.

Педагог: Молодцы! Дети, я думаю, что сейчас вы сможете ответить на мой

вопрос: Какое же из отверстий: с боку или посередине делает колесо

настоящим колесом?

Дети: ... отвечают.

Педагог: Замечательно, меня порадовала ваша экспериментальная работа, вы

– настоящие изобретатели. Конечно, только отверстие, расположенное в

центре, делает колесо настоящим колесом, потому что оно равномерно и

плавно вращается.

(Педагог подводит детей к выводу, что у колеса есть секрет)

31 слайд

У каждого колеса есть свой секрет: круглое отверстие посередине! Казалось

бы пустяк! Но именно этот пустяк превращает обыкновенный спил в

настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку

– ось и заставляет вести любой груз.

Педагог: Ребята, а что могло бы получится, если бы отверстие было бы не в

центре, а с боку?

Дети: ... отвечают.

Педагог: Конечно, на кособоком колесе далеко не уедешь.

32 слайд

Значит, центр колеса – хорошее место, от него до любого края – одинаковое

расстояние. Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли,

поэтому любая повозка катится легко и ровно.

Педагог:

Дети, а сейчас нас ждёт новая встреча. Мы отправляемся в

следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город пятый «Конструкторский»

Педагог: Итак, мы с вами приехали в город «Конструкторский». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик.

21

Педагог:

Ребята, с давних пор человек хотел передвигаться как можно

быстрее, отсюда и мечта о ковре самолёте и сапогах-скороходах. Сила

человека в том, что свои мечты, казалось бы совсем несбыточные, он

претворяет в жизнь и они становятся явью. Мы с вами уже не можем

представить нашу жизнь без автобусов и трамваев, такси и метро. А сколько

ещё разных машин служит человеку: они и перевозят грузы, и поднимают их,

и убирают улицы, и делают ещё много разных полезных дел.

Педагог: Дети, а хорошо ли вы знаете такие машины-помощницы?

Дети: ... отвечают.

Педагог: Сейчас мы проверим это.

Педагог:

Ребята, Самоделкин предлагает вам сконструировать одну из

машин-помощниц. А вот какую, вы узнаете, разгадав кроссворд. Все ответы

кроссворда расположены по горизонтали, а название машины-помощницы

прочитаем по вертикали.

(Приложение №5)

1.

Ходит скалка по дороге,

Грузная, огромная.

И теперь у нас дорога,

Как линейка, ровная.

(Каток)

2.

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный

Кто, скажите, я такой?

(Кран)

3.

На колёсах карапуз

Загружает разный груз.

(Погрузчик)

4.

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

5.

Поднимает кверху кузов –

Избавляется от грузов.

(Самосвал)

Педагог: Дети, прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

22

Дети: Это слово-тачка.

Педагог: Молодцы! А что такое тачка?

Дети: Тачка – это тележка на одном колесе.

Педагог: Правильно. Тачка – это ручная тележка на одном колесе, с ящиком,

которую возят, толкая впереди себя.

Педагог: Ребята, для чего нужна тачка?

Дети: Тачка нужна для перевозки грузов.

Педагог:

Хорошо. Сегодня вы сможете смастерить тачку из деталей

конструктора. Самоделкин приготовил для вас схемы изготовления тачки.

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог: Итак, команда «Изобретатели» подойдите, пожалуйста, вот к этому

столу, а команду «Исследователи» я попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог: Ребята, у вас на столах: и у первой, и у второй команды лежит

конструктор. Попробуйте сконструировать по схеме вот такую модель тачки.

Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

(Дети изготавливают по схеме модель тачки)

Педагог:

Молодцы! Справились с этим заданием. А наше путешествие

продолжается. Мы поедем в следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки

руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город шестой «Сказочный»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Сказочный». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе так интересно!

Педагог: Дети, я знаю, что о колесе написаны сказки. Например, Владимир

Сутеев написал сказку «Разные колёса», по которой снят мультфильм. Я

предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из этого мультфильма, чтобы вы

могли узнать ещё больше о применении колеса в жизни человека и

рассказать об этом своим друзьям и родителям.

