Автор: Канюкова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ДС "Морошка"
Населённый пункт: с.Красноселькуп
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Путешествие на острова "Волшебные звуки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте
(продолжительность – 30 минут)
Данные о группе: подготовительная к школе группа, 6-7 лет
Тема: Путешествие по островам «Волшебные звуки». Дифференциация звуков С-Ш
Цель: Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- Закреплять представление о правильной артикуляции звуков С-Ш;
- Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов
(
наличие – отсутствие
звуков С-Ш в словах; определение позиции звука С-Ш в слове (начало, середина, конец);
- Совершенствовать навык дифференциации звуков С-Ш на письме
- Закреплять представления о звуке через опору на артикуляцию и схемы, давать характери-
стику звуку.
- Закреплять образ буквы, обозначающей звук С и Ш;
коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать фонематическое восприятие;
- Развивать графомоторные навыки;
- Развивать внимание, мышление, память;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
коррекционно-воспитательные:
- Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательно-
сти, самостоятельности;
- Повышать речевую активность, желание говорить правильно и красиво.
Оборудование: Коробка, схемы ритмического рисунка, картинки со звуками С и Ш, схемы
характеристики звуков, схемы артикуляционного уклада, буквы, прописи, схемы предложений,
смайлики для мимических упражнений, картинки с героями.
для графического анализа, картинки, прописи или тетради для подготовки к обучению гра-
моте и др.
Ход занятия
№
п/
п
Этапы
Содержание
1
Организационный
момент
Слайд 1.- Здравствуйте, ребята!
- Скажите, какое у вас сегодня настроение?
2
Артикуляционная
и
дыхательная гимна-
стика, формирование
вокальной мимики.
- Посмотрите, ребята, у меня есть смайлики, как вы думаете, какое на-
строение у этого смайлика? (грустный, веселый, злой, удивление).
Давайте изобразим соответствующую мимику.
3
Объявление темы за-
нятия
Слайд 2. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила Малыша и
Карлсона. Они летели к своим друзьям на острова «Волшебные зву-
ки». Жители островов очень любят играть со звуками, но у них редко
бывают гости, так как туда очень трудно добраться. Малыш и Карл-
сон зовут нас с собой.
-Вы согласны отправиться в путешествие по островам? (Да!)
- А чтобы узнать, с какими звуками мы будем играть, вам нужно отга-
дать загадки.
Отгадайте загадки:
- Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет,
Человек им управляет, что же это?... (Самолет)
На какой звук начинается слово самолет?
- Круглый, гладкий, как арбуз…Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. (Шар)
- В праздники на улице в руках у детворы
Горят, переливаются воздушные…(Шары)
Какой первый звук в слове Шары?
С какими звуками мы будем сегодня играть? (С и Ш).
Как вы думаете, на чем можно добраться до островов в океане? (на
самолете, на вертолете…)
Слайд 3
-Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
На взлет идёт наш самолёт,
начинается полет.
Расставим ручки и вперёд.
Путешествие нас ждёт!
Впереди большая туча,
облететь ее нам лучше!
Уклонимся влево, вправо,
Раз,два,три. Ребята,браво!
Завершаем свой полет,
плавно садим самолёт.
Слайд 4. Ой, ребята, вот мы и приземлились на островах «Волшебных
звуков»! посмотрите, какие они сказочные и волшебные!
Слайд 5. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у первого жителя
островов – Слониха Большие уши.
Слониха: Здравствуйте, дорогие ребята! Я так рада вас видеть у себя в
гостях! Я очень люблю слушать разные звуки.
4
Анализ артикуляции
звука, его характери-
стика
Слониха: Ребята, а что вы знаете о звуках С и Ш.
Какой звук С?
- Звук С – согласный, глухой, твердый.
-Когда произносим звук С – губы растянуты в улыбке; зубы видны и
сближены, но не сомкнуты; язык за нижними зубами, по середине
языка идет холодная струя воздуха.
Какой звук Ш?
-Звук Ш – согласный, глухой, твердый.
