Напоминание

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства социализации ребенка в условиях инклюзивного образования в ДОУ.


Автор: Скорнякова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №277 "Березка"
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства социализации ребенка в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства

социализации ребенка в условиях инклюзивного образования в ДОУ.

Автор: Скорнякова Анастасия Андреевна

МБДОУ Детский сад №277 «Березка», Екатеринбург

Аннотация: В настоящее время стратегия образования детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на инклюзивное образование.

В условиях модернизации российского образования впервые появилось

направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении

равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано

переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним. При

инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает

индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении

образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ

в жизнь группового сообщества других детей.

Цель инклюзии — организация предметно-развивающей среды и образовательного

процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной

программы ребенка с ОВЗ.

Создаются вариативные формы дошкольного образования (службы ранней помощи,

лекотеки), расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с

особыми образовательными потребностями. Для того чтобы упорядочить

деятельность образовательных организаций, с целью реализации Федерального

закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »

разработали и утвердили федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.

Инклюзия — двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и

готовность коллектива принять «особого» ребенка. Поэтому сегодня, в ситуации

быстрого расширения сети инклюзивных дошкольных образовательных

организаций, представляется интересным вернуться к истокам возникновения и

развития инклюзивных детских садов.

Ключевые слова: индивидуальное развития ребенка, индивидуальный маршрут,

инклюзивное образование, образования детей, коррекционно-образовательная

работа

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это движение в

образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при

осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения

специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных

особенностей развития.

Разрабатываются маршруты для детей, не усваивающих основную

общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей, с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальные маршруты развития детей разрабатываются совместно всеми

педагогами дошкольной образовательной организации и преследует цели

всестороннего развития, коррекции с учётом индивидуальных и потенциальных

возможностей каждого ребёнка.

в период дошкольного детства в условиях дошкольного учреждения, независимо от

места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных

возможностей здоровья.

Дошкольная организация осуществляет тесное сотрудничество с семьей ребенка при

разработке индивидуального коррекционного плана развития и обучения. Семья

должна придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в дошкольной

организации. Только последовательность и единство могут привести к желаемому

результату.

Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является

документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ мониторинги и

коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер

индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника,

данные готовности ребёнка к школе. И включает в себя следующие разделы:

состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения

программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-

развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы

работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского

сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре,

музыкального руководителя, педагога-психолога) в ходе воспитания и

обучения ребенка с ОВЗ, которая направлена на развитие общей и мелкой моторики,

на развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков, на

формирование деятельности ребенка (сенсорно-перцептивной, предметно-

практической, игровой, продуктивной, на развитие речи, на формирование

представлений об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие мероприятия планируются с применением бесед,

чтения художественной литературы, этюдов, направленных на знакомство с

различными эмоциями и чувствами, тренингов, способствующих развитию

эмоционально- личностной и поведенческой сфер, упражнений на развитие

психических процессов. Эффективны приемы арт - терапии (куклотерапия,

изотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика.

В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в свободной и специально

организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень

индивидуального развития ребенка. На основе полученной информации

планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем

образовательным областям на первое полугодие. Педагогами определяются задачи

коррекционно-развивающей работы с детьми, формы работы, а также планируются

различные мероприятия в работе с родителями. Реализация поставленных задач

производится в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных

моментов, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности. Для

того, чтобы родители вникли в коррекционный процесс необходимо проводить с

ними индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.

В середине учебного года проводится мониторинг

освоения ребенком образовательной программы. На основе предварительных и

промежуточных данных об уровне развития детей, происходит корректировка

индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития.

В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая

подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов

дошкольного образовательного учреждения.

Реализация всеми специалистами дошкольной организации маршрутов

индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения

программного материала по следующим образовательным областям:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно –

эстетическое развитие».

В результате проведённой коррекционной работы повышается уровень

познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется

кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется

пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой

моторики, следовательно, повышается и уровень развития детей с ОВЗ.



В раздел образования