Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игрового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Использование игрового конструктора в коррекционно-
развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Учитель-логопед: Жиляева Ю.В.
Детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом становится всё
больше, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход,
специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и
стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на
который рассчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как
оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные
разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.
Пособие, которое мы используем в работе с детьми по обучению грамоте
– это игровой конструктор Тико «Грамматика». Очень функциональный,
трансформируемый набор, предназначенный для обучения детей чтению.
Конструктор Тико « Грамматика» состоит из пластмассовых
квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки
препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах -
твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки,
звонкие и глухие(на буквах, обозначающих звонкий звук с обратной
стороны изображен колокольчик, на шипящих – змейка) ,на белых квадратах
- Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Детали конструктора соединяются между
собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ
защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв
соответствует частоте их употребления в письменной речи. Конструктор
Тико «Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и
обучению чтению, превратить их в игру. Стимулируя движения пальцев рук,
соединяя детали конструктора между собой, мы способствуем развитию речи
ребёнка, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих
из пальцев рук. Игровые упражнения с использованием конструктора Тико «
Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме
охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием
звуковой
схемы
.
Можно поиграть в игру на определение парности по звонкости и
глухости, игра «Молчит-звенит».
Буквы в конструкторе делятся на звуки, которые их обозначают:
Твердые и мягкие
Их достаточно просто запомнить ребенку с ТНР, т.к. они обозначены цветом,
что в дальнейшем позволит легче выполнять звуко -буквенный анализ.
На «Выполнение звуко -буквенного анализа слова» можно использовать
различные задания:
Прочитай слово. (Лань)
Определи сколько в слове букв? (4 буквы)
Сколько гласных звуков? (1), согласных звуков ?(2)
Сколько согласных твердых (1) или мягких? (1)
Сравни количество букв и звуков. (букв больше чем звуков, потому что
мягкий знак не обозначает буквы).
Конструктор Тико «грамматика» можно использовать для развития
фонематических процессов:
Игра «Дружилки». Зайка дружит с буквой М, потому что он любит
морковку, поэтому выбирает слова, которые начинаются со звука [М].
Помоги зайке выбрать слова (малина, мороженое, машина). Мышка
дружит с буквой П, звуком [пь], потому что любит пищать «пи-пи-пи»,
поэтому выбирает слова, которые начинаются со звука [пь]. Ребенок
выбирает картинки – пень, пингвин, пеликан и т.д.
Из конструктора можно строить домики для букв, обозначающих
твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие, гласные и согласные.
С помощью конструктора Тико «Грамматика» можно в игровой форме
научить детей составлять из букв слоги, слова, предложения и даже
небольшие тесты.
Можно использовать при обучении деления на слоги:
Раздели слово на слоги. (зима – 2 слога, парус – 2 слога).
В слове «сталь» - 1 слог, опираясь на наглядность педагогу проще
объяснить правило: «Сколько гласных букв в слове, столько и слогов».
Дети, зная буквы, читают их раздельно, не сливают. Физическое
соединение (сцепление) руками двух квадратов конструктора с буквами в
одно целое, в одну «дорожку», облегчает детям слитное чтение слогов, а
позже и слов.
Игра «Звуковой кубик» позволяет развивать словотворчество у детей. Дети,
переворачивая кубик составляют слова.
Можно составлять фразы или предложения
В своей работе мы используем и Тико «Азбука». Набор ТИКО «Азбука»
(«Эрудит») является продолжением и развитием набора «Грамматика». В его
состав входят более 300 квадратов с нанесёнными на них буквами русского
языка. Цвета квадратов соответствует цветам в наборе « Грамматика».
Большое количество деталей в наборе « Азбука» позволяет не только
изучать буквы и звуки, составлять слоги, слова и предложения, но и играть в
игру « Эрудит»,создавая кроссворды, расширяя словарный запас, тренируя
комбинаторное мышление. Рекомендуем педагогам для подготовки детей к
школе и обучения младших школьников русскому языку.
Например, игра «Эрудит»
Положите квадраты в прозрачный мешочек, перемешайте и пусть каждый
игрок, не заглядывая в мешочек, возьмёт себе 7 квадратов( букв). Количество
играющих 2-6. Первое слово было « РОГ». Буквы второго игрока могут быть
выложены в начале слова (НОСОРОГ),в конце слова(РОГА),либо пересекать
по вертикали или горизонтали. Во время одного хода можно составить
несколько слов, присоединяя свои буквы к уже имеющимся словам.
Количество очков определяется буквами во вновь созданных словах и
продолжается, пока не закончатся все буквы, оговоренное время или
терпение игроков.
Кроме « Азбуки» и « Грамматики» есть другие наборы ТИКО:
«Малыш,школьник,фантазёр,класс,геометрия,шары,архимед,арифметика,анг
лийский язык». Их также можно использовать в работе с детьми.
Таким образом, конструктор «Тико грамматика» повышает у
дошкольников мотивацию к обучению, интерес, развивает
внимательность, превращает подготовку к обучению грамоте и обучение
грамоте в удовольствие.