Напоминание

"Выявление речевой готовности ребенка к школе"


Автор: Тарасенкова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №125
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов
Тема: "Выявление речевой готовности ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Тема: «Выявление речевой готовности ребенка к школе».

Ведущий: учитель-логопед

Целевая аудитория: воспитатели подготовительных групп, педагоги-психологи,

методисты

Цель мастер-класса:

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах

диагностики и поддержки речевой готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

1.

Актуализировать знания педагогов о компонентах речевой

готовности.

2.

Познакомить с основными признаками недостаточной речевой

готовности.

3.

Научить применять простые методы диагностики в рамках

повседневной педагогической деятельности.

4.

Предложить практические рекомендации по развитию речи детей.

Ход мастер-класса (45–60 минут):

1. Вводная часть (5 мин)

Приветствие.

Цель и задачи мастер-класса.

Короткая беседа: «Что значит – речевая готовность к школе?»

(мозговой штурм).

2. Теоретический блок (10 мин)

Основные компоненты речевой готовности:

Фонематическое восприятие (различение и узнавание звуков речи).

Сформированность звукопроизношения.

Лексико-грамматический строй речи.

Связная речь (умение выстраивать логичные высказывания).

Сформированность языкового анализа и синтеза (умение делить

слово на звуки, составлять слова из слогов и звуков).

Словесная память и внимание.

Сигналы тревоги:

Искажённое звукопроизношение.

Бедный словарный запас.

Грамматические ошибки.

Нарушения в построении рассказа.

Трудности в звукобуквенном анализе.

3. Практический блок: «Проверь сам!» (20 мин)

Задание 1. Диагностика фонематического слуха:

Педагогам предлагается игра «Слышу – не слышу» (детям называют

пары слов – дом-том, сок-суп – и они должны определить, одинаковые или разные

слова).

Задание 2. Определение уровня связной речи:

Педагоги получают карточки с картинками и план рассказа (кто?

где? что делает?). Нужно составить рассказ по картинке, как это делает ребёнок.

Задание 3. Анализ грамматического строя:

Педагоги выполняют задание: «Скажи наоборот» (высокий – ...,

большой – ...), «Подбери слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом» (кот –

котик, мяч – ...).

Задание 4. Игры на звуковой анализ:

«Назови первый/последний звук в слове» (кот, мяч, лес).

«Собери слово из слогов» (ма – ма, до – ма).

4. Методический блок (10 мин)

Рекомендации педагогу:

Как поддерживать речевое развитие детей ежедневно.

Игры и упражнения на развитие всех компонентов речи.

Взаимодействие с логопедом и родителями.

Индикаторы, по которым можно заподозрить необходимость

логопедического сопровождения.

5. Итог, рефлексия (5 мин):

Обратная связь: что узнали, что было полезно.

Раздача памяток «Признаки речевой готовности к школе».

Приглашение на консультации или совместные занятия с логопедом.



В раздел образования