Напоминание

Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.


Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТЬМИ С ТНР .

Ю.В. Жиляева г. Курган, МБДОУ «Детский сад № 34»

Для

современного дошкольника

характерна

потеря

живости,

притягательности

самого

процесса

познания,

познание

мира

идёт

информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр.

Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому,

что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу.

К

этим

проблемам

прибавляются

речевые

-

продолжается

рост

количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги

бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к

процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей

хочется назвать “уставшими от рождения”. Он только появился на свет, а ему

уже всё неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин

духовного, внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что

делать? Как исправить ситуацию?

Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке

применения в логопедической работе проектного метода. Нам оказались

близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда

ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой

коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Основой коррекционно – развивающего процесса в речевой группе

являются «Программа воспитания и обучения в детском саду» [1] и

«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях

специального детского сада» [2] , на которых базируется применяемый нами

в логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода

в течении трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития

воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе,

способствует

всестороннему

развитию

дошкольников

с

речевыми

проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами,

свойственными дошкольному возрасту.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное

снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и

обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику

возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных,

интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше означенного, пришли к выводу о необходимости

разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура

которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов

коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что

обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Применение

в

деятельности

логопеда

практико-ориентированных

проектов

более

нацелено

на

ожидаемый

результат

деятельности

их

участников, поэтому чаще используется при работе над звуком, слогом,

словом, предложением. Планирование проектов по подготовке к обучению

грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с

помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи,

слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения. Сложность

заключается в том, чтобы ненавязчиво подвести детей к заинтересованности

тем или иным вопросом этого раздела программного материала. Чаще всего

работа

строится

с

использованием

героев

детских

произведений,

театрализованных вкраплений и игровых моментов, поскольку это близко,

интересно и понятно дошкольникам.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого

проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей

силой, на которой взращивается личность.

Мы убеждены, что содержание образования дошкольника должно

строиться вокруг него самого. Детский опыт, начиная с интересов домашней

жизни, расширяется до интересов к жизни общества. В связи с этим, мы

решили в своей работе с детьми использовать метод детских проектов как

дополнительную форму воспитания и обучения.

Педагогическое проектирование понимается как одно из направлений

инновационной деятельности в образовательном учреждении, как способ

решения

задач

профессионально-личностного

развития

педагогов,

образовательно-воспитательных задач педагогического процесса, метод

проектов

как

технология

обучения,

которая

не

только

учит

детей

самостоятельно мыслить, а также делает процесс обучения личностно

значимым. Другими словами, достигается результат образованности, под

которой мы понимаем способность решать проблемы различной сложности и

значимости, самостоятельное решение социально и личностно значимых

проблем на основе использования освоенного социального опыта.

Суть «метода проекта» в организации жизнедеятельности детей состоит

в

реализации

процесса

проектирования,

при

котором

воспитанники

приобретают

знания

и

умения,

опыт

творческой

деятельности,

эмоционально-ценностного отношения к действительности. В процессе

планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и

реализации

метода

проектирования

необходимо

научить

детей

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из

различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и

устанавливать причинно-следственные связи.

Реализация содержания образовательно-воспитательного процесса по

основным программам, особенности контингента детей, профессиональные

интересы позволили нам выбрать и реализовать приоритетные направления

развития проектной деятельности с детьми.

В качестве значимой темы был выбран проект «Продукты питания»,

затем, продолжая тему питания, дети проявили интерес к хлебу и

хлебобулочным изделиям и пришли к единому мнению: несмотря на то, что

главным продуктом для нас является хлеб – они недостаточно знают о том,

откуда он «пришел».

Таким образом, определилась тема проекта – «Хлебец ржаной – отец

наш родной».

Каждый проект имел свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный

план действий. На этапе подготовки к детской проектной деятельности мы

опирались на ряд положений и правил С.М. Оберемок «Метод проектов в

дошкольном

образовании».

Проект

проходил

определенные

этапы,

продолжительность

каждого

зависела

от

темы

и

регламентировалась

интересами детей:

1. ВЫБОР

ТЕМЫ

(планирование

познавательной

деятельности)

постижение нового.

2. СБОР СВЕДЕНИЙ.

3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.

Результат реализации детской проектной деятельности на уровне данных

тем показал, что у воспитанников повысился интеллектуальный уровень

развития, расширился круг общения со сверстниками и взрослыми, дети

научились представлять продукт своей исследовательской деятельности,

представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя

в проектной деятельности, воспитанники получили радостные эмоции,

способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.

Мы

убеждены,

что

проектирование

интересная

комплексная

деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет

участников образовательного процесса, формирует навыки и способности,

потребность саморазвития детей, способствует не только росту нашего

педагогического мастерства, но и повышению результативности работы в

целом.



В раздел образования