Автор: Тарасенкова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №125
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов
Тема: "Выявление речевой готовности ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА
Тема: «Выявление речевой готовности ребенка к школе».
Ведущий: учитель-логопед
Целевая аудитория: воспитатели подготовительных групп, педагоги-психологи,
методисты
Цель мастер-класса:
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах
диагностики и поддержки речевой готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
1.
Актуализировать знания педагогов о компонентах речевой
готовности.
2.
Познакомить с основными признаками недостаточной речевой
готовности.
3.
Научить применять простые методы диагностики в рамках
повседневной педагогической деятельности.
4.
Предложить практические рекомендации по развитию речи детей.
Ход мастер-класса (45–60 минут):
1. Вводная часть (5 мин)
•
Приветствие.
•
Цель и задачи мастер-класса.
•
Короткая беседа: «Что значит – речевая готовность к школе?»
(мозговой штурм).
2. Теоретический блок (10 мин)
Основные компоненты речевой готовности:
•
Фонематическое восприятие (различение и узнавание звуков речи).
•
Сформированность звукопроизношения.
•
Лексико-грамматический строй речи.
•
Связная речь (умение выстраивать логичные высказывания).
•
Сформированность языкового анализа и синтеза (умение делить
слово на звуки, составлять слова из слогов и звуков).
•
Словесная память и внимание.
Сигналы тревоги:
•
Искажённое звукопроизношение.
•
Бедный словарный запас.
•
Грамматические ошибки.
•
Нарушения в построении рассказа.
•
Трудности в звукобуквенном анализе.
3. Практический блок: «Проверь сам!» (20 мин)
Задание 1. Диагностика фонематического слуха:
•
Педагогам предлагается игра «Слышу – не слышу» (детям называют
пары слов – дом-том, сок-суп – и они должны определить, одинаковые или разные
слова).
Задание 2. Определение уровня связной речи:
•
Педагоги получают карточки с картинками и план рассказа (кто?
где? что делает?). Нужно составить рассказ по картинке, как это делает ребёнок.
Задание 3. Анализ грамматического строя:
•
Педагоги выполняют задание: «Скажи наоборот» (высокий – ...,
большой – ...), «Подбери слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом» (кот –
котик, мяч – ...).
Задание 4. Игры на звуковой анализ:
•
«Назови первый/последний звук в слове» (кот, мяч, лес).
•
«Собери слово из слогов» (ма – ма, до – ма).
4. Методический блок (10 мин)
Рекомендации педагогу:
•
Как поддерживать речевое развитие детей ежедневно.
•
Игры и упражнения на развитие всех компонентов речи.
•
Взаимодействие с логопедом и родителями.
•
Индикаторы, по которым можно заподозрить необходимость
логопедического сопровождения.
5. Итог, рефлексия (5 мин):
•
Обратная связь: что узнали, что было полезно.
•
Раздача памяток «Признаки речевой готовности к школе».
•
Приглашение на консультации или совместные занятия с логопедом.