(Дети смотрят фрагмент мультфильма «Разные колёса»)

Педагог: Ребята, а сейчас продолжим наше с вами путешествие. Мы поедем

в следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

23

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город седьмой «Игровой»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Игровой». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе Самоделкин

хочет с вами поиграть в игру «Собери модель транспорта».

Игра «Собери модель транспорта»

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог: Команда «Изобретатели», подойдите, пожалуйста, вот к этому

столу, а команду «Исследователи» я попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог:

Ребята,

у

вас

на

столах

лежат

конвертики:

у

команды

«Изобретатели» – 5 конвертиков и у команды «Исследователи» – 5

конвертиков. В этих конвертах находятся картинки с изображением разных

видов транспорта. Картинки эти разрезаны на несколько частей. Ваша задача

– сложить модель транспорта в одно целое. Выиграет та команда, которая

быстрее справится с заданием.

(Дети берут из конвертов картинки и складывают различные виды

транспорта)

(Приложение №6)

Педагог: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Теперь можно

путешествовать дальше. Мы поедем в следующий город. Сели поудобнее,

взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город восьмой «Мастерилка»

24

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Мастерилка». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. Уже из названия этого города

вы поняли, что нужно что-то смастерить.

(Педагог обращает внимание на коробочку изобретений)

Педагог: Дети, оказывается, в коробочке изобретений есть ещё что-то.

(Педагог достаёт из коробочки картинки с изображением предметов и

механизмов, в которых используется колесо и картинки с изображением

предметов и механизмов, в которых не используется колесо).

(Приложение №7)

Педагог:

Ребята, посмотрите, здесь лежат картинки с изображением

предметов и механизмов, в которых используется колесо и картинки с

изображением предметов и механизмов, в которых не используется колесо.

Что мы можем сделать с этими картинками?

Дети: ... отвечают.

Педагог:

А я вам предлагаю сделать коллаж, который поможет вам

рассказать историю колеса своим товарищам.

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог:Команда «Изобретатели»

подойдите, пожалуйста, вот к этому

столу, а команду «Исследователи» попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог:Ребята, у вас на столах лежат листы ватмана: у команды

«Изобретатели» – 1 лист и у команды «Исследователи» – 1 лист. В центре

ватмана приклеено колесо. Ваша задача – из всех этих картинок выбрать

только картинки с изображением машин, предметов, механизмов, в которых

присутствует колесо и наклеить выбранные картинки на лист ватмана вокруг

колеса. Выиграет та команда, которая быстрее справиться с заданием.

(Продуктивная деятельность детей – коллаж «История колеса»)

(На большом листе ватмана дети делают коллаж; в центре – главный герой

истории – колесо, вокруг него машины, механизмы и предметы)

Педагог:

Молодцы ребята! Отлично справились с заданием. А сейчас

отправляемся в путь. Мы поедем в следующий город. Сели поудобнее, взяли

в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

25

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город девятый «Изобретательский»

Педагог: Итак, мы с вами приехали в город «Изобретательский». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. Уже из названия этого города

вы поняли, что мы будем что-то изобретать.

33 Слайд

Ребята, а сейчас давайте с вами побеседуем о изобретателях. Давным-давно

человек был близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные,

которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и

стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у

кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел ...

(нож). Вот этот человек и был изобретателем.

34 Слайд

Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более

любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные,

полезные и нужные предметы, он их изобретает.

Педагог: Ребята, у кого же учился человек? Кто был его главным учителем?

Дети: Природа.

35 Слайд

Хорошо. Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц?

Дети: ... отвечают.

36 Слайд

Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе

крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими

крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако

пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с

неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица?

Дети: Самолёт.

37 Слайд

Конечно, это самолёт.

38 Слайд

Самолёт – это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему

нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно.

26

39 Слайд

Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг

сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу

поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на

стрекозу?

Дети: Вертолёт.

40 Слайд

Конечно, это вертолёт.

41 Слайд

А что изобрёл человек, глядя на одуванчик?

Дети: Парашют.

