Напоминание

Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Ортнер Марина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 г.Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности

на уроках русского языка и литературы

Ортнер М.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45 г.Калуги

В современном мире на первое место выходит потребность быстро

реагировать на молниеносные изменения, происходящие в жизни. Мы живём в

эпоху стремительного развития информационных технологий. И потому

важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать

любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим

любому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Поэтому главным становится функциональная грамотность, так как это

способность человека решать практико-ориентированные задачи в различных

сферах жизни и деятельности, используя знания прикладных наук. Одним из её

видов является математическая грамотность. «Математика – это гимнастика для

ума»,- это фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок

учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать,

догадываться, опровергать.

Соперником математики среди школьных предметов является русский язык

и литература. Как же они связаны? Как формировать очень важную

математическую грамотность на этих, казалось бы, совсем несвязанных с

математикой науках? В этом нам поможет разобраться понятие математической

грамотности. Она представляет собой способность человека мыслить

математически, формулировать и интерпретировать математику для решения

задач в разнообразных математических контекстах. На практике оказывается, что

интеграция математики с литературой и русским языком происходит постоянно.

Большое значение на всех школьных предметах имеет работа с текстом.

Процесс понимания текста - это понимание каждого слова, словосочетания,

предложения, фразеологического оборота. Работая с текстом, можно

использовать следующие приёмы:

1. «Контекст». Он помогает обучающимся задавать и определять границы

обсуждения учебной темы, понимать ее ясно и точно, позволяет сосредоточиться

на содержании, имеющем отношение к цели деятельности. Научить определять

контекст - значит сделать шаг к пониманию и переработке дальнейшей

информации, содержащейся в тексте.

2. «Оптимизатор». Работа с учебным текстом предполагает оптимизировать

текст в соответствии с заданием. Это дает возможность учащимся сократить

только лишнюю информацию, осмысливая содержание и дальше свободно

ориентируясь в тексте. Задания: Укажи второстепенную информацию в каждом

абзаце, оптимизируй (сократи) количество абзацев так, чтобы остались только

описываемые события, объедини их одним словом или словосочетанием.

3. «Планировщик». Этот приём предполагает составление плана в соответствии

с последовательностью изложения. Задания: найди некорректно

сформулированные заглавия и предложи свой вариант; поясни, почему автор так

расположил части текста.

4. «Проблематика». Целью этого приёма является выявление недостающей для

решения учебной задачи информации и представление её в вопросно-ответной

форме.

5. «Аргумент». Суть приёма заключается в умении обосновывать свою точки

зрения. Главным в этой деятельности является выявление причин, гипотез,

которые обуславливают представленные в этом тексте факты. В связи с этим

ученику дается задание обосновать утверждение, подобрав необходимые

аргументы.

6. «Конструктор». Умение рассуждать и доказывать наиболее ярко реализуется

через этот приём. Целью является конструирование текста путем отбора, анализа,

сравнения, систематизации информации из различных источников. Обучающийся

берет из исходного текста замысел автора и сам создает новый текст в результате

творческой деятельности.

7. «Кластер». Он является приёмом графической систематизации материала,

формирует умения выделать смысловые единицы текста и графически оформлять

в определённом порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

8. «Алгоритм». Этот приём позволяет создать схему последовательных

действий, которые приведут к правильному результату. Работая с алгоритмами,

обучающиеся учатся планировать свою деятельность, видят образцы сжатого

способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме.

Таким образом, использование различных приёмов при работе с текстовой

информацией на уроках русского языка и литературы способствует

формированию математической грамотности обучающихся, помогает в

подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к другим

предметам.

Список литературы:

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого –

педагогические аспекты языкового образования/ 66 Рос.акад.образования,

Моск.психол.-соц.ин-т. – М.: Издательство Московского психолого-социального

института. Воронеж 2002 г.

Быстрова Е.А. цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы

формируем на уроках/ Е.А.Быстрова//Русская словесность 2003 г.

Матвеева Т.Е., Сапон С.А. «Реализация ФГОС общего образования:

развивающаяся система учебных заданий (учебно-методическое пособие) Санкт-

Петербург, издательство Политехнического университета 2014 год



В раздел образования