- Когда произносим звук Ш – губы округлены и слегка вытянуты
вперед; зубы сближены; кончик языка приподнят вверх,; по середине
языка идет теплая воздушная струя.
Слайд 6.
У меня есть волшебная коробочка с картинками, но чтобы ее открыть,
вам необходимо прохлопать ритм по схеме.
Ребята, Карлсон и Малыш тоже хотят присоединиться к нам и по-
играть. Карлсон любит картинки со звуком С, а Малыш – картинки со
звуком Ш
-Какой звук мы слышим?
- где находится этот звук (начало, середина, конец слова).
- Кому отдадим картинку? Малышу или Карлсону?
Слониха: Молодцы, ребята, вы все справились. Мне очень понрави-
лось играть с вами. До свидания, ребята!
Знакомство
с
бук-
вой, ее печатание
Слайд 7.
Ребята, а мы с вами приземлились у второго жителя островов. Позна-
комьтесь, это Орел острый глаз.
Орел: Здравствуйте, ребята! Я очень люблю искать буквы и читать их.
А вы знаете звуки и какие буквы их обозначают?
Посмотрите какой звук обозначает эта буква, а эта буква обозначает
звук Ш.
- Посмотрите, у вас на столах лежат листы, на которых написаны бук-
вы. Вы должны найти правильно написанную букву.
- Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. А сейчас по-
смотрите, ниже нарисован рисунок. Найдите букву С или Ш и рас-
красьте их.
- Какие рисунки у вас получились?
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Мне очень понравилось играть с вами!
Ну а нам пора в гости к третьему жителю островов.
5
Формирование фоне-
матического слуха.
Слайд 8.
- Ой, это же лошадка Быстрая подкова.
- Здравствуйте ребята, я очень люблю играть со словами! И перестав-
лять звуки местами.
- Прослушайте, что я скажу и исправьте ошибки.
Положили в плошку... КАСКУ.
Надевал пожарный... КАШКУ.
Сочинял писатель... БАШНЮ,
Рисовал художник... БАСНЮ.
Сладко спит в берлоге... МИСКА,
На столе с салатом ... МИШКА.
В поле землю я... ПАСУ,
На лугах коров... ПАШУ.
Налицо надета... МАШКА,
Имя нашей кошки ... МАСКА.
Как нам хочется... ШУМЕТЬ
Спать спокойно, не... СУМЕТЬ.
- А нам пора отправляться к следующему жителю.
7
Закрепление звук в
слогах,
словах,
предложениях с па-
раллельным
фор-
мированием фонема-
Слайд 9
Посмотрите, ребята, это Собака. Его зовут Смелый.
- Здравствуйте, ребята, я люблю составлять из слов предложения и
складывать их в рассказы. Давайте с вами составим по одному
предложению по картинкам. Выберите, какая схема вам больше нра-
тического
восприя-
тия.
вится.
- молодцы, ребята, какие у вас интересные предложения получились!
Теперь я смогу написать новый рассказ с вашими предложениями!
-До свидания, ребята, прилетайте к нам еще в гости!
- Ну а нам, пора в детский сад. Полетели.
-Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
На взлет идёт наш самолёт,
начинаем свой полет.
Раставим ручки и вперёд.
Путешествие нас ждёт!
Впереди большая туча,
облететь ее нам лучше!
Уклонимся влево, вправо,
Раз,два,три. Ребята,браво!
Завершаем свой полет,
плавно садим самолёт.
9
Итог
занятия.
Ре-
флексия
- Какие звуки мы сегодня повторяли? давайте вспомним артикуляци-
онные различия звуков
- Какие задания выполняли?
- Что получалось лучше всего?
- В чем испытывали больше всего затруднений?
- Что понравилось больше всего?
- Как нам поможет то, чему научились?
10
Оценивание работы
детей.
Ребята, посмотрите, у меня есть вот такие смайлы. Выберите по одно-
му смайлику, который соответствует вашему настроению. И прирепи-
те на доску. Давайте посмотрим, какое у вас настроение.
- Ребята, жители островов «Волшебные звуки» прислали вам не-
большие сладкие сюрпризы.