42 Слайд

Правильно, парашют. Если подуть на такой пушистый белый цветок, то

полетят пушинки, как парашютики.

43 Слайд

Как вы думаете, что придумал человек, наблюдая за рыбами?

Дети: Подводную лодку.

44 Слайд

Конечно, их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки.

45 Слайд

Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты.

Педагог: И таких примеров очень много. В природе можно найти много

интересного, она остаётся первым мудрым учителем для человека. Природу

надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-

нибудь из вас ещё найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями

человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

Очень многое на свете

Всё до вас изобрели.

И бумагу, и стекло,

И, конечно, колесо.

Пусть чуда нет в них,

Но мир не позабыл,

Людей тех самых первых

Кто чудо сотворил!

46 Слайд

Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, изобретатель Иван

Кулибин. Он изобрёл много умных технических устройств, механизмов. И

хотя это было более 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван

27

Кулибин

был

трудолюбивым,

целеустремленным

человеком.

Над

некоторыми своими изобретениями он трудился в течении всей своей жизни.

Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много

умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к учёным. Он

оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Педагог: Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие

изобретения принадлежат И. Кулибину.

1 загадка

Этот конь не есть овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

Педагог: Ребята, что это?

Дети: Велосипед.

47 Слайд

Конечно, это велосипед.

2 загадка

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Педагог: Дети, вы догадались, что это такое?

Дети: Автомобиль.

48 Слайд

Молодцы. Отгадали, это автомобиль.

Педагог: Ребята, а вы хотите быть изобретателями?

Дети: Да.

Педагог: Представьте, что вы изобретатели. Давайте поиграем с вами в игру

«Усовершенствуй автомобиль».

Игра «Усовершенствуй автомобиль»

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог:Команда «Изобретатели» подойдите, пожалуйста, вот к этому столу,

а команду «Исследователи» попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог: Ребята, у вас на столах стоят модели автомобилей: у команды

«Изобретатели» – красный автомобиль, а у команды «Исследователи» –

синий автомобиль. Ваша задача – сначала придумать модель, а потом

сконструировать для неё интересные детали, удобные для разных случаев

28

жизни. Может быть вы изготовите для автомобиля крылья, лыжи, парашют

или что-то другое.

Выиграет та команда, которая превратит модель автомобиля в оригинальную

модель и расскажет о её преимуществах.

Для конструирования можно использовать любые материалы и инструменты:

бумагу, картон, коробочки, баночки, палочки, клей,, ножницы, скотч и т.п. А

так как вам предстоит работа с ножницами, клеем, то давайте все вместе

вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит

правила обращения с ножницами?

Дети:

Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.

(Приложение №8)

Педагог: Правильно.

Педагог: Дети, а сейчас приступаем к работе.

(Дети конструируют, педагог помогает тем, кто затрудняется)

Педагог: Вот и готовы ваши замечательные работы. Посмотрим, что у вас

получилось.

(Выставка работ детей)

Педагог:

Ребята, какие вы молодцы! Смастерили такие оригинальные

автомобили. А теперь можно путешествовать дальше. Мы поедем в

следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город десятый «Смекалка»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Смекалка». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик.

Педагог: Дети, вы знаете, что у путешественников есть хороший обычай –

они всегда привозят сувениры из тех мест, где побывали. Самоделкин будет

очень рад, если вы возьмёте с собой на память эти красивые тележки. Только

вот Самоделкин не успел прикрепить к тележкам колёса. Он говорит, что у

него в сундучке есть колёса, оси и шпильки.

29

Педагог: Ребята, а вы сможете прикрепить колёса к тележке?

Дети: ... отвечают.

Педагог: Хорошо.

(Педагог приглашает детей к столам)

Педагог: Команда «Изобретатели» подойдите, пожалуйста, вот к этому

столу, а команду «Исследователи» попрошу подойти к этому столу.

(Педагог помогает детям занять свои места)

Педагог: Ребята, у вас на столах лежат короба для тележек: у команды

«Изобретатели» - красный короб, а у команды «Исследователи» - синий

короб. Ваша задача – выбрать из сундучка 4 одинаковых колеса, одеть их на

оси и закрепить с помощью шпилек. Победит та команда, которая быстрее

выполнит задание.

