Напоминание

«Развития зрительного восприятия в домашних условиях»


Автор: Уварова Светлана Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14 "Брусничка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Развития зрительного восприятия в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уварова Светлана Владимировна

учитель-дефектолог

МБДОУ д/с № 14 «Брусничка»

г. Сургут

Мастер-класс для родителей на тему «Развития зрительного восприятия в

домашних условиях».

В различных источниках мы может встретить такие определения мастер-класса

Энциклопедический

словарь.

Мастер-класс

цикл

занятий

по

совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-

либо области искусства, для начинающих артистов, художников и т. п..

Толковый словарь Ефремовой. Мастер-класс — краткосрочные курсы

высшего мастерства в какой-либо области искусства, спорта и т. п., проводимые

выдающимися мастерами в своей области.

Новый

словарь

иностранных

слов.

Мастер-класс

публичная

демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика

обучения языкам). Мастер-класс — вид учебного занятия в системе повышения

квалификации преподавателя иностранного языка, в котором демонстрируются

практические приёмы и технологии проведения занятий по иностранному языку.

Википедия. Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное

занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом

в

определённой

области

творческой

деятельности

(музыки,

изобразительного

искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки,

педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в

этой сфере деятельности.

Но во всех определениях «Мастер-класс» — это форма обучения, в которой

участники получают практические навыки и знания от опытного специалиста. В

контексте

работы

с

родителями,

мастер-классы

предоставляют

уникальную

возможность для обмена опытом, обсуждения актуальных тем и освоения новых

методов взаимодействия с детьми. Они способствуют созданию сообщества, где

родители могут делиться своими успехами и трудностями, а также получать

поддержку и советы от профессионалов. Мастер-класс является эффективной формой

работы с родителями, воспитывающими детей с особыми возможностями здоровья

(ОВЗ), т.к. это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а

именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, где

родители становятся активными участниками в образовательной деятельности,

совместно

с

педагогом

они

осваивают

определенные

формы

обучения.

Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и

взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями

– условий воспитания и обучения в детском саду. Так же оно подразумевает обоюдное

желание родителей и специалистов (педагогов) поддерживать контакты друг с другом

в интересах ребенка.

Мастер-класс включает как теоретический, так и практический аспект.

Теоретический материал необходим для передачи знаний и повышения психолого-

1

педагогической компетентности родителей в вопросах коррекционно-развивающего

обучения. Мастер-класс позволяет провести практические занятия и обучение с

демонстрацией конкретных приемов работы и оригинальных методов освоения

определенного обучающего материала и навыком, а также предоставить родителям

необходимые навыки и инструменты для эффективной работы с ребенком.

Преимущества мастер-классов для родителей:

Практическое обучение: Участники получают возможность не только слушать,

но и активно участвовать в процессе, что способствует лучшему усвоению

информации.

Обмен опытом: Родители могут делиться своими наблюдениями и находками,

что обогащает общий опыт группы.

Поддержка специалистов: Мастер-классы проводятся квалифицированными

педагогами и психологами, которые могут ответить на вопросы и дать

рекомендации.

Создание сообщества: Участие в мастер-классах помогает родителям находить

единомышленников и строить социальные связи.

Данная форма работы актуальна при развитии психических процессов у детей с

ОВЗ, в том числе и при развитии зрительного восприятия.

Примерный сценарий мастер-класса для родителей, воспитывающих детей с

ЗПР по развитию зрительного восприятия.

Теоретический аспект. У детей с ОВЗ (в том числе с ЗПР, УО) наблюдается низкий

(по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития

восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма

и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний

этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов,

находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

Восприятие

фрагментарное

и

нецеленаправленное.

Скорость

выполнения

перцептивных операций значительно снижена. Дети дошкольного возраста с

задержкой психического развития испытывают сложности при выполнении заданий по

образцу, затруднена ориентировка в пространстве. Особенности восприятия детей с

ОВЗ обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где

находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем,

что

замедленность

опознания

не

позволяет

ребёнку

быстро

обследовать

непосредственно окружающую его действительность. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за

определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся

сверстник. Различия между детьми с задержкой психического развития и их,

нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере

усложнения объектов и ухудшения условий восприятия. Скорость восприятия у детей

с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного

возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие

оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие

по соседству других аналогичных предметов.

