Авторы: Студент Чендарева Зарина Махмасаидовна, Биктагирова Татьяна Аександровна
Должность: студент и преподаватель
Учебное заведение: БУ «Нижневартовского социально – гуманитарного колледжа»
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Научно-практическую статью
Тема: Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредство дидактической игры
Раздел: среднее профессиональное
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский
социально – гуманитарный колледж»
Автор статьи: Обучающийся 422 ДО группы
Чендарева Зарина Махмасаидовна
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель Биктагирова Татьяна Александровна .
Преподаватель БУ «Нижневартовский
социально-гуманитарный колледж»
«РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Речевое
развитие
представляет
собой
одну
из
основных
образовательных областей, реализуемых в процессе дошкольного образования
в нашей стране.
Особое значение процесс речевого развития приобретает в период
среднего
дошкольного детства, к завершению которого ребенок на
достаточном уровне овладевает средствами речевого взаимодействия. Что
позволит ребенку в среднем возрасте: помогать налаживать общение с
взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной
ситуации; создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх
со сверстниками; развивать любознательности; формировать умение выражать
свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Данный
процесс
осуществляется
одновременно
по
нескольким
направлениям, одним из которых становится развитие словарного запаса
ребенка-дошкольника, осуществляющееся в рамках формирования у него
лексико-грамматической стороны речи.
Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные
отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский,
Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская,
В.И. Яшина, Алексеева М.М. и другие.
Развитие словаря является длительным процессом количественного
накопления слов, освоением их значений. Средний дошкольный возраст
1
является
сензитивным
периодом,
благоприятным
для
расширения
и
обогащения словарного запаса детей. И это время нельзя упустить, что
обуславливает актуальность нашей темы.
Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей
действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив,
бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему
развитию ребёнка [24].
Актуальность
данной
проблематики
определяется
тем,
что
в
современных условиях она приобретает особое значение для реализации целей
системы
дошкольного
образования,
определяемых
содержанием
ФГОС
дошкольного
образования.
Для
достижения
высоких
результатов
педагогической работы, осуществляемой в данном направлении, необходим
поиск наиболее действенных средств развития словарного запаса ребенка,
посещающего дошкольное учреждение. Одним из таких средств может стать
дидактическая игра.
Период 4-5 лет очень важный в жизни ребенка. Уровень мышления
намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка
или мальчик. Становится думающим и творческим ребенком. На пятом году
жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом
развитии. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи,
подбирая слова, лишенные всякого смысла.
Ребенок начинает идентифицировать и называть наиболее значимые
атрибуты и качества объектов, устанавливать простые связи и точно отражать
их в речи. Его речь становится более разнообразной, более точной и богатой
по содержанию. Повышая устойчивость внимания к речи других, он может
прислушиваться к окончанию ответов взрослых. Чем старше ребенок
становится, тем большее влияние на его развитие речи оказывает семейное и
общественное образование [9, с. 12].
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает
ребенку возможность более полно и точно выражать свои высказывания и
мысли. В речи детей этого возраста прилагательные, которые они используют
для обозначения атрибутов и качеств объектов, отражают временные и
пространственные отношения (при определении цвета ребенок, помимо
основных цветов, называет дополнительные – синие, темные, оранжевый),
начинают появляться притяжательные прилагательные (сестрин платок, заячья
шуба). Ребенок все чаще использует наречия, личные местоимения (последние
часто действуют как субъект), сложные предлоги (из-под, около и т. д.).
Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи,
фрукты), но последние ребенок по-прежнему пользуется очень редко.
Четырехлетний ребенок строит свои высказывания из двух или трех, или
более простых общих предложений, сложные предложения используются
чаще, чем на предыдущем этапе, но все же еще недостаточно [28, с. 18].
2
Игра – наиболее доступный для ребенка вид деятельности, способ
переработки приобретенных из окружающего мира впечатлений, знаний. В
игре ярко проявляются особенности мышления и воображения детей, их
эмоциональность, активность, развивающаяся необходимость в общении.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной
работы.