(Дети прикрепляют колёса к коробам)

Педагог: Молодцы! Справились с этим заданием. Итак в путь. Мы поедем в

следующий город. Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и отправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город одиннадцатый «Сюрприз»

Педагог:

Итак, мы с вами приехали в город «Сюрприз». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. В этом городе вас ждут

радостные и приятные события.

Педагог: Дети, во время путешествия вы играли и собирали фишки. А теперь

пришло время сосчитать фишки. Ребята, посчитайте, пожалуйста, каждая

команда свои фишки.

(Дети считают фишки)

Педагог: Дети из команды «Изобретатели», сколько вы набрали фишек?

Дети: Мы набрали 6 фишек.

Педагог: Молодцы! Дети из команды «Исследователи», сколько у вас

фишек?

Дети: У нас 7 фишек.

Педагог: Вы тоже молодцы!

30

Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас награждение. Я прошу выйти сюда

ко мне детей из команды «Изобретатели».

(Дети выходят к педагогу)

Педагог:

Итак,

вам

вручается

медаль

и

присваивается

звание

«Изобретатели».

(Педагог вручает детям медали)

Педагог:

А сейчас я прошу выйти сюда ко мне детей из команды

«Исследователи».

(Дети выходят к педагогу)

Педагог:

А вам вручается медаль и присваивается звание «Лучший

изобретатель».

(Педагог вручает детям медали)

(Приложение №10)

Педагог: Молодцы, ребята! Поздравляю всех с наградами! А теперь можно

путешествовать дальше. Мы поедем в следующий город. Сели поудобнее,

взяли в руки руль и крутим педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и оправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Город двенадцатый «Выставочный»

Педагог: Итак, мы с вами приехали в город «Выставочный». Положите,

пожалуйста, каждый свой руль под стульчик. Ребята, я приглашаю вас в

нашу

галерею

изобретений.

Посмотрите,

сколько

здесь

уже

есть

изобретений, в которых присутствует колесо.

(Педагог обращает внимание детей на рисунки и поделки, выполненные

детьми и их родителями)

Педагог: А выполнили все эти работы, вы ребята и ваши родители. Здесь

можно увидеть мельницу, карусель, автомобили, самолёты, паровозы, танки,

космические спутники, а также необычные виды транспорта.

Педагог: А сейчас, ребята, расскажите, пожалуйста, каждый о своей модели:

что это за изобретение, из чего оно сделано и его назначение.

(Дети рассказывают о своих работах)

31

Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас состоится награждение.

(Педагог

вручает

всем

участникам

конкурса

«Изобретая

колесо»

свидетельства об участии, а призёры и победители конкурса награждаются

дипломами и ценными подарками)

Педагог:

Молодцы ребята! А я хочу сказать вам и вашим родителям

огромное спасибо за вашу работу.

Педагог: Дети, наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в

Детский центр «ТЕМП». Сели поудобнее, взяли в руки руль и крутим

педалями.

«С самых первых детских лет

Служит мне велосипед.

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу –

Птицею с горы лечу».

(Дети сидят на стульчиках, произносят слова и оправляются в путь)

Педагог: Поехали.

Педагог: Вот мы и вернулись в центр «ТЕМП».

3. Заключительная часть.

Педагог:

Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами

путешествовали по «Стране изобретений» и узнали, где живёт колесо, как

оно выглядело раньше и каким стало сейчас. А всего-то кажется такая мелочь

– колесо. А теперь мы с вами смело можем утверждать, что колесо – основа

основ очень многих предметов в нашей жизни.

Педагог: Дети вы с вами можем гордиться, что в нашем городе Выкса на

металлургическом

заводе

есть

колёсный

цех,

в

котором

делают

железнодорожные колёса для поездов и электричек.

Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: … отвечают.

Педагог: Скажите, что полезного вы узнали сегодня?

Дети:

колесо – это великое изобретение человечества

колесо облегчило жизнь человечества

колесо играет важную роль в развитии науки, техники и вообще в жизни

человека

без колеса жизнь была бы трудна и не интересна.

