Автор: Ортнер Марина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 г.Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности
на уроках русского языка и литературы
Ортнер М.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №45 г.Калуги
В современном мире на первое место выходит потребность быстро
реагировать на молниеносные изменения, происходящие в жизни. Мы живём в
эпоху стремительного развития информационных технологий. И потому
важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать
любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим
любому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Поэтому главным становится функциональная грамотность, так как это
способность человека решать практико-ориентированные задачи в различных
сферах жизни и деятельности, используя знания прикладных наук. Одним из её
видов является математическая грамотность. «Математика – это гимнастика для
ума»,- это фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок
учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать,
догадываться, опровергать.
Соперником математики среди школьных предметов является русский язык
и литература. Как же они связаны? Как формировать очень важную
математическую грамотность на этих, казалось бы, совсем несвязанных с
математикой науках? В этом нам поможет разобраться понятие математической
грамотности. Она представляет собой способность человека мыслить
математически, формулировать и интерпретировать математику для решения
задач в разнообразных математических контекстах. На практике оказывается, что
интеграция математики с литературой и русским языком происходит постоянно.
Большое значение на всех школьных предметах имеет работа с текстом.
Процесс понимания текста - это понимание каждого слова, словосочетания,
предложения, фразеологического оборота. Работая с текстом, можно
использовать следующие приёмы:
1. «Контекст». Он помогает обучающимся задавать и определять границы
обсуждения учебной темы, понимать ее ясно и точно, позволяет сосредоточиться
на содержании, имеющем отношение к цели деятельности. Научить определять
контекст - значит сделать шаг к пониманию и переработке дальнейшей
информации, содержащейся в тексте.
2. «Оптимизатор». Работа с учебным текстом предполагает оптимизировать
текст в соответствии с заданием. Это дает возможность учащимся сократить
только лишнюю информацию, осмысливая содержание и дальше свободно
ориентируясь в тексте. Задания: Укажи второстепенную информацию в каждом
абзаце, оптимизируй (сократи) количество абзацев так, чтобы остались только
описываемые события, объедини их одним словом или словосочетанием.
3. «Планировщик». Этот приём предполагает составление плана в соответствии
с последовательностью изложения. Задания: найди некорректно
сформулированные заглавия и предложи свой вариант; поясни, почему автор так
расположил части текста.
4. «Проблематика». Целью этого приёма является выявление недостающей для
решения учебной задачи информации и представление её в вопросно-ответной
форме.
5. «Аргумент». Суть приёма заключается в умении обосновывать свою точки
зрения. Главным в этой деятельности является выявление причин, гипотез,
которые обуславливают представленные в этом тексте факты. В связи с этим
ученику дается задание обосновать утверждение, подобрав необходимые
аргументы.
6. «Конструктор». Умение рассуждать и доказывать наиболее ярко реализуется
через этот приём. Целью является конструирование текста путем отбора, анализа,
сравнения, систематизации информации из различных источников. Обучающийся
берет из исходного текста замысел автора и сам создает новый текст в результате
творческой деятельности.
7. «Кластер». Он является приёмом графической систематизации материала,
формирует умения выделать смысловые единицы текста и графически оформлять
в определённом порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
8. «Алгоритм». Этот приём позволяет создать схему последовательных
действий, которые приведут к правильному результату. Работая с алгоритмами,
обучающиеся учатся планировать свою деятельность, видят образцы сжатого
способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме.
Таким образом, использование различных приёмов при работе с текстовой
информацией на уроках русского языка и литературы способствует
формированию математической грамотности обучающихся, помогает в
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к другим
предметам.
Список литературы:
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого –
педагогические аспекты языкового образования/ 66 Рос.акад.образования,
Моск.психол.-соц.ин-т. – М.: Издательство Московского психолого-социального
института. Воронеж 2002 г.
Быстрова Е.А. цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы
формируем на уроках/ Е.А.Быстрова//Русская словесность 2003 г.
Матвеева Т.Е., Сапон С.А. «Реализация ФГОС общего образования:
развивающаяся система учебных заданий (учебно-методическое пособие) Санкт-
Петербург, издательство Политехнического университета 2014 год