Напоминание

Пластилинография как средство для развития речевой функции


Автор: Антонова Ирина Михайловна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ Мой особый семейный центр "Формула роста"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Пластилинография как средство для развития речевой функции
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ»

1. Введение: актуальность темы

Пластилинография

техника

создания

изображений

путём

размазывания

или

моделирования

пластилина

на

плоскости

является эффективным инструментом в коррекционно-развивающей

работе

с

детьми.

Современные

исследования

подтверждают

взаимосвязь

между

мелкой

моторикой

и

речевой

функцией

(по

принципу «рука-речь», сформулированному В.М. Бехтеревым). Данное

занятие направлено на анализ механизмов влияния пластилинографии

на

речевое

развитие

и

практическое

применение

метода

в

педагогической практике.

2. Теоретические основы

2.1. Нейрофизиологические аспекты

Развитие речи связано с созреванием моторной коры головного

мозга,

в

частности,

зон,

отвечающих

за

артикуляцию

и

мелкую

моторику. У детей с речевыми нарушениями (например, при дизартрии

или задержке речевого развития) часто наблюдается недостаточная

сформированность

тонких

движений

пальцев.

Пластилинография,

требующая точного нажима, размазывания и скатывания пластилина,

стимулирует

тактильно-кинестетическую

чувствительность,

что

опосредованно активизирует речевые центры.

2.2. Психолого-педагогические аспекты

Техника

сочетает

сенсорное

восприятие,

зрительно-моторную

координацию и когнитивные процессы. При создании изображения

ребёнок:

Проговаривает

действия

(«размазываю»,

«прижимаю»,

«скручиваю»), обогащая глагольный словарь.

Усваивает

пространственные

понятия

(«сверху»,

«слева»),

необходимые для построения фраз.

Развивает фразовую речь при описании работы.

3. Практическая часть: структура занятия

3.1. Цели и задачи

Основная

цель:

стимуляция

речевой

активности

через

пластилинографию.

Задачи:

Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

Активизация словарного запаса.

Формирование умения составлять описательные рассказы.

Тренировка

дыхания

(при

использовании

элементов

«раздувания» пластилина).

3.2. Этапы работы

1. Подготовительный этап

Упражнения

для

рук:

разминание

пластилина,

скатывание

шариков для разогрева мышц.

Речевая

разминка:

проговаривание

чистоговорок

с

одновременным ритмичным надавливанием на пластилин.

2. Основной этап

Выбор

сюжета:

простые

изображения

(например,

«яблоко»,

«солнце»),

соответствующие

лексической

теме

недели

(фрукты,

природа).

Техники:

Размазывание

тренировка

силы

нажима,

соотнесение

движения с инструкцией («медленно веди вниз»).

Скатывание

развитие

щипкового

захвата,

проговаривание

форм («круглый шар», «длинная колбаска»).

Комментирование действий: педагог задаёт вопросы («Что ты

делаешь? Какой цвет выбрал?»), побуждая к диалогу.

3. Заключительный этап

Описание работы: ребёнок составляет 2–3 предложения о своей

картине («Я слепил жёлтое солнце. Оно светит ярко»).

Рефлексия: обсуждение трудностей («Что было сложно?») для

развития связной речи.

4. Методические рекомендации

4.1. Индивидуализация заданий

Для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) упор делается на

проговаривание слогов («ма-ма» — прилепливаем шарики).

При дизартрии включаются упражнения на дыхание (дуем на

пластилиновые «листочки»).

4.2. Интеграция с другими методами

Сказкотерапия: лепка персонажей с последующим сочинением

сюжета.

Артикуляционная гимнастика: имитация языком форм («колобок»

— круговые движения).

5. Ожидаемые результаты

Улучшение

четкости

речи

за

счёт

укрепления

мышц

артикуляционного аппарата.

Расширение

активного

словаря

(названия

цветов,

действий,

признаков).

Развитие умения строить простые предложения.

6. Заключение

Пластилинография,

сочетая

игровую

и

коррекционную

составляющие,

способствует

комплексному

развитию

речевой

функции.

Метод

особенно

эффективен

при

систематическом

применении

в

сочетании

с

традиционными

логопедическими

техниками. Для достижения устойчивых результатов рекомендуется

проводить занятия 2–3 раза в неделю, постепенно усложняя сюжеты и

речевые задачи.



В раздел образования