колесо всегда оставалось и остаётся круглым с отверстием в центре.

Педагог:

Правильно. А представьте, чтобы было, если не было бы

изобретено колесо.

32

Дети: Мы бы просто не имели ничего того, что есть сейчас, а это машины,

военная техника, компьютеры, часы и многое другое.

Педагог: Конечно. А какие добрые слова вы сказали бы древнему человеку,

за что поблагодарили бы?

Дети: … отвечают.

Педагог:

Посмотрите, ребята, от создания простого колеса сколько

интересного и незаменимого создал человек.

Если б не было колёс, не поехал паровоз.

И автобус пассажиров к зоопарку б не повёз.

Есть колёса у вагонов, у машин и у телег.

Только сани едут сами, если есть под ними снег.

Педагог: Да, дети, действительно очень многое изобрели до вас, но время не

стоит на месте, и люди продолжают изобретать что-то новое, интересное. Я

надеюсь, что когда вы вырастите, станете изобретатели и изобретёте для

людей много новых полезных вещей.

Педагог: Ребята!

Вы немного подрастите

Знаний больше наберите

И откроется при том

Мир удивительный во всём.

Педагог:

А мне бы хотелось узнать с каким настроением вы сегодня

присутствовали на занятии. Грустно вам было или весело. У вас на столе

лежат 2 смайлика. Покажите, что вы выбрали. Спасибо!

(Дети показывают смайлики)

Педагог: Дети, приклейте пожалуйста выбранный вами смайлик на карту

путешествия.

(Дети приклеивают смайлики на карту путешествия)

Педагог: Ребята, давайте ещё раз внимательно посмотрим на карту нашего

путешествия, ничего таинственного не осталось?

Дети: … отвечают.

Педагог:

Да,

верно,

все

города

открылись,

и

перед

нами

словно

распахнулось большое сердце. Так как в каждое дело мы вкладываем

частичку своего сердца. И сегодня я хочу поблагодарить всех вас за ваше

внимание, за ваше любопытство, за вашу хорошую работу и подарить вам

частичку своего сердца.

(Педагог дарит всем детям маленькие сувениры в форме сердечек)

Педагог: Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы такие

удивительные ребята.

Педагог:

Дети, тем из вас кому понравилось наше занятие, предлагаю

подойти ко мне и спеть песню из мультфильма «Фиксики».

33

(Звучит музыкальное сопровождение. Дети по желанию поют и танцуют)

Педагог: Молодцы ребята! Наше занятие окончено. Всем спасибо!

49 Слайд

Спасибо!

34

Литература

1.Кульневич

С.В.,Лакоценина

Т.П.

Анализ

современного

урока:

Практическое пособие для учителей и классных руководителей. Студентов

пед. учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов Н/Д: Учитель, 2003. – 224 с.

2.

Тихомирова

Л.Ф.

Развитие

познавательных

способностей

детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия

развития, 1996. – 192 с.

3.

Шипилова

Н.В.,

Роговцева

Н.И.,

Анащенкова

С.В.

Технология.

Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс; Рос.акад. наук,

Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. –

304 с.

Дополнительные замечания и советы:

Важен психологический настрой коллектива.

Желательно присутствие на занятии воспитателя группы, дети будут

чувствовать их поддержку.

Эффективность и результативность

Подобные занятия помогают развивать внимание, наблюдательность,

творческое мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие,

аккуратность и точность в работе, умение обращаться с рабочими

инструментами, полезные трудовые навыки.

На

таких

занятиях

дети

приобретают

необходимые

знания

для

проведения самостоятельных исследований.

Данные занятия способствуют обогащению представлений детей об

истории изобретения колеса и его применении в жизни человека.

Подобные занятия помогают активизировать мыслительные операции:

осмысление

проблемной

ситуации,

продумывание

исследовательской

деятельности, словесная аргументация своего мнения.

На таких занятиях дети проявляют такие личностные качества, как

активность,

самостоятельность,

коммуникативные

навыки

во

взаимоотношениях друг с другом.

Игрушки, изготовленные на данном занятии можно использовать для игр.

35



В раздел образования