Зачем развивать зрительное восприятие?

Развитие зрительного восприятия помогает детям:

Улучшить внимание и концентрацию.

Развить навыки наблюдения и анализа.

2

Способствовать успешному обучению и усвоению новых знаний.

Повысить креативность и воображение.

В рамках проведения мастер-класса родителям для проигрывания предлагаются

следующие игры и упражнения, рекомендации.

Практический аспект. Игры и упражнения для развития зрительного восприятия

1. Игра "Найди отличия"

Описание: Подготовьте две похожие картинки и попросите ребенка найти отличия

между ними.

Цель: Развивать внимание и наблюдательность.

2. Пазлы

Описание: Собирайте пазлы вместе с ребенком. Начните с простых и постепенно

переходите к более сложным.

Цель: Развивать пространственное восприятие и логическое мышление.

3. Цветовые игры

Описание: Используйте цветные карточки или предметы. Попросите ребенка

сгруппировать их по цветам или формам.

Цель: Развивать способность различать цвета и формы.

4. Игра "Что изменилось?"

Описание: Поставьте перед ребенком несколько предметов, затем закройте их на

короткое время. Уберите один предмет и спросите, что изменилось.

Цель: Развивать память и внимание к деталям.

5. Игра "Собери картинку"

Описание: Используйте изображения, которые можно разрезать на части. Попросите

ребенка собрать картинку, ориентируясь на цвет и форму частей. Начинать лучше с

картинки с 1 – 2 предметами на белом фоне (изображение должно быть крупным,

четким), постепенно можно усложнять. Так же и с количеством частей и разрезом:

начинаем с двух частей с прямым разрезом, постепенно увеличивая количество частей

и добавляя сначала разрез по диагонали, затем сложный разрез.

Цель: Развивать пространственное восприятие и мелкую моторику.

6. Игра "Тень"

3

Описание: Создайте тени от различных предметов и попросите ребенка угадать, что

это за предметы. Можно использовать и материалы из сети Интернет (дидактическая

игра «Найди по тени»)

Цель: Развивать способность к визуальному анализу и ассоциациям.

7. Игра "Лабиринт"

Описание: Нарисуйте лабиринт на бумаге и попросите ребенка провести линию от

начала до конца, избегая препятствий.

Цель: Развивать координацию и пространственное мышление.

8. Игра "Сравни и найди"

Описание: Подготовьте две картинки с разными предметами и попросите ребенка

найти предметы, которые есть только в одной из картинок.

Цель: Развивать внимание и аналитические навыки.

9. Игра " Сделай цифру "

Описание:

Предлагается

выложить

цифры

из

кружочков,

палочек,

кубиков,

треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры

(выложить из конфет, овощей или фруктов). Можно вырезать цифры из бархатной или

простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

10. «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета,

величины, формы:

4

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на

окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный

треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги,

красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники,

жёлтые треугольники, красные треугольники.

г)

Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные

квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные

треугольники, маленькие зелёные квадраты.

11.

«Зашумлённые картинки»

— средство развития зрительного восприятия и

внимания ребёнка. Они помогут убедиться, что ребёнок уверенно распознаёт

зрительные образы перед началом обучения письму и чтению. Одним из основных

преимуществ зашумленных картинок является их способность снижать уровень

тревоги и напряжения у детей. Кроме того, зашумленные картинки могут помочь

детям улучшить свои навыки поиска и сравнения, что может быть полезно в школе и в

повседневной жизни. Варианты картинок можно найти в сети Интернет, например,

.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и показать и назвать всех животных или

предметы, изображенные на картинке. Так же можно эти предметы посчитать, если

они нарисованы разным цветом, то назвать цвет согласовав существительное с

прилагательным (например, красная машина, желтая кукла и т.д.)

Игр и упражнений очень много. Материал к ним можно найти в сети Интернет,

купить в магазине или же заменить на предметы обихода. Педагогами разработаны и

различные пособия по развитию зрительного восприятия: серия «Умные книжки»

Земцовой Ольги Николаевны, рабочая тетрадь С.В. Игнатовой «Развитие восприятия»,

«Развитие внимания и восприятия» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной (у этих авторов

серия книг), К.Е. Бухарина «Играй и узнавай предметы» и т.д.

5



В раздел образования