Автор: Семёнова Анастасия Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности речевого развития ребенка в условиях семьи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 «Фестивальный»
Статья
«Особенности речевого развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи»
Подготовила:
учитель-логопед
Семёнова Анастасия Игоревна
г. Сургут
2025
Цель:
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
в
области речевого развития детей с ОВЗ в условиях семьи.
Задачи:
Познакомить педагогов с методом песочной терапии как средством
развития речи детей в условиях семьи;
Активизировать
самостоятельную
работу
педагогов,
дать
им
возможность заимствовать элементы педагогического опыта для
улучшения собственного;
Познакомить
педагогов
с
рекомендациями
по
проведению
артикуляционной,
дыхательной,
релаксационной,
пальчиковой
гимнастики.
Оборудование:
песок кварцевый мелкий, настольные зеркала 20 шт,
одноразовые пластмассовые тарелки 20 шт, коктейльные трубочки 20 шт,
миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного
пола и возраста; различных животных и растения; транспорт, игрушки из
«киндер-сюрпризов», камни Марблс, фасоль.
Введение
Речь является одной из важнейших психических функций человека и
сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование
знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает
необходимые
условия
для развития различных
форм
деятельности.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и
регуляцией его поведения.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным
условием успешного обучения в школе.
Прежде всего, особое значение имеет речевая среда. Полноценное речевое
развитие ребенка невозможно без полноценной речевой среды. Многие
родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что
излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом,
игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками
лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
На сегодняшний день в арсенале педагогов и родителей имеется
обширный
практический
материал,
применение
которого
способствует эффективному
речевому
развитию
ребенка.
Одним
из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста,
является песочная терапия.
Пескотерапия (песочная терапия) – это вид современной арт-терапии и
арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть
индивидуальность
каждого
ребенка,
разрешить
его
психологические
затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их
реализации,
помогающих
ребенку
научиться
строить
отношения
со
сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать
внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
Общепедагогическая цель песочной терапии - дать возможность ребенку
быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, а не менять
и
не
переделывать
ребенка,
научить
его
каким-то
специальным
поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.
Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу
дает
больший
воспитательный
и
образовательный
эффект,
нежели
стандартные формы обучения:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых,
в
песочнице
мощно
развивается
тактильная
чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно
развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание,
память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных навыков ребенка.
Условия эффективной работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Желание педагога/ родителя. Специальная подготовка педагога, его
творческий подход к проведению занятий.
3. Отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и
порезов на руках.
4. Соблюдение правил гигиены.
Практическая часть
Пальчиковая
гимнастика
«Мы
во
двор
пошли
гулять!»
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,
(сгибаем пальчики по одному в кулак).
Мы во двор пошли гулять.
(Идут по песку указательными и средними пальцами).
Бабу снежную лепили,
(рисуют снежную бабу).
Птичек крошками кормили,
(Крошат песок всеми пальчиками).
С горки мы потом катались,
(Ведут пальцами по песку).
А еще в снегу валялись.
(Ладошки кладут на песок одной и другой стороной).
Все в снегу домой пришли.
(Идут по песку указательными и средними пальцами).
Отряхнулись спать легли.
(отряхиваем ладони, затем укладывают ладони на песок).
Артикуляционная гимнастика
1.
Лошадка.
Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по
песку».
2.
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-
бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
3.
Качели. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем
в песке двигать в том же направлении.
4.
Часики.
Языком
ритмично
двигать
вправо-влево,
указательным
пальцем в песке двигать в том же направлении.
5.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п»,
ладонью легко похлопывать по песку.
6.
Расчёска.
Язык
протискивать
между
зубами
вперёд-назад,
пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Дыхательная гимнастика
1.
«Добрый великан». Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной
струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой
продолжил путь.
2.
«Помоги зайцу». В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести»
все следы, чтобы лиса не обнаружила.
3.
«Выровняй дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке.
Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
4.
«Дорога к другу».
На песке расставляются две игрушки. Нужно
длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной
игрушки до другой.
Развитие мелкой моторики посредством выкладывания дорожек на песке.
Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной
терапии дает положительные результаты:
у детей значительно возрастает интерес к совместным речевым
занятиям;
развиваются первичные произносительные умения и навыки;
пополняется и активизируется словарь;
корректируется грамматический строй речи, связная речь;
развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
Педагогам следует не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях
с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам
развития речи дошкольников используя методику песочной терапии. Это
необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого
развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами
помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на
занятиях в детском саду.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов