Напоминание

Физическая культура как средство экологического воспитания детей школьного возраста


Автор: Сакулина Ирина Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №82 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Физическая культура как средство экологического воспитания детей школьного возраста
Раздел: среднее образование





Назад




Физическая культура как средство экологического воспитания

детей школьного возраста

Physical education as a means of environmental education of school-age

children

Автор:

Сакулина Ирина Юрьевна,

учитель физической культуры

МАОУ «Лицей №82 г. Челябинска»

Ключевые слова:

физическая культура, экологическое воспитание,

школьники

Keywords: physical education, environmental education, schoolchildren

Аннотация: в статье представлена информация как уроки физической

культуры можно использовать в экологическом воспитании.

Abstract: the article provides information on how physical education lessons

can be used in environmental education.

В настоящее время можно увидеть серьёзную проблему, которая

предполагает под собой перестройку образовательного процесса, это

проблема экологического воспитания. В меняющихся условиях и нарастании

экологических проблем в мире важно сформировать у подрастающего

поколения правильное и осознанное отношение к окружающему их миру.

Сейчас в школах уделяется особое внимание экологизации учебного

процесса. Если еще 15-20 лет назад вопросами экологии занимался предмет

«окружающий мир», то сейчас стоит крепкая необходимость того, чтобы на

всех учебных предметах были отражены вопросы экологии. Вопросы

экологического воспитания не обошли стороной и уроки физической

культуры. С помощью активных игр можно обсуждать и поднимать

серьёзные вопросы, прививая любовь и осознанное отношение к экологии.

Помимо всего, интеграции экологических знаний в образовательный

процесс способствует формированию у детей критического мышления,

помогая им осознавать важное и развить ответственность за сохранение

природных ресурсов. Данные подходы не только делают образовательный

процесс разнообразным, но и прививают подрастающему поколению

способность принимать решения по поводу охраны окружающей среды.

На уроках физической культуры ученики не просто осваивают знания о

строении своего организма и принципы охраны здоровья, но и изучают

важные аспекты здорового образа жизни. Благодаря занятиям физической

культурой и активным упражнениям дети учатся понимать, как природные

факторы, такие как солнечный свет, свежий воздух и вода влияют на их

здоровье. В процессе занятий формируется осознание значимости гигиены.

Физическая культура включает в себя широкий спектр средств, среди

которых:

физические

упражнения,

естественные

силы

природы

и

гигиенические

факторы.

Данные

элементы

не

только

способствуют

физическому развитию, но и формирует у детей восприятие здоровья, как

важной составляющей их жизни. Физическая культура в первую очередь

является частью более общего понятия «культура», которое отражает образ

мышления и характер поведения человека в обществе. Отношение человека к

природе и окружающему его миру напрямую влияет на уровень его

культуры, что подчеркивает важность экологического сознания.

Ни для кого ни секрет, что физическая культура, что физическая

культура

играет

важную

роль

в

момент

адаптации

организма

к

изменяющимся

природным

и

социальным

условиям.

Человек

может

использовать естественные силы природы, не только как часть физической

культуры, но и как полноценное самостоятельное средство физического

воспитания. К примеру, оптимальное влияние солнечных, воздушных и

водных ванн будет благоприятно сказываться на укреплении здоровья, а если

подключить физические упражнения, то и на улучшение физической

формы[3].

Двигательная

деятельность

является

важной

составляющей

для

взаимодействия организма с окружающей средой. Благодаря занятиям

физической культурой происходит более мягкая адаптация организма к

изменяющимся условиям, повышая саморегуляцию. Исходя из этого можно

сделать

вывод,

что

физическая

культура

не

просто

площадка

для

физического развития, а также важный инструмент для формирования у

детей осознанного отношения к своему здоровью и окружающему миру. Из

всего вышеперечисленного складывается вывод, что благодаря физической

культуре происходит осознание и формирование целостной картины мира,

что необходимо для гармоничного развития личности.

Игры

с

экологической

направленностью

представляют

собой

современный и эффективный метод экологического воспитания школьников.

Существует множество форм игровой деятельности, от экологических

викторин до экологических праздников.

Благодаря экологическим играм дети не просто знают об экологии, но и

учатся понимать живую и неживую природу, что в свою очередь,

благоприятно влияет на формирование у них экологического мышления и

осознанного отношения к окружающей среде. Игры дают детям не просто

теоретические знания, но и практические навыки, которые помогут

ответственно взаимодействовать с окружающей природой[2].

Игры с экологической направленностью могут включать в себя

сценические зарисовки, имитацию природоохранных действий. Игры по

экологии

в

рамках

физической

культуры

являются

не

просто

познавательными, но и очень интересными и увлекательными. Особенностью

таких игр является то, что акцент направлен на активную двигательную

деятельность. Благодаря тому, что в данных играх физическая активность

имеет ведущую роль, происходит развитие физических качеств.

Изучив теоретическую информацию о формах проведения подвижных

экологических игр физкультурной направленности, мы выделили самые

распространённые, которые используют учителя физической культуры для

младших школьников [2].

Игра «Съедобное и несъедобное»

Для этой игры необходим мяч. Ученики встают по кругу, в центре

водящий с мячом. Водящий называет съедобные или несъедобные предметы

и бросает мяч по часовой стрелке одноклассникам. Съедобные должны

поймать, несъедобные отбить. Тот, кто ошибся выбывает из игры.

Игра «Найди пару»

Игра подходит для 1-2 класса. Учитель раздает ученикам листочки с

названиями животных, чтобы в классе каждого животного было по паре.

Ученики не должны раскрывать кто они. По сигналу дети должны начать

изображать их животное действиями и звуками, так пары должны найти друг

друга и объединиться.

Игра «Я знаю»

Ученики встают в круг и по очереди называют растение/животное

(можно

только

выбрать

только

растения

или

только

животных),

подкидывают мяч вверх, успевают за время полета назвать и поймать мяч.

Выбывают из игры те, кто не успел поймать мяч или, кто повторился.

Игра «Земля, вода и воздух»

Ученики встают в круг, в середине водящий. По часовой стрелке

водящий кидает мяч однокласснику, выкрикивая «земля», «вода» или

«воздух», тот кто поймал мяч должен ответить на «землю» - животное, на

«воду» - рыбу, на «воздух» - птицу. Повторяться нельзя. Выбывают те, кто в

течении 5 секунд не ответили, повторились или не поймали мяч.

Игра «Поймай если сможешь!»

Все ученики выбирают себе роли животных. Запоминают свою роль и

запоминают другие. Выбирают водящего, который догоняет других, когда

водящий

осалил

кого-то,

он

должен

громко

сказать

«я

поймал

лису/зайца/льва», если он ошибся с животным, то отпускает свою «жертву» и

ловит снова, если правильно назвал, то уже пойманный становится водящим

и ловит других животных. Можно называться не животными, а птицами или

рыбами.

Игра «Утки и охотники»

Выбирается два охотника, которые встаю в разные стороны спортивной

площадки, все остальные ученики утки. Охотники перебрасываю друг другу

мяч, при этом должны выбить уток. Выбитые утки выбывают из игры.

Мы представили несколько популярных подвижных игр. Смело можно

сказать, что можно адаптировать большую часть подвижных игр на тему

экологического воспитания.

В нашей работе мы рассмотрели необходимость и целесообразность

использования экологического воспитания на уроках физической культуры в

школе. Мы определили, что подвижные игры экологической направленности

не только благотворно влияют на физическое воспитание, но и помогают

сформировать у детей ответственное и осознанное отношение к окружающей

среде.

Список использованных источников:

1.

Богапова З.Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной

школе / З.Ф. Богапова Э.Р. Хафизова Э.Р. / Актуальные проблемы

инновационного педагогического образования. - 2018. - № 1 (4). - С. 18-21.

2.

Луканова О.В. Экологическое воспитание младших школьников

на уроках физической культуры/ О.В. Луканова, О.А. Трякшина// Проблемы

педагогики, 2016 С. 49-50

3.

Манченко

Е.

В.

Формирование

экологической

культуры

посредством экологического просвещения / Е. В. Манченко, Ю. В.

Цыплухина // Качество и жизнь. – 2020. – № 1(21). – С. 84-86.



В раздел образования