Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТЬМИ С ТНР .
Ю.В. Жиляева г. Курган, МБДОУ «Детский сад № 34»
Для
современного дошкольника
характерна
потеря
живости,
притягательности
самого
процесса
познания,
познание
мира
идёт
информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр.
Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому,
что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу.
К
этим
проблемам
прибавляются
речевые
-
продолжается
рост
количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги
бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к
процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей
хочется назвать “уставшими от рождения”. Он только появился на свет, а ему
уже всё неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин
духовного, внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что
делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке
применения в логопедической работе проектного метода. Нам оказались
близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда
ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой
коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.
Основой коррекционно – развивающего процесса в речевой группе
являются «Программа воспитания и обучения в детском саду» [1] и
«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада» [2] , на которых базируется применяемый нами
в логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода
в течении трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития
воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе,
способствует
всестороннему
развитию
дошкольников
с
речевыми
проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами,
свойственными дошкольному возрасту.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное
снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и
обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику
возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных,
интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из выше означенного, пришли к выводу о необходимости
разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура
которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов
коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что
обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Применение
в
деятельности
логопеда
практико-ориентированных
проектов
более
нацелено
на
ожидаемый
результат
деятельности
их
участников, поэтому чаще используется при работе над звуком, слогом,
словом, предложением. Планирование проектов по подготовке к обучению
грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с
помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи,
слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения. Сложность
заключается в том, чтобы ненавязчиво подвести детей к заинтересованности
тем или иным вопросом этого раздела программного материала. Чаще всего
работа
строится
с
использованием
героев
детских
произведений,
театрализованных вкраплений и игровых моментов, поскольку это близко,
интересно и понятно дошкольникам.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого
проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей
силой, на которой взращивается личность.
Мы убеждены, что содержание образования дошкольника должно
строиться вокруг него самого. Детский опыт, начиная с интересов домашней
жизни, расширяется до интересов к жизни общества. В связи с этим, мы
решили в своей работе с детьми использовать метод детских проектов как
дополнительную форму воспитания и обучения.
Педагогическое проектирование понимается как одно из направлений
инновационной деятельности в образовательном учреждении, как способ
решения
задач
профессионально-личностного
развития
педагогов,
образовательно-воспитательных задач педагогического процесса, метод
проектов
как
технология
обучения,
которая
не
только
учит
детей
самостоятельно мыслить, а также делает процесс обучения личностно
значимым. Другими словами, достигается результат образованности, под
которой мы понимаем способность решать проблемы различной сложности и
значимости, самостоятельное решение социально и личностно значимых
проблем на основе использования освоенного социального опыта.
Суть «метода проекта» в организации жизнедеятельности детей состоит
в
реализации
процесса
проектирования,
при
котором
воспитанники
приобретают
знания
и
умения,
опыт
творческой
деятельности,
эмоционально-ценностного отношения к действительности. В процессе
планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и
реализации
метода
проектирования
необходимо
научить
детей
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из
различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и
устанавливать причинно-следственные связи.
Реализация содержания образовательно-воспитательного процесса по
основным программам, особенности контингента детей, профессиональные
интересы позволили нам выбрать и реализовать приоритетные направления
развития проектной деятельности с детьми.
В качестве значимой темы был выбран проект «Продукты питания»,
затем, продолжая тему питания, дети проявили интерес к хлебу и
хлебобулочным изделиям и пришли к единому мнению: несмотря на то, что
главным продуктом для нас является хлеб – они недостаточно знают о том,
откуда он «пришел».
Таким образом, определилась тема проекта – «Хлебец ржаной – отец
наш родной».
Каждый проект имел свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный
план действий. На этапе подготовки к детской проектной деятельности мы
опирались на ряд положений и правил С.М. Оберемок «Метод проектов в
дошкольном
образовании».
Проект
проходил
определенные
этапы,
продолжительность
каждого
зависела
от
темы
и
регламентировалась
интересами детей:
1. ВЫБОР
ТЕМЫ
(планирование
познавательной
деятельности)
–
постижение нового.
2. СБОР СВЕДЕНИЙ.
3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.
Результат реализации детской проектной деятельности на уровне данных
тем показал, что у воспитанников повысился интеллектуальный уровень
развития, расширился круг общения со сверстниками и взрослыми, дети
научились представлять продукт своей исследовательской деятельности,
представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя
в проектной деятельности, воспитанники получили радостные эмоции,
способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.
Мы
убеждены,
что
проектирование
–
интересная
комплексная
деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет
участников образовательного процесса, формирует навыки и способности,
потребность саморазвития детей, способствует не только росту нашего
педагогического мастерства, но и повышению результативности работы в
целом.