Автор: Скорнякова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №277 "Березка"
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства социализации ребенка в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства
социализации ребенка в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
Автор: Скорнякова Анастасия Андреевна
МБДОУ Детский сад №277 «Березка», Екатеринбург
Аннотация: В настоящее время стратегия образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на инклюзивное образование.
В условиях модернизации российского образования впервые появилось
направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении
равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано
переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним. При
инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает
индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении
образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ
в жизнь группового сообщества других детей.
Цель инклюзии — организация предметно-развивающей среды и образовательного
процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной
программы ребенка с ОВЗ.
Создаются вариативные формы дошкольного образования (службы ранней помощи,
лекотеки), расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с
особыми образовательными потребностями. Для того чтобы упорядочить
деятельность образовательных организаций, с целью реализации Федерального
закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
разработали и утвердили федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
Инклюзия — двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и
готовность коллектива принять «особого» ребенка. Поэтому сегодня, в ситуации
быстрого расширения сети инклюзивных дошкольных образовательных
организаций, представляется интересным вернуться к истокам возникновения и
развития инклюзивных детских садов.
Ключевые слова: индивидуальное развития ребенка, индивидуальный маршрут,
инклюзивное образование, образования детей, коррекционно-образовательная
работа
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это движение в
образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения
специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития.
Разрабатываются маршруты для детей, не усваивающих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей, с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальные маршруты развития детей разрабатываются совместно всеми
педагогами дошкольной образовательной организации и преследует цели
всестороннего развития, коррекции с учётом индивидуальных и потенциальных
возможностей каждого ребёнка.
в период дошкольного детства в условиях дошкольного учреждения, независимо от
места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных
возможностей здоровья.
Дошкольная организация осуществляет тесное сотрудничество с семьей ребенка при
разработке индивидуального коррекционного плана развития и обучения. Семья
должна придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в дошкольной
организации. Только последовательность и единство могут привести к желаемому
результату.
Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является
документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ мониторинги и
коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер
индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника,
данные готовности ребёнка к школе. И включает в себя следующие разделы:
состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения
программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-
развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы
работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского
сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре,
музыкального руководителя, педагога-психолога) в ходе воспитания и
обучения ребенка с ОВЗ, которая направлена на развитие общей и мелкой моторики,
на развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков, на
формирование деятельности ребенка (сенсорно-перцептивной, предметно-
практической, игровой, продуктивной, на развитие речи, на формирование
представлений об окружающем мире.
Коррекционно-развивающие мероприятия планируются с применением бесед,
чтения художественной литературы, этюдов, направленных на знакомство с
различными эмоциями и чувствами, тренингов, способствующих развитию
эмоционально- личностной и поведенческой сфер, упражнений на развитие
психических процессов. Эффективны приемы арт - терапии (куклотерапия,
изотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика.
В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в свободной и специально
организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень
индивидуального развития ребенка. На основе полученной информации
планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем
образовательным областям на первое полугодие. Педагогами определяются задачи
коррекционно-развивающей работы с детьми, формы работы, а также планируются
различные мероприятия в работе с родителями. Реализация поставленных задач
производится в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных
моментов, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности. Для
того, чтобы родители вникли в коррекционный процесс необходимо проводить с
ними индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.
В середине учебного года проводится мониторинг
освоения ребенком образовательной программы. На основе предварительных и
промежуточных данных об уровне развития детей, происходит корректировка
индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития.
В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая
подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов
дошкольного образовательного учреждения.
Реализация всеми специалистами дошкольной организации маршрутов
индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения
программного материала по следующим образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально –
коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно –
эстетическое развитие».
В результате проведённой коррекционной работы повышается уровень
познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется
кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется
пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой
моторики, следовательно, повышается и уровень развития детей с ОВЗ.