Игра
становится
методом
обучения
и
приобретает
форму
дидактической, если в ней отчетливо определены дидактическая задача,
игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с
правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.
Дидактические
игры
–
эффективное
средство
закрепления
грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности
проведения, заинтересованности ребенка, они предоставляют возможность
много раз упражнять ребенка в проведении необходимых словоформ.
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и
картинками, так и в отсутствии наглядного материала – в форме словесных
игр, построенных на словах и действиях, играющих [32, с. 35].
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-практическим
путем доказать положительное влияние комплекса дидактических игр на
уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Объект
исследования:
процесс
развития
словаря
детей
среднего
дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Предмет исследования: комплекс
дидактических игр по развитию
словаря детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря детей среднего
дошкольного возраста будет иметь положительную динамику, если будет
реализован разработанный комплекс дидактических игр.
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру опытно –
практической работы и исследовали процесс развития словаря у детей
среднего
дошкольного
возраста
при
условии
систематической
работы
педагога с детьми с использованием дидактических игр.
На начальном этапе были поставлены следующие задачи:
1.
Определить критерии, показатели и уровни развития словаря детей
среднего
дошкольного
возраста,
подобрать
соответствующий
диагностический инструментарий.
2.
Провести диагностику уровня развития словаря детей среденего
дошкольного возраста.
3.
Проанализировать результаты диагностики, сделать выводы.
Опытно-практическая работа по развитию словаря у детей среднего
дошкольного возраста посредствам дидактических игр, проводилась на базе
МБОУ «Излучинская ОНШ», Дошкольное отделение №1 с апреля по май 2025
года. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 4-5 лет.
Для диагностики уровня развития активного словаря детей среднего
дошкольного
возраста
использовалась
методика
«Кукла
Маша»
О.С.
3
Ушаковой, Е.М. Струниной (Приложение 1). Методика состоит из десяти
заданий. Правильность выполнения заданий и полнота ответов оценивалась в
баллах.
На констатирующем этапе нашей опытно-практической работы мы можем
сделать вывод о том, что 33% (5 детей) показали высокий уровень развития
словаря, 42% (6 детей) находятся на среднем уровня развития
и 25% (4
ребенка) показали низкий уровень словаря. Дети не справились с заданием, не
отвечали на поставленные вопросы, в их активном и пассивном словаре
небольшой словарный запас.
В
соответствии
с
целью
исследования
на
основе
изученных
теоретических основ проблемы и результатов начального этапа опытно -
практической работы был разработан комплекс
дидактических игр,
направленных на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Комплекс состоит из 12 дидактических игр, направленных на развитие
словаря детей среднего дошкольного возраста. Игры подобраны по принципу
от простого к сложному. При разработке комплекса дидактических игр
обязательным условием был учёт возрастных особенностей детей среднего
дошкольного, а также личностные особенности и интересы детей.
Название игры
Дидактическая задача
Я собрал в огороде…
Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Угадай по описанию
Развитие
наблюдательности,
обучение
умению
выделять
характерные качества предмета, развитие словаря.
Бывает — не бывает (с
мячом)
Развитие
слухового
восприятия,
монологической
и
диалогической речи.
Карусели
Учить детей чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения
выполнять движения.
Семья (с мячом)
Обучение детей среднего дошкольного возраста разбираться в
родственных отношениях, употребляя слова, обозначающие
родство и родственников.
Потому что
Учить
детей
заканчивать
фразу,
начатую
взрослым,
и
повторять получившееся предложение целиком.
Кто больше увидит?
Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.
Что
сначала,
что
потом
Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные
предложения,
определять
причину
и
следствие
в
предложенной ситуации. Учить строить предложения при
помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать
понимание простых причинно-следственных отношений.
Хорошо — плохо
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего
мира положительные и отрицательные стороны. Развивать
словарный запас детей, грамматический строй речи.
Что где находится?
Развивать пространственные представления детей, тренировать
в словах: за, между, рядом, посередине, около, под, над,
справа, слева и т. д., описывающими положение предмета в
пространстве:
научить
точно
характеризовать
положение
предмета в пространстве, отвечая на вопрос «где находится?».
Объясни и исправь
Развитие понимания и активизация слов с обобщающим
4
значением, развитие понимания родовидовых отношений
между словами (развитие понятийного аспекта значения
слова).
Сороконожка
Учить детей чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения
выполнять движения.
При реализации комплекса дидактических игр учитывались следующие
дидактические
принципы:
доступность,
повторяемость,
постепенность
выполнения задания.
Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх:
1.
Работа
над
словом
проводится
при
ознакомлении
детей
с
окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием
психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств,
отношений и поведения детей.
3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой
последовательности.
При
реализации
комплекса
дидактических
игр
использовались
следующие методы и приемы, соблюдались правила руководства игрой.
Прежде чем начать игру, необходимо было вызвать интерес у детей к
ней, желание играть. Это достигалось различными приёмами: использованием
загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса. Секрет успешной
организации игры заключается в том, что обучая детей, сохраняется игра как
деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.
Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как
бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры
и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе
игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный
настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
С самого начала и до конца игры необходимо было активно
вмешиваться в её ход: отмечать удачные решения ребят, поддерживать шутки,
подбадривать застенчивых, вселять в них уверенность в себе.
При проведении дидактической игры учитывались индивидуальные
особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую;
застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к
разговору, высказываниям, повторению правил и тем самым развивать его
речь.
Для выявления результатов опытно - практической работы нами было
проведена повторная диагностика уровня развития словаря детей среднего
дошкольного возраста. Диагностика проводилась по тем же методикам. Что и
на начальном уровне опытно - практической работы: методика «Кукла Маша»
О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Полученые результаты мы сравнили с констатирующем этапом и получили
вывод, низкий уровень развития словаря
понизился на 12%. Наличие
5
воспитанников с низким уровнем развития словаря обусловлено тем, что
среди них имеются часто болеющие дети, которые пропустили более 30%
занятий. С такими детьми планируется индивидуальная работа по повышению
уровня освоения программного материала. Показатели среднего уровня
развития снизились с 42% до 36%.
В словаре у этих детей имеются
существительные,
прилагательные
и
глаголы,
только
в
определённых
ситуациях. Однако, значительно увеличилось количество детей, показавших
высокий уровень развития словаря – 51%, что повысило высокий уровень
развития словаря на 18%. Эти дети правильно называли все существительные,
прилагательные и глаголы, понимают их значение.
Словарь
детей
значительно
увеличился
и
обогатился
глаголами,
прилагательными, существительными и наречиями. В речи появились
сложные обороты и распространённые предложения.
Следовательно,
можно
говорить
о
положительном
результате
выполненной
работы.
Разработанный
комплекс
дидактических
игр
положительно влияет на развитие словаря детей среднего дошкольного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений /
М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2.
Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: и её роль в
воспитании личности / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – №3. –
1995. – С.34-36.
3.
Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребенка / Т.И. Гризик. //
Детский сад от А до Я. 2015. №2. – С.4-9.
4.
Давидчук, А.Н. Обучение и игра / А.Н. Давидчук. – Москва: Дрофа, 2016.
– 277 с.
5.
Ивашкевич, О.В. Дидактическая игра как средство развития речи детей
среднего дошкольного возраста / О.В. Ивашкевич // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара,
март 2016 г.). – Самара: Асгард, 2016. – С. 70-73.
6.
Медведева, И. К. Дидактическая игра как средство развития речи детей
дошкольного возраста. Актуальные задачи педагогики материалы 7
международной научной конф. (г. Чита, апрель 2016 г.) / И.К. Медведева.
– Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 51-53.
7.
Смирнова, Е.О. Развиваем речь в игре / Е. Смирнова // Дошкольное
образование (Прил. к газ. «Первое сентября»). – 2012. – № 2. – С. 17.
6