Напоминание

Использование игрового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи


Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игрового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игрового конструктора в коррекционно-

развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Учитель-логопед: Жиляева Ю.В.

Детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом становится всё

больше, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход,

специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и

стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на

который рассчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как

оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные

разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.

Пособие, которое мы используем в работе с детьми по обучению грамоте

– это игровой конструктор Тико «Грамматика». Очень функциональный,

трансформируемый набор, предназначенный для обучения детей чтению.

Конструктор Тико « Грамматика» состоит из пластмассовых

квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки

препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах -

твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки,

звонкие и глухие(на буквах, обозначающих звонкий звук с обратной

стороны изображен колокольчик, на шипящих – змейка) ,на белых квадратах

- Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Детали конструктора соединяются между

собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ

защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв

соответствует частоте их употребления в письменной речи. Конструктор

Тико «Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и

обучению чтению, превратить их в игру. Стимулируя движения пальцев рук,

соединяя детали конструктора между собой, мы способствуем развитию речи

ребёнка, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих

из пальцев рук. Игровые упражнения с использованием конструктора Тико «

Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме

охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием

звуковой

схемы

.

Можно поиграть в игру на определение парности по звонкости и

глухости, игра «Молчит-звенит».

Буквы в конструкторе делятся на звуки, которые их обозначают:

Твердые и мягкие

Их достаточно просто запомнить ребенку с ТНР, т.к. они обозначены цветом,

что в дальнейшем позволит легче выполнять звуко -буквенный анализ.

На «Выполнение звуко -буквенного анализа слова» можно использовать

различные задания:

Прочитай слово. (Лань)

Определи сколько в слове букв? (4 буквы)

Сколько гласных звуков? (1), согласных звуков ?(2)

Сколько согласных твердых (1) или мягких? (1)

Сравни количество букв и звуков. (букв больше чем звуков, потому что

мягкий знак не обозначает буквы).

Конструктор Тико «грамматика» можно использовать для развития

фонематических процессов:

Игра «Дружилки». Зайка дружит с буквой М, потому что он любит

морковку, поэтому выбирает слова, которые начинаются со звука [М].

Помоги зайке выбрать слова (малина, мороженое, машина). Мышка

дружит с буквой П, звуком [пь], потому что любит пищать «пи-пи-пи»,

поэтому выбирает слова, которые начинаются со звука [пь]. Ребенок

выбирает картинки – пень, пингвин, пеликан и т.д.

Из конструктора можно строить домики для букв, обозначающих

твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие, гласные и согласные.

С помощью конструктора Тико «Грамматика» можно в игровой форме

научить детей составлять из букв слоги, слова, предложения и даже

небольшие тесты.

Можно использовать при обучении деления на слоги:

Раздели слово на слоги. (зима – 2 слога, парус – 2 слога).

В слове «сталь» - 1 слог, опираясь на наглядность педагогу проще

объяснить правило: «Сколько гласных букв в слове, столько и слогов».

Дети, зная буквы, читают их раздельно, не сливают. Физическое

соединение (сцепление) руками двух квадратов конструктора с буквами в

одно целое, в одну «дорожку», облегчает детям слитное чтение слогов, а

позже и слов.

Игра «Звуковой кубик» позволяет развивать словотворчество у детей. Дети,

переворачивая кубик составляют слова.

Можно составлять фразы или предложения

В своей работе мы используем и Тико «Азбука». Набор ТИКО «Азбука»

(«Эрудит») является продолжением и развитием набора «Грамматика». В его

состав входят более 300 квадратов с нанесёнными на них буквами русского

языка. Цвета квадратов соответствует цветам в наборе « Грамматика».

Большое количество деталей в наборе « Азбука» позволяет не только

изучать буквы и звуки, составлять слоги, слова и предложения, но и играть в

игру « Эрудит»,создавая кроссворды, расширяя словарный запас, тренируя

комбинаторное мышление. Рекомендуем педагогам для подготовки детей к

школе и обучения младших школьников русскому языку.

Например, игра «Эрудит»

Положите квадраты в прозрачный мешочек, перемешайте и пусть каждый

игрок, не заглядывая в мешочек, возьмёт себе 7 квадратов( букв). Количество

играющих 2-6. Первое слово было « РОГ». Буквы второго игрока могут быть

выложены в начале слова (НОСОРОГ),в конце слова(РОГА),либо пересекать

по вертикали или горизонтали. Во время одного хода можно составить

несколько слов, присоединяя свои буквы к уже имеющимся словам.

Количество очков определяется буквами во вновь созданных словах и

продолжается, пока не закончатся все буквы, оговоренное время или

терпение игроков.

Кроме « Азбуки» и « Грамматики» есть другие наборы ТИКО:

«Малыш,школьник,фантазёр,класс,геометрия,шары,архимед,арифметика,анг

лийский язык». Их также можно использовать в работе с детьми.

Таким образом, конструктор «Тико грамматика» повышает у

дошкольников мотивацию к обучению, интерес, развивает

внимательность, превращает подготовку к обучению грамоте и обучение

грамоте в удовольствие.



